Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 01:45, курсовая работа
В наши дни заметно усилился коллективный характер деятельности, и как следствие, увеличилось внимание к проблемам групповой динамики и лидерства. Все больше и больше исследований посвящаются проблемам эффективности организации и управления людьми, регуляции развертывающихся между ними отношений, использованию разных средств и воздействий на них.
С одной стороны, тематика исследования получает интерес в научных кругах, с другой стороны, как было показано, существует недостаточная разработанность и нерешенные вопросы. Это значит, что данная работа помимо учебной, будет иметь как теоретическую, так и практическую значимость.
Оглавление
Введение 3
1. Групповая динамика 4
1.1. Хоторнский эксперимент в теории управления 8
1.2 Неформальные организации и механизмы их возникновения 12
1.3 Основные понятия групповой динамики 17
2. Законы групповой динамики 30
Группы: формальные и неформальные 30
Статусоцентризм 30
Внутригрупповой фаворитизм 31
Значение слухов 31
Психологический обмен 32
Идиосинкразический кредит 32
Синергетический эффект группы 32
Коллективизация мышления 33
Групповая сплочённость 33
Минимальная групповая парадигма 34
Давление группы на индивида 34
Процесс принятия группового решения 35
Групповая леность 35
Групповой дух 36
Качество группового решения 37
Сдвиг риска 37
Поляризация группы 37
Групповая нормализация 37
Эффективность групповой деятельности 38
Изменения в команде: 41
3. Характеристика и анализ объекта управления 45
Список литературы 50
Приложение 1 Структура ДОАО «Спецгазавтотранс»
Данный положительный эффект – это проблема для менеджеров, решается который тщательнейшим отбором личностей в команду (будет рассмотрен далее).
С явлением коллективизации мышления, с процессом его возникновения и сохранения связана следующая типичная симптоматика:
Сплоченность групповая — один из процессов групповой динамики, характеризующий степень приверженности к группе ее членов.
В качестве конкретных показателей групповой сплоченности, как правило, рассматриваются:
К числу основных факторов групповой сплоченности чаще всего относят:
Выявленная Тэшфелом «минимальная групповая парадигма»: для индивида: достаточно минимального ощущения себя членом группы, чтобы немедленно идентифицировать себя с нею. [см. подробно: Аронсон, 1999; Андреева, 2000]
Суть феномена давления группы на индивида состоит в принятии уже существующих норм групповой жизни каждым вновь вступающим в нее индивидом. Этот феномен получил в социальной психологии наименование феномена конформизма.Чаще говорят не о конформизме, а о конформности или конформном поведении, имея в виду чисто психологическую характеристику позиции индивида относительно позиции группы. Мера конформности – мера подчинения группе в том случае, когда противопоставление мнений субъективно воспринималось индивидом как конфликт. Различают внешнюю конформность, когда мнение группы принимается индивидом лишь внешне, он продолжает ему сопротивляться, и внутреннюю (подлинный конформизм), когда индивид действительно усваивает мнение большинства. Негативизм наступает в случае, когда группа оказывает давление на индивида, сопротивляющегося этому давлению и демонстрирующего независимость. Негативизм не подлинная независимость, это специфический случай конформности. Если индивид ставит своей целью любой ценой противостоять мнению группы, то фактически вновь зависит от группы, ему приходится активно продуцировать антигрупповое поведение, т. е. быть привязанным к групповому мнению. Конформности противопоставлены самостоятельность, независимость.
Впервые модель конформности продемонстрирована в экспериментах С. Аша, осуществленных в 1951 г.
Существуют три типа поведения:
Феномен группового давления как один из механизмов формирования малой группы (вхождения индивида в группу) неизбежно останется формальной характеристикой групповой жизни до тех пор, пока при его выявлении не будут учтены содержательные характеристики групповой деятельности, задающие особый тип отношений между членами группы. Давление на индивида может оказывать не только большая группа, но и меньшинство. М. Дойчем и Г. Джерардом были выделены два вида группового влияния: нормативное (давление оказывает большинство, и его мнение воспринимается членом группы как норма) и информационное (давление оказывает меньшинство, и член группы рассматривает его мнение лишь как информацию, на основе которой он должен сам осуществить свой выбор).
Не путать конформность с конформизмом. Конформность — подверженность мнению группы. Бывает внешняя, когда мнение принимается, но внутреннего согласия нет. И внутренняя, когда индивид усваивает мнение группы.
Две важные закономерности:
В настоящее время в социальной психологии достаточно хорошо изучен и описан эффект социальной лени. В отличие от эффекта ингибиции, который преимущественно связывается со снижением результатов индивидуальной деятельности в присутствии других людей, эффект социальной лени проявляется каждый раз, когда важен общий результат совместной деятельности, складывающийся из индивидуальных вкладов всех членов группы.
Он отчетливо проявляется
в уменьшении индивидуального вклада
сотрудников группы в тех случаях,
когда они знают, что их коллеги
совместно с ними выполняют в
точности ту же работу и значение имеет
общий (суммарный) результат, а не их
персональные достижения. Этот эффект
отчетливо проявляется в
Открывателем эффекта социальной лени является Макс Рингельман.
По мнению И. Штайнера, эффект социальной лени иллюстрирует базовый принцип, согласно которому действительная продуктивность группы равна ее потенциальной продуктивности минус мотивационные и координационные потери. По мнению Д. Майерса, причиной повышения или снижения мотивации работников в коллективной деятельности является реакция человека на оценку его личности и деятельности со стороны других людей. Когда увеличивается боязнь оценки, результатом будет социальная фасилитация (усиление мотивации к деятельности), когда же затерянность в толпе и анонимность уменьшают боязнь оценки, результатом будет социальная лень.
Существует ряд факторов,
существенно снижающих
Этим термином, введенным И. Джанисом, обозначается такая высокая степень включенности в систему групповых представлений и ценностей, которая мешает принятию правильного решения. Очевидность правильного решения приносится в жертву единодушию группы. Было выявлено, что наиболее значимыми факторами формирования “группового духа” являются: очень высокая сплоченность группы; ярко выраженное наличие “мы-чувства”; изоляция группы от альтернативного источника информации; высокий уровень неопределенности одобрения индивидуальных мнений членами группы.
Установлено, что его преимущество перед индивидуальным решением зависит от стадии принятия решения: на фазе нахождения решения индивидуальное решение более продуктивно, на фазе разработки (доказательства правильности) выигрывают групповые решения.
Сдвиг риска - феномен групповой психологии. Более высокий уровень рискованности действий, на которые решается группа, в сравнении с действиями ее членов, когда они выступают автономно. Объясняется тем, что мера ответственности за ошибочное решение распределяется между всеми членами группы и из-за этого снижается.
Групповая поляризация (от лат. polarisatia – сдвиг к краю, смещение к полюсу) – социально-психологический феномен, возникающий как результат групповой дискуссии, в ходе которой разнородные мнения и позиции участников не сглаживаются, а оформляются к концу дискуссии в две противоположные позиции, исключающие любые компромиссы. В ходе групповой дискуссии противоположные мнения, имевшиеся у различных группировок, не только обнажаются, но и вызывают принятие или отвержение их большей частью группы, а более “средние” мнения как бы отмирают. Это обнажение крайних позиций способствует более ясной картине, которая складывается в группе по дискутируемой проблеме. Однако до конца не выясненным остается вопрос о том, какая точка зрения (решение) и каким образом все-таки принимается как единая для всей группы. Эффективный менеджер знает подходы к решению данной проблемы и переводит группу к следующему феномену.
Групповая нормализация (от лат. norma – норма, образец) – социально-психологический феномен, возникающий как результат групповой дискуссии, когда первоначально разнородные и даже экстремальные позиции участников сглаживаются и при ее завершении приобретают характер единого, разделяемого всеми усредненного мнения.
Все динамические процессы,
происходящие в малой группе, обеспечивают
определенным образом эффективность
групповой деятельности. Логично
и этот вопрос рассмотреть как
составную часть проблемы групповой
динамики. Эффективность деятельности
малой группы может быть исследована
на различных уровнях. Когда малая
группа понимается прежде всего как
лабораторная группа, эффективность
ее деятельности означает эффективность
деятельности по выполнению конкретного
задания экспериментатора. Не случайно
поэтому, что большинство
Однако такие исследования
ничего не могут сказать о том,
как влияют на эффективность деятельности
группы характер этой деятельности, ее
содержание. Более того, при принятых
образцах исследования этой проблемы
она рассматривается
В действительности же производительность труда группы (или продуктивность) есть лишь один показатель эффективности. Другой, не менее важный показатель - это удовлетворенность членов группы трудом в группе. Между тем эта сторона эффективности оказалась практически не исследованной. Точнее было бы сказать, что проблема удовлетворенности присутствовала в исследованиях, однако интерпретация ее была весьма специфичной: имелась в виду, как правило, эмоциональная удовлетворенность индивида группой. Результаты экспериментальных исследований были довольно противоречивыми: в некоторых случаях такого рода удовлетворенность повышала эффективность деятельности группы, в других случаях - нет. Объясняется это противоречие тем, что эффективность связывалась с таким показателем, как совместная деятельность группы, а удовлетворенность - с системой преимущественно межличностных отношений.
Проблема удовлетворенности, между тем, имеет другую сторону - как проблема удовлетворенности трудом, т.е. выступает в непосредственном отношении к совместной групповой деятельности. Акцент на этой стороне проблемы не мог быть сделан без одновременной разработки вопроса о роли совместной деятельности группы как ее важнейшем интеграторе, об уровнях развития группы на основе развития этой деятельности. Принятие принципа совместной деятельности в качестве важнейшего интегратора группы диктует определенные требования к изучению эффективности. Она должна быть исследована в контексте конкретной содержательной деятельности группы и реальных отношений, которые сложились в этом процессе на каждом этапе развития группы. Логично предположить, что группы, находящиеся на разных стадиях развития, должны обладать различной эффективностью при решении различных по значимости и трудности задач. Так, группа, находящаяся на ранних этапах развития, не в состоянии успешно решать задачи, требующие сложных навыков совместной деятельности, но ей доступны более легкие задачи, которые можно как бы разложить на составляющие. Наибольшую эффективность от такой группы можно ожидать в тех случаях, когда задача в минимальной степени требует участия группы как целого.