Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 21:39, курсовая работа
Цель работы – изучение основных аспектов планирования деятельности аграрных предприятий и разработка мероприятий по его совершенствованию.
К основным путям повышения
экономической эффективности
- интенсификация молочного скотоводства посредством создания современной материально-технической базы;
- соответствующее ветеринарно-зоотехническое обслуживание поголовья;
- создание прочной кормовой базы;
- совершенствование размещения, концентрации и специализации молочного скотоводства;
- развитие селекции в молочном направлении;
- внедрение эффективных
методов воспроизводства
- внедрение интенсивных технологий производства молока;
- наиболее эффективных форм
и прогрессивных методов
Наибольший удельный вес в структуре посевов традиционно занимают зерновые и зернобобовые, сахарная свекла, рапс, затем кормовые культуры, такие как кукуруза на силос, однолетние и многолетние травы. Особое внимание в последнее время уделяется возделыванию такой товарной культуры как рапс, за последние два года площадь посевов увеличилась в 1,13 раз.
В 2010 году урожайность практически всех сельскохозяйственных культур снизилась к уровню прошлого года, что связано с плохими погодными условиями и агротехническими ошибками.
Предприятие имеет многоотраслевую направленность производства. При этом наибольший удельный вес в структуре товарной продукции в 2008-2010гг. занимало молоко, зерно и КРС.
2.2 Анализ и оценка сильных и слабых сторон организации SWOT-анализ
Исходным процессом
Руководству предприятия необходимо определить, обладает ли организация внутренними силами, чтобы воспользоваться открывающимися возможностями, и какие внутренние слабости могут осложнить решение будущих проблем, связанных с внешними опасностями. Этим целям служит анализ сильных и слабых сторон организации. Внутренняя среда организации — это та часть общей среды, которая находится в рамках организации. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации.
Выявив сильные и слабые стороны и взвесив факторы по степени важности, руководство может определить те функциональные зоны, которые требуют немедленного вмешательства или могут подождать, а также те, на которые можно опереться при разработке стратегии организации.
Наиболее распространённый и признанный метод оценки среды — SWOT — по начальным буквам английских слов strengths (сильные стороны), weaknesses (слабые стороны), opportunities (возможности) и threats (угрозы).
SWOT-анализ может проводиться в течение любого имеющегося времени — от 1-2 ч до нескольких дней. В первом случае выводы делают на основе экспресс-опроса, во втором - на основе изучения документов, разработки модели ситуации и детального обсуждения проблем с заинтересованными лицами. При этом количественная оценка сильных и слабых сторон позволяет расставить приоритеты и на их основе распределить ресурсы между различными направлениями экономического роста[19, с. 86].
Основным инструментом регулярного
стратегического управления многие
предприятия выбирают матрицу «качественного»
стратегического анализа, которую
называют матрицей SWOT. Эта матрица
предоставляет руководителям
Самое привлекательное в
этом методе то, что информационное
поле формируется непосредственно
самими руководителями, а также наиболее
компетентными сотрудниками компании
на основании обобщения и
При этом отпадает необходимость
в использовании мощных дорогостоящих
систем «количественного» анализа
и привлечении не менее дорогих
экспертов, которые, хуже зная специфику
конкретного рынка и
На основании
Поэтому внешний анализ,
помимо оценки рыночной конъюнктуры, должен
охватывать такие сферы, как экономика,
политика, технология, международное
положение и социально-
-Government - правительство;
-Economy - экономика;
-Technology - технология;
-Society - общество.
Процедуры внутреннего анализа могут и должны включать в себя оценку уникальности ресурсов и технологий, основных компонентов менеджмента, корпоративной культуры и т.п.
Оценка сильных и слабых сторон предприятия по отношению к возможностям и угрозам внешней среды как раз и определяет наличие у предприятия стратегических перспектив и возможность их реализации.
Методология построения матрицы первичного стратегического анализа заключается в том, что сначала весь мир делится на две части — внешнюю среду и внутреннюю (само предприятие), а затем события в каждой из этих частей - на благоприятные и неблагоприятные: внешняя – внутренняя, сила - слабость, возможности – угрозы (рисунок 1).
Рисунок 1 - Матрица первичного стратегического SWOT-анализа
Примечание – Источник: [19, с. 89].
Стратегии предприятия определяются
исходя из сопоставления (корреляции)
характеристик среды и
Для верхней правой зоны характерны стратегии, направленные на компенсацию слабых сторон компании за счет хороших возможностей, предоставляемых внешней средой (создание совместных предприятий для активной работы на перспективном рынке). Для левой верхней зоны матрицы лучшей стратегией станет упор на рост и увеличение продаж, а для правой нижней - самым разумным становится либо концентрация на узком сегменте рынка, либо уход с рынка. Результаты SWOT-анализа представлены в таблицах 1, 2.
Таблица 1 - SWOT-анализ КУП Сельскохозяйственная экспериментальная база «Устье» за 2010 г.
Сильные стороны |
Слабые стороны |
-наличие сплоченного коллектива и грамотного руководства; -неплохая урожайность; -применение активной
сбытовой политики, включающей в
себя: продажу на основе прямых
связей с торговыми -соответствующее ветеринарно- -наличие свободных |
-недостаточный объем оборотных средств; - низкорентабельное производство; - неэкономный расход электроэнергии; -дебиторская и кредиторская задолженность; -недостаток - изношенное оборудование; - низкая загруженность производственных мощностей; - низкая заработная плата рядовых работников. |
Возможности |
Угрозы |
- развитие селекции в молочном направлении; -внедрение эффективных
методов воспроизводства -наиболее эффективные
формы и прогрессивные методы
организации труда и - создание прочной кормовой базы; -приобретение нового оборудования и новейших технологий; -интенсификация молочного скотоводства посредством создания современной материально-технической базы; -введение в севооборот более рентабельных культур. |
- конкуренция со стороны местных поставщиков; -погодные условия; -агротехнические ошибки; -растущая степень влияния поставщиков и покупателей; -низкая покупательная способность потребителей; -рост тарифов на топливно-энергетические ресурсы. |
Примечание – Источник: собственная разработка.
Большинство характеристик по КУП Сельскохозяйственная экспериментальная база «Устье» относятся к средним активам предприятия и это: неплохая урожайность, невысокая загруженность производственных мощностей, слабо отлаженная сбытовая сеть, известность предприятия, проводимая рекламная политика. К проблемам КУП «Сельскохозяйственная экспериментальная база Устье» требующим внимания, относятся: недостаточная мотивация персонала, нехватка высококвалифицированных специалистов, низкие финансовые возможности, устаревшее и изношенное оборудование.
Таблица 2 - Развёрнутая форма SWOT-анализа (матрица SWOT-анализа) КУП Сельскохозяйственная экспериментальная база «Устье»
Сильные стороны |
Слабые стороны | |
Возможности
|
1. Развитая сеть поставщиков
дает возможность выбора более
качественных комплектующих, 2. Наличие свободных |
1. Снижение уровня налогов и
стоимости кредитов, а так же
высокий спрос, необходимо 2. Недостаточно активное 3. Государственная поддержка |
Угрозы |
1. Наличие свободных 2. Упор на высокий технический
уровень при продвижении с/х
продукции должен помочь 3. Повышение заработной платы
ускоренными темпами должно |
1. Линейно-функциональная 2. Изношенность значительной 3. Устаревшая система качества может затруднить преодоление рыночных барьеров. 4. Невыгодные условия поставки
могут заставить заказчиков 5. Низкий уровень заработной
платы будет способствовать 6. Отсутствие серьезной |
Примечание - Источник: собственная разработка
В целях увеличения объемов сбыта КУП Сельскохозяйственная экспериментальная база «Устье» одним из основных направлений в реализации маркетинговой стратегии является расширение рекламной деятельности, участие в разнообразных выставках, презентациях, семинарах. Основными методами реализации маркетинговой политики являются:
Таким образом, на основании проведенного исследования отметим, что предприятие выбрало правильную стратегию развития, однако не все ее показатели выполняются как показано в планах, в связи с чем предприятию необходимо разработать эффективную стратегию на перспективу.
2.3 Анализ и оценка внешней среды предприятия
Внешняя среда организации представляет собой совокупность переменных факторов, которые находятся за границами организации и не являются сферой непосредственного воздействия со стороны её менеджмента. Выделяют внешнюю среду прямого (микросреда) и косвенного (макросреда) воздействия.
Внешняя среда прямого воздействия (микросреда) охватывает организации и людей, которые могут вступать в контакт с организацией, оказывая на неё воздействие в силу выполняемых ими задач. К ним относятся: поставщики, потребители, конкуренты, различные контролирующие органы, местные органы власти. Наиболее сильное давление организация испытывает от такого фактора прямого воздействия, как рынок.
Внешняя среда организации косвенного воздействия (макросреда) – это политические факторы, факторы демографического, природного, научно-технического характера, социокультурные факторы, состояние экономики, международные события и другие факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на операции, но, тем не менее, сказываются на них (рисунок 2).
Рисунок 2 - Воздействие внешней среды
Примечание – Источник: [18, с. 23].
Проанализируем внешнюю среду КУП Сельскохозяйственная экспериментальная база «Устье»: по отдельности факторы макросреды и факторы микросреды (таблицы 3, 4).