Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 13:23, дипломная работа
Целью настоящей работы является изучение особенностей кредитования населения как основного направления деятельности коммерческого банка на примере Бурятского отделения №8601 Сберегательного банка России.
Введение 3
1 Теоретические основы кредитования физических лиц 6
1.1 Сущность потребительского кредитования 6
1.2 Классификация потребительского кредита 13
1.3 Банковский процент за кредит 17
2 Анализ кредитования населения на Бурятского отделения Сбербанка России №8601 24
2.1 Характеристика банка 24
2.2 Кредитные продукты банка для физических лиц (виды кредита) 31
2.3 Этапы кредитования физических лиц банком 45
2.4 Анализ кредитоспособности потенциального заемщика 47
2.5 Анализ кредитного портфеля банка 52
3 Проблемы кредитования населения и возможные пути их решения 59
3.1 Организация работы с проблемными кредитами 59
3.2 Совершенствование методики определения кредитоспособности заемщика 62
Заключение 67
Список используемой литературы 70
Приложение 73
Рис. 1 Соотношение удельного веса портфеля потребительских кредитов и удельного веса общего кредитного портфеля к активам баланса
Необходимо обратить внимание на динамику кредитных вложений. Именно ее анализ покажет, что происходило с банком за последний период.
Темпы роста кредитного портфеля определяются по формуле (2.2).
Тр
= Пт / Пп
где Тр - темп роста кредитного портфеля;
Пт - Кредитный портфель за текущий период;
Пп
- Кредитный портфель за предыдущий
период.
Темп роста кредитного портфеля в Бурятском отделении Сбербанка России №8601 на 1 января 2009 года составил 129% или вырос в 1,29 раза по сравнению с 1 января 2008 года, в 2009 году – также 129% (в 1,29 раза). Темп роста портфеля потребительского кредитования: на 1 января 2009 год – 171% (в 1,71 раза), на 1 января 2010 года – 167% (в 1,67 раза). Из этого следует, что при уменьшении темпов роста кредитного портфеля в целом на 1 января 2010 года, отмечено незначительное снижение портфеля потребительских кредитов на 4% или в 0,4 раза.
На рисунке 2 наглядно показана разница темпов роста кредитного портфеля в целом и портфеля потребительских кредитов.
Рис. 2 Темпы роста кредитного портфеля и портфеля потребительских кредитов Бурятского ОСБ №8601
За анализируемый период в области кредитования физических лиц Сбербанк России предоставлял широкий спектр услуг. Особой популярностью пользуются жилищные кредиты и кредиты на неотложные нужды.
Рассмотрим структуру кредитного портфеля физических лиц по видам предоставляемых кредитов.
Таблица 16 Структура кредитного портфеля физических лиц Бурятского отделения Сбербанка России по видам предоставляемых кредитов
Ссудная задолженность, всего | 01.01.2008 г. | 01.01.2009 г. | 01.01.2010 г. | |||
млн. руб. | % | млн. руб. | % | млн. руб. | % | |
227 | 100 | 389 | 100 | 650 | 100 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Жилищные кредиты | 97,6 | 43 | 198,4 | 51 | 299 | 46 |
Кредит на неотложные нужды | 102,2 | 45 | 167,3 | 43 | 286 | 44 |
Автокредит | 15,9 | 7 | 13,2 | 3,4 | 32,5 | 5 |
Пенсионный кредит | 2,3 | 1 | 3,9 | 1 | 13 | 2 |
Доверительный | 4,5 | 2 | 2,3 | 0,6 | 13 | 2 |
Другие виды кредитов | 4,5 | 2 | 3,9 | 1 | 6,5 | 1 |
На рисунке 3 показано, какие виды кредитов пользуются наибольшим спросом у населения по состоянию на 1 января 2010 года.
Рис. 3 Структура кредитного портфеля Бурятского ОСБ №8601 по видам предоставляемых кредитов на 1 января 2010 года, %
Таким
образом, наибольшим спросом у населения
в Бурятском отделении
Анализ кредитной политики Бурятского ОСБ №8601 выявил проблемы, с которыми банку приходится сталкиваться в процессе кредитования.
Во-первых, ключевым видом риска для Банка является риск невозврата или несвоевременного возврата заемщиками кредитов, полученных от Банка. В своей деятельности по решению данной проблемы Сбербанк создает достаточные резервы под возможные потери по кредитам, также поддерживает структуру кредитного портфеля согласно нормативам ЦБ РФ и следует принятого курса на диверсификацию (распределение риска).
Во-вторых, в современном мире суперконкуренции и предложения различных кредитных услуг Сбербанк может сдать свои позиции по причине длительного оформления заявки на кредит (большой пакет документов, продолжительное время на проверку кредитоспособности заемщика и т.д.).
Вышеназванные проблемы кредитования дают основу для разработки предложений по совершенствованию кредитования в Бурятском ОСБ №8601.
Здесь можно выделить два момента:
Рассмотрим предложенные пути совершенствования кредитования в Бурятском отделении Сбербанка России №8601 более подробно.
Работа с проблемными кредитами должна включать элементы страхования, которые банки включают в свои программы кредитования, некоторые кредиты неизбежно переходят в разряд проблемных. Обычно это означает, что заемщик не произвел своевременно один или более платежей или что стоимость обеспечения по кредиту значительно снизилась. Несмотря на то, что каждый проблемный кредит имеет свои особенности, всем им присущи определенные общие черты, которые говорят банкиру о том, что возникли определенные трудности:
1. Необычные или необъяснимые причины задержки осуществления платежей или прекращения контактов с работниками банка.
2.
Увольнение или сокращение
В случае если кредит становится проблемным, можно предложить следующие основные шаги, которые описаны зарубежными экспертами по разработке планов по возврату кредитов - процессу возмещения средств банка в случае возникновения проблемной ситуации.
1.
Всегда помнить о цели
2.
Крайне важными являются
3. Отделить ответственность по разработке подобных планов от функции кредитования для того, чтобы избежать возможных столкновений интересов у конкретного кредитного инспектора.
4.
Кредитные инспектора должны
как можно быстрее обсудить
с проблемным заемщиком
5. Оценить, какой суммой средств нужно располагать для взыскания проблемного кредита (в том числе оценить продажную цену активов и размеры депозитов).
6. Сотрудники, занимающиеся возвратом кредитов, должны изучить налоговые декларации и судебные иски для того, чтобы выяснить, имеет ли заемщик другие неоплаченные долговые обязательства.
7.
Сотрудники банка должны
8.
Нужно рассмотреть все
Страхование и привлечение достаточного обеспечения позволяют вернуть ссуженные средства и компенсировать убытки банка по процентам за кредит путем страхового возмещения от страховой компании или реализации обеспечения. Однако в условиях запутанной и усложненной процедуры реализации обеспечения более предпочтительным выглядит страхование кредитов в надежной страховой компании, поскольку в этой ситуации проблемами залога, его наличия, сохранности, реализации в случае непогашения кредита занимается страховая компания, а не банк, что, в свою очередь, экономит средства банка и рабочее время сотрудников кредитных подразделений и служб безопасности.
Таким образом, страхование кредитов в надежной страховой компании позволит снизит риски самого банка и упростит организацию работы с проблемными кредитами в банке.
В работе по снижению времени рассматривания заявок в Бурятском ОСБ №8601 рекомендуется выполнить мероприятия по устранению причин, вызывающих данную проблему:
С целью привлечения большего количества клиентов нужно пересмотреть и сократить количество документов, необходимых для оформления кредита.
Здесь необходима целенаправленная работа с заемщиком: в данном случае ужесточение условий предоставления кредита.
Данные рекомендации, реализованные в комплексе, будут способствовать уменьшению времени обработки заявок, что значительно повысит конкурентоспособность Сбербанка на фоне других коммерческих банков.
Используемую банком технологию оценки заемщиков физических лиц предлагается модернизировать следующим образом (приложение 1).
Модернизированная схема проведения оценки заемщика представляет собой автоматизированную систему обработки данных.
Система состоит из двух аналитических блоков: блока анализа данных и блока принятия решений. Система позволит обмениваться банками данных с государственными органами, что обеспечит ОАО «БИНБАНК» в Агинском наиболее полной и достоверной информацией о заемщике.
Оценка кредитоспособности физического лица будет проводится по следующей схеме:
Схема 1 Оценка кредитоспособности заемщика – физического лица
В
блоке анализа системы
1) получаемые доходы (используя базу банных Пенсионного фонда РФ);
2)
имеющаяся недвижимость, земельные
участки, их площадь и
3) наличие автотранспорта, его возраст (база данных ГИБДД);
4)
подтверждение данных о
5)
привлечение данных
Рассмотрим данную схему оценки кредитоспособности заемщика на примере, который был представлен в главе 2.
Балюев Дмитрий Владимирович обратился Бурятское ОСБ №8601 с заявлением на получение кредита на приобретение автотранспортных средств. Кредитоспособность Балюева Д.В. была оценена по системе «кредит-скоринг», т.е. начисления баллов клиенту.
Было принято решение выдать заемщику Балюеву Д.В. кредит в размере 540 000 рублей сроком на 2 года.
Оценка кредитоспособности Балюева Д.В. с помощью автоматизированной системы проводится по следующей схеме:
1.
Анкета заемщика была
2.
Запрос о получаемых доходах
Балюева Д.В. в Пенсионном
Информация о работе Кредитование населения как одна из основных функции коммерческого банка