Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 08:59, реферат
Уральский банк Сбербанка России предлагает широкий спектр услуг корпоративным клиентам: комплексное банковское обслуживание юридических лиц (в рублях и иностранной валюте); кредитование; финансирование инвестиционных проектов и экспортно-импортных операций; реализация "зарплатных" проектов; обслуживание участников внешнеэкономической деятельности; операции с драгоценными металлами; операции с ценными бумагами; инкассация, доставка денежной наличности и других ценностей; услуги Негосударственного Пенсионного Фонда Сбербанка России.
1. ВВЕДЕНИЕ .............................................................................................................................. 3
2. ПОЛОЖЕНИЕ СБЕРБАНКА НА ФИНАНСОВОМ РЫНКЕ ........................................................ 4
3. АНАЛИЗ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ........................................................................................... 6
4. АНАЛИЗ АКТИВОВ И ПАССИВОВ ........................................................................................... 8
5. КОРПОРАТИВНЫЙ БИЗНЕС ................................................................................................. 10
Кредитование корпоративных клиентов ......................................................................... 10
Привлечение средств корпоративных клиентов ............................................................. 13
Услуги корпоративным клиентам ..................................................................................... 13
6. РОЗНИЧНЫЙ БИЗНЕС .......................................................................................................... 16
Кредитование частных клиентов ..................................................................................... 16
Привлечение средств частных клиентов ......................................................................... 20
Услуги частным клиентам ................................................................................................. 21
Организация розничного обслуживания и продаж .......................................................... 24
7. ОПЕРАЦИИ НА ФИНАНСОВЫХ РЫНКАХ ............................................................................ 25
Операции на денежном рынке и рынке наличной валюты ............................................. 25
Заимствования на международных рынках капитала ................................................... 25
Операции с ценными бумагами .......................................................................................... 26
8. УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ ..................................................................................................... 29
Кредитный риск .................................................................................................................. 29
Риск ликвидности ................................................................................................................ 32
Рыночный риск .................................................................................................................... 34
Операционный риск ............................................................................................................. 35
Другие виды риска ............................................................................................................... 36
9. КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ........................................................................................ 38
Организационная структура ............................................................................................. 38
Вознаграждение лиц, входящих в состав органов управления Банка ............................ 50
Крупные сделки .................................................................................................................... 51
Сделки, в совершении которых имеется заинтересованность ..................................... 52
Акционерный капитал ......................................................................................................... 58
Отчет о выплате объявленных и начисленных дивидендов ........................................... 59
Соблюдение Кодекса корпоративного поведения ............................................................ 60
10. ФИЛИАЛЬНАЯ СЕТЬ ............................................................................................................ 62
Филиальная сеть на территории Российской Федерации ............................................. 62
Развитие банковской сети и дочерних банков за рубежом ........................................... 63
11. ПЕРСОНАЛ ........................................................................................................................... 67
12. ОПТИМИЗАЦИЯ БАНКОВСКИХ ПРОЦЕССОВ ...................................................................... 68
13. ОТДЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ БАНКА .......................................................................................... 69
14. ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ, ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ БАНКОМ ........................................... 71
15. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ .................................................................................................. 72
Сбербанка за последние два года.
Ценовая политика
В 2010 году общий тренд на снижение процентных ставок по кредитам корпоратив-
ным заемщикам в банковском секторе предопределил изменение процентных ставок Бан-
ка для своих клиентов. Средневзвешенная ставка по кредитам юридическим лицам в руб-
лях снизилась на 5,4 п.п., в валюте – на 1,9 п.п. Банк осуществлял более осторожную це-
новую политику по сравнению с основными конкурентами, внимательно отслеживая фи-
нансовое состояние заемщиков, качество обеспечения и существующие риски кредитова-
ния.
Сегментация корпоративного бизнеса
Банк активно взаимодействует как с флагманами российского и наднационального
бизнеса, формирующих большую часть добавленной стоимости в российской экономике,
так и с сегментом микро- и малого бизнеса. С точки зрения кредитования, приоритетное
внимание оказывается предприятиям, имеющим положительную кредитную историю, ос-
новной объем оборотов которых проходит по счетам в Сбербанке.
Структура кредитного портфеля Банка в разрезе клиентских сегментов по итогам
2010 года принципиально не изменилась:
1 янв'11 1 янв'10
млн руб.
остаток,
млрд руб. доля, %
остаток,
млрд руб. доля, %
Крупная корпоративная клиентура 2 471 51.9 2 122 50.0
Средний бизнес 1 613 33.8 1 556 36.5
Малый бизнес 529 11.1 479 11.3
Исполнительные органы власти 153 3.2 92 2.2
Всего 4 766 100.0 4 249 100.0
Корпоративный бизнес
12
Кредитование крупнейших клиентов
В 2010 году Сбербанк активно кредитовал крупнейших корпоративных клиентов.
Банком предоставлялись средства на финансирование текущей деятельности и инвестици-
онных программ клиентов, рефинансирование кредитов в других банках, приобретение
активов и совершение сделок по слиянию и поглощению, финансирование лизинговых
сделок, расходов по участию в тендерах, строительства жилья, в том числе по контрактам
с Министерством обороны Российской Федерации.
Банк завершил ряд программ по реструктуризации задолженности крупнейших
предприятий страны. Финансовое оздоровление предприятий осуществлялось, в том чис-
ле, путем организации синдицированных кредитов, аналоги которых отсутствовали ранее
на российском рынке. Поддержка системообразующих предприятий реализовывалась
Банком также с использованием механизма государственных гарантий в консорциуме с
банками-кредиторами и государством.
Работа с предприятиями малого бизнеса
Важным направлением работы Банка является сотрудничество с субъектами малого
предпринимательства, количество которых составляет более 85% всех корпоративных
клиентов и индивидуальных предпринимателей, кредитуемых Банком. Под влиянием кри-
зисных явлений 2008-2009 гг. количество надежных заемщиков среди клиентов данного
сегмента существенно сократилось. В условиях нестабильности и снижения потребитель-
ского спроса компании малого бизнеса предпочитали снижать уровень долговой нагрузки
и погашать ранее взятые кредиты.
С целью повышения доступности финансовых ресурсов для субъектов малого пред-
принимательства в 2010 году Банк осуществил ряд мероприятий.
Была разработана и внедрена в филиальной сети Банка новая линейка продуктов
для клиентов малого бизнеса, состоящая из семи базовых кредитных продуктов (Кредит
«Доверие», «Бизнес-оборот», «Бизнес-инвест», «Бизнес-авто», «Бизнес-недвижимость»,
«Бизнес-актив», «Бизнес-рента») и трех специальных («Приватизация для малого бизне-
са», «Госзаказ», программа «ГАЗ»).
Кроме того, активно реализуется совместный проект с Правительством Республики
Беларусь о специальных условиях выдачи кредитов для покупки в Российской Федерации
сельскохозяйственной техники, произведенной в Республике Беларусь (кредит «На при-
обретение техники белорусского производства»). Основные потребители кредита –
представители малого и среднего бизнеса России, занятые в сельском хозяйстве.
На всей территории России запущен специальный кредитный продукт «Госзаказ»,
предназначенный для кредитования малых и средних предпринимателей на пополнение
оборотных средств для выполнения государственных контрактов. В качестве основного
обеспечения по таким кредитам служит право требования по Госконтракту, что востребо-
вано субъектами малого бизнеса, испытывающими недостаток залогового обеспечения.
В 2010 году начато тиражирование на всю систему Сбербанка инновационной тех-
нологии кредитования клиентов микробизнеса «Кредитная фабрика», позволяющей су-
щественно снизить срок рассмотрения кредитной заявки и упростить процедуры получе-
ния кредита. Кроме того, стартовал пилотный проект нового процесса кредитования кли-
ентов малого бизнеса с годовой выручкой до 60 млн руб. по технологии «Кредитный
конвейер».
Усилия Банка наряду с позитивными экономическими тенденциями, обеспечившими
повышение потребительского спроса, позволили Банку в 2010 году нарастить остаток
Корпоративный бизнес
13
ссудной задолженности субъектов малого предпринимательства (СМП) на 10,4% до
529 млрд руб. Объем кредитов, предоставленных СМП за год, превысил 480 млрд руб.
Сотрудничество с исполнительными органами власти
Сбербанк активно работает с администрациями республик, краев и областей Рос-
сийской Федерации в части финансирования региональных программ, направленных на
развитие регионов и повышение их инвестиционной привлекательности, стабилизацию
социального климата. По итогам 2010 года портфель кредитов исполнительным органам
власти увеличился на 66,3% до 152,8 млрд руб.
Привлечение средств корпоративных клиентов
Сотрудничество с российскими компаниями в части привлечения средств является
одним из важнейших направлений бизнеса Банка. За 2010 год остаток привлеченных
средств юридических лиц (без учета средств, привлеченных в рамках MTN-программы на
международных рынках капитала) увеличился на 10,3% и составил 1 827 млрд руб. Поло-
жительная динамика сложилась несмотря на снижение Банком процентных ставок по всем
инструментам в условиях отсутствия потребности в привлечении дополнительных ресур-
сов корпоративных клиентов.
Отказ от ценовой конкуренции за средства клиентов обусловил снижение доли
Сбербанка в совокупном объеме привлеченных банковской системой средств юридиче-
ских лиц с 17,7% до 16,6%.
В 2010 году в ряде территориальных банков запущен пилотный проект по внедре-
нию фиксированных (публичных) ставок привлечения средств корпоративных клиентов в
срочные инструменты. В рамках этого проекта клиентам предоставляется возможность
заключения депозитных договоров путем присоединения к условиям, размещенным на
интернет-сайте Банка, простой передачей в Банк соответствующего заявления.
Услуги корпоративным клиентам
Расчетно-кассовое обслуживание
В 2010 году Банк продолжил оптимизацию процесса открытия юридическими ли-
цами и индивидуальными предпринимателями банковских счетов:
упрощена процедура проверки документов и технология открытия счета, в резуль-
тате чего сократилось время с момента обращения клиента до момента получения
реквизитов банковского счета;
расширены права территориальных банков по изменению формы договора банков-
ского счета, что позволяет учесть пожелания и специфику бизнеса клиента;
продолжено внедрение электронного документооборота при осуществлении расче-
тов платежными требованиями между клиентами Банка, а также между Банком и
клиентами. Данная технология позволяет сократить время исполнения платежных
требований за счет исключения пересылки между подразделениями Банка бумаж-
ных экземпляров документов;
внедрена новая услуга интернет-банка для юридических лиц (Сбербанк Бизнес
ОнЛ@йн). Клиенты получили возможность полноценного удаленного обслужива-
Корпоративный бизнес
14
ния через интернет, что высоко востребовано сегментом микробизнеса. К системе
уже подключено около 20 тыс. клиентов.
Начата работа по унификации процессов ценообразования по услугам расчетно-
кассового обслуживания на всей территории России, что позволит повысить лояльность
клиентов.
Инкассация
Служба инкассации Банка, наряду с осуществлением внутрисистемных перевозок,
оказывает клиентам услуги по доставке и инкассации денежной наличности и других цен-
ностей, обслуживает банкоматы и другие устройства самообслуживания.
В отчетном году корпоративным клиентам были предложены новые услуги: прием и
перечисление выручки клиентов на счета, открытые в других кредитных организациях;
доставка монет/банкнот в обмен на банкноты другого номинала при открытии новых тор-
говых точек клиентов.
Большое внимание Банк уделял повышению безопасности инкассаторских перево-
зок. В частности, осуществлялся поэтапный переход на использование инкассаторами
спецконтейнеров. Кроме того, Банк широко применяет системы автоматизированного мо-
ниторинга спецавтомобилей, позволяющие в реальном времени контролировать местопо-
ложение, состояние спецавтотранспорта и бригады инкассаторов. Оба проекта являются
масштабными и осуществляются впервые в практике перевозок ценностей в России. Их
реализация в сочетании с техническим оснащением филиалов Банка, видеоконтролем
процесса инкассации, следованием при перевозке ценностей принципу «дверь в дверь»
позволит повысить уровень безопасности инкассаторов и перевозок ценностей.
В 2010 году инкассаторами Сбербанка перевезено денежной наличности и ценностей
в общей сумме более 19,2 трлн руб., что на 29,4 % больше, чем в 2009 году. Количество
обслуживаемых точек клиентов на 1 января 2011 года составило 87,7 тыс. против 86,6 тыс.
годом ранее.
Обслуживание внешнеэкономической деятельности и валютный контроль
В 2010 году объем проведенных Сбербанком операций по контрактам между рези-
дентами и нерезидентами по экспорту/импорту товаров, выполнению работ, оказанию
услуг и передаче результатов интеллектуальной деятельности, а также по договорам ко-
миссии между резидентами в рамках внешнеторговых сделок составил 140,7 млрд долл.
США, что на 28,9% выше уровня 2009 года. Принято на обслуживание 166 тыс. внешне-
экономических контрактов клиентов, по которым были оформлены паспорта сделок, про-
тив 138 тыс. контрактов в 2009 году. Динамика обслуживаемых операций свидетельствует
о восстановлении объемов внешнеэкономической деятельности клиентов до докризисного
уровня.
Торговое и экспортное финансирование
В 2010 году Банк осуществил документарных сделок и операций торгового и экс-
портного финансирования более чем на 34,2 млрд. долл. США, что превысило показатель
2009 года в 1,5 раза.
Значительное развитие получили операции с аккредитивами на территории страны:
их объем по сравнению с 2009 годом увеличился на 58,3%, до 24,4 млрд руб. Объем опе-
раций торгового и экспортного финансирования возрос более чем в 6 раз и превысил 3,8
млрд долл. США.
Корпоративный бизнес
15
Банк активно развивал продуктовый ряд по направлению торгового и экспортного
финансирования. Широко применялись классические инструменты торгового финансиро-
вания – было подтверждено и профинансировано более 570 импортных аккредитивов на
сумму свыше 1,2 млрд долл. США с контрагентами из 45 стран. Расширилась география
операций – помимо традиционных сделок с контрагентами из Европы и США заметная
доля сделок заключена с контрагентами из Азии.
Связанные займы, включая предэкспортное финансирование, позволили привлечь
дешевые ресурсы на международном рынке для финансирования либо рефинансирования
внешнеторговых контрактов клиентов. Совокупный объем реализованных транзакций
превысил 2,1 млрд долл. США.
Сбербанк начал использование непокрытых аккредитивов, открываемых в счет ли-
мита риска на клиента без обеспечения.
Возобновилось сотрудничество с зарубежными Экспортными Кредитными
Агентствами, при участии которых разрабатываются новые схемы по страхованию и
предоставлению гарантий и финансированию долгосрочных (до 18 лет) экспортно-
импортных операций клиентов Банка.
В 2010 году Сбербанк более чем в 3,5 раза увеличил объем операций, связанных с
подтверждением аккредитивов и выпуском рамбурсных обязательств по поручению
банков России и других стран СНГ. Объем таких операций составил более 430 млн долл.
США. Значительная часть обязательств Банка приходится на дочерние банки в Республи-
ке Беларусь, Казахстане и Украине, что отражает стратегию Сбербанка по расширению
присутствия на рынках торгового финансирования этих стран.
Розничный бизнес
16
6. Розничный бизнес
Кредитование частных клиентов
В 2010 году Банк продолжал активно развивать розничное кредитование, предлагая
клиентам новые продукты и услуги, изменяя в соответствии с рыночной конъюнктурой
условия по действующим кредитным программам, оптимизируя процессы выдачи и со-
провождения кредитов. Большое внимание Банк уделял поддержанию высокого качества
кредитного портфеля как путем предупреждения рисков на этапе выдачи кредита, так и
путем реструктуризации уже выданных кредитов в рамках начатой еще в 2008 году спе-
циальной программы.
Динамика кредитного портфеля
В 2010 году Банк существенным образом упростил предоставление всех видов кре-
дитов, оптимизировав процессы их оформления, выдачи и сопровождения, в том числе за
счет применения электронного документооборота. Таким образом, трудозатраты Банка
при выдаче кредитов постепенно сокращались, что позволило дважды в течение года сни-
Информация о работе Отчет Наблюдательного совета ОАО «Сбербанк России»