Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 08:59, реферат
Уральский банк Сбербанка России предлагает широкий спектр услуг корпоративным клиентам: комплексное банковское обслуживание юридических лиц (в рублях и иностранной валюте); кредитование; финансирование инвестиционных проектов и экспортно-импортных операций; реализация "зарплатных" проектов; обслуживание участников внешнеэкономической деятельности; операции с драгоценными металлами; операции с ценными бумагами; инкассация, доставка денежной наличности и других ценностей; услуги Негосударственного Пенсионного Фонда Сбербанка России.
1. ВВЕДЕНИЕ .............................................................................................................................. 3
2. ПОЛОЖЕНИЕ СБЕРБАНКА НА ФИНАНСОВОМ РЫНКЕ ........................................................ 4
3. АНАЛИЗ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ........................................................................................... 6
4. АНАЛИЗ АКТИВОВ И ПАССИВОВ ........................................................................................... 8
5. КОРПОРАТИВНЫЙ БИЗНЕС ................................................................................................. 10
Кредитование корпоративных клиентов ......................................................................... 10
Привлечение средств корпоративных клиентов ............................................................. 13
Услуги корпоративным клиентам ..................................................................................... 13
6. РОЗНИЧНЫЙ БИЗНЕС .......................................................................................................... 16
Кредитование частных клиентов ..................................................................................... 16
Привлечение средств частных клиентов ......................................................................... 20
Услуги частным клиентам ................................................................................................. 21
Организация розничного обслуживания и продаж .......................................................... 24
7. ОПЕРАЦИИ НА ФИНАНСОВЫХ РЫНКАХ ............................................................................ 25
Операции на денежном рынке и рынке наличной валюты ............................................. 25
Заимствования на международных рынках капитала ................................................... 25
Операции с ценными бумагами .......................................................................................... 26
8. УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ ..................................................................................................... 29
Кредитный риск .................................................................................................................. 29
Риск ликвидности ................................................................................................................ 32
Рыночный риск .................................................................................................................... 34
Операционный риск ............................................................................................................. 35
Другие виды риска ............................................................................................................... 36
9. КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ........................................................................................ 38
Организационная структура ............................................................................................. 38
Вознаграждение лиц, входящих в состав органов управления Банка ............................ 50
Крупные сделки .................................................................................................................... 51
Сделки, в совершении которых имеется заинтересованность ..................................... 52
Акционерный капитал ......................................................................................................... 58
Отчет о выплате объявленных и начисленных дивидендов ........................................... 59
Соблюдение Кодекса корпоративного поведения ............................................................ 60
10. ФИЛИАЛЬНАЯ СЕТЬ ............................................................................................................ 62
Филиальная сеть на территории Российской Федерации ............................................. 62
Развитие банковской сети и дочерних банков за рубежом ........................................... 63
11. ПЕРСОНАЛ ........................................................................................................................... 67
12. ОПТИМИЗАЦИЯ БАНКОВСКИХ ПРОЦЕССОВ ...................................................................... 68
13. ОТДЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ БАНКА .......................................................................................... 69
14. ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ, ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ БАНКОМ ........................................... 71
15. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ .................................................................................................. 72
ками, доля Сбербанка на рынке вкладов за 2010 год снизилась с 49,4% до 47,9%.
В 2010 году Сбербанк предложил клиентам новые сберегательные продукты, в том
числе в режиме пилотных проектов:
сезонный вклад «Победитель», приуроченный годовщине Победы. Вклад прини-
мался сроком на 1 год под максимальную ставку. Клиенты, открывавшие данный
вклад, получили возможность помочь ветеранам и инвалидам войны – с каждой
1000 рублей вклада Банк при получении процентов отчислял 1 рубль в адрес Об-
щероссийской общественной организации ветеранов войны и военной службы.
Всего за период приема данного вклада с 20 февраля по 31 мая предложением вос-
пользовались более полумиллиона человек, а в счет Общероссийской обществен-
ной организации ветеранов войны и военной службы было перечислено порядка 61
млн руб.
сберегательный счет – продукт создан для стимулирования притока средств «до
востребования», что позволит снизить стоимость привлечения;
инвестиционный вклад – вклад с номинально повышенной процентной ставкой, от-
крываемый в рамках комплексного предложения «Депозит + ПИФ».
Розничный бизнес
21
Услуги частным клиентам
Расчетные услуги
Наиболее значимой услугой Банка с точки зрения объемов операций остается прием
платежей населения. Их объем за год вырос в 1,4 раза и достиг 1 621 млрд руб., количе-
ство принятых платежей увеличилось на 6,5% и превысило 1 134 млн. Рост объема и ко-
личества платежей в значительной мере обеспечен использованием биллинговых техноло-
гий и устройств самообслуживания. Доля платежей, принимаемых по биллинговой техно-
логии, увеличилась за год до 65,7%.
Из общего количества принятых в отчетном году платежей 42% составляет оплата за
жилье и коммунальные услуги, около 20% приходятся на налоги и другие платежи насе-
ления в бюджет и государственные внебюджетные фонды.
Несмотря на острую конкуренцию, как со стороны коммерческих банков, так и спе-
циализированных компаний, Банк наращивает свое присутствие на рынке денежных пе-
реводов. Количество исполненных поручений клиентов на перевод денежных средств за
год выросло на 11% до 23,3 млн. Общая сумма переводов увеличилась на 32% до 657 млрд
руб. Отмечается рост количества переводов на суммы более 100 тыс. руб.
Значительную долю в общем объеме денежных переводов занимают срочные де-
нежные переводы БЛИЦ – они составляют 43% всей суммы переводов. Количество под-
разделений, осуществляющих срочные денежные переводы БЛИЦ, в 2010 году увеличи-
лось с 10,3 до 10,8 тыс.
Высокими темпами развиваются Международные срочные денежные переводы
БЛИЦ, совершаемые между подразделениями Сбербанка России и филиальной сетью до-
черних банков в Казахстане и на Украине. За 2010 год было совершено около 345 тыс. пе-
реводов в рублях и иностранной валюте на сумму, экв. 7,9 млрд руб. В 2011 году Сбер-
банк начал предоставлять данную услугу совместно с дочерним банком в Беларуси. Пере-
воды БЛИЦ позволили Банку увеличить свою долю на рынке трансграничных денежных
переводов с 4,4% до 6,0%.
В целях развития трансграничных денежных переводов в декабре 2010 года Сбер-
банк начал предоставлять услуги срочных международных переводов через одну из круп-
нейших международных систем – MoneyGram. Также заключено соглашение с самой
крупной компанией на данном рынке – Western Union. Начало предоставления услуг по
переводам Western Union запланировано на конец 2011 года.
В отчетном году возросли объемы перечислений на счета по вкладам и счета бан-
ковских карт заработной платы и пенсий:
Наиболее массовые виды безналичных зачислений на счета физических лиц
2010 2009
зачислено,
млрд руб.
кол-во получателей
зачислено,
млрд руб.
кол-во получателей
млн чел.
доля на
рынке, %
млн чел.
доля на
рынке, %
Заработная плата 3 561.3 23.9 51.6 2 915.1 21.1 44.7
Пенсии Министерства труда и
социального развития РФ
1 507.1 17.1 43.0 1 042.7 15.7 40.0
Пенсии силовых ведомств РФ 235.4 2.1 95.8 211.3 2.0 96.1
Особое внимание Сбербанк уделяет продвижению зарплатных проектов. По ито-
гам 2010 года количество зарплатных договоров увеличилось на 20% до 272 тыс. догово-
ров, а количество зарплатных карт увеличилось на 11% и превысило 23,6 млн карт.
Розничный бизнес
22
Банковские карты
В работе с банковскими картами Банк уделяет особое внимание внедрению новой
модели обслуживания клиентов, кредитным картам и переводу стандартных операций в
удаленные каналы обслуживания. Конкурентными преимуществами Банка остаются раз-
витая инфраструктура приема карт, широкий продуктовый ряд и конкурентные тарифы.
Основные показатели работы с банковскими картами
1 янв'11 1 янв'10
Количество действующих карт, тыс. шт. 51 390 39 796
в т.ч. количество действующих кредитных карт, тыс.шт. 1 927 451
Количество банкоматов, тыс. шт. 27.9 22.9
в т.ч. с депозитным модулем, тыс.шт. 8.3 5.3
Количество клиентов, заключивших Универсальный договор банковского
обслуживания, млн чел.
13.6 1.2
Количество клиентов, подключенных к услуге «Мобильный банк», млн чел. 22.1 12.6
Количество торгово-сервисных предприятий, привлеченных на эквайринго-
вое обслуживание, тыс. ед.
123.3 92.5
2010 2009
Объем операций по картам, млрд руб. 5 042 3 685
Оборот в эквайринговой торговой сети, млрд руб. 308.7 202.9
Сбербанк продолжает предлагать клиентам услуги в новом формате, в основе кото-
рого лежит Универсальный договор банковского обслуживания («Базовый продукт»). В
рамках такого договора банковская карта является средством, которое дает клиенту до-
ступ к информации о своих счетах, вкладах, кредитах, операциях в круглосуточном авто-
матическом режиме. Данная технология успешно реализована во всех территориальных
банках. Базовый продукт активно востребован клиентами и является технологическим
прорывом для Сбербанка.
С июня 2010 года Сбербанк приступил к выпуску кредитных карт по технологии
«Кредитная фабрика».
Банковское страхование
В дополнение к реализованной в конце 2009 года программе коллективного добро-
вольного страхования жизни и здоровья заемщиков – физических лиц, с апреля 2010 года
во всех филиалах Банка внедрена программа страхования залогового имущества. Клиенты
получили возможность оформлять полисы страхования автомобилей и квартир, являю-
щихся предметом залога по автокредитам и жилищным кредитам, непосредственно в офи-
сах Банка. При этом Банк не ограничивает клиента в выборе страховой компании, и, наря-
ду с полисами страховых компаний – партнеров Банка, продолжает принимать полисы
всех страховых компаний, участвующих в страховании залогового имущества (перечень
данных компаний размещен на официальном сайте Банка).
В 2010 году в пилотном режиме стартовали новые страховые программы:
для держателей банковских карт: страхование жизни и здоровья, страхование от
мошеннических действий, страхование выезжающих за рубеж и путешествующих
по России;
для владельцев вкладов: страхование жизни и здоровья.
Розничный бизнес
23
Внедряя программы банковского страхования, Банк идет по пути достижения одной
из главных целей данного направления – развития культуры страхования среди россий-
ских граждан и организаций для предотвращения возможных финансовых потерь при
пользовании заемными средствами. Одним из ключевых принципов при этом является
принцип добровольности: отказ клиента от страховых программ, реализуемых в Банке, не
влечет за собой отказ в предоставлении банковских услуг.
Операции с драгоценными металлами и монетами
В 2010 году филиалы Сбербанка реализовали 1 млн. монет из драгоценных метал-
лов. Объем реализованных драгоценных металлов в виде монет составил 2,7 т золота и
21,3 т серебра. Одновременно Банк купил у населения 192,6 тыс. монет.
За год Сбербанк реализовал физическим лицам более 4,9 тонн драгоценных метал-
лов в слитках. Основной объем продаж слитков приходится на серебро – около 3,6 т.
Валютно-обменные операции
Объем покупки и продажи наличной иностранной валюты в 2010 году составил
экв. 13,5 млрд долл. США: куплено у населения экв. 6,4 млрд долл. США, продано экв.
7,1 млрд долл. США. Количество структурных подразделений, осуществляющих покупку
и продажу наличной валюты, за год возросло на 104 ед. и составило 9 026 ед.
Аренда сейфов
Общее количество подразделений Банка, предоставляющих в аренду индивидуаль-
ные сейфы, увеличилось в 2010 году на 4% и составило 1043 ед. Количество индивиду-
альных сейфов увеличилось на 5%, составив около 231 тыс. ед.
Агентские услуги
В 2010 году в филиалах Сбербанка действовало 429 агентских пунктов по приему
заявок на операции с паями паевых инвестиционных фондов (ПИФ) под управлением
трех управляющих компаний. Оборот операций по покупке/продаже паев за год увели-
чился в 1,6 раза и превысил 1,15 млрд руб.
В качестве агента Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) Банк принял
от застрахованных лиц порядка 420 тыс. заявлений на перевод накопительной части пен-
сии из ПФР в управляющие компании и негосударственные пенсионные фонды и о вступ-
лении застрахованного лица в государственную программу софинансирования пенсии.
В качестве агента Негосударственного пенсионного фонда Сбербанка Банк заклю-
чает договоры обязательного пенсионного страхования и наращивает объемы пенсионных
взносов на индивидуальные пенсионные счета участников НПФ Сбербанка. За 2010 год
Сбербанк реализовал свыше 280 тыс. договоров обязательного пенсионного страхования.
Сбербанк остается платежным агентом ряда некоммерческих благотворитель-
ных фондов и организаций, включая ФГУ «Фонд взаимопонимания и примирения», в ча-
сти осуществления выплат грантов, материальной и гуманитарной помощи, авторских го-
нораров физическим лицам в долларах США и рублях. В 2010 году Банком выплачен экв.
2 млн долл. США в рамках шести договоров с благотворительными организациями и фон-
дами. Число получателей средств составило 3,7 тыс. человек.
В 2010 году Банк реализовал 37,7 млн. лотерейных билетов общероссийских и реги-
ональных лотерей, их сумма составила 1,2 млрд руб. В сентябре 2010 года Правление
Банка приняло решение о вхождении Сбербанка в проект «Олимпийские лотереи», кото-
Розничный бизнес
24
рый реализуется в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации о
проведении всероссийских государственных лотерей в поддержку организации и прове-
дения XXII Олимпийских игр и XI Паралимпийских игр 2014 года.
В 2010 году Банк продолжал принимать участие в реализации ряда государственных
программ и проводил работу, связанную с организацией выплат социального характера.
Организация розничного обслуживания и продаж
В 2010 году в подразделениях Банка внедрены стандарты сервиса на основных эта-
пах обслуживания физических лиц, организован личный прием граждан руководителями
офисов обслуживания, запущен тренинг для сотрудников офисов по проекту «Жалоба, как
подарок».
Сбербанк продолжает активное развитие удаленных каналов продаж. За 2010 год в
удаленные каналы переведено более 57% транзакций, сеть устройств самообслуживания
расширена на 35% до 44,9 тыс. устройств, из которых банкоматы – 27,9 тыс. и информа-
ционно-платежные терминалы – 17 тыс. Количество клиентов, подключенных к услуге
«Мобильный банк», увеличилось практически вдвое и превысило 22 млн клиентов, коли-
чество пользователей услуги Сбербанк ОнЛ@йн составило 7,5 млн клиентов.
Продолжена реализация программы по созданию Единого Распределенного Кон-
тактного Центра Банка (ЕРКЦ). Цель программы – предоставить клиентам круглосу-
точное обслуживание высокого качества по телефону и мультимедийным каналам по всей
России, перевести часть функций из офисов в контактный центр, создать эффективный
канал продаж и поддержки клиентов. В настоящий момент работают площадки в Москве,
Воронеже, Екатеринбурге и Санкт-Петербурге. Они оказывают информационную под-
держку пользователей банковских карт и удаленных каналов, предоставляют клиентам
информацию по вкладам, обслуживают VIP-клиентов, обрабатывают обращения клиен-
тов. Эффективность контактных центов можно оценить как высокую – на 80% поступив-
ших вызовов сотрудники ЕРКЦ отвечают в течение 40 сек., доля потерянных вызовов со-
ставляет менее 5%.
Банк активно развивает партнерские программы с автодилерами и застройщиками
жилья. В частности, реализуется специальная кредитная программа с ООО «Фольксваген
Финансовые Услуги РУС», распространяемая на новые автомобили Audi, Volkswagen и
Skoda, а также предлагаются специальные условия по кредитам на недвижимость, постро-
енную с участием кредитных средств Банка.
В 2010 году в Москве, Самаре и Ярославле в рамках нового подбренда «СБЕРБАНК
ПЕРВЫЙ» были открыты первые офисы, ориентированные на работу с состоятельными
клиентами. В них клиентам предлагают услуги консьерж–сервиса (информационного
сервиса); налоговая и юридическая консультация, осуществляемая компаниями - партне-
рами PricewaterhouseCoopers, Deloitte и Baker & McKenzie; инвестиционный продукт с га-
рантией возврата вложенного капитала, разработанный совместно со страховой компани-
ей АЛЬЯНС РОСНО – Allianz Index; продукты накопительного страхования жизни; вклад
«Инвестиционный» с комплексным предложением «Депозит + ПИФ».
Операции на финансовых рынках
25
7. Операции на финансовых рынках
2010 год характеризовался значительным избытком краткосрочной ликвидности во
всей банковской системе, при этом если ликвидность в рублях постоянно увеличивалась,
то ликвидность в иностранной валюте имела некоторую тенденцию к снижению. Для раз-
Информация о работе Отчет Наблюдательного совета ОАО «Сбербанк России»