Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 08:59, реферат
Уральский банк Сбербанка России предлагает широкий спектр услуг корпоративным клиентам: комплексное банковское обслуживание юридических лиц (в рублях и иностранной валюте); кредитование; финансирование инвестиционных проектов и экспортно-импортных операций; реализация "зарплатных" проектов; обслуживание участников внешнеэкономической деятельности; операции с драгоценными металлами; операции с ценными бумагами; инкассация, доставка денежной наличности и других ценностей; услуги Негосударственного Пенсионного Фонда Сбербанка России.
1. ВВЕДЕНИЕ .............................................................................................................................. 3
2. ПОЛОЖЕНИЕ СБЕРБАНКА НА ФИНАНСОВОМ РЫНКЕ ........................................................ 4
3. АНАЛИЗ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ........................................................................................... 6
4. АНАЛИЗ АКТИВОВ И ПАССИВОВ ........................................................................................... 8
5. КОРПОРАТИВНЫЙ БИЗНЕС ................................................................................................. 10
Кредитование корпоративных клиентов ......................................................................... 10
Привлечение средств корпоративных клиентов ............................................................. 13
Услуги корпоративным клиентам ..................................................................................... 13
6. РОЗНИЧНЫЙ БИЗНЕС .......................................................................................................... 16
Кредитование частных клиентов ..................................................................................... 16
Привлечение средств частных клиентов ......................................................................... 20
Услуги частным клиентам ................................................................................................. 21
Организация розничного обслуживания и продаж .......................................................... 24
7. ОПЕРАЦИИ НА ФИНАНСОВЫХ РЫНКАХ ............................................................................ 25
Операции на денежном рынке и рынке наличной валюты ............................................. 25
Заимствования на международных рынках капитала ................................................... 25
Операции с ценными бумагами .......................................................................................... 26
8. УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ ..................................................................................................... 29
Кредитный риск .................................................................................................................. 29
Риск ликвидности ................................................................................................................ 32
Рыночный риск .................................................................................................................... 34
Операционный риск ............................................................................................................. 35
Другие виды риска ............................................................................................................... 36
9. КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ........................................................................................ 38
Организационная структура ............................................................................................. 38
Вознаграждение лиц, входящих в состав органов управления Банка ............................ 50
Крупные сделки .................................................................................................................... 51
Сделки, в совершении которых имеется заинтересованность ..................................... 52
Акционерный капитал ......................................................................................................... 58
Отчет о выплате объявленных и начисленных дивидендов ........................................... 59
Соблюдение Кодекса корпоративного поведения ............................................................ 60
10. ФИЛИАЛЬНАЯ СЕТЬ ............................................................................................................ 62
Филиальная сеть на территории Российской Федерации ............................................. 62
Развитие банковской сети и дочерних банков за рубежом ........................................... 63
11. ПЕРСОНАЛ ........................................................................................................................... 67
12. ОПТИМИЗАЦИЯ БАНКОВСКИХ ПРОЦЕССОВ ...................................................................... 68
13. ОТДЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ БАНКА .......................................................................................... 69
14. ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ, ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ БАНКОМ ........................................... 71
15. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ .................................................................................................. 72
зить процентные ставки по кредитам, а также принять беспрецедентное для российского
рынка решение об отмене комиссий по операциям кредитования физических лиц.
На фоне постепенного восстановления рынка розничного кредитования и ценовой
политики Банка объемы выдачи кредитов в течение года возрастали и, начиная с марта,
стабильно превышали объем погашений. Совокупный объем выданных в 2010 году креди-
тов физическим лицам составил 737 млрд руб., что превысило показатель 2009 года в 1,8
раза. Наибольший объем кредитов – 99,5 млрд руб. – выдан клиентам в декабре 2010 года
в период проведения акции по предоставлению кредитов в рамках «Кредитной фабрики»
по сниженным процентным ставкам. Это явилось абсолютным максимумом месячной вы-
дачи кредитов населению за всю историю Банка.
По итогам года кредитный портфель физических лиц увеличился на 11,3% до
1 301,3 млрд руб. Рост портфеля происходил в основном за счет потребительских и жи-
лищных кредитов, что привело к снижению в структуре портфеля доли автокредитов.
Динамика кредитного портфеля физических лиц в разрезе кредитных продуктов:
1 янв'11 1 янв'10
остаток,
млрд руб. доля, %
остаток,
млрд руб. доля, %
Потребительские кредиты 621.6 47.8 555.1 47.5
Жилищные кредиты 600.0 46.1 514.2 43.9
«Автокредит» 79.7 6.1 100.3 8.6
Всего 1 301.3 100.0 1 169.6 100.0
Без учета договоров цессий
Развитие продуктовой линейки
В целях развития ипотечного кредитования строящегося жилья в 2010 году Банк
пересмотрел требования по аккредитации объектов застройщиков, что позволило суще-
ственно расширить перечень потенциальных объектов для оформления кредита без про-
межуточного залога.
Розничный бизнес
17
Важным шагом в 2010 году стал запуск акции «В десятку!» в рамках жилищной
программы «Ипотечный+». По условиям акции клиент может получить кредит под 10%
годовых на срок 10 лет при наличии первоначального взноса не меньше 10%.
В рамках совместной программы с Правительством Москвы «Народный гараж»
Сбербанк предложил рынку новый продукт, предусматривающий кредитование физиче-
ских лиц на приобретение машино-мест на специальных выгодных условиях.
Сбербанк принимает участие во всех специальных жилищных программах в рам-
ках подготовки к XXII Олимпийским зимним играм и XI Параолимпийским зимним иг-
рам 2014 года в Сочи. Банк предлагает льготные условия по ипотечным кредитам для ра-
ботников олимпийских объектов, а также специальные условия кредитования на цели ре-
монта и реконструкции домов жителями Сочи для придания городу единообразного обли-
ка.
В 2010 году Банк разработал концепции новых продуктов:
«Автокредит с обратным выкупом», предусматривающий оформление кредита
на срок до 3 лет и возможность оплаты большей части основного долга в послед-
ний платеж.
«Экспресс-кредитование». Продукт позволит увеличить доходность портфеля
Банка за счет предложения высоко-маржинального продукта и переориентирования
части клиентов, пользующихся обычным потребительским кредитом, на «экспресс-
кредитование».
Участие в реализации государственных программ
Как и в предыдущие годы, Сбербанк принимал активное участие в реализации госу-
дарственных программ:
в рамках государственной программы субсидирования автокредитов в 2010 году
Банк выдал свыше 52 тыс. кредитов на сумму более 13 млрд руб. Кроме того, в це-
лях поддержки отечественного автопрома Сбербанк с марта 2010 года принимает
участие в государственном Эксперименте утилизации автомобилей, в рамках кото-
рого учитывает в качестве собственных первоначальных средств 50 тыс. руб. по
сертификату об утилизации;
в рамках программы по развитию агропромышленного комплекса владельцам лич-
ных подсобных хозяйств выдано более 40 тыс. кредитов на сумму 6,3 млрд руб.
Остаток указанных кредитов увеличился на 5,2% до 12,9 млрд руб.;
портфель кредитов, предоставленных в рамках государственной программы «Обра-
зование», вырос в 1,4 раза до 316,2 млн руб. Кроме того, запущена программа кре-
дитования в рамках «Эксперимента по государственной поддержке предоставления
образовательных кредитов студентам образовательных учреждений высшего про-
фессионального образования, имеющих государственную аккредитацию». Основ-
ные преимущества для клиента – приемлемый уровень стоимости кредита и удоб-
ная система выплат, предполагающая отсрочку по уплате основного долга и части
процентов на период обучения, а также отсутствие комиссий, залога, поручителей
и необходимости подтверждения платежеспособности.
Помимо этого, Банк продолжал кредитование частных клиентов по индивидуальным
программам в рамках соглашений о сотрудничестве, заключенных с администрациями
различных уровней (как субъектов Федерации, так и местных органов власти), компания-
ми – застройщиками и компаниями – корпоративными клиентами Банка.
Розничный бизнес
18
Улучшение условий по кредитам
В целях повышения лояльности клиентов в 2010 году Банк существенно улучшил
предложения по ряду кредитных программ:
снижен размер первоначального взноса по жилищным кредитным программам до
10%-15%;
увеличен максимальный размер предоставляемого потребительского кредита и со-
вокупного остатка задолженности по потребительским кредитным программам на
одного заемщика с 1,0 до 1,5 млн рублей;
оптимизированы подходы по учету обязательств заемщика-физического лица по
предоставленным поручительствам при расчете его платежеспособности.
В целях повышения прозрачности банковских продуктов в условия по всем рознич-
ным кредитным продуктам внесены изменения в части отмены права Банка на односто-
роннее повышение процентной ставки.
Введение новой продуктовой линейки
В 2010 году проведена подготовка и в начале 2011 года введена новая продуктовая
линейка, предусматривающая отдельные предложения, включая ценовые, для различных
клиентских сегментов. Так, для каждой категории заемщиков (участники зарплатных про-
ектов; сотрудники Банка; прочие клиенты) Банк предлагает индивидуальные процентные
ставки по выбранной кредитной программе. А, в случае наличия у заемщика «хорошей»
кредитной истории, к ставке может быть применен понижающий дисконт.
Взамен шести кредитов на цели личного потребления введены два унифицирован-
ных кредитных продукта: Потребительский кредит без обеспечения и Потребительский
кредит под поручительство физических лиц. В части автокредитования введены две базо-
вые программы – на приобретение новых и подержанных автомобилей. Указанные новые
кредиты предоставляются исключительно по технологии «Кредитная фабрика».
Существенно изменена структура предложения жилищных кредитных продуктов,
которые теперь четко разграничены по целям кредитования. Выделены базовые кредит-
ные программы, включающие в себя основную часть предоставляемых Банком жилищных
кредитов, а также специальные кредитные продукты, охватывающие все ниши рынка.
Оптимизация кредитного процесса. Новые технологии розничного кредитования
Сбербанк продолжил работу по повышению эффективности кредитных операций и
улучшению качества клиентского сервиса. Банк упростил подтверждение финансового
состояния заемщика, увеличил срок действия положительного решения о выдачи кредита,
сократил перечень документов для оформления кредитов на развитие личного подсобного
хозяйства, разработал дополнительные механизмы использования сейфов для проведения
расчетов по сделкам с недвижимостью при выдаче ипотечных кредитов и т.д.
Банк завершил тиражирование на всю систему централизованной технологии обра-
ботки кредитных заявок («Кредитная фабрика») при предоставлении потребительских
кредитов, автокредитов и кредитных карт. Технология позволила значительно повысить
производительность процесса рассмотрения кредитных заявок, сократить срок принятия
решения по кредиту с 7 до 2 рабочих дней, существенно минимизировать риски в рознич-
ном кредитовании.
Сегодня «Кредитная фабрика» присутствует во всех регионах страны, причем кредит
в самых удаленных точках выдается с той же скоростью и на тех же условиях, что и в
Москве. Решение о выдаче кредита независимо от места его получения принимается в
Центрах сопровождения клиентских операций в Москве и Екатеринбурге.
Розничный бизнес
19
«Кредитная фабрика» не имеет аналогов в России по объему рассматриваемых кре-
дитных заявок и количеству принимаемых решений – до 30 тысяч в сутки. В 2010 году в
рамках «Кредитной фабрики» получено около 3 млн заявок и выдано около 2 млн креди-
тов на сумму 290 млрд руб. – это более половины объема всех выданных за год потреби-
тельских и автокредитов. В 2011 году Банк планирует перевести на технологию «Кредит-
ной фабрики» жилищные кредиты.
В 2010 году внедрен ряд других технологий розничного кредитования. Банк начал
предоставлять предварительно одобренные нецелевые кредиты и выдавать кредитные
карты при оформлении потребительских и автокредитов на остаток лимита платежеспо-
собности заемщика. По итогам года Банком выдано 300 тыс. таких карт.
Для расширения доступа заемщиков к кредитным продуктам Банк разработал тех-
нологию оформления потребительских кредитов сотрудниками Банка, размещаемыми на
территории предприятий – работодателей заемщиков. При этом количество посещений
клиентом отделения Банка сокращается до 1 раза.
Кредитная политика. Реструктуризация розничных кредитов
В условиях финансовой неопределенности кризисного периода Сбербанк руковод-
ствовался при кредитовании частных клиентов «Кредитной политикой Сбербанка в те-
кущих экономических условиях». Банк продолжал кредитование населения в рамках всех
кредитных программ, усилив работу по сохранению высокого качества кредитного порт-
феля. В этих целях кредитные специалисты Банка:
осуществляли максимально полное информирование заемщиков обо всех возмож-
ностях и ограничениях того или иного вида кредита;
уделяли особое внимание индивидуальной платежеспособности заемщиков в целях
избежания принятия ими чрезмерной долговой нагрузки при получении кредита;
повышали финансовую грамотность населения, осуществляя консультации и разъ-
яснения по всем продуктам Банка.
В целях оказания помощи заемщикам по снижению долговой нагрузки в конце 2008
года Банк запустил программу реструктуризации потребительских кредитов. В 2010
году данная программа была доработана. В частности, оптимизированы условия реструк-
туризации и установлены основные требования к заемщикам, задолженность по кредитам
которых подлежит реструктуризации.
Кроме того, в рамках работы с проблемной задолженностью в отчетном году Банк
осуществлял следующие мероприятия:
предоставление кредита на приобретение залогового объекта (недвижимости,
транспортного средства) и направление полученных продавцом средств на погаше-
ние его долга;
реализация залоговых транспортных средств через автосалоны;
индивидуальные условия реструктуризации долга лиц, пострадавших от пожаров
летом-осенью 2010 года;
реструктуризация и рефинансирование долга по кредитным картам при возникно-
вении финансовых трудностей, связанных со снижением дохода держателя карты.
С октября 2010 года территориальным банкам предоставлено право снижать про-
центные ставки по действующим жилищным кредитам, заключенным в период кризиса.
Всего в течение 2010 года Банк реструктурировал свыше 15 тыс. кредитов физиче-
ским лицам, остаток задолженности по которым на 1 января 2011 года составил
6,8 млрд руб., или 0,5% кредитного портфеля.
Розничный бизнес
20
Привлечение средств частных клиентов
Привлечение средств частных клиентов и обеспечение их сохранности является ос-
новой бизнеса Банка, а развитие взаимовыгодных отношений с вкладчиками – залогом его
успешной работы. По итогам 2010 года 47,9% хранящихся в российских банках сбереже-
ний граждан доверены Сбербанку. За год остаток вкладов в Сбербанке увеличился на
27,2% до 4 689,5 млрд руб. Приток более чем на половину обеспечен средствами на сроч-
ных вкладах.
Структура срочных вкладов в разрезе продуктов в течение года менялась в пользу
либо более доходных, либо более функциональных вкладов. Доля вкладов с наиболее вы-
сокими процентными ставками (без пополнений и снятий), а также вкладов с наибольшим
функционалом (с пополнением и снятием) по итогам года возросла.
Структура срочных вкладов в разрезе продуктов
% 1 янв’11 1 янв’10
Без пополнений и снятий 35.5 34.5
С пополнением и снятием 22.9 22.1
Пополняемый 41.6 43.4
Срочные вклады всего 100.0 100.0
Средний размер срочного вклада в рублях увеличился с 130,7 тыс. руб. в 2009 году
до 151,7 тыс. руб. в 2010 году.
Укрепление рубля в течение года сказалось на сберегательном настроении населе-
ния, предпочитавшем размещать средства в рублевые вклады. С учетом ситуации на рын-
ке и текущих потребностей в валютных и рублевых ресурсах в течение года Банк неодно-
кратно вносил изменения в свою ценовую политику: в январе, мае и августе снижались
процентные ставки по вкладам в рублях; в августе была увеличены процентные ставки по
вкладам в долларах США.
С целью стимулирования притока вкладов на более короткие сроки снижение про-
центных ставок по вкладам с длинными сроками было более значительным. На фоне
агрессивной политики по привлечению средств населения другими коммерческими бан-
Информация о работе Отчет Наблюдательного совета ОАО «Сбербанк России»