Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 14:38, курсовая работа
Цель работы заключается в изучении финансовых аспектов пенсионной реформы в России. \
1.2.
Развитие пенсионной
системы в РФ
В 2010 г. в России была проведена масштабная и дорогостоящая пенсионная реформа, стоимость которой сопоставима с суммарными расходами государства на здравоохранение или образование. Средняя пенсия выросла в реальном выражении на 35% и достигла 35% от средней зарплаты (по сравнению с 28% в 2009 г. и 25% в 2008 г.). Но приблизиться к решению фундаментальной проблемы долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы не удалось. Этот факт был признан в Бюджетном послании Президента РФ на 2011–2013 гг1. в котором сказано: «Необходимо разработать ясную программу долгосрочного развития пенсионной системы, обеспечивающую социально приемлемый уровень пенсий по сравнению с заработной платой …и в то же время исключающую как дальнейшее повышение ставки социальных взносов, так и рост дефицита пенсионной системы».
В Докладе Минздравсоцразвития (далее – ДМЗСР)2 на обсуждение вынесены некоторые предложения по развитию пенсионной системы. Однако он не содержит комплекса мер, обеспечивающих решение поставленной в Бюджетном послании задачи (ДМЗСР претендует скорее на обсуждение проблемы, чем на ее решение). В то же время проведение глубокой пенсионной реформы не терпит отлагательства. До тех пор пока правительство не примет четкий план обеспечения долгосрочной сбалансированности пенсионной системы и не сделает серьезных шагов по его практическому осуществлению, инвесторы будут обоснованно опасаться, что проблемы старения населения государство будет решать за счет повышения налоговой нагрузки. Таким образом, промедление с проведением реформы подрывает инвестиционную привлекательность российской экономики.
Действующая пенсионная система вступила в силу в 2002 г., когда были заложены ее основные принципы. В рамках новой структуры трудовые пенсии включали три составляющие: базовые, страховые и накопительные, со своими функциями и правилами формирования. Проведенная реформа соответствовала сложившемуся подходу, предусматривающему включение в состав пенсионных систем нескольких дополняющих друг друга частей (компонент).
Первая компонента предназначена для борьбы с бедностью среди пожилого населения. Размеры пенсии здесь не зависят от трудового стажа и прошлой заработной платы. Обычно используется один из трех подходов к ее формированию: а) единая для всех величина пенсии; б) предоставление пенсии стандартного размера нуждающимся; в) доведение суммарной величины всех видов пенсий до установленного минимума. Фактически эта часть пенсионной системы ориентирована на решение социальных задач, поэтому обычно финансируется за счет общих доходов бюджета. В среднем по странам ОЭСР на нее приходится 27% суммарных пенсионных выплат.
Вторая компонента реализует страховые принципы и предназначена для сглаживания потребления на протяжении жизненного цикла. Источником финансирования служат пенсионные взносы, а размеры пенсии увязывают с прошлыми заработками. Она построена на распределительном принципе.
Третья компонента также предназначена для сглаживания потребления, однако, в отличие от второй, построена на накопительном принципе. Это максимизирует зависимость между трудовыми доходами и пенсионными выплатами.
Четвертая компонента – добровольное пенсионное страхование, финансируемое за счет взносов работников и/или работодателей. Как правило, данная составляющая тоже базируется на накопительном принципе.
В большинстве развитых
стран и стран с
формирующимся рынком используются
несколько составляющих. Однако
их удельный вес и устройство
каждой компоненты существенно
различаются. Анализ
Таблица 1 -Индивидуальные коэффициенты замещения по компонентам для работников со средним заработком, 2007 г. (в %)
Распределительные | Обязательные накопительные | Всего обязательные | Всего с учетом добровольных | Доля в пенсионных выплатах | ||
Обязательных накопительных | добровольных | |||||
Развитые страны | ||||||
Австралия | 15 | 27 | 42 | 42 | 64 | 0 |
Великобритания | 31 | 31 | 70 | 0 | 56 | |
Германия | 43 | 43 | 61 | 0 | 30 | |
Греция | 96 | 96 | 96 | 0 | 0 | |
Испания | 81 | 81 | 81 | 0 | 0 | |
Италия | 68 | 68 | 68 | 0 | 0 | |
Канада | 45 | 45 | 73 | 0 | 38 | |
Франция | 53 | 53 | 53 | 0 | 0 | |
США | 39 | 39 | 79 | 0 | 51 | |
Япония | 34 | 34 | 34 | 0 | 0 | |
Страны с формирующимся рынком | ||||||
Венгрия | 51 | 26 | 77 | 77 | 34 | 0 |
Мексика | 5 | 31 | 36 | 36 | 86 | 0 |
Польша | 30 | 31 | 61 | 61 | 51 | 0 |
Словакия | 24 | 32 | 56 | 56 | 57 | 0 |
Турция | 87 | 87 | 87 | 0 | 0 | |
Чехия | 50 | 50 | 50 | 0 | 0 | |
Ю. Корея | 42 | 42 | 42 | 0 | 0 | |
В среднем по формирующимся рынкам | 41 | 17 | 58 | 58 | 29 | 0 |
В среднем по ОЭСР | 46 | 13 | 59 | 68 | 19 | 13 |
Введенные в России в 2002 г. базовые пенсии относятся по классификации к первой компоненте, страховые – ко второй, накопительные - к третьей. Четвертая компонента включает добровольное корпоративное страхование и запущенную в 2009 г. программу добровольных пенсионных накоплений работников, софинансируемых государством.
Радикальные изменения в российской пенсионной системе были проведены на фоне вступившей в силу в 2001 г. реформы социальных отчислений. В 2005 г. шкала ЕСН была изменена, базовая ставка пенсионных отчислений снизилась с 28 до 20%. В том же 2005 г. появился новый вид выплат некоторым категориям пенсионеров: в ходе монетизации льгот часть «натуральных» льгот была заменена на ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ), которые составили существенную часть в общей структуре выплачиваемых пенсий. Основные показатели пенсионной системы в 2002–2009 гг. приведены в таблице 2.
Таблица 2 - Основные параметры российской пенсионной системы
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | |
Средний размер пенсии (руб/месс.) | ||||||||
Всего | 1379 | 1637 | 1915 | 2364 | 2726 | 3116 | 4199 | 5191 |
Трудовая пенсия | 1396 | 1660 | 1945 | 2395 | 2770 | 3168 | 4286 | 5323 |
В том числе (на конец года): | ||||||||
По старости | 1589 | 1906 | 2214 | 2761 | 3096 | 3971 | 4905 | 6625 |
По инвалидности | 1157 | 1363 | 1576 | 1984 | 2186 | 2879 | 3496 | 4791 |
По случаю потери кормильца | 793 | 1010 | 1218 | 1494 | 1693 | 2119 | 2762 | 3740 |
Социальная пенсия | 1032 | 1180 | 1296 | 1798 | 1879 | 2724 | 3007 | 4245 |
Реальный размер средней пенсии (2001=100%) | 116 | 122 | 128 | 141 | 148 | 155 | 183 | 202 |
Соотношение средней пенсии к прожиточному минимуму пенсионера (%) | 100,0 | 102,0 | 106,3 | 97,8 | 99,8 | 101,6 | 115,2 | 126,6 |
Соотношение среднего размера трудовых пенсий и зарплаты (коэффициент замещения),% | 32,0 | 30,2 | 28,9 | 28,0 | 26,0 | 23,3 | 24,8 | 28,3 |
Как можно видеть, по многим показателям 2000-е годы для пенсионного обеспечения были исключительно успешными. За восемь лет после начала реформы реальные размеры пенсий удвоились (среднегодовой рост превысил 9%). Правда, средняя их величина до 2008 г. оставалась близкой к прожиточному минимуму пенсионера, однако нужно учитывать, что в 2005 г. состав корзины для его расчета был расширен.
Несмотря на впечатляющий рост величины пенсий, в 2010 г. произошел переход к новому этапу пенсионной реформы. В числе важнейших новаций можно назвать следующие.
Реформирование единого социального налога. ЕСН был заменен системой социальных взносов, уплачиваемых непосредственно во внебюджетные фонды (как до 2001 г.). Регрессивная шкала с тремя ставками заменена единой ставкой (при ограничении на облагаемую заработную плату). Предел облагаемой зарплаты ежегодно индексируется по мере роста средней зарплаты в экономике. В 2010 г. эффективная ставка осталась практически неизменной, однако новый порядок предотвращает последующее падение эффективной ставки, что было бы неизбежным при сохранении прежней шкалы ЕСН. Начиная с 2011 г. ставка пенсионных взносов повышена с 20 до 26%. Кроме того, налогоплательщики, применяющие специальные режимы налогообложения, после некоторого переходного периода лишаются льгот.
Отмена базовой части трудовых пенсий как их отдельной составляющей. Базовые пенсии преобразованы в условно рассчитываемую часть страховой пенсии, индексируемую с использованием общего коэффициента. В дальнейшем ее размеры будут увязаны с длительностью трудового стажа; таким образом, первая компонента российской пенсионной системы окажется полностью ликвидированой.
Пересчет с повышающим коэффициентом пенсионных прав, приобретенных до 01.01.1991 г. (проведена так называемая валоризация пенсионных прав). В 2010 г. выплаты по валоризации составили 1,1% ВВП, в 2011–2013 гг. ожидаются на уровне 1% ВВП.
Предоставление социальных доплат пенсионерам, имеющим пенсию ниже прожиточного уровня для данного региона. В 2010 г. сумма доплат за счет федерального бюджета составила примерно 0,1% ВВП.
Одновременно повышен уровень пенсий. В целом результатом всех нововведений стал рост трудовых пенсий в среднем на 44%. По оценкам Минздравсоцразвития, после реформы застрахованному лицу при 30 годах уплаты страховых взносов обеспечивается пенсия по старости не ниже 40% его утраченного заработка, что соответствует международным минимальным нормам пенсионного обеспечения3
Как показывает анализ, основным источником повышения пенсий стало увеличение их финансирования за счет привлечения дополнительных финансовых ресурсов. На федеральный бюджет возложены: финансирование выплат по валоризации, компенсация потерь из-за отложенного повышения пенсионных взносов для некоторых секторов, а также финансирование резко выросшего дефицита пенсионной системы. За три года (2008–2010 гг.) пенсионный трансферт за счет общих доходов бюджета вырос на 3,7 п. п. ВВП (с 1,5 до 5,2% ВВП; см. табл. 3). В 2011 г. благодаря повышению ставок социальных взносов трансферт в пенсионный фонд несколько снижается.
Однако из-за увеличения доходов внебюджетных фондов сокращается база других налогов (прежде всего подоходного и на прибыль, поступающих в субфедеральные бюджеты). По оценкам Экономической экспертной группы (ЭЭГ), социальные фонды получат от повышения ставок выигрыш в размере 1,1–1,2% ВВП (в том числе Пенсионный фонд – 0,8–0,9% ВВП), однако региональные и местные бюджеты потеряют доходы на уровне 0,4–0,5% ВВП.
Иными словами, сокращение трансферта из федерального бюджета оплачено дополнительной нагрузкой на бизнес и изъятием части доходов из субфедеральных бюджетов.
Таблица 3 - Источники финансирования текущих и будущих пенсий (в %)
2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | |
Взносы | |||||
На базовую и накопительную пенсию | 3,9 | 3,6 | 3,9 | 3,6 | 4,7 |
На накопительную пенсию | 0,4 | 0,6 | 0,7 | 0,7 | 0,7 |
Трансферты из общих доходов федерального бюджета | 1,5 | 2,0 | 3,3 | 5,2 | 4,3 |
На трудовые пенсии | 0,6 | 1,3 | 2,3 | 4,0 | 3,0 |
В том числе | |||||
На валоризацию | 0 | 0 | 0 | 1,1 | 1,0 |
На покрытие выпадающих доходов и социальную доплату | 0,6 | 0,8 | 1,2 | 0,2 | 0,2 |
На покрытие дефицита ПФР | 0,1 | 0,4 | 1,0 | 2,6 | 1,7 |
На социальные, военные и т.п. пенсии | 0,3 | 0,3 | 0,5 | 0,6 | 0,6 |
Компенсационные выплаты пенсионерам | 0,6 | 0,5 | 0,6 | 0,7 | 0,7 |
Справочно: удельные вес бюджетного финансирования пенсий | 28 | 28 | 45 | 60 | 46 |