Пенсионная реформа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 14:38, курсовая работа

Описание

Цель работы заключается в изучении финансовых аспектов пенсионной реформы в России. \

Работа состоит из  1 файл

ПЕНСИННАЯ РЕФОРМА КУРСАЧ.docx

— 98.59 Кб (Скачать документ)

     - назначение, расчет, перерасчет и  выплату трудовых пенсий.

     Государство несет перед застрахованными  лицами субсидиарную ответственность  по обязательствам Пенсионного фонда  РФ, что соответствует положениям гражданского законодательства, регулирующим ответственность некоммерческих организаций, созданных в организационно-правовой форме учреждений.

     С 2004 года наряду с Пенсионным фондом РФ функции страховщика по обязательному  страхованию могут выполнять  негосударственные пенсионные фонды  в случае, если застрахованное лицо реализует свое право на отказ  от формирования накопительной части  трудовой пенсии через Пенсионный фонд РФ и передачу своих средств пенсионных накоплений в негосударственный  пенсионный фонд, путем заключения договора об обязательном пенсионном страховании и подачи соответствующего заявления в территориальный орган Пенсионного фонда РФ. В этом случае субсидиарную ответственность за сохранность пенсионных средств застрахованного лица будет нести выбранный негосударственный пенсионный фонд. В настоящее время в России действует порядка 300 негосударственных пенсионных фондов, имеющих лицензию Министерства труда и социального развития Российской Федерации. Вкладчики – как предприятия, так и отдельные граждане – перечисляют пенсионные взносы в пользу более чем 5 млн. человек. Около 400 тысяч человек, то есть каждый сотый пенсионер нашей страны, получает негосударственную пенсию. Основными критериями при выборе негосударственного пенсионного фонда являются следующие: опыт и репутация данного фонда на рынке негосударственного пенсионного обеспечения; сведения о размере имущества фонда; доходность от размещения пенсионных резервов. Сохранность пенсионных накоплений, перечисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации и негосударственный пенсионный фонд, практически одинакова, а уровень доходности, получаемый негосударственным пенсионным фондом, выше доходности, получаемый Пенсионным фондом Российской Федерации.

     Страхователи  по обязательному пенсионному страхованию  делятся на две группы. В первую входят организации, а также индивидуальные предприниматели и другие физические лица, начисляющие и уплачивающие страховые взносы на выплаты в  пользу лиц, с которыми заключены  трудовые ил гражданско-правовые договоры. Ко второй группе страхователей относятся  индивидуальные предприниматели, адвокаты и приравненные к ним частные  детективы и занимающиеся частной  практикой нотариусы. Таким образом, страхователями являются все плательщики  страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также  лица, уплачивающие взносы в фиксированном  размере.

     Застрахованные  лица – лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в РФ, подразделяются на три группы. К первой относятся граждане РФ, проживающие на ее территории, иностранные граждане и лица без гражданства, которые работают по трудовому договору или договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам. Вторая группа – это лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, являющиеся членами крестьянских хозяйств, членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера. Третья группа – это иные категории граждан, у которых отношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в соответствии с Федеральным законом №167-ФЗ. К ним относятся граждане РФ, работающие за ее пределами и добровольно осуществляющие уплату страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ, а также физические лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и уплачивающие страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ за другое физическое лицо, за которое такая уплата страхователем не осуществляется.

     Основанием  для возникновения правоотношений по обязательному пенсионному страхованию  является наступление страхового случая, которым признается достижение пенсионного  возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца. Соответственно каждому  страховому случаю Федеральный закон  №167-ФЗ устанавливает виды обязательного  страхового обеспечения, из которых  первые три – страховая и накопительная  часть трудовой пенсии по старости, страховая и накопительная часть  трудовой пенсии по инвалидности, страховая  часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца. Четвертым видом обязательного  страхового обеспечения является социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти, установление и выплата которого осуществляются в соответствии с Федеральным  законом от 12 января 1996года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».

     В целях финансового обеспечения  страховых выплат, Пенсионный фонд Российской Федерации формирует  бюджет денежных средств.

     К составлению бюджета Пенсионного  фонда России предъявляются следующие  требования:

     - бюджет должен составляться страховщиком  на финансовый год с учетом  обязательного сбалансирования  доходов и расходов этого бюджета,  то есть объем предусмотренных  бюджетом расходов должен соответствовать  суммарному объему доходов бюджета  и поступлений из источников  финансирования его дефицита;

     - при формировании бюджета на  очередной финансовый год устанавливается  норматив оборотных денежных  средств, не включаемых в состав  временно свободных средств резерва  бюджета Пенсионного фонда России.

     Бюджет  Пенсионного фонда РФ состоит  из бюджетов его территориальных  органов. Он формируется за счет страховых  взносов, средств федерального бюджета, сумм пеней и иных финансовых санкций, доходов от размещения временно свободных  средств обязательного пенсионного  страхования, добровольных взносов  физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей  или застрахованных лиц, иных источников, не запрещенных 

     Пенсионный  фонд Российской Федерации осуществляет сбор страховых взносов на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии. Сумма страховых  взносов, направляемых на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, за каждое застрахованное лицо составляет 14%. Страховой взнос  в 8% - для лиц 1967 года рождения и моложе формирует страховую часть трудовой пенсии, 6% формирует накопительный  персонифицированный резерв, и может  направляться на финансирование накопительной  части трудовой пенсии в момент выхода на пенсию данного застрахованного  лица.

     Пенсии, пособия и другие виды социальной помощи должны обеспечивать прожиточный уровень жизни.

     Изменение условий и норм назначения и выплаты  пенсий может производиться только путем внесения в Закон о государственном  пенсионном обеспечении изменений  и дополнений, т.е. путем принятия соответствующих федеральных законов. Это означает, что законодатель стремился  исключить случаи "корректировки" федеральных законов с помощью  иных нормативных правовых актов, что  в последние годы довольно часто  происходило на практике.

     Законом о государственном пенсионном обеспечении  Правительству РФ поручено установить условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате других (кроме  чернобыльской) радиационных или техногенных  катастроф, а также членам их семей , порядок и условия признания  граждан инвалидами, порядок включения  в стаж государственной службы для  назначения пенсии за выслугу лет  федеральных государственных служащих периодов службы (работы) в должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных  государственных служащих и других должностях, определенных Президентом  Российской Федерации , перечень документов, необходимых для установления пенсии, правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера  пенсии, перевода с одного вида пенсии на другой, выплаты пенсии, ведения  пенсионной документации.

     В бюджете Пенсионного фонда России на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, доплат к  пенсиям предусмотрены средства федерального бюджета, передаваемые Фонду  в 2008 году в объеме 117,7 млрд. рублей.

     Таким образом, организация пенсионными  фондами дополнительного пенсионного  обеспечения является целью оказания социальной поддержки граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед страной, а также граждан, осуществлявших трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса Российской Федерации в особых условиях труда, главным критерием для установления дополнительного пенсионного обеспечения пенсионными фондами является наличие званий, государственных премий и наград, учрежденных в нашей стране. 

 

2. Анализ деятельности пенсионного фонда

2.1 Анализ источников  формирования финансовых  ресурсов пенсионного фонда РФ

 

     Модель  формирования государственного пенсионного  страхования с поэтапным формированием  накопления пенсионных прав предусматривает  обеспечение сбалансированности доходов  и обязательств Пенсионного фонда  Российской Федерации в течение  переходного периода (до 2010 года).

     Предлагается  снизить до размера, необходимого для  финансирования выплаты базовой  части трудовой пенсии, ставку единого  социального налога в части, перечисляемой  в ПФР, с одновременным введением  тарифов страховых взносов в  пенсионную систему, устанавливаемых  федеральным законом на уровне, необходимом  для финансирования страховой и  накопительной частей трудовой пенсии.

     Страховой взнос (налог) на обязательное пенсионное страхование - это индивидуально  возмездный обязательный платеж, имеющий  персонально целевое назначение - обеспечение права гражданина на получение пенсии, эквивалентной  сумме страховых взносов, учтенных на его индивидуальном лицевом счете.

     Непоступление в Пенсионный фонд Российской Федерации  взносов за застрахованное лицо влечет за собой отсутствие обязательств пенсионной системы по выплате соответствующих  сумм пенсии по пенсионному страхованию  данному гражданину. Предполагается, что контроль за поступлением пенсионных и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется органами Министерства Российской Федерации  по налогам и сборам.

     При этом правильность начисления и перечисления страховых взносов будет проверяться  налоговыми органами, а стороной по спорам, связанным с пенсионными  обязательствами, будут являться органы Пенсионного фонда Российской Федерации, обладающие всей полнотой информации на основе сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

     За  счет сумм пенсионных взносов, будет  осуществляться финансирование выплаты  базовой части трудовой пенсии, а  также базовой части пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца.

     За  счет сумм страховых взносов в  Пенсионный фонд Российской Федерации  будет осуществляться финансирование выплаты страховой части трудовой пенсии, а также страховой части  пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца.

     Накопительная часть трудовой пенсии будет финансироваться  за счет страховых взносов и инвестиционного  дохода, учтенных на специальной части  индивидуального лицевого счета.

     Порядок финансирования пенсий, которые выплачиваются  за счет средств федерального бюджета, не меняется и остается прежним. При  этом если при переходе на новую  пенсионную систему размер установленной  пенсии (в том числе инвалидам  и семьям, потерявшим кормильца) превысит величину базовой части трудовой пенсии, разница покрывается за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации.

     Предполагается  также введение в течение 2001 года системы зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации фиксированных  платежей для лиц, относящихся к  самозанятому населению в целях  обеспечения их права на пенсии по обязательному пенсионному страхованию. Сумма фиксированных платежей, перечисленных  в Пенсионный фонд Российской Федерации, будет составлять расчетный пенсионный капитал самозанятого лица.

     Для обеспечения финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного  страхования за счет части платежей в ПФР создается накопительный (не персонифицированный) резерв, который  призван обеспечить безусловное  выполнение обязательств государства  перед застрахованными лицами при  изменениях демографических и макроэкономических условий функционирования социально-экономической  системы. Данный резерв формируется при возникновении профицита бюджета ПФР.

     Средства  накопительного резерва могут также  формироваться за счет части доходов  от размещения временно свободных средств.

Информация о работе Пенсионная реформа