Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 14:38, курсовая работа
Цель работы заключается в изучении финансовых аспектов пенсионной реформы в России. \
Согласно данным таблицы 2, расходная часть бюджета Пенсионного Фонда РФ имеет стабильную положительную динамику в среднем 122,95 %. Расходы ПФР на 2008 г. составили 1486631 млн. руб., на 2009 г. - 1779402 млн. руб., а на 2010 - уже 2113161 млн. руб. И включает следующие основные разделы «Общегосударственные расходы», «Образование», «межбюджетные трансферты» и «Социальная политика».
Раздел «Общегосударственные расходы» включает такие статьи расходов ПФР, как «взносы в международные организации», «обеспечение соглашений с иностранными государствами и организациями». Данный раздел в среднем за рассматриваемый период занимает 0,0004 % в расходах.
Раздел «Образование» включает расходы фонда на «переподготовку и повышение квалификации» и «учебные заведения и курсы по переподготовке кадров» и составляет около 0,003 % в расходах бюджета ПФР.
Раздел
«Межбюджетные трансферты»
Самой
объемной является статья «реализация
функций в области социальной
политики» - 8,4 % от общей суммы всех
расходов ПФР и включает следующую
классификацию: «ежемесячные денежные
выплаты ветеранам» - в среднем
за рассматриваемый период 1,99 % от общей
суммы расходов фонда; «ежемесячные
денежные выплаты инвалидам» - 5,36 %;
«Ежемесячные денежные выплаты гражданам,
подвергшимся воздействию радиации
вследствие радиационных аварий и ядерных
испытаний» - 0,37 %;«ежемесячные денежные
выплаты Героям Советского Союза, Героям
Российской Федерации и полным кавалерам
ордена Славы, Героям Социалистического
Труда и полным кавалерам ордена
Трудовой Славы» - 0,04 %; «дополнительное
ежемесячное материальное обеспечение
некоторым категориям граждан РФ
в связи с 60-летием Победы ВОВ 1941-1945
годов» - 0,47 %. По динамике расходной
части бюджета ПФР можно
1.
«Дополнительное ежемесячное
Отрицательная динамика наблюдалась по следующим статьям:
1.
«Реализация государственных
2.
«Ежемесячные денежные выплаты
Героям Советского Союза,
3. «Оказание социальной помощи» - 75,33 %.
Таблица 8 – Источники финансирования средств Пенсионного фонда
№ | Источники формирования средств Пенс. Фонда РФ. | 2008 |
2009 |
2010 |
1 | Страховые взносы и налоговые платежи | 76,40млрд. руб. |
80,20 млрд. руб. |
96,50 млрд.руб. |
2 | Средства из федерального бюджета РФ. | 693,1 млрд. руб. |
788,0 млрд. руб. |
|
3 | Прочие поступления | 3,90 млрд. руб. | 7,20 млрд. руб. | 4,68 млрд. руб. |
Максимальное значение было отмечено в 2008, оно составило 29,62%, а минимальное в 2010г. (25,63%). В период с 2009г. по 2010г. наблюдается снижение данного показателя за счет увеличения доходов Федерального бюджета.
Наибольшую долю в доходах Фонда за 2008г. составляет сумма страховые взносов и налоговых платежей, их величина составляет 932,5 млрд. руб. или 91,80%. Средства из Федерального бюджета образуют наибольшую долю в доходах Фонда на 2009г. Они равны 693,1 млрд. руб. или 51,36% от величины всех доходов. Средства из Федерального бюджета на 2009г. равны 788,0 млрд. руб. или 48,98% от величины доходов Фонда. Данный источник формирования дохода также является наибольшим.
Наибольшая величина суммы страховых взносов и налоговых платежей была отмечена в бюджете Фонда 2008г. В 2009г. она составила 635,6 млрд. руб. или 47,10% от общей величины доходов, что на 296,9 млрд. руб. меньше значения 2008г., а в 2010г. эта величина составила 720,6 млрд. руб. то есть сумма страховых взносов и налоговых платежей выросла на 85 млрд. руб. по сравнениюс2009г.
Рассмотрим более подробно изменение в структуре страховых взносов и налоговых платежей за 2010г. Данный показатель за 2010г. снизился на 47,01% по сравнению с 2008г., однако, следует отметить, что этот же показатель снизился на 2,37% в 2010г. по сравнению с 2009г. Таким образом, можно сказать, что сумма страховых взносов и неналоговых платежей сократилась в 2009г., а в 2010г. ее величина увеличилась.
Величина поступлений из Федерального бюджета в период с 2008г. по 2010г. имела тенденцию к росту. Наибольшая величина поступлений была в 2010г. Она составила 788,0 млрд. руб., что больше значений того же показателя за 2009г. и 2010г на 94,9 млрд. руб. и на 727,5 млрд. руб. соответственно. В 2009г. доля поступлений средств из Федерального бюджета в общей величине доходов Фонда была наибольшей - 51,36%, что на 45,4% больше удельного веса 2008г и на 2,38% больше значения 2010г.
Рассмотрим изменения в структуру средств, поступающих из Федерального бюджета за 2010г. Данный показатель увеличился в 2010г. по сравнению с 2008г. на 43,03% и уменьшился на 2,37% в 2010г. по сравнению с 2009г. Самым наименьшим источником в формировании доходов бюджета Фонда являются прочие поступления. В 2010г. они увеличились на 3,98% по сравнению с 2008г. Также произошло увеличение прочих поступлений на 4,67% в 2010г. по сравнению с2009г.
Размер прочих поступлений в 2008г. составил 3,90 млрд. руб. или 4,83%, в 2009г. - 7,20 млрд. руб. или 8,10%, в 2010г. - 4,68 млрд. руб. или 4,53%.
Проанализируем изменение данного показателя по структуре. В 2010г. по сравнению с 2008г. он снизился на 0,3% и в 2010 по отношению к 2009г. он снизился на 3,57%.
3. Проблемы пенсионной системы РФ и пути их решения
3.1.Подходы
к реформированию
пенсионной системы
Прежде чем определить новые меры в рамках пенсионной реформы, нужно конкретизировать основные цели и ориентиры политики государства в этой области. В своем докладе Минздравсоцразвития исходит из необходимости обеспечить социально приемлемый уровень пенсий, характеризуемый индивидуальным коэффициентом замещения 40% (для работников со стажем не менее 30 лет). Действительно, данный ориентир целесообразно включить в число целевых, однако при стабильном значении ИКЗ солидарный показатель может падать, если индексация назначенных пенсий существенно отстает от роста зарплаты. Не ясно, достаточно ли в этом случае удерживать ИКЗ на рекомендуемом уровне 40%, поскольку субъективная приемлемость размеров пенсий может определяться их соотношением не с собственными прошлыми трудовыми доходами пенсионеров, а с текущими доходами других групп общества. Важность поддержания не только индивидуальных, но и солидарных коэффициентов замещения косвенно подтверждается их близостью (для представительного работника) в большинстве стран.
Далее, необходимо разбить пенсионеров на отдельные подгруппы и формулировать специфические задачи для каждой из них. Так, следует разделить работающих и неработающих пенсионеров: действительно, эти группы резко различаются по уровню доходов и роли пенсий в их формировании.
Крайне важно предотвратить дальнейший рост «внешнего» финансирования пенсионных выплат. В ответ на ухудшение демографических показателей нужно повысить эффективность использования ресурсов, а не увеличивать их. В этом пункте нельзя согласиться с ДМЗСР, в котором, по сути, предлагается решать проблему старения населения на основе экстенсивного подхода, как и при реформе 2010 г. Так, одно из предложений состоит в передаче Пенсионному фонду части НДС как дополнительного источника доходов. Такой путь в перспективе неизбежно ведет к масштабному финансовому кризису.
В
отсутствие работоспособных бюджетных
правил и при ухудшении демографических
пропорций правительству будет
политически трудно допустить снижение
СКЗ. В настоящее время пенсионеры
составляют 35% населения, имеющего
избирательные права, при этом
граждане старшего возраста проявляют
наибольшую электоральную активность.
С учетом демографических трендов
в недалеком будущем пенсионеры
составят большинство фактически участвующих
в выборах граждан. В силу растущего
политического значения пенсионеров
расходы пенсионной системы
могут последовательно
Естественным
внутренним ограничителем, препятствующим
повышению «щедрости» пенсионной
системы, могло бы стать сопротивление
налогоплательщиков дальнейшему
увеличению налогового бремени,
что требуется для дополнительных
пенсионных выплат. Однако в
нашей стране связь между государственными
расходами и платежами в
К тому же Россия – одна из немногих стран, где пенсионные взносы платят только работодатели, – в других существенную часть номинальной нагрузки (в среднем почти 40%) несут работники (см. табл. 7). С точки зрения экономической теории это не должно влиять на реальное распределение бремени финансирования пенсий: анализ показывает, что фактически оно в основном лежит на работниках. Тем не менее субъективно российские работники (впоследствии становящиеся пенсионерами) не осознают себя плательщиками социальных отчислений (как и других налогов), что исключает возможность даже минимального противодействия увеличению пенсионных выплат с их стороны.
Какими же инструментами располагает правительство для решения поставленных задач? Пенсионные реформы по своему содержанию принято делить на системные и параметрические. К системным относятся: изменение механизмов формирования пенсионных выплат (например, источников их финансирования) и принципов их распределения (скажем, переход к выплате пенсий в рамках первой компоненты только нуждающимся, имеющим доходы ниже прожиточного минимума). Наиболее радикальной системной реформой обычно считают переход от распределительной пенсионной системы к накопительной (или наоборот). Параметрические реформы подразумевают регулирование следующих показателей: ставки пенсионных взносов; правила индексации пенсионных прав и назначенных пенсий; пенсионный возраст; другие условия предоставления пенсий (требуемый стаж, правила предоставления досрочных пенсий); права на получение пенсий работающими пенсионерами.
С учетом сказанного можно сформулировать основные направления
дальнейшего реформирования пенсионной системы:
–
повышение эффективности
– повышение соотношения числа работников и пенсионеров;
– создание институциональных барьеров на пути расширения дефицита пенсионной системы;
– привлечение финансирования для пенсионных выплат, не имеющих необходимых источников, и развитие добровольного страхования.
Повышение
эффективности использования
Первая компонента пенсионной системы, как уже отмечалось, нацелена на решение социальных задач снижения бедности среди нетрудоспособного населения. Общим принципом эффективного проведения социальной политики выступает максимальная адресность распределения выплат. После реформы 2010 г. она стала невозможной. Объединение имеющих разные функции базовых и страховых пенсий (в частности, теперь к ним применяется одинаковая индексация) представляется фундаментальной ошибкой реформы.
Необходимо вновь разделить базовые и страховые пенсии и применять к ним разные правила назначения и индексации. Отмена базовых пенсий фактически лишила правительство основного инструмента решения социальных задач пенсионной политики. Базовые пенсии, как любая социальная поддержка, должны предоставляться только нуждающимся