4.
Важным направлением решения
пенсионных проблем должно стать
создание и развитие региональных
накопительных пенсионных систем
как эффективной технологии пенсионного
обеспечения граждан, которые,
учитывая региональные особенности,
должны послужить, с одной стороны,
улучшению качества жизни пенсионеров
в ближайшей перспективе, а
с другой стороны, способствовать
социально-экономическому развитию
регионов путем направления на
эти цели сформированных в
них ресурсов.
5.
Государство должно заинтересовать
работодателей участвовать в
пенсионном обеспечении своих
работников. С этой целью необходимо
предоставить налоговые льготы
и иные формы стимулирования
для добровольных корпоративных
пенсионных программ, а также
упорядочить их правовое регулирование.
6.
Требует перестройки сложившаяся
система инвестирования пенсионных
накоплений, предназначенных для
финансирования накопительной части
трудовой пенсии. Инвестирование 94%
всех пенсионных накоплений в государственные
ценные бумаги не может считаться нормальной
ситуацией. Задачи, поставленные при создании
накопительной системы, могут быть решены
только при условии широкого привлечения
негосударственных пенсионных фондов
и частных управляющих компаний, осуществляющих
инвестирование в реальный сектор экономики.
7.
Необходимо возродить централизованное
руководство проведением пенсионной
реформы, обеспечив координацию
действий всех участвующих в
реформе министерств и ведомств
и последовательную реализацию
принципов проведения реформы.
8.
Одним из важнейших результатов
реформы должна стать перестройка
массового сознания. Сегодня уровень
информированности людей о сущности
и целях реформы недостаточен.
Необходимо убедить граждан, что
достойный уровень жизни человека
в старости есть предмет его
заботы на протяжении всей
жизни, что достойное будущее
создается собственными руками,
а задачей государства в вопросе
пенсионного обеспечения является
создание условий для формирования
соответствующих пенсионных накоплений
и некоторого минимального уровня
пенсий.
9.
Следует разъяснять населению
необходимость и целесообразность
накопительных принципов финансирования
пенсии, как в обязательной, так
и в добровольной части. Государство,
со своей стороны, может также
использовать рычаги материального
стимулирования граждан к участию
в накопительных системах –
как через налоговые льготы, так
и через выплату субсидий некоторым
категориям граждан, формирующих
свои пенсионные накопления.
Заключение
Проведение
пенсионной реформы в Российской
Федерации и индексация государственных
пенсий связаны с преодолением нескольких
ошибочных тезисов (ловушек для
общественного сознания). В частности,
не подтверждаются статистикой тезисы
о том, что: 1) уровень пенсионного
обеспечения в стране крайне низок,
и пенсионеры в массе своей
являются бедными; 2) пенсионеры в состоянии
выйти из бедности (нуждаемости) только
в том случае, если они будут
проживать в семьях, где другие
члены семей имеют относительно
высокие уровни доходов и 3) поскольку
уровень нуждаемости (бедности) пенсионеров
в России ниже уровня нуждаемости (бедности)
населения страны в целом, постольку
мероприятия по индексации размеров
государственных пенсий не должны рассматриваться
в качестве безусловного приоритета
социальной политики.
Оценка
финансовых последствий поддержки
уровня государственного пенсионного
обеспечения в стране зависит
от того, какое значение будет определено
для данного уровня. Проведенные
на примере четырех видов государственного
пенсионного обеспечения – по
старости, по инвалидности, по случаю потери
кормильца, социального – расчеты
свидетельствуют, что в 2001 г. повышение
их размеров до величины прожиточного
минимума пенсионеров потребовало
бы дополнительных расходов в размере
0,4% ВВП (7% фактической величины выплаченных
пенсий), а до 1,5 прожиточных минимумов
пенсионера – 2,4% ВВП (соответственно 45,7%).
Необходимость
обеспечения таких выплат неизбежно
потребовала бы реструктуризации государственных
расходов в пользу системы государственного
пенсионного обеспечения. Следовательно,
стратегически верным является реализуемое
направление пенсионной реформы
в Российской Федерации, предусматривающее
упреждающее (на страховой основе) формирование
ресурсов на выплату государственных
пенсий.
Достоинством
предложенных в законодательстве механизмов
индексации является количественная и
календарная определенность условий их
проведения. Однако сами размеры индексаций
в большинстве случаев определяются на
субъективной основе (например, отсутствует
четко установленная необходимость соответствия
размеров индексации базовой части трудовой
пенсии росту потребительских цен, решения
о размерах индексации принимает Правительство
России и т.п.). Оценка полученных в 2002 г.
результатов использования действующего
механизма индексации на примере трудовых
пенсий подтвердила эти соображения.
Для
этих категорий пенсионеров целесообразен
альтернативный механизм индексации пенсий.
Суть его состоит в том, что
в него должен быть встроен особый
порядок такой индексации на период,
когда размер базовой части трудовых
пенсий индексируется не с учетом
показателя инфляции, а в соответствии
с долгосрочной программой повышения
базовой части трудовой пенсии и
социальных пенсий до прожиточного минимума.
Основными принципами подобного
механизма являются:
-
регламентирование в годовом
измерении количественных нормативов
приближения размера базовой
части государственной трудовой
пенсии к прожиточному минимуму
пенсионера (аналогичный порядок
должен быть принят и в отношении
социальных пенсий, которые назначаются
в соответствии с Федеральным
законом «О государственном пенсионном
обеспечении в Российской Федерации»);
-
проведение индексации базовой
части трудовых пенсий на предлагаемых
условиях не всем категориям
получателей трудовых пенсий, а
только тем из них, для которых
пенсия является единственным (или
основным) источником доходов, а
базовая часть пенсии, в свою
очередь, является основной частью
получаемой трудовой пенсии.
После
доведения базовой части трудовой
пенсии до величины прожиточного минимума
пенсионера может быть восстановлен
в полном объеме ныне действующий
механизм ее индексации с обязательным
введением законодательной поправки
о том, что во всех случаях она
должна быть не ниже этой величины.
Вторая
проблема связана с необходимостью
учета регионального фактора
в механизмах индексации базовой
части трудовой пенсии и социальных
пенсий, в связи с большими их
различиями по отношению к прожиточному
минимуму пенсионеров в различных
регионах субфедерального уровня (в
целом по России – почти в 3,5 раза).
К
сожалению, положение о необходимости
привязки минимального стандарта государственного
пенсионного обеспечения (в роли
такового и выступает размер базовой
части трудовой пенсии) к региональным
(а не среднереспубликанскому) величинам
прожиточного минимума пенсионера не
находит отражения в ходе проведения
пенсионной реформы в стране. Индексация
ее размера происходит для Российской
Федерации в целом. В качестве
компромиссного решения можно рекомендовать
региональную дифференциацию размеров
базовой части трудовой пенсии в
отношении тех пенсионеров, для
которых ее доля в структуре получаемой
пенсии является основной.
Список литературы
- Федеральный
закон от 28 декабря 2004 г. N 184-ФЗ "О
бюджете Пенсионного фонда Российской
Федерации на 2005 год".
- Федеральный
закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном
пенсионном страховании в Российской
Федерации" (с изм. и доп. от 29 мая, 31 декабря
2002 г., 23 декабря 2003 г., 29 июня, 20 июля, 2, 28
декабря 2004 г.).
- Программа
пенсионной реформы в российской федерации.
Одобрена Правительством Российской Федерации
17 апреля 2001 г.
- Постановление
Конституционного Суда РФ от 25 июня 2001
г. N 9-П "По делу о проверке конституционности
Указа Президента Российской Федерации
от 27 сентября 2000 года N 1709 "О мерах по
совершенствованию управления государственным
пенсионным обеспечением в Российской
Федерации" в связи с запросом группы
депутатов Государственной Думы"
- Положение
о Пенсионном фонде Российской Федерации
(России) (утв. постановлением ВС РФ от
27 декабря 1991 г. N 2122-I) (с изм. и доп. от 24
декабря 1993 г., 5 мая 1997 г.)
- Пряничников
С. Б. Финансовые аспекты реформирования
пенсионной системы // Народонаселение.
- 2010. - N 2. - С. 153-154
- Сборник Госкомстата
«Социально-экономическое положение России.
Январь – февраль 2010 года». М., 2003.
- Смирнов С.Н.,
Исаев Н.И.. Сычева Л.И., Михайлов Л.В., Тимофеев
Е.В., Марушкина Е.В. Пенсионная реформа:
социальные и экономические аспекты. М.,
2009. 70 с.
- Вьюницкий
В. Пенсионная реформа: базовая, страховая
и накопительная части пенсии.// Директор.
– 2005. - № 3. – С. 6.
- Добромыслов
К.В. Исчисление трудовых пенсий по старости
(примеры расчетов). – М.: Книжный мир, 2005.
– 215 с.
- Журавлев
В. Пенсионная система в современной Венгрии.
// Социальное обеспечение. – 2004. - №9. –
С 32 – 36.
- Журавлев
В. США: соцобеспечение вчера, сегодня,
завтра. // Полис. – 2010. - № 10 (61). - С.34
– 48.
- Задорожный
В. Пенсионная реформа. Так что же мы все-таки
строим? //Пенсия. - №6. – 2096. – С.28 – 32.
- Зубченко
Л. Пенсионная система Финляндии. // Вопросы
экономики. – 1999. - №9. – С. 56 – 63.
- Зурабов
М. Ю. О целях и ходе пенсионной реформы.
Пенсионная реформа для каждого.//Российская
газета. - 2005. – с.3 – 11. (Библиотечка
«Рос. Газ.» Выпуск 19).
- Игнатов
А. В. Пенсионный оборотный налог.//Финансы.
– 2009. - № 4. – С.57 – 59.
- Капкаева
Н. З.; Журкина Н. С. Государственные целевые
бюджетные и внебюджетные фонды: Уч. Пособие.
– Казань: Изд-во КФЭИ. – 2002.- 116с.
- Косырев
Б. А. Внебюджетные фонды. Платежи. Социальные
выплаты. 2-е изд. Перераб. И доп. – М.: «Учеб.
Метод. Центр при МНС РФ». - 2001. – 225с.
- Мойрер А.
Какую систему пенсионного обеспечения
предпочесть (опыт Германии). // Человек
и труд. – 1999. - №2. – С. 70 – 72.
- Никифорова
А.А. Пенсионные системы с развитой рыночной
экономикой. // Труд за рубежом. – 2001. - №3.
– С. 109 – 121.
- Опыт реформы
пенсионной системы Венгрии. // Бики. –
2001. - №142. – С. 4 – 5.
- Официальный
сайт Пенсионного фонда Российской Федерации
– http://www.pfrf.ru
- Плугаро
Н. Мечты и реальности пенсионной реформы.
– Конкурентные преимущества НПФ в системе
обязательного пенсионного страхования.
//Пенсионные фонды. – 2006. - №10. – С.45 –
54.
- Привалов
К. Заметки о пенсии в Германии. // Российские
Вести. – 2009. - №201. – С. 6 – 7.
- Реформы
пенсионной системы в Китае. // Социальный
мир. – 2009. - №2. – С. 12 – 16.
- Роик В. Реформирование
пенсионных систем: зарубежный опыт. //
Человек и труд. –2000. - №2. – С. 11 – 13.
- Роик В., Шерстнев
В. Негосударственные пенсионные фонды:
выбор траектории развития. //Пенсионные
фонды и инвестиции - № 3. – 2006. – С.22 –
29.
- Самохвалов
Н.Ф. Пенсионное законодательство РФ (сборник
нормативно-правовых актов). – М.: Объединенная
редакция МВД России. – 2005. – 256 с.
- Середа Т.П.
Пенсия на носу: расчет и оформление. –
М.: Феникс. – 2005. – 283 с.
- Сидоренко
Е.Н. Комментарий к пенсионному законодательству.
– М.: Юрайт. - 2006. – 347 с.
- Соловьев
А.К. Основы пенсионного страхования в
России. – М.: Просвещение. - 2009. – 154 с.
- Соловьев
А.К. Тарифная политика Пенсионного фонда
// Законодательство. – 2005. - № 3. – С.
10-12.