Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 12:12, дипломная работа
Современная экономика любого государства представляет собой широко разветвленную сеть сложных отношений миллионов входящих в нее хозяйственных субъектов между собой, а также с внешними агентами других стран. Основой этих взаимосвязей являются расчеты и платежи, в процессе которых происходит удовлетворение взаимных требований и обязательств.
Покупка товара в торговой сети с использованием банковской карты осуществляется способом, приведенным на рисунке 3.
Аналогичным образом осуществляется использование карты и проведение расчетов при получении наличных денег в банкомате. [14, с. 282]
Как видно из рисунка, операции с использованием банковских карт предусматривают обязательное составление документов на бумажном носителе (или электронном носителе).
Рисунок 3 - Покупка товара в торговой сети с использованием банковской карты
1 - держатель банковской карты предоставляет ее кассиру для помещения в электронный терминал и набирает свой PIN-код;
2 - терминал считывает данные с карты, кассир набирает с клавиатуры сумму, оплачиваемую держателем;
3 - терминал осуществляет авторизацию карты, посылая запрос через эквайера в процессинговый центр и к эмитенту;
4 - банк-эмитент подтверждает проведение сделки;
5 - терминал списывает сумму покупки с банковской карты и оформляет слип (подписывается держателем карты). Одновременно держатель карты получает купленный товар, экземпляр слипа и ему возвращается карта;
6 - в конце каждого рабочего дня торговое предприятие передает слипы, оформленные за день, в обслуживающий его банк. Они документарно подтверждают проведенные операции;
7 - банк-эквайер проверяет все слипы и перечисляет их общую сумму на расчетный счет торгового предприятия;
8 - банк-эквайер переедет в процессинговый центр информацию о сделках с использованием банковских карт, эмитентом которых он не является;
9 - процессинговый центр обрабатывает предоставленную информацию и доводит ей до сведения участников для проведения ими взаиморасчетов;
10 - расчетный банк производит погашение взаимных обязательств банков-участников, списывая соответствующую сумму с ведущегося у него корреспондентского счета банка-эмитента и зачисляя ее на корреспондентский счет банка-эквайера;
11 - эмитент списывает сумму покупки с учетом комиссионных со счета своего клиента.
Применение в расчетах пластиковых карт позволяет не только автоматизировать расчетные операции, их учет, но и привлечь на банковские счета дополнительные ресурсы, обеспечить новые доходы для банка и гарантировать клиентам высокий уровень безопасности в расчетах.
Основные правила выпуска, и применения банковских карт в Российской Федерации регулируются Положением об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт, от 24 декабря 2004 г. № 266-П (в ред. Указания ЦБ РФ от 21.09.2006 № 1725-У).
1.3 Современное состояние российского рынка банковских карточек
Российский рынок банковских карточек демонстрирует в последнее время впечатляющие темпы роста. Речь идет о количестве эмитированных банками карточек и об объемных финансовых показателях. Особенно впечатляющими некоторые цифры начала 2008 г. выглядят на фоне аналогичных показателей за 9 месяцев 2007 г. - лишь за один квартал рынок вырос больше, чем за весь 2006 год.
Банковская карта — это платежная карта, выпущенная банком, которая является персонализированным инструментом безналичных расчетов и предназначена для совершения физическими лицами, в том числе представителями юридических лиц (держателями) операций с денежными средствами, находящимися у банка-эмитента. [16]
Банковская карта является собственность банка и выдается во временное пользование как персонифицированное платежное средство, предназначенное для оплаты товаров, услуг и получения наличных денежных средств на территории России и за рубежом.
Российский рынок банковских карточек формировался в рамках зарплатной модели. Он имеет ряд важных структурных особенностей. Доля транзакций по снятию наличных, например, в разы превышает долю «безналичных» транзакций оплаты товаров и услуг. По той же причине число банкоматов, установленных в стране, достаточно велико для столь молодого рынка, а развитие торговой инфраструктуры, наоборот, запаздывает.
Оправившись от последствий финансового кризиса 1998 году, российский рынок банковских карточек принял демонстрировать завидные темпы роста [Смородинов О., статья, Интернет]. В период с 2003 по 2008 г, эмиссия международных и российских карточек возросла с 10,6 млн до 74,8 млн штук, или более чем в 7 раз (рис. 5).
Рисунок 5 - Эмиссия банковских карточек в России
За тот же период оборот по карточкам (без пересчета на темпы роста инфляции) увеличился с 416,1 млрд руб. до 4433,7 млрд руб., или в 10,7 раза.
Заметными темпами развивался карточный бизнес в регионах страны: число регионов, банки которых выпустили 1 млн и более карточек, в рассматриваемый период выросло с трех до четырнадцати. В некоторых российских регионах уровень рыночного проникновения карточек приблизился к показателям, типичным для экономически развитых стран Европы, Северной Америки и Азиатско-Тихоокеанского региона.
На российском рынке появились новые типы карточек – с кредитной функциональностью; расширился набор функций, выполняемых банковскими карточками ("социальная карта", "транспортная карта", оплата покупок в Интернете, погашение текущей задолженности по потребительским кредитам в банкоматах и др.). Развивалась инфраструктура обслуживания карточек (сети банкоматов и торгово-сервисных точек) и институциональная инфраструктура (кредитные бюро и коллекторские компании), что является необходимым атрибутом развитого рынка.
По-прежнему подавляющая часть российского карточного бизнеса осуществляется в рамках зарплатной модели. Более 90% всех карточек, эмитированных российскими банками, являются дебетовыми продуктами с непосредственным дебетованием счета. Основная масса российских держателей уверенно использует их для ежемесячного похода до ближайшего банкомата или отделения банка и снятия полученной зарплаты. Средний российский держатель совершает одну-две транзакции в месяц, и этот показатель остается практически неизменным с начала века.
Соответственно, беспрецедентно низкой остается доля платежей транзакций в общем карточном обороте, представленная на рисунке 6.
Платежная транзакция - платежная операция расчетов за приобретенные товары и услуги, выполняемая с использованием платежных карточек, чеков, наличных денег и других законных платежных средств. При использовании платежных карточек транзакция включает последовательность процедур авторизации, необходимых для выполнения аутентификации и подтверждения обязательств эмитента карточки выполнять платежи за товары и услуги, приобретаемые покупателем - владельцем карточки.
В период с 2003 г. по середину 2007 г. этот показатель увеличился более чем в 2 раза - с 7% до более чем 15%, однако затем начал стремительно падать, завершив 2008 г. На отметке 9%.
Рисунок 6 - Доля платежных транзакций в общем обороте
Разворот тренда позволяет сделать два следующих вывода. Во-первых, увеличение эмиссии российскими банками карточек с кредитной функциональностью, основной сферой применения которых является оплата товаров и услуг, пока к положительному эффекту не привело. Во-вторых, какого-то видимого изменения в поведенческих паттернах российских держателей также пока не случилось. Во многом такая ситуация является следствием того, что наиболее активные игроки в сегменте потребительского кредитования используют карточки с кредитной функциональностью фактически не по назначению - в качестве "одноразового" инструмента для погашения текущей задолженности за купленный в кредит товар, для совершения операции по переводу средств, как "бесплатное приложение" к совершенной крупной покупке.
Региональное развитие рынка ограничивается в основном городами и областями, где сосредоточены добыча и переработка основных сырьевых ресурсов. Очевидно, что уровень развития карточного бизнеса в том или ином регионе является зеркальным отражением уровня его экономического благополучия, т. е. доходов компаний, организаций и физических лиц в этом регионе.
Судя по представленной Центробанком статистике, в 2008 г. российский рынок банковских карточек в целом сохранил тенденции, которые были характерны для него в последние несколько лет (Таблица 1).
Таблица 1 – Ключевые показатели развития карточного бизнеса в России, 2008год
Показатель | 2008 г. | Изменение (+/ -) к предыдущему году, % |
Эмиссия, тыс. | 74 762,2 | 36,78 |
Количество транзакций за год, млн | 1209,37 | 40,18 |
Среднее число транзакций в расчете на одну карточку в год | 16,20 | 2,70 |
Суммарный оборот, млрд руб. | 4433,66 | 48,44 |
Средняя величина одной транзакции, руб. | 3666,00 | 5,90 |
Общая сумма платежных транзакций, млрд. руб. | 400,35 | 22,16 |
Доля платежных транзакций в обороте, % | 9,03 | -17,68 |
Общее число эмитированных банковских карточек на конец года превысило 74,76 млн штук, или стало на 36,78% больше, чем на конец предыдущего периода. Из общего числа эмитированных карточек почти 99,8% составили карточки для физических лиц. Из 170,1 тыс. коммерческих карточек (карточек для юридических лиц) львиная доля (почти 100 тыс.) была выпущена московскими банками.
С ростом эмиссии увеличивается и показатель рыночного проникновения. К концу 2008 г. он составил 505 карточек на каждую тысячу жителей страны. За два года уровень проникновения в целом по всему российскому рынку вырос более чем вдвое: по итогам 2006 г. этот показатель составлял 243 карточки на 1 тыс. человек. Хотя по степени насыщенности российский рынок еще очень далек от экономически развитых стран, достигнутый им к концу 2008 г. показатель проникновения вполне сопоставим с аналогичными показателями, характерными для ведущих стран Восточной и Центральной Европы (Таблица 2).
Таблица 2 - Степень насыщенности карточных рынков в России и ряде экономически развитых стран: количество карточек в расчете на одного жителя по состоянию на конец 2007 г.
Страна | Карточки с функцией снятия наличных | Карточки с платежной функцией | В том числе: карточки с кредитной функциональностью |
Франция | 1,31 | 1,26 | Н. д. |
Германия | 1,37 | 1,37 | 0,26 |
Италия | 0,60 | 1,04 | 0,50 |
Япония | 3,52 | 5,19 | 2,14 |
Великобритания | 2,73 | 2,35 | 1,16 |
США | 3,25 | 5,20 | 4,30 |
Россия | 0,38 | 0,38 | 0,02 |