Пластиковые карты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 12:12, дипломная работа

Описание

Современная экономика любого государства представляет собой широко разветвленную сеть сложных отношений миллионов входящих в нее хозяйствен­ных субъектов между собой, а также с внешними агентами других стран. Основой этих взаимосвязей являются расчеты и платежи, в процессе которых происходит удовлетворение взаимных требований и обязательств.

Работа состоит из  1 файл

дипло целый.doc

— 1.10 Мб (Скачать документ)

Покупка товара в торговой сети с использованием банковской карты осуще­ствляется способом, приведенным на рисунке 3.

Аналогичным образом осуществляется использование карты и проведение расчетов при получении наличных денег в банкомате. [14, с. 282]

Как видно из рисунка, операции с использованием банковских карт преду­сматривают обязательное составление документов на бумажном носителе (или электронном носителе).

 

 

 

Рисунок 3 - Покупка товара в торговой сети с использованием банковской карты

1 - держатель банковской карты предоставляет ее кассиру для помещения в электронный терминал и набирает свой PIN-код;

2 - терминал считывает данные с карты, кассир набирает с клавиатуры сумму, оплачиваемую держателем;

3 - терминал осуществляет авторизацию карты, посылая запрос через эквайера в процессинговый центр и к эмитенту;

4 - банк-эмитент подтверждает проведение сделки;

5 - терминал списывает сумму покупки с банковской карты и оформляет слип (подписывается держателем карты). Одновременно держатель карты получа­ет купленный товар, экземпляр слипа и ему возвращается карта;

6 - в конце каждого рабочего дня торговое предприятие передает слипы, оформленные за день, в обслуживающий его банк. Они документарно подтвер­ждают проведенные операции;

7 - банк-эквайер проверяет все слипы и перечисляет их общую сумму на расчетный счет торгового предприятия;

8 - банк-эквайер переедет в процессинговый центр информацию о сделках с использованием банковских карт, эмитентом которых он не является;

9 - процессинговый центр обрабатывает предоставленную информацию и доводит ей до сведения участников для проведения ими взаиморасчетов;

10 - расчетный банк производит погашение взаимных обязательств банков-участников, списывая соответствующую сумму с ведущегося у него корреспон­дентского счета банка-эмитента и зачисляя ее на корреспондентский счет банка-эквайера;

11 - эмитент списывает сумму покупки с учетом комиссионных со счета своего клиента.

Применение в расчетах пластиковых карт позволяет не только автоматизи­ровать расчетные операции, их учет, но и привлечь на банковские счета дополни­тельные ресурсы, обеспечить новые доходы для банка и гарантировать клиентам высокий уровень безопасности в расчетах.

Основные правила выпуска, и применения банковских карт в Российской Федерации регулируются Положением об эмиссии банковских карт и об операци­ях, совершаемых с использованием платежных карт, от 24 декабря 2004 г. № 266-П (в ред. Указания ЦБ РФ от 21.09.2006 № 1725-У).

 

1.3 Современное состояние российского рынка банковских карточек

 

Российский рынок банковских карточек демонстрирует в последнее время впечатляющие темпы роста. Речь идет о количестве эмитированных банками карточек и об объемных финансовых показателях. Особенно впечатляющими некоторые цифры начала 2008 г. выглядят на фоне аналогичных показателей за 9 месяцев 2007 г. - лишь за один квартал рынок вырос больше, чем за весь 2006 год.

Банковская карта — это платежная карта, выпущенная банком, которая яв­ляется персонализированным инструментом безналичных расчетов и предназна­чена для совершения физическими лицами, в том числе представителями юриди­ческих лиц (держателями) операций с денежными средствами, находящимися у банка-эмитента. [16]

Банковская карта является собственность банка и выдается во временное пользование как персонифицированное платежное средство, предназначенное для оплаты товаров, услуг и получения наличных денежных средств на территории России и за рубежом.

Российский рынок банковских карточек формировался в рамках зарплатной модели. Он имеет ряд важных структурных особенностей. Доля транзакций по снятию наличных, например, в разы превышает долю «безналичных» транзакций оплаты товаров и услуг. По той же причине число банкоматов, установленных в стране, достаточно велико для столь молодого рынка, а развитие торговой инфраструктуры, наоборот, запаздывает.

Оправившись от последствий финансового кризиса 1998 году, российский рынок банковских карточек принял демонстрировать завидные темпы роста [Смородинов О., статья, Интернет]. В период с 2003 по 2008 г, эмиссия международных и российских карточек возросла с 10,6 млн до 74,8 млн штук, или более чем в 7 раз (рис. 5).

Рисунок 5 -  Эмиссия банковских карточек в России

За тот же период оборот по карточкам (без пересчета на темпы роста инфляции) увеличился с 416,1 млрд руб. до 4433,7 млрд руб., или в 10,7 раза.

Заметными темпами развивался карточный бизнес в регионах страны: число регионов, банки которых выпустили 1 млн и более карточек, в рассматриваемый период выросло с трех до четырнадцати. В некоторых российских регионах уровень рыночного проникновения карточек приблизился к показателям, типичным для экономически развитых стран Европы, Северной Америки и Азиатско-Тихоокеанского региона.

На российском рынке появились новые типы карточек – с кредитной функциональностью; расширился набор функций, выполняемых банковскими карточками ("социальная карта", "транспортная карта", оплата покупок в Интернете, погашение текущей задолженности по потребительским кредитам в банкоматах и др.). Развивалась инфраструктура обслуживания карточек (сети банкоматов и торгово-сервисных точек) и институциональная инфраструктура (кредитные бюро и коллекторские компании), что является необходимым атрибутом развитого рынка.

По-прежнему подавляющая часть российского карточного бизнеса осуществляется в рамках зарплатной модели. Более 90% всех карточек, эмитированных российскими банками, являются дебетовыми продуктами с непосредственным дебетованием счета. Основная масса российских держателей уверенно использует их для ежемесячного похода до ближайшего банкомата или отделения банка и снятия полученной зарплаты. Средний российский держатель совершает одну-две транзакции в месяц, и этот показатель остается практически неизменным с начала века.

Соответственно, беспрецедентно низкой остается доля платежей транзакций в общем карточном обороте, представленная на рисунке 6.

Платежная транзакция - платежная операция расчетов за приобретенные товары и услуги, выполняемая с использованием платежных карточек, чеков, наличных денег и других законных платежных средств. При использовании платежных карточек транзакция включает последовательность процедур авторизации, необходимых для выполнения аутентификации и подтверждения обязательств эмитента карточки выполнять платежи за товары и услуги, приобретаемые покупателем - владельцем карточки.

В период с 2003 г. по середину 2007 г. этот показатель увеличился более чем в 2 раза - с 7% до более чем 15%, однако затем начал стремительно падать, завершив 2008 г. На отметке 9%.

Рисунок 6 - Доля платежных транзакций в общем обороте

Разворот тренда позволяет сделать два следующих вывода. Во-первых, увеличение эмиссии российскими банками карточек с кредитной функциональностью, основной сферой применения которых является оплата товаров и услуг, пока к положительному эффекту не привело. Во-вторых, какого-то видимого изменения в поведенческих паттернах российских держателей также пока не случилось. Во многом такая ситуация является следствием того, что наиболее активные игроки в сегменте потребительского кредитования используют карточки с кредитной функциональностью фактически не по назначению - в качестве "одноразового" инструмента для погашения текущей задолженности за купленный в кредит товар, для совершения операции по переводу средств, как "бесплатное приложение" к совершенной крупной покупке.

Региональное развитие рынка ограничивается в основном городами и областями, где сосредоточены добыча и переработка основных сырьевых ресурсов. Очевидно, что уровень развития карточного бизнеса в том или ином регионе является зеркальным отражением уровня его экономического благополучия, т. е. доходов компаний, организаций и физических лиц в этом регионе.

Судя по представленной Центробанком статистике, в 2008 г. российский рынок банковских карточек в целом сохранил тенденции, которые были характерны для него в последние несколько лет (Таблица 1).

 

Таблица 1 – Ключевые показатели развития карточного бизнеса в России, 2008год

Показатель

2008 г.

Изменение (+/ -) к предыдущему году, %

Эмиссия, тыс.

74 762,2

36,78

Количество транзакций за год, млн

1209,37

40,18

Среднее число транзакций в расчете на одну карточку в год

16,20

2,70

Суммарный оборот, млрд руб.

4433,66

48,44

Средняя величина одной транзакции, руб.

3666,00

5,90

Общая сумма платежных транзакций, млрд. руб.

400,35

22,16

Доля платежных транзакций в обороте, %

9,03

-17,68


 

Общее число эмитированных банковских карточек на конец года превысило 74,76 млн штук, или стало на 36,78% больше, чем на конец предыдущего периода. Из общего числа эмитированных карточек почти 99,8% составили карточки для физических лиц. Из 170,1 тыс. коммерческих карточек (карточек для юридических лиц) львиная доля (почти 100 тыс.) была выпущена московскими банками.

С ростом эмиссии увеличивается и показатель рыночного проникновения. К концу 2008 г. он составил 505 карточек на каждую тысячу жителей страны. За два года уровень проникновения в целом по всему российскому рынку вырос более чем вдвое: по итогам 2006 г. этот показатель составлял 243 карточки на 1 тыс. человек. Хотя по степени насыщенности российский рынок еще очень далек от экономически развитых стран, достигнутый им к концу 2008 г. показатель проникновения вполне сопоставим с аналогичными показателями, характерными для ведущих стран Восточной и Центральной Европы (Таблица 2).

Таблица 2 - Степень насыщенности карточных рынков в России и ряде экономически развитых стран: количество карточек в расчете на одного жителя по состоянию на конец 2007 г.

Страна

Карточки с функцией снятия наличных

Карточки с платежной функцией

В том числе: карточки с кредитной функциональностью

Франция

1,31

1,26

Н. д.

Германия

1,37

1,37

0,26

Италия

0,60

1,04

0,50

Япония

3,52

5,19

2,14

Великобритания

2,73

2,35

1,16

США

3,25

5,20

4,30

Россия

0,38

0,38

0,02

Информация о работе Пластиковые карты