Пластиковые карты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 12:12, дипломная работа

Описание

Современная экономика любого государства представляет собой широко разветвленную сеть сложных отношений миллионов входящих в нее хозяйствен­ных субъектов между собой, а также с внешними агентами других стран. Основой этих взаимосвязей являются расчеты и платежи, в процессе которых происходит удовлетворение взаимных требований и обязательств.

Работа состоит из  1 файл

дипло целый.doc

— 1.10 Мб (Скачать документ)

 

Управление рисками лежит в основе банковской деятельности и является существенным элементом операционной деятельности Банка. Кредитный риск, риск ликвидности, операционный риск, рыночный риск, в т.ч. риск изменения процентных ставок и валютный риск являются основными рисками, с которыми сталкивается Банк в процессе своей деятельности. Главной задачей управления финансовыми рисками является определение лимитов риска, их своевременный пересмотр и дальнейшее обеспечение соблюдения установленных лимитов. Оценка принимаемого риска также служит основой  для оптимального распределения капитала с учетом рисков, ценообразования по операциям и оценки результатов деятельности. Управление операционными и правовыми рисками должно обеспечивать совершенствование внутренних бизнес-процессов Банка в целях повышения эффективности его работы и минимизации прочих финансовых рисков. Важное место в работе по управлению рисками так же занимает мониторинг риска потери деловой репутации, как одного из ключевых конкурентных преимуществ Банка.

Система управления рисками Банка определена «Политикой управления рисками в ОАО КБ «Хлынов».

Одной из важнейших задач банка является управление кредитными рисками. Для этого необходимо  иметь  четко  сформулированную  кредитную политику, а также квалифицированный персонал. И  чем  адекватнее  банку удастся организовать политику резервирования и определения качества   ссуды, тем выше будет реальная стоимость капитала

       На 01 января 2009г фактический размер под возможные потери по ссудам составил 37 101,07 тыс. руб. (см. рис. 14).

     Кроме того, нужно отметить факт опережения роста ссудной задолженности над ростом резерва на 01 января 2009г. Это свидетельствует  о  повышении требований банка к заемщикам, и  положительно  характеризует  качество его ссудной задолженности.

Рисунок 14  - Динамика изменения ссудной задолженности

 

Операции, предоставляемые ОАО КБ "Хлынов":

а) операции Банка на рынке пластиковых карт:

     2008г. стал годом планомерного развития банка на рынке услуг, предоставляемых с помощью пластиковых карт. Основными задачами, которые для себя ставил банк  на  2008г., были  –  увеличение  эмиссии  пластиковых карточек, и расширение инфраструктуры обслуживания по карточкам в области и городе Кирове.

     Распространение карточек идет по двум направлениям:

      Зарплатные  проекты (когда  заработная  плата  сотрудников  предприятия перечисляется на карточки);

      Корпоративные карты (выдаются организациям для упрощения процедуры обналичивания денежных средств с расчетного счета).

За  2008г.  эмитировано 10 645 карточек, в том числе по  зарплатным  проектам. По состоянию на 01 января 2009 г. на обслуживании по зарплатным проектам в банке находилось 46 организаций, в том  числе  такие  крупные как:  Кировское   отделение   ОАО  «Российские   железные  дороги»,  ОАО «КЧУС + К», САО «РосГосСтрах – Киров», ООО «Глобус» и другие.

За 2008 г. установлены терминалы в 16 торговых точках г. Кирова и области, 5 банкоматов. В торговой  сети  посредством  пластиковых  карточек приобретено товаров на сумму 1 875,00 тыс. рублей. Средний остаток на счетах по учету средств физических лиц по пластиковым картам увеличился за год на 48 700,00 тыс. рублей (в 2007г. 5 500,00 тыс. рублей) и достиг 54 200,00 тыс. рублей. Всего за  2008 г.  зачислено  средств  на  картсчета  на сумму 1 445 400,00 тыс. рублей, из них на счета физических лиц – 1 195 000,00 тыс. рублей. Совокупный доход от операций с пластиковыми  картами за 2008 г. составил 7 925,00 тыс. рублей. На 01 января 2009 г. общее  количество эмитированных карт составило 1 274 штук, а сеть обслуживания  по пластиковым картам включает 6 банкоматов (4 из них в г. Кирове) и 40 электронных терминалов, 23 из которых находятся в торговой сети.

В течение 2009г. Банк планирует дальнейшее развитие этого направления. Будет расширяться инфраструктура обслуживания по карточкам – значительно увеличится количество банкоматов и терминалов, установленных в торговых точках. Общее количество эмитированных карт к концу 2009г. должно превысить 22 000.

    б) операции Банка с Ценными бумагами:

Вторым по доходности из активных операций банка являются операции на рынке ценных бумаг. В отчетном году Банк активизировал свою работу с ценными бумагами.

Деятельность велась в следующих направлениях:

-        Вложение свободных денежных средств в акции и облигации ведущих предприятий России;

-        Операции по выпуску собственных векселей банка;

-        Операции по учету векселей сторонних эмитентов.

Основные предприятия, с акциями которых работал банк – это лидеры промышленного производства в России, которые являются динамично развивающими и наиболее стабильные:

-        ОАО ГМК «Норильский Никель»;

-        ОАО «Ростелеком».

3 Платежные карточки в системе безналичного денежного оборота

3.1  Разработка и реализация зарплатного проекта

Под зарплатным проектом для организации-клиента понимается организованная банком система расчетных взаимоотношений "банк - сотрудники организации - организация".[Быстров Л.В, интернет] Назначением такой системы является обслуживание расчетов организации и ее сотрудников по заработной плате и другим выплатам социального характера. Банк, обслуживая указанные расчеты, имеет целью получение доходов в виде:

- комиссионных за обслуживание счетов/операций сотрудников организации;

- комиссионных за обслуживание операций перечисления денежных средств организацией;

- доходов от конверсионных операций, поступающих на счета сотрудников средств в виде курсовой разницы;

- косвенных доходов, получаемых от размещения привлеченных на счета средств.

В общем случае зарплатный проект может быть реализован как с использованием технологии банковских карт, так и без таковой - за счет использования счетов "до востребования". Мы здесь рассматриваем зарплатные проекты только на основе карточной технологии, но применяемая методология в более простом варианте может быть использована и для "некарточных" технологий. При этом следует отметить, что далеко не всегда применение карточной технологии является оправданным. Лучше избегать проектов, в которых карточная технология навязана или притянута за уши, так как в этом случае образуется неустойчивая бизнес-система, в конечном итоге неэффективная.

В качестве потенциальных клиентов для зарплатных проектов могут рассматриваться любые предприятия любых форм собственности и любой географической расположенности (компактной, распределенной по населенному пункту или по регионам России и зарубежных стран). При этом наличие филиала банка в том или ином регионе необходимо, только если предприятие выдвигает требование создания элементов инфраструктуры, то есть пунктов выдачи наличных.

Одним из критериев эффективности зарплатного проекта может служить величина средних ежемесячных поступлений на картсчет. В качестве грубой оценочной величины можно считать, что зарплатные проекты с использованием карточной технологии эффективны, начиная со значения $200/картсчет/месяц.

Зарплатные проекты могут предлагаться клиентской службой банка как уже обслуживающимся в банке организациям, так и вновь привлекаемым клиентам. Для улучшения продуктивности к переговорам целесообразно привлекать сотрудников картцентра банка и его руководство. Возможно использование какой-либо специальной маркетинговой технологии.

Выплата заработной платы через карты является разновидностью безналичной выплаты заработной платы, таким образом, основной смысл схемы - минимизация налично-денежного оборота в организации. Это, в свою очередь, означает:

- сокращение труда бухгалтерской службы и кассиров;

- минимизацию рисков, связанных с хранением наличных в кассе;

- конфиденциальность при выплатах (меньше персонала осведомлено о размерах выплат);

- скорость (день в день) выплаты денег независимо от размера фонда оплаты труда, кассового плана организации, имеющегося запаса наличных в обслуживающем банке, количества сотрудников.

Ведение картсчетов в валюте предоставляет сотрудникам инструмент накопления доходов. При этом, учитывая безналичный характер начислений, 1-процентный налог на покупку наличной иностранной валюты не взимается.

Дополнительные плюсы приносит зарплатная схема с элементами кредитования (овердрафтное кредитование картсчетов сотрудников).

Возможность получения денег за счет овердрафта уменьшает чувствительность персонала к регулярности выплаты заработной платы организацией, т. е. возможна своего рода "подкредитовка" для покрытия краткосрочного дефицита оборотных средств.

Возможность для организации краткосрочного кредитования сотрудника, не уменьшая собственных оборотных средств.

Несмотря на указанные выше преимущества, зарплатные схемы для организации и ее сотрудников (например, для менеджера банка по привлечению клиентов) в ряде случаев несут определенные сложности, которые следует иметь в виду.

1. Зарплатная схема стоит организации денег, причем живых, а не косвенных "расходов на обслуживание налично-денежного обращения", которых, как правило, никто не считает. Реальный экономический эффект для организации может проявиться, когда сотрудников не менее 200 чел.

2. Организация может занять позицию по принципу "все расходы - на сотрудников". Такое отношение в целом не мешает внедрению проекта. Однако это может вызвать неприятие и сопротивление персонала, выражающиеся в умышленной порче карт, надуманных препятствиях, жалобах и возражениях, направленных к возврату к наличным. Все это ведет к увеличению операционных и административных издержек.

3. Карточная технология может оказаться в новинку как для финансово-бухгалтерской службы, так и для сотрудников, особенно низкооплачиваемых или работающих по трудовым соглашениям. Это обстоятельство также может привести к последствиям, указанным в п. 2.

4. Перспектива перехода на любую безналичную форму выплат возбуждает синдром недоверия к банковской системе как таковой у сотрудников организации. Это зачастую парадоксально касается и руководства организации, когда дело доходит до их личных денег.

5. Безналичная форма выплат - намного более доступная форма денежного потока с точки зрения различных контролирующих органов. Поэтому для организации, выплачивающей зарплату "в конверте", переход на карты означает необходимость увеличить расходы на фонд оплаты труда (на сумму ранее минимизированных налогов).

Методика строится исходя из того, что зарплатный проект - относительно сложное коммерческое мероприятие, главными характерными чертами которого являются :

- долгосрочность взаимоотношений;

- длинный период внедрения и болезненный период отказа (в случае неудачи);

- необходимость целевых инвестиций со стороны банка и клиента (не всегда, но часто);

- необходимость решения коммуникационных и других технических проблем (в случае требований организации по установке банкомата или организации операционной кассы);

- необходимость проведения экономических расчетов и подбора тарифных параметров для формирования экономически оправданного предложения.

Таким образом, договоренность должна достигаться в несколько этапов (встреч, раундов переговоров). Указанные ниже этапы перечислены в их идеальной логической последовательности, но в реальности они могут перемешиваться, в том числе по времени.

Этап 1. Выяснение ключевых данных, необходимых для оценки целесообразности проекта для банка и формирования коммерческого предложения.

Наличие требования партнера по инфраструктуре (банкоматы, операционные кассы) и их привязка к местам географической сосредоточенности сотрудников организации.

Количество сотрудников в распределении по местам географической сосредоточенности (с адресами).

Выяснение вопроса о том, устраивает ли клиента обслуживание счетов его работников при существующем месторасположении филиала.

Предварительные сведения по наличию и качеству коммуникаций в зданиях/помещениях, в которых заказчик желает установить банкоматы или организовать операционные кассы. Специально необходимо поинтересоваться наличием некоммутируемых каналов передачи данных.

Этап 2. Экономический анализ проекта.

Полученная на первом этапе информация заносится в модель доходности для вычисления внутренней нормы доходности (ВНДОХ) по проекту. Экономически эффективным по опыту считается проект с ВНДОХ < 15% (пороговая ставка может меняться). Указанный критерий означает, что зарплатный проект, будучи реализованным, приносит доход, эквивалентный доходу от размещения вложенных средств на депозит со ставкой 15% годовых. При этом расчетный срок проекта не должен быть меньше трех лет.

На самом деле более корректное русское название - внутренняя норма доходности, либо внутренняя норма рентабельности (совершенно адекватного русского термина просто нет). Этот термин означает в нормальном экономическом языке следующее. Пусть, например, мы являемся инвесторами некоторого проекта, растянутого на несколько периодов. Это могут быть годы, могут быть месяцы. В каждый такой период мы либо делаем чистую инвестицию (маржа по денежному потоку отрицательна), либо получаем чистый доход (маржа положительна). Проект имеет тенденцию к окупаемости, то есть вложенные деньги постепенно возвращаются.

Информация о работе Пластиковые карты