Политика управления банковскими рисками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 16:30, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы — рассмотреть особенности кредитования физических лиц. Задачи курсовой работы:
–охарактеризовать нормативно-правовую основу банковского кредитования,
–рассмотреть экономическую классификацию банковских потребительских кредитов кредитов,
–рассмотреть историю и современное состояние кредитования физических лиц в РФ,
–рассмотреть методики анализа платежеспособности физических лиц,

Содержание

Введение
3
I. Теоретические основы организации кредитования физических лиц
6
II. Организационно-экономическая характеристика деятельности банка
II. 1. Организационно-правовые основы деятельности коммерческого банка


14

14

32

38
2. Технологическая процедура выдачи
2.1.. Анализ и определение платежеспособности физических лиц

2.2. Методика определения платежеспособности физических лиц, используемая Учреждениями Сберегательного банка РФ
III.2.3. Практические расчеты определения платежеспособности физических лиц
III.3. Обеспечение возвратности кредита
43
43
51
51

54

58
62
IV. Политика управления банковскими рисками
IV.1. Организация управления рисками
IV.2. Органы управления рисками

IV.3. Управление рисками Сбербанком РФ
67
68
70
72




Заключение

Работа состоит из  1 файл

Деньги.кредит,банки.docx

— 110.50 Кб (Скачать документ)

Дифференцированный  характер кредита определяет дифференцированный подход кредитной организации к  потенциальным заемщикам. Значительное влияние оказывают степень риска  и уровень кредитоспособности предприятия. Кредитоспособность заемщика означает способность юридического или физического  лица полностью и в срок рассчитаться по своим долговым обязательствам.

         Кредитование физических лиц в РФ: история и современность

"Банковская политика  кредитования физических лиц  в современных экономических  условиях и пути ее развития  в России"

Многие давно задаются вопросом, почему в России такие  высокие процентные ставки по кредитам?

Гарегин Ашотович Тосунян: Хорошо, что граждане начинают об этом задумываться. Пусть людей, недоумевающих по этому поводу, будет как можно больше. На вопрос ответ прост: никто до сих пор не ставил задачу на государственном уровне по снижению процентной ставки. Дело здесь не в отдельно взятых случаях, когда какой-то банк предлагает конкретному лицу высокую процентную ставку из-за того, что у данного человека, например, нет залога, плохая кредитная история или он не может толком объяснить, подо что берет кредит. Когда такой вопрос задают миллионы граждан, финансовые власти должны наконец признать: в стране на протяжении длительного времени ведется неправильная денежно-кредитная и финансовая политика.

Прежде всего необходимо, чтобы данной проблемой озадачились властные финансовые структуры. Сейчас этого нет. Приведу наглядный пример. Денежно-кредитная политика страны совместно разрабатывается ЦБ РФ и Правительством РФ и затем  ежегодно утверждается Правительством РФ. Но ни в одном утвержденном документе до сих пор нет ни одного абзаца по поводу снижения процентной ставки, хотя АРБ постоянно настаивает на этом. Задача по поводу снижения инфляции ставится, но выполнять ее пытаются ложными методами - в том числе за счет сокращения кредитного рынка и другими "волшебными" способами, не делая при этом никаких радикальных изменений. В государстве не развивается должным образом инфраструктура, не обновляются основные фонды. Тому пример Саяно-Шушенская ГЭС, самолетный парк - везде изношенное оборудование, нет технологического обновления, нет дорог…. На это не обращается внимание. И считается, что за счет сжатия денежной массы можно подавить инфляцию. В результате вышли на 13 процентов. Представляете, в течение семи лет нефтяного "золотого дождя" инфляция в России двузначная, а процентные ставки вообще зашкалили за 20 процентов.

В начале 90-х годов была гиперинфляция. Тогда менялась вся система экономики, вся структура общества. Принимались  революционные решения, и, конечно  же, делалось много ошибок. Но на протяжении уже длительного времени в  стране  благодаря высоким ценам на нефть наблюдается рост экономики, а денежно-кредитная политика проводится нерациональная. В этой ситуации надо понять, что экономика должна развиваться не только сама по себе, причем весьма эклектичным образом, но и нашим финансовым ведомствам необходимо решать определенные приоритетные задачи, среди которых должны в совокупности рассматриваться как снижение инфляции, так и понижение процентной ставки, которые тесно взаимосвязаны.

Дело в том, что инфляция определяется в значительной степени эффективностью производства, его соответствующей  себестоимостью, где важнейшим показателем  является стоимость финансового  ресурса. В себестоимость также  включается стоимость перевозок, транспортировки, коммуникаций, что в свою очередь  тоже  в значительной степени зависит от стоимости денег и развития инфраструктуры. Поэтому, когда у нас нет денег, длинных ресурсов, которые очень дороги, получается, что у нас очень некачественная инфраструктура, очень дорогая транспортировка товаров и очень дорогие коммуникации. И при этом очень низкая платежеспособность, низкий уровень жизни. И чтобы решить эти проблемы, надо прежде всего поставить перед собой именно такую задачу. Из физики и математики известно: чтобы решить задачу, ее надо сначала четко сформулировать, определить все ее условия и только потом ответить на вопрос, какова будет скорость или длина полета или какой будет вес. То есть должна быть поставлена конкретная цель, на которую ориентировано решение. Чтобы самолет быстро летал, нужно рассчитать, как сделать его более легким, как обеспечить подъемную силу и соответствующую широту крыльев. Но если не ставится задача по снижению себестоимости товара, то и уровень покупательной способности не может повышаться, а следовательно и уровень жизни.

Поэтому важно, чтобы в официальном  государственном документе все  это нашло свое отражение. Надо публично объявить, что государство ставит задачу снижения процентной ставки, потому что от государственной процентной политики зависит процентная политика кредитных организаций. А кредитная политика банков в значительной степени зависит от уровня ставки рефинансирования. И пусть кредитные организации будут уверены, что это станет тенденцией. Тогда банковские процентные ставки не надо будет снижать путем приказов, чтобы не было маржи больше двух процентов, хотя это и сейчас невыполнимое условие. Как можно при двенадцати, или одиннадцати, или десяти процентах ставки рефинансирования требовать два процента маржи? Два процента маржи банки закладывают, когда у них ставка рефинансирования три процента. Но когда она составляет десять процентов, то возникают определенные пропорции. Все риски заложить в два процента при такой нестабильности рынка и при таком уровне рефинансирования нереально.

Не только "плохие долги" определяют соответствующие риски и соответствующую  маржу. Существует еще фактор негативного  ожидания. В этом случае банки либо отказывают в кредите, либо закладывают  очень большую маржу, чтобы погасить "плохие долги" или те потери, которые  несут от не пущенных в кредитный  оборот денег. Когда маржа завышается, то это тоже своего рода отказ от кредитования. Существуют запретительные процентные ставки, когда кредит выдается под огромный процент. Банки так  делают из-за негативных ожиданий, требующих  перекрывания рисков.

Вторая причина завышенных процентов - наличие или отсутствие конкуренции. Если рынок оказывается не очень  конкурентным, то у банка всегда есть возможность прокредитовать обращающегося за дефицитным кредитом по более высокой ставке. А дефицит развращает  и не дает экономике стабильно развиваться. Да, сейчас у нас тысячи банков, но конкуренция определяется не количеством, а условиями работы банков, которые очень различаются. Некоторые банки получают дотацию от государства и могут себе позволить другой уровень затрат и другие нормативы требования, а  некоторые не получают ничего, зато на них идет максимальный прессинг. Кроме того, на банки возложены функции по налоговому и валютному контролю, по финансовому мониторингу, по системе страхования - все они требуют существенных трудозатрат, которые не оплачиваются государством. Не забудьте еще про огромный объем отчетности, когда ксерокопирование делается в немыслимых объемах, что тоже отражается на процентной ставке. Все это приводит к удорожанию денег.

Не хочу оправдывать кредитные  организации с той точки зрения, что выполнение этих государственных  функций ложится на них тяжелым  бременем. Но для того чтобы они  не жировали и не пытались нажиться на клиентах, необходимо прежде всего  создать условия для конкуренции. От государственной денежно-кредитной, финансовой и экономической политики очень многое зависит. Банки становятся более прагматичными - они же прекрасно понимают, что лучше иметь на большом обороте меньшую маржу, чем большую маржу на единичном обороте.

Процентная ставка служит отражением многих проблем управления нашей  экономикой. Считается, что сегодня  основная задача - борьба с инфляцией, потому что в статье 75 Конституции  РФ написано: главная цель Центрального банка заключается в обеспечении  устойчивости национальной валюты. А  устойчивость национальной валюты - это  ее покупательная способность. Но инфляция обозначает не сам по себе некий  параметр, она представляет собой функцию от множества других параметров, включая процентную ставку. У нас думают, что инфляцию можно уменьшить путем снижения объема денежной массы, при этом ссылаются на западный опыт. Но была ситуация, когда в условиях двузначной инфляции, в условиях острейшей потребности в кредитах учетная ставка была повышена до тринадцати процентов. Правда, потом это имело очень неприятные последствия, и ее оперативно снизили.

Рассмотрим другой вариант - не дефицит, а избыток. Например, когда в Японии ставка рефинансирования составляет ноль процентов - это избыток, то есть рынок  завален кредитным ресурсом. Но когда  она составляет два - три процента, а инфляция подрастает до трех - четырех, то надо действительно сжимать денежную массу. Это уже тонкая настройка. В этом случае сжатие денежной массы  не создаст ситуацию кредитного дефицита, она лишь умеряет аппетиты предприятий  брать кредиты, которые в этот момент становятся дешевыми и их слишком легко получить. Вот тогда рынок немного сжимается, а покупательная способность чуть-чуть сокращается. На это реагирует потребительский рынок, и инфляция, ценовая политика тоже снижается. Таким образом, инфляция немного сдерживается. Но это в случаях, когда речь идет о двух - трех процентах. При инфляции в 13 процентов процентная ставка может зашкалить за 20 процентов. И если сжать денежную массу, то процентная ставка вырастет до 30 процентов. А тридцатипроцентный кредит товаропроизводитель включает в себестоимость товара, соответственно повышается его цена. При складывающихся обстоятельствах инфляция и растет. Ситуация может усугубиться необоснованными заявлениями о девальвации, после которых на рынках начинается паника. Россия - импортозависимая страна, поэтому в январе цены скакали как бешеные. Не стоило объявлять о девальвации, к которой не было никаких предпосылок, а просто шло колебание валютного курса. Ведь девальвация - это определенный термин, который имеет четкое значение. Вот для расширения волатильности были основания. Потому что волатильность - это скачкообразное изменение объявленного валютного курса при фиксированной ставке к другим курсам. Если у вас есть валютный коридор и вы его расширяете, то не надо это называть девальвацией, тем более что даже в наших, не самых благоприятных условиях курс стал колебаться. Американский доллар за последние десять лет, например, колебался в неимоверных масштабах в пределах двукратного изменения его стоимости к евро. Но о его девальвации не объявляли, так как на валютном рынке происходили изменения. Тридцатикратное изменение курсов валют происходило в Швейцарии, Канаде, Швеции, Австралии, но ценники на товары и услуги там не изменялись, потому что валютный рынок - это одно, а стоимость товара и инфляция - совершенно другое. А из-за словесных интервенций по поводу девальвации наш рынок и обвалился. В таких случаях нужна сдержанность.

А вот объявлять о снижении ставки во всеуслышание необходимо, потому что  само заявление о такой цели и  алгоритме действий в процессе ее достижения, предусмотренных на определенный период, положительно повлияло бы на рынок. Конечно, нельзя исключать при этом различные форс-мажорные обстоятельства, когда может случиться нечто  такое, из-за чего надо будет объявлять  ставку рефинансирования, допустим, 150 процентов. Теоретически это возможно, но вероятность минимальная. Но в этом случае можно объявить о намерениях последовательного снижения ставки, учитывая, что если стоимость нефти упадет до одного доллара за баррель, то крах бюджета обеспечен, соответственно произойдет девальвация. Но рынок будет знать, что у государства есть четкая установка и только в крайнем случае, при определенных обстоятельствах, ситуация может измениться в худшую сторону. А пока рынок сидит и ждет: что будет дальше - со второй волной, с третьей? Но волны здесь ни при чем, здесь напрашивается другое - состояние нашего рынка сравнимо с хронической болезнью, которой он болеет давно. Диагноз - высокие процентные ставки, высокая инфляция, "ручные" фонды, некачественная инфраструктура,  низкая  финансовая культура, отсутствие должной правоохранительной и судебной защиты участников рынка, - все это требует кардинального лечения. Это касается и оздоровления банковской системы.

Данную проблему стоит рассмотреть  с точки зрения как развития конкуренции, так и эффективности экономического стимулирования снижаемой процентной ставки. Я имею в виду проведение беззалоговых аукционов. Ведь сейчас отдельным банкам определяют рефинансирование под один процент, а через беззалоговые аукционы - под 19 с лишним процентов. Идея проведения такого инструмента оперативного рефинансирования, как безлимитного рефинансирования беззалоговых аукционов, была подсказана самими участниками рынка. Финансовые власти в жизни до этого не дозрели бы и не собирались этого делать. Они расширяли эти инструменты, но весьма медленно. Когда в октябре прошлого года возникли трудности, банковское сообщество оперативно предложило такой быстрый инструмент рефинансирования, его оперативно законодательно закрепили, потому что с каждым днем целая группа банков проваливалась из-за текущего отсутствия ликвидности. Шла цепная реакция, дни и часы шли на счет - почти везде уходила ликвидность, паниковали все - и сами банки, и физлица, и юрлица. Отсутствие ликвидности могло привести к коллапсу в стране, поэтому надо было срочно поддержать ликвидность тех банков, у которых была в этом потребность, чтобы люди перестали в панике снимать деньги со своих банковских счетов. На следующий день закон уже был опубликован и вступил в действие. ЦБ РФ из-за своих внутренних определенных трудностей начал проводить рефинансирование через ММВБ, у которой нет другого института, кроме аукционного. Первоначально предполагалось, что аукционы будут беззалоговые и безлимитные, при проведении которых цены не поднимаются высоко, - ставка не должна была меняться. Тогда еще уровень кредитных ставок и уровень депозитов был 12 - 15 процентов.  Ставка рассматривалась около 9,5 процентов, чтобы банки не взвинчивали цену. Но через очень короткое время она достигла 19 процентов.

Сам по себе механизм хорош, но его  надо четко отладить, чтобы проценты не зашкаливали. В результате сейчас ставка по депозитам взвинтилась  под 20 процентов. Теперь ее надо понижать, но в одночасье этого не сделать, поскольку банки поняли: получать на аукционе заявленную сумму под 19 процентов на месяц или на три  неинтересно, им удобнее объявить своим  клиентам, физическим лицам, депозит  под 20 или 19 процентов - это и дольше, и надежнее. Заболеть человек может очень быстро, а на лечение требуется много времени. Так же и с банками: поднять ставки можно очень быстро, создав истерию, а опустить - сложно, когда люди даже при таких условиях берут кредиты. Опускать ставки, конечно, будут. Но для этого стоимость первичного ресурса не должна быть слишком высока. Когда ставка рефинансирования снижается (сейчас беззалоговые аукционы уже ушли под 11 - 12 процентов), рынок начинает выравниваться. Если, конечно конкуренцию не глушить, то и ставки по депозитам будут снижаться. Правда, административным образом заставить, чтобы давали не выше 18 процентов, никто не сможет. Они начнут опускаться только при существовании конкурентной среды. Банки не будут определять такие ставки, так как знают: в будущем за это придется отвечать. Лучше они где-то на рынке перезаймут, где-то свои ресурсы подтянут для этого. Таким образом, рынок постепенно можно привести в чувство, хотя это очень длительный процесс. Представьте себе, если у вас даже небольшая доля депозита привлечена под 19 процентов, а остальная часть давно привлечена под более низкий, банк не будет предлагать меньше 20 - 22 процентов. Важен тренд. Если вектор направлен в нужную сторону, то будет видно положительное движение, пусть хоть и через три, шесть месяцев, даже через год - важно, чтобы оно было. Финансисты понимают, что лучше сейчас потуже затянуть пояса, - завтра будет легче, впрок не удастся ни наесться, ни выспаться, важна перспектива. Постепенно многие поймут, что востребована психология стабильности - самый важный фактор для финансового рынка. Кроме того, с точки зрения поддержания стабильности национальной валюты, должна вестись очень грамотная валютная политика. Сейчас есть устойчивость по сравнению с советским периодом, на протяжении которого менялся валютный курс, но инфляция фактически оставалась. А американцы за все время существования своей валюты относились к ней как к "священной корове". И когда увидели в 60 - 70-е годы, что надо отменять привязку к золоту, заставили даже весь мир отказаться от золотого эквивалента, хотя и получили из-за этого серьезные проблемы, поскольку их валюта не обеспечена фактически ничем, кроме политического капитала. А политический капитал в значительной части и заключается в уважении к собственной валюте. Нам надо этому учиться и вести правильную государственную политику.

Информация о работе Политика управления банковскими рисками