Политика валютной интервенции центрального банка: российский и мировой опыт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 10:21, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение валютных интервенций как инструмента кредитно-денежной политики Центрального банка, а также эффектов валютной политики, проводимой финансовым регулятором, в достижении долгосрочных и среднесрочных экономических целей.
Исходя из цели исследования, задачами курсовой работы являются исследование сущности валютных интервенций, особенностей их применения в рамках кредитно-денежной политики Банка России, а также центральных банков других стран, анализ опыта проведения валютных интервенций во время мирового экономического кризиса и в целях ликвидации его последствий, а также анализ эффективности использования валютных интервенций в стабилизации курса национальной валюты и снижения его волатильности и формулирование выводов.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Сущность валютных интервенций и их роль в современном мире 6
Мировая валютная система 6
Сущность валютных интервенций 12
Формы валютных интервенций 17
Инструменты валютной интервенции 18
Глава 2 Практическое применение валютных интервенций 23
Основы применения валютных интервенций и современные проблемы их использования 23
Исследование практики аспектов валютных интервенций, проводимых финансовыми регуляторами ведущих стран 28
Особенности денежно-кредитной политики США 35
Глава 3 Особенности валютного рынка Российской Федерации 40
Развитие валютной системы Российской Федерации 40
Особенности валютной политики в Российской Федерации 43
Управление валютными активами Банка России 50
Таргетирование инфляции как приоритет кредитно-денежной политики Банка России 56
Денежно-кредитная политика 58
Политика валютного курса 61
Список использованной литературы: 68
Приложения 70
Приложение 1 Динамика инфляции на потребительском рынке и базовой инфляции 70
Приложение 2 Официальные цели валютных интервенций некоторых государств 71

Работа состоит из  1 файл

Курсовая_по_Д.К.Б._Кумановская_защита.docx

— 563.37 Кб (Скачать документ)

• в мировом обороте в качестве резервных и платежных средств наряду с золотом широко использовались две основные резервные валюты – доллар США и английский фунт стерлингов.

Однако  Бреттон-Вудские соглашения не смогли обеспечить стабилизацию валютных курсов стран-членов. Отдельные страны прибегали  к девальвациям и ревальвациям национальных валют в национальных интересах, таким образом, дискриминируя других участников соглашения. Кроме того, существенное негативное влияние оказало  резкое ухудшение макроэкономических показателей экономики США, в том числе формирование отрицательного сальдо платежного баланса в течение длительного периода. В итоге данная валютная система просуществовала до 1973 г.

В связи  с этим, расширенной группой десяти стран (США, Великобритания, Япония, Канада, ФРГ, Франция, Италия и др.) в марте 1973 г. было подписано соглашение о  переходе от фиксированных паритетов  к плавающим валютным курсам. В  настоящее время актуальными  остаются положения двух основных валютных систем: Ямайской и Европейской.

Ямайские  соглашения 1976-1978 гг. официально положили конец существованию Бреттон-Вудской  валютной системы. Этими соглашением  предусматривалоись упразднение золотых  паритетов валют и официальной  цены золота, закрепление в роли мировых денег вместо золота ведущих  национальных валют, а также СДР, легализация плавающих валютных курсов.

Европейская валютная система создала предпосылки  для уменьшения волатильности валютных курсов и стимулирования интеграционных процессов между странами Европейского экономического сообщества (ныне Европейский  Союз – ЕС). В 1979 г. была создана Европейская  валютная система (ЕВС), ключевым элементом  которой стало создание европейской  валютной единицы – ЭКЮ. Однако зона ЕВС не решила в полном объеме проблемы необходимости фиксирования курсов национальных валют стран в составе  ЕВС. В рамках ЕВС одни страны (Италия, Франция, Дания) неоднократно девальвировали свои валюты, а другие (ФРГ, Нидерланды) – ревальвировали курсы валют.

В связи  с этим возникла потребность в  формировании единой валютной денежной единицы, которая стала бы единственным средством взаиморасчетов ведущих  государств Европейского союза. В соответствии с Маахстристскими соглашениями (1992) основная часть стран Европейского Союза с 1 января 1999 г. перешла на новую денежную единицу – евро. Для регулирования денежного  обращения создан Европейский центральный банк, который должен обеспечить единую валютную политику стран-членов Европейской валютной системы. 3

Однако  накопленный опыт показывает, что  свободное развитие рыночных отношений  и формирование валютных курсов на соотношении спроса и предложения, нередко приводит к нежелательным  результатам и напряженной экономической  обстановке. Следует отметить, что  нередко, волатильность на внутреннем валютном рынке может быть вызвано  не объективными макроэкономическими  показателями, а спекулятивными настроения рыночных игроков и неразвитостью  национального валютного рынка  в части количества участников, их национальной принадлежности и совокупного  дневного объёма торгов. В результате этого даже при наличии отличных макроэкономических показателей государство  можетт столкнуться с резкими  колебаниями национальной валюты, что  также способно существенно снизить  инвестиционную привлекательность  страны, снизить определённость для  хозяйствующих субъектов, существенно  повысить уровень инфляционных и  девальвационных ожиданий, порождаю отток капитала и ещё большее  падение национальной валюты. Обратная ситуация, когда курс национальной валюты демонстрирует длительный, но не обеспеченный макроэкномической  статистикой рост может породить неконтролируемый приток капитала, рост инфляции и социальной напряжённости, что в среднесрочном периоде  возможно реализуется в стагвляционном сценарии. Это обусловило необходимость  государственного вмешательства в  регулирование валютного курса  национальной валюты и экономическое  развитие страны в целом. На сегодняшний  день государство может оказать  существенное влияние на величину валютного  курса. К мерам государственного воздействия на валютный курс относятся:

• валютные интервенции;

• дисконтная политика;

• протекционистские меры.

Наряду  с этим особое значение в проведении валютной политики отводится на операциям  на открытом рынке, политике корректировки  учётных ставок, управлению ликвидностью в платежной системе за счет изменения  нормативов резервирования для финансовых институтов, а также таможенное и  налоговое регулирование. 4

Одним из инструментов, которым государство  может в оперативном порядке  влиять на валютную политику без изменения  фундаментальных основ функционирования экономики является валютная интервенция.  Данный инструмент не оказывает существенного  влияния на уровень ликвидности  в платежной системе и монетизацию  экономики, но в то же время способен оказать стабилизирующий эффект в моменты необоснованного роста  волатильности на национальном и  международном валютном рынке  и  предотвратить цепные реакции в  смежных сегментах финансового  рынка страны.

Сущность  валютных интервенций

По результатам  проведенного анализа было выявлено, что наиболее распространённым определением валютной  интервенции является  прямое вмешательство центрального банка в функционирование валютного  рынка путем купли-продажи иностранной  валюты в целях воздействия на курс национальной валюты.

После заключения Ямайских соглашений в 1978 году и перехода на плавающие курсы  МВФ сформулировал три принципа, которыми должны руководствоваться  центральные банки стран при  проведении интервенций:

1. запрещено манипулирование валютным курсом для уклонения от макроэкономической адаптации;

2. страны обязаны проводить валютные интервенции для прекращения беспорядка на финансовых рынках, которые могут быть вызваны, например, краткосрочными колебаниями курса одной из валют;

3. каждая страна должна учитывать при проведении интервенций интересы своих партнеров, в особенности тех, в чьей валюте проводится интервенция.

Таким образом, в документе МВФ "О  принципах политики интервенций" говорится о необходимости использования  интервенций для снижения волатильности  валютного курса, но не для регулирования  его уровня.

При Бреттон-Вудской  международной системе валютные интервенции являлись инструментом поддержания фиксированных валютных паритетов и курсов. При плавающих  курсах валютные интервенции используются для сглаживания колебаний курса  национальной денежной единицы.

Современные экономисты меняли свои взгляды в  вопросах применения валютных интервенций, однако разногласия в их необходимости  и эффективности присущи многим и по сей день. Так, администрация  США при Рональде Рейгане считала  валютную интервенцию дорогой и  неэффективной. В то же время в  Европе после образования так  называемого "Механизма Обменных Курсов" в 1979 г. интервенции центральных  банков были обыденным явлением.

И только в начале 1980-х гг., когда произошло номинальное обесценение доллара на 50%, США пришлось пересмотреть свое отношение к валютной интервенции. Конгресс США не только одобрил применение Федеральной Резервной Системой (ФРС) США интервенций, но Вашингтон также запросил на валютном рынке помощь стран G-5. 5 

В Российской Федерации в Федеральном законе "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" валютные интервенции отнесены к основным инструментам денежно-кредитной политики Банка России. Под ними понимается купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарные спрос и предложение денег.

Согласно  материалам МВФ, интервенции обычно проводятся в форме покупки или  продажи иностранной валюты центральным  банком или фондом стабилизации валюты во внутренних сделках с коммерческими  банками.

Таким образом, существуют два основных направления  для применения валютных интервенций:

• для регулирования валютного курса в случае недостаточности конвертируемости национальной валюты или необходимости резкого стимулирования экономики страны;

• для снижения уровня волатильности валютного курса с целью обеспечения стабильности расчетов хозяйствующих субъектов и поддержания макроэкономической стабильности.

Если  национальная валюта не является полностью  конвертируемой и не обладает достаточно стабильным курсом, центральные банки  предпринимают активные действия по регулированию номинального обменного  курса для снижения уровня инфляции, стимулирования экономического роста  путем занижения реального обменного  курса. Как заявил управляющий шведским Риксбанком Урбан Бэкстром, интервенции  могут быть вспомогательным средством  регулирования инфляции: "Для  центрального банка, который таргетирует  инфляцию первичным инструментом служит процентная ставка. В то же время, если колебания валютного курса несут  серьезный риск инфляции и курс заметно  отклоняется от разумного значения, интервенции оправданы как дополнительная мера по обеспечению ценовой стабильности".6

Под резервами  центральных банков подразумеваются  преимущественно иностранная валюта (в том числе полученная в форме  кредита от иностранных финансовых институтов), ценные бумаги в иностранной валюте, золото, средства коммерческих банков, находящиеся на корреспондентсикх счетах в Центральном Банке.

Таким образом, если денежные власти обладают достаточным объемом международных  резервов, то колебания курса происходят либо в результате интервенций центрального банка, либо при его невмешательстве. Таким образом, номинальный валютный курс является управляемой переменной денежно-кредитной политики. В тех  же ситуациях, когда международных  резервов недостаточно, обороты валютного  рынка велики или страна официально придерживается плавающего обменного  курса (и в силу невысокой внешнеэкономической  открытости страны это не оказывает  серьезного влияния на экономический  рост и инфляцию), шоки, вызывающие колебания  номинального валютного курса, как  правило, носят монетарный (денежный) характер. Номинальный валютный курс становится в данном случае неуправляемой  переменной, которую центральные  банки принимают к сведению при  принятии решений. В таком случае контроль над валютным курсом сводится только к сглаживанию его колебаний. Например, как отмечается в официальном  документе "Основные принципы валютных операций Банка Японии", центральный  банк сокращает амплитуду колебаний  обменного курса вокруг долгосрочного  тренда: "С введения плавающего валютного  курса иены в 1973 г., японская экономика  испытывала существенные колебания  обменного курса с долгосрочной тенденцией укрепления иены. Чтобы  смягчать отрицательное влияние  таких колебаний на японскую экономику, центральный банк время от времени  проводит интервенции на валютном рынке". 7

Центральные банки разных стран могут осуществлять совместные интервенции на национальных рынках, что оказывает влияние  на глобальный валютный рынок в целом. Они представляют собой скоординированные  операции, проводимые в один день группой центральных банков (как правило, это ФРС США, Банк Японии, Европейский центральный банк и Банк Англии) в одном направлении. Скоординированные интервенции имеют большую эффективность, чем односторонние операции одного из центральных банков. С 2000 г., когда ведущие центральные банки проводили совместную интервенцию для поддержания курса евро, денежные власти стран G7 не предпринимали скоординированных операций на глобальном валютном рынке. Последняя необходимость в скоординированной поддержке курса доллара возникла в 1995 г., когда американская валюта за четыре месяца потеряла 20% по отношению к японской иене.

Официально  интервенции могут проводиться  самыми разнообразными методами - на биржах (публично) или на межбанковском  рынке (конфиденциально), через брокеров или непосредственно через операции с банками, на срок или с немедленным  исполнением. Помимо официальных резервов, источником средств для интервенций  могут быть краткосрочные заимствования, операции «своп». Конкретная интервенционная  стратегия определяется общей экономической  стратегией данного правительства, особенностями положения на валютном рынке.

Выделяют  интервенции трех категорий:

1. Направленные на сглаживание ежедневных колебаний валютного курса (ЦБ не предпринимает действий против мнения участников рынка, а лишь помогает перейти валютному курсу к новому по величине);

2. ЦБ действует против ожиданий участников валютного рынка;

3. Неофициальное изменение валютного курса в заданном интервале.

Для того чтобы валютные интервенции привели  к желаемым результатам изменения  валютного национального курса  в долгосрочной перспективе, необходимо, чтобы выполнялись следующие  условия:

1. ЦБ обладал необходимым для проведения валютных интервенций количеством резервов;

2. Участники рынка осознавали готовность и способность ЦБ проводить указанную денежно-кредитную политику в долгосрочном периоде;

3. Валютные интервенции сопровождались изменением фундаментальных экономических показателей, таких как темп экономического роста, темп инфляции, темп изменения роста денежной массы. 8

Однако  следует понимать, что валютные интервенции  могут быть эффективным методом  воздействия на валютные курсы только в краткосрочном периоде, т.к. только инструментами денежно-кредитной  политики невозможно обеспечить достижение национальной валютой целевых уровней  курсов по отношению к другим валютам. Наиболее эффективны валютные интервенции  в сопровождении  с другими  мерами денежно-кредитной и финансовой политикой государства.

Информация о работе Политика валютной интервенции центрального банка: российский и мировой опыт