Политика валютной интервенции центрального банка: российский и мировой опыт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 10:21, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение валютных интервенций как инструмента кредитно-денежной политики Центрального банка, а также эффектов валютной политики, проводимой финансовым регулятором, в достижении долгосрочных и среднесрочных экономических целей.
Исходя из цели исследования, задачами курсовой работы являются исследование сущности валютных интервенций, особенностей их применения в рамках кредитно-денежной политики Банка России, а также центральных банков других стран, анализ опыта проведения валютных интервенций во время мирового экономического кризиса и в целях ликвидации его последствий, а также анализ эффективности использования валютных интервенций в стабилизации курса национальной валюты и снижения его волатильности и формулирование выводов.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Сущность валютных интервенций и их роль в современном мире 6
Мировая валютная система 6
Сущность валютных интервенций 12
Формы валютных интервенций 17
Инструменты валютной интервенции 18
Глава 2 Практическое применение валютных интервенций 23
Основы применения валютных интервенций и современные проблемы их использования 23
Исследование практики аспектов валютных интервенций, проводимых финансовыми регуляторами ведущих стран 28
Особенности денежно-кредитной политики США 35
Глава 3 Особенности валютного рынка Российской Федерации 40
Развитие валютной системы Российской Федерации 40
Особенности валютной политики в Российской Федерации 43
Управление валютными активами Банка России 50
Таргетирование инфляции как приоритет кредитно-денежной политики Банка России 56
Денежно-кредитная политика 58
Политика валютного курса 61
Список использованной литературы: 68
Приложения 70
Приложение 1 Динамика инфляции на потребительском рынке и базовой инфляции 70
Приложение 2 Официальные цели валютных интервенций некоторых государств 71

Работа состоит из  1 файл

Курсовая_по_Д.К.Б._Кумановская_защита.docx

— 563.37 Кб (Скачать документ)

Власти  Китая не хотят повторять ошибку Японии, допустившей значительный рост курса иены в середине 1980-х годов. Власти Китая на протяжении последних  лет проводят активное регулирование  валютного курса, несмотря на противодействие  со стороны развитых стран, прежде всего  США. В 2005 году на фоне активного роста мировой экономики и спроса на китайские товары власти Китая допустили ослабление валютной политики. Однако с наступлением мирового финансово-экономического кризиса в 2008 году Народный банк Китая вернулся к регулированию валютного курса, что вызвало резкую критику со стороны властей США. 19

По мнению многих экспертов, мировой валютный рынок в конце 2010 г. находился  в состоянии войны за всеобщее ослабление валют. В условиях недостаточного спроса государства разделились  на два лагеря: эмитенты резервных  валют прибегали к практике монетарной экспансии, а остальные отвечали валютными интервенциями. От такой политики понесли потери страны, занимавшие нейтральную позицию. Например, в Бразилии был отмечен рост курса национальной валюты. Так, за январь – октябрь 2010 г. курс бразильского реала укрепился по отношению к доллару США почти на 40 %, в результате чего резко снизилась конкурентоспособность экспорта. В октябре 2010 г. по сравнению с мартом промышленное производство в стране снизилось на 2 %. Во избежание дальнейшего распространения подобных явлений и усиления валютных рисков в растущей экономике Центральный банк Бразилии в октябре 2010 г. в 5 раз увеличил ежедневные объемы покупки долларов США20. В то же время Бразилия вдвое увеличила налог на иностранные инвестиции в свои гособлигации в попытке сдержать спекулятивный капитал, повышающий курс реала. Аналогичные меры для недопущения укрепления своих валют предприняли монетарные ведомства и других стран – Южной Кореи, Индонезии, Таиланда и Мексики. Почти таким же существенным (10,5-13%) оказался рост австралийского доллара и южноафриканского рэнда, причем активный рост обеих этих валют продолжается второй год подряд. 21  

Подобного рода валютные конфликты имели место  и ранее. В 1971 г. в США был осуществлен  так называемый шок Никсона –  увеличение пошлин на импорт на 10 % и  полная отмена золотого обеспечения  доллара США. Как следствие, началось обесценивание доллара США, так  необходимое для оживления экономики. В 1985 г. Франция, Западная Германия, Япония, США и 

Великобритания  подписали «договор Плаза», согласно которому центробанки договорились о проведении согласованной политики и высказались в пользу роста  курсовой стоимости основных валют  относительно доллара США. Современным  валютным войнам присущи следующие  черты. Во-первых, вследствие кризиса  в высокоразвитых странах отмечается хроническое ослабление спроса. Ни в одной из 6 крупнейших стран  данной группы – США, Японии, Германии, Франции, Великобритании и Италии. Во-вторых, в рассматриваемом направлении работают предприятия частного сектора. В опубликованном в апреле 2010 г. прогнозе Института международных финансов (Вашингтон) отмечается, что в 2010 г. чистые потоки частного капитала в СФР составят 746 млрд. США, что будет частично сглажено чистым вывозом капитала из них на 566 млрд. долл. США. Несмотря на это, при профиците счета текущих операций в 320 млрд. долл. США и ожиданиях умеренного притока капитала внешний баланс СФР без официальных интервенций достигнет профицита в 535 млрд. долл.  США. Коррекция будет проходить посредством установления более высокого обменного курса валют. Как следствие, из-за притока частного капитала из стран с высоким уровнем доходов СФР будут испытывать дефицит текущего платежного баланса. Такое развитие событий вполне вероятно.

В-третьих, естественной коррекции мешает наращивание  валютных резервов. С января 1999 г. по июль 2008 г. объем мировых госрезервов  вырос с 1,615 трлн. до 7,534 трлн. долл. США. Данные ресурсы оказались востребованными  в период кризиса; их объем с июля 2008 г. по февраль 2009 г. сократился на 472 млрд. долл. США (приблизительно на 6 %), что, без сомнения, помогло странам  с «нерезервными» валютами смягчить последствия кризиса. В настоящее  время движущей силой этого процесса является, без сомнения, Китай. Объем  его резервов с февраля 2009 г. увеличился на 40 % и к июню достиг 2,450 трлн. долл. США, что составляет 30 % мирового объема и 50 % ВВП страны. Неизбежная коррекция  текущих платежных балансов отмечается уже не только в СФР, но и в странах, которые, с одной стороны, являются привлекательными для притока капитала, а с другой стороны, не желают или  не могут должным образом осуществлять интервенции на валютных рынках. В  свете данных событий вполне вероятно, что следующий финансовый кризис разразится на рынках БРИКС и Латинской Америки.

В 2011 г. Центробанк Чили, известный своим  либеральным подходом к курсу  национальной валюты, после достижения курсом  песо трехлетнего максимума  по отношению к доллару заявил о своем намерении ежедневно  вливать в экономику страны до $50 млн. Власти страны настаивают, что цель программы вовсе не в ослаблении песо, а в создании международных резервов объемом 17% ВВП, которые могли бы помочь защитить экономику Чили от кризиса в Еврозоне, а также от продолжающегося периода пониженных валютных ставок и снижения курса доллара.

Особенности денежно-кредитной  политики США

Снизив  процентные ставки почти до нуля и  предполагая дальнейшее количественное смягчение, ФРС США вновь обеспечивает рынок дешевой ликвидностью Проблема в том, что количественное смягчение стимулирует защитные меры против искусственного удешевления доллара США. Мягкая кредитная политика в США усилит спекуляцию против валют развивающихся стран с устойчивым платежным балансом. И крупнейшим спекулятивным выигрышем остается ожидаемое повышение курса юаня с последующей ревальвацией и других азиатских валют.

Здесь наблюдаются отголоски азиатского кризиса 1997 г., но обратного характера. Тогда спекулянты сбрасывали активы, «опустошая» резервы центральных  банков, которые пытались поддержать стабильность своих валют. Теперь эти  страны склоняются к введению контроля за капиталом и блокируют покупку  спекулянтами их активов и валют. Так, Малайзия в 1997 г. заблокировала  продажу собственной валюты. Китай  начал  обсуждение тактических мер  по изоляции своих финансовых рынков от дальнейшего притока долларов США. Наиболее простой путь – ограничение  или запрет на обмен юаней на доллары  США для неторговых сделок. Это  фактически приведет к установлению двух обменных курсов: одного – для  торговли, другого – для финансовых сделок, что было обычным в 1930–60-е  гг.

Фактически  всё  более нарастает тенденция  разделения мирового финансового рынка  е на два конкурирующих финансовых блока, один из которых сконцентрирован  вокруг доллара США, другой – вокруг БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай). В 2009 г. были сделаны пробные шаги в названном направлении, когда  Китай, Индия и Россия наряду с  Ираном и членами Шанхайской организации  сотрудничества начали переговоры об использовании в расчетах по торговым операциям вместо доллара США  собственных валют. Китай поддержал  предложение России о применении юаня и рубля в торговых операциях  и провел переговоры об этом с Бразилией  и Турцией. Для сдерживания данного  процесса США и Японии необходимо отказаться от политики количественного  смягчения, даже в ущерб экономическому росту. Лучше разработать новые  нормативные акты, которые положат  конец проведению западными банками спекулятивных сделок с иностранными валютами путем повышения резервных требований или введения налога на валютные сделки и опционы. Без указанных мер другие страны вскоре начнут защищать свои валюты. Тогда именно близорукость» политики США станет причиной изоляции доллара США и его пользователей.

Риски конкурентной девальвации (когда государства  стремятся ослабить свою валюту, чтобы  стимулировать экспорт) были одной  из главных тем саммита стран  «Большой двадцатки», прошедшего в  Сеуле 11–12 ноября 2010 г. По итогам встречи  страны G20 договорились не использовать девальвацию валют для поддержки  национального экспорта. 22  В частности, в подписанных по итогам встречи документах говорится о недопустимости чрезмерной волатильности валютных курсов и необходимости воздерживаться от конкурентной девальвации валют. Но фактически это не мешает странам с помощью искусственно заниженного курса, как в Китае, поддерживать экономику своей страны.

Тем не менее, на встрече не было достигнуто договоренности о конкретных ограничениях для дефицита или профицита внешнеторгового  баланса. Было отвергнуто предложение  США и Южной Кореи ввести ограничения  для этих величин на уровне 4% ВВП. Как известно, США обвиняют Китай  в искусственном занижении курса  валюты. Некоторые европейские страны со своей стороны считают, что  сам Вашингтон, постоянно увеличивая предложение денег, также манипулирует курсом своей валюты. У США дефицит  платежного баланса составляет 3,2% ВВП, у Китая - профицит в размере 4,7% ВВП. 23 

Нарастание  дисбалансов создает экономические  факторы, которые толкают «дефицитные» по текущему счету страны к ослаблению своих валют, а «профицитные»  – к их укреплению. Риторика и  стратегия «валютных войн» приводят к тому, что власти создают барьеры  для сокращения дисбалансов путем вмешательства на рынке, будь то в форме валютных интервенций, введения внешнеторговых ограничений или ограничений на потоки капитала.

Рисунок 1 Глобальные дисбалансы в торговле, %ВВП

Мировая экономика имеет дело не с единым процессом борьбы с «валютными войнами», а сразу с двумя явлениями: с одной стороны, необходимостью системной коррекции валютных курсов, с другой – необходимостью снижения глобальных дисбалансов за счет изменения  экономической политики крупнейших стран. Пока усилия по расширению международной  кооперации не приводят к заметным результатам. Сегодня мировая экономика  настолько сложна и имеет столько  влиятельных центров силы, что  достижение договоренностей, аналогичных  тем, что были согласованы пятью  странами в 1985 г. (Соглашение Плаза), крайне маловероятно. Но есть уверенность, что  все стороны сознают, что «худой валютный мир» лучше доброй ссоры. Издержки для мировой экономики и политики вообще несопоставимы.

Возврат к докризисному характеру макростабильности  в развитых странах – трудный  и небыстрый процесс, а следующий  подъем будет сопровождаться малыми шоками. В ближайшие годы тонкий баланс между снижением фискальных стимулов и поддержанием роста остается в центре политики властей большинства стран. 24

Вопрос  о выравнивании мировых дисбалансов, особенно дефицитов в Соединенных  Штатах и курса юаня, является и  вопросом о характере среднесрочного развития глобальной экономики. Фактически это проверка для глобального  управления, международных финансовых организаций и их координации. Сохранение валютного мира и выравнивание дисбалансов  – важнейшая задача для «Группы 20» на предстоящие годы.

Глава 3 Особенности валютного рынка Российской Федерации

Развитие  валютной системы  Российской Федерации

В условиях административно-командной системы  валютный рынок в СССР отсутствовал. Государство являлось единственным законным владельцем иностранной валюты, которая распределялась в соответствии с валютным планом. Монопольное право  на совершение операций с иностранной  валютой и другими валютными  ценностями принадлежало исключительно  государству. Все предприятия и  физические лица обязаны были держать  валюту на счетах во Внешэкономбанке  СССР.

Развитие  валютного рынка и валютных операций в стране началось с конца 80-х  годов. Составной частью экономических  реформ, направленных на переход к  рыночной экономике, явились отмена государственной монополии внешней  торговли и валютной монополии и  введение децентрализации внешнеэкономической  деятельности страны. Валютная реформа  обеспечила переход от административного  распределения валютных ресурсов государственными органами к формированию валютного  рынка. Предприятиям и организациям впервые было предоставлено право  оставлять в своем распоряжении значительную часть экспортной выручки  на открытых им валютных счетах. Они  получили возможность использовать эти средства по своему усмотрению. С ноября 1989 г. Внешэкономбанк СССР начал проводить аукционы по продаже  валюты по рыночному курсу. В Москве была создана валютная биржа.

В переходный период (с января 1990 г.) наблюдалась  множественность валютных курсов рубля: выделяли официальный, специальный и коммерческий курсы, которые были твердо фиксированными и устанавливались Госбанком СССР.

С либерализацией цен в январе 1992 г. валютное регулирование  и режим валютного курса рубля  подверглись изменениям.

Вступление  в силу закона РФ «О валютном регулировании  и валютном контроле» в ноябре 1992 года открыло новый этап валютного  регулирования в России. В апреле 1992 года Российская Федерация вступила в МВФ и, следовательно, вышла  на международный валютный рынок.

В Законе «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992 г. определены принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации, права и  обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования  и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушение валютного  законодательства. Валютные операции должны осуществляться через Центральный  банк РФ или коммерческие банки, имеющие  валютную лицензию. В настоящее время  в России действует режим плавающего валютного курса, который зависит  от спроса и предложения на валютных биржах страны, прежде всего, на ММВБ. Официальный  курс доллара США к рублю устанавливается  Центральным банком России по результатам  торгов на ММВБ.

С июля 1992 г. вместо множественности валютных курсов введен единый официальный курс рубля, определяемый на торгах на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ). Этот курс используется во внутренних расчетах по внешнеэкономическим сделкам  для определения размеров налогообложения, валютных средств на балансах банков, предприятий, организаций.

 МВФ  требует от стран-членов оказывать  противодействие «беспорядочному  состоянию» валютного рынка, которое  может вызываться «дезорганизующими  краткосрочными колебаниями» валютного  курса. Соответственно политика  регулирования валютного курса  состоит в том, чтобы обеспечивать  постепенное, плавное и предсказуемое  изменение курса валюты в рамках сложившегося тренда. Такой механизм призван служить целевым индикатором инфляции.

Главным инструментом воздействия на рыночный валютный курс в России, как и  во всем мире, служит девизная политика в форме валютной интервенции  Центрального банка. Однако она дает лишь кратковременный эффект и требует  больших валютных затрат.25

Информация о работе Политика валютной интервенции центрального банка: российский и мировой опыт