Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 10:21, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение валютных интервенций как инструмента кредитно-денежной политики Центрального банка, а также эффектов валютной политики, проводимой финансовым регулятором, в достижении долгосрочных и среднесрочных экономических целей.
Исходя из цели исследования, задачами курсовой работы являются исследование сущности валютных интервенций, особенностей их применения в рамках кредитно-денежной политики Банка России, а также центральных банков других стран, анализ опыта проведения валютных интервенций во время мирового экономического кризиса и в целях ликвидации его последствий, а также анализ эффективности использования валютных интервенций в стабилизации курса национальной валюты и снижения его волатильности и формулирование выводов.
Введение 3
Глава 1 Сущность валютных интервенций и их роль в современном мире 6
Мировая валютная система 6
Сущность валютных интервенций 12
Формы валютных интервенций 17
Инструменты валютной интервенции 18
Глава 2 Практическое применение валютных интервенций 23
Основы применения валютных интервенций и современные проблемы их использования 23
Исследование практики аспектов валютных интервенций, проводимых финансовыми регуляторами ведущих стран 28
Особенности денежно-кредитной политики США 35
Глава 3 Особенности валютного рынка Российской Федерации 40
Развитие валютной системы Российской Федерации 40
Особенности валютной политики в Российской Федерации 43
Управление валютными активами Банка России 50
Таргетирование инфляции как приоритет кредитно-денежной политики Банка России 56
Денежно-кредитная политика 58
Политика валютного курса 61
Список использованной литературы: 68
Приложения 70
Приложение 1 Динамика инфляции на потребительском рынке и базовой инфляции 70
Приложение 2 Официальные цели валютных интервенций некоторых государств 71
Власти Китая не хотят повторять ошибку Японии, допустившей значительный рост курса иены в середине 1980-х годов. Власти Китая на протяжении последних лет проводят активное регулирование валютного курса, несмотря на противодействие со стороны развитых стран, прежде всего США. В 2005 году на фоне активного роста мировой экономики и спроса на китайские товары власти Китая допустили ослабление валютной политики. Однако с наступлением мирового финансово-экономического кризиса в 2008 году Народный банк Китая вернулся к регулированию валютного курса, что вызвало резкую критику со стороны властей США. 19
По мнению
многих экспертов, мировой валютный
рынок в конце 2010 г. находился
в состоянии войны за всеобщее
ослабление валют. В условиях недостаточного
спроса государства разделились
на два лагеря: эмитенты резервных
валют прибегали к практике монетарной
экспансии, а остальные отвечали
валютными интервенциями. От такой политики
понесли потери страны, занимавшие нейтральную
позицию. Например, в Бразилии был отмечен
рост курса национальной валюты. Так, за
январь – октябрь 2010 г. курс бразильского
реала укрепился по отношению к доллару
США почти на 40 %, в результате чего резко
снизилась конкурентоспособность экспорта.
В октябре 2010 г. по сравнению с мартом промышленное
производство в стране снизилось на 2 %.
Во избежание дальнейшего распространения
подобных явлений и усиления валютных
рисков в растущей экономике Центральный
банк Бразилии в октябре 2010 г. в 5 раз увеличил
ежедневные объемы покупки долларов США20.
В то же время Бразилия вдвое увеличила
налог на иностранные инвестиции в свои
гособлигации в попытке сдержать спекулятивный
капитал, повышающий курс реала. Аналогичные
меры для недопущения укрепления своих
валют предприняли монетарные ведомства
и других стран – Южной Кореи, Индонезии,
Таиланда и Мексики. Почти таким же существенным
(10,5-13%) оказался рост австралийского доллара
и южноафриканского рэнда, причем активный
рост обеих этих валют продолжается второй
год подряд. 21
Подобного
рода валютные конфликты имели место
и ранее. В 1971 г. в США был осуществлен
так называемый шок Никсона –
увеличение пошлин на импорт на 10 % и
полная отмена золотого обеспечения
доллара США. Как следствие, началось
обесценивание доллара США, так
необходимое для оживления
Великобритания подписали «договор Плаза», согласно которому центробанки договорились о проведении согласованной политики и высказались в пользу роста курсовой стоимости основных валют относительно доллара США. Современным валютным войнам присущи следующие черты. Во-первых, вследствие кризиса в высокоразвитых странах отмечается хроническое ослабление спроса. Ни в одной из 6 крупнейших стран данной группы – США, Японии, Германии, Франции, Великобритании и Италии. Во-вторых, в рассматриваемом направлении работают предприятия частного сектора. В опубликованном в апреле 2010 г. прогнозе Института международных финансов (Вашингтон) отмечается, что в 2010 г. чистые потоки частного капитала в СФР составят 746 млрд. США, что будет частично сглажено чистым вывозом капитала из них на 566 млрд. долл. США. Несмотря на это, при профиците счета текущих операций в 320 млрд. долл. США и ожиданиях умеренного притока капитала внешний баланс СФР без официальных интервенций достигнет профицита в 535 млрд. долл. США. Коррекция будет проходить посредством установления более высокого обменного курса валют. Как следствие, из-за притока частного капитала из стран с высоким уровнем доходов СФР будут испытывать дефицит текущего платежного баланса. Такое развитие событий вполне вероятно.
В-третьих,
естественной коррекции мешает наращивание
валютных резервов. С января 1999 г. по
июль 2008 г. объем мировых госрезервов
вырос с 1,615 трлн. до 7,534 трлн. долл. США.
Данные ресурсы оказались
В 2011 г. Центробанк Чили, известный своим либеральным подходом к курсу национальной валюты, после достижения курсом песо трехлетнего максимума по отношению к доллару заявил о своем намерении ежедневно вливать в экономику страны до $50 млн. Власти страны настаивают, что цель программы вовсе не в ослаблении песо, а в создании международных резервов объемом 17% ВВП, которые могли бы помочь защитить экономику Чили от кризиса в Еврозоне, а также от продолжающегося периода пониженных валютных ставок и снижения курса доллара.
Снизив процентные ставки почти до нуля и предполагая дальнейшее количественное смягчение, ФРС США вновь обеспечивает рынок дешевой ликвидностью Проблема в том, что количественное смягчение стимулирует защитные меры против искусственного удешевления доллара США. Мягкая кредитная политика в США усилит спекуляцию против валют развивающихся стран с устойчивым платежным балансом. И крупнейшим спекулятивным выигрышем остается ожидаемое повышение курса юаня с последующей ревальвацией и других азиатских валют.
Здесь
наблюдаются отголоски
Фактически всё более нарастает тенденция разделения мирового финансового рынка е на два конкурирующих финансовых блока, один из которых сконцентрирован вокруг доллара США, другой – вокруг БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай). В 2009 г. были сделаны пробные шаги в названном направлении, когда Китай, Индия и Россия наряду с Ираном и членами Шанхайской организации сотрудничества начали переговоры об использовании в расчетах по торговым операциям вместо доллара США собственных валют. Китай поддержал предложение России о применении юаня и рубля в торговых операциях и провел переговоры об этом с Бразилией и Турцией. Для сдерживания данного процесса США и Японии необходимо отказаться от политики количественного смягчения, даже в ущерб экономическому росту. Лучше разработать новые нормативные акты, которые положат конец проведению западными банками спекулятивных сделок с иностранными валютами путем повышения резервных требований или введения налога на валютные сделки и опционы. Без указанных мер другие страны вскоре начнут защищать свои валюты. Тогда именно близорукость» политики США станет причиной изоляции доллара США и его пользователей.
Риски
конкурентной девальвации (когда государства
стремятся ослабить свою валюту, чтобы
стимулировать экспорт) были одной
из главных тем саммита стран
«Большой двадцатки», прошедшего в
Сеуле 11–12 ноября 2010 г. По итогам встречи
страны G20 договорились не использовать
девальвацию валют для
Тем не
менее, на встрече не было достигнуто
договоренности о конкретных ограничениях
для дефицита или профицита внешнеторгового
баланса. Было отвергнуто предложение
США и Южной Кореи ввести ограничения
для этих величин на уровне 4% ВВП.
Как известно, США обвиняют Китай
в искусственном занижении
Нарастание
дисбалансов создает
Рисунок 1 Глобальные дисбалансы в торговле, %ВВП
Мировая
экономика имеет дело не с единым
процессом борьбы с «валютными войнами»,
а сразу с двумя явлениями:
с одной стороны, необходимостью
системной коррекции валютных курсов,
с другой – необходимостью снижения
глобальных дисбалансов за счет изменения
экономической политики крупнейших
стран. Пока усилия по расширению международной
кооперации не приводят к заметным
результатам. Сегодня мировая экономика
настолько сложна и имеет столько
влиятельных центров силы, что
достижение договоренностей, аналогичных
тем, что были согласованы пятью
странами в 1985 г. (Соглашение Плаза), крайне
маловероятно. Но есть уверенность, что
все стороны сознают, что «худой
валютный мир» лучше доброй ссоры. Издержки
для мировой экономики и
Возврат к докризисному характеру макростабильности в развитых странах – трудный и небыстрый процесс, а следующий подъем будет сопровождаться малыми шоками. В ближайшие годы тонкий баланс между снижением фискальных стимулов и поддержанием роста остается в центре политики властей большинства стран. 24
Вопрос о выравнивании мировых дисбалансов, особенно дефицитов в Соединенных Штатах и курса юаня, является и вопросом о характере среднесрочного развития глобальной экономики. Фактически это проверка для глобального управления, международных финансовых организаций и их координации. Сохранение валютного мира и выравнивание дисбалансов – важнейшая задача для «Группы 20» на предстоящие годы.
В условиях
административно-командной
Развитие
валютного рынка и валютных операций
в стране началось с конца 80-х
годов. Составной частью экономических
реформ, направленных на переход к
рыночной экономике, явились отмена
государственной монополии
В переходный период (с января 1990 г.) наблюдалась множественность валютных курсов рубля: выделяли официальный, специальный и коммерческий курсы, которые были твердо фиксированными и устанавливались Госбанком СССР.
С либерализацией цен в январе 1992 г. валютное регулирование и режим валютного курса рубля подверглись изменениям.
Вступление в силу закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» в ноябре 1992 года открыло новый этап валютного регулирования в России. В апреле 1992 года Российская Федерация вступила в МВФ и, следовательно, вышла на международный валютный рынок.
В Законе
«О валютном регулировании и валютном
контроле» от 9 октября 1992 г. определены
принципы осуществления валютных операций
в Российской Федерации, права и
обязанности юридических и
С июля 1992 г. вместо множественности валютных курсов введен единый официальный курс рубля, определяемый на торгах на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ). Этот курс используется во внутренних расчетах по внешнеэкономическим сделкам для определения размеров налогообложения, валютных средств на балансах банков, предприятий, организаций.
МВФ
требует от стран-членов
Главным инструментом воздействия на рыночный валютный курс в России, как и во всем мире, служит девизная политика в форме валютной интервенции Центрального банка. Однако она дает лишь кратковременный эффект и требует больших валютных затрат.25
Информация о работе Политика валютной интервенции центрального банка: российский и мировой опыт