Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 19:15, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является разработка рекомендаций по формированию и совершенствованию системы управления кредитования физических лиц в коммерческом банке.
Для реализации указанной цели были поставлены следующие задачи:
провести анализ развития потребительского кредитования в России и за рубежом;
выявить тенденции и факторы развития кредитования физических лиц;
проанализировать методические подходы к исследованию проблем управления потребительским кредитованием в коммерческом банке;
разработать рекомендации по совершенствованию управления потребительским кредитованием в коммерческом банке.
ВВЕДЕНИЕ 1
1. ТЕОРЕТИЧАСКИЕ ОСНОВЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ В КОММЕРЧЕСКИХ БАНКАХ.
1.1 Проблемы и тенденции развития потребительского кредитования в Российской Федерации. 4
1.2. Факторы, влияющие на развитие потребительского кредитования в России. 8
1.3. Зарубежный опыт потребительского кредитования. 17
2 ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ КРЕДИТОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ООО «РУСФИНАНС БАНК».
2.1. Динамика сферы кредитования в России и за рубежом. 22
2.2. Оценка кредитования физических лиц в ООО «Русфинанс Банк». 27
2.3. Анализ эффективности деятельности операций ООО «Русфинанс Банк»42
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КРЕДИТОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
3.1. Направления по реформированию нормативно-правовой базы. 53
3.2 Основные направления совершенствования кредитной политики банка. 58
3.3. Методы снижения рисков потребительского кредитования. 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЯ
где N- экономическая отдача капитала отчётного периода
N0- экономическая отдача капитала предыдущего периода
2.Влияние на экономическую отдачу капитала изменения прибыльности = (E- E0)
Где E- прибыльность отчётного периода
Где E0- прибыльность предыдущего периода
3.
Влияние на экономическую
Где
H1С – маржа прибыли предыдущего периода
4.
Влияние на экономическую
Где
Н20- эффективность использования
предыдущего периода
Проведя факторный анализ
Рассмотрим некоторые дополнительные финансовые показатели:
1. Удельный вес кредитов в активах банка.
Укр
Где Кр- кредиты банка
Где А- активы банка
2007:
2008: 0.86
2009: 0.92
Показатель удельного веса кредитов стремится к оптимальному значению.
2.
Коэффициент прибыльности
ЭА=
Где Пч – чистая прибыль за отчетный период
2007: 0.01=
2008: 0.002=
2009: 0.005=
Кредитная политика банка крайне не эффективна.
3. Маржа прибыли:
Прд=
Где Д – доход
2007:0.179=
2008: 0.185=
2009: 0.103=
В связи с резким увеличением активов банка участником прибыль на 1 рубль дохода снизилась.
4. Полученный доход с одного рубля активов:
Да=
2007: 0.136=
2008: 0.133=
2009: 0.005=
Активы банка практически не используются и тормозят развитие банка.
5. Коэффициент использования активов
Эк=
Где Кс- собственный капитал
2007: 0.135=
2008: 0.248=
2009: 0.023=
Эффективность использования собственного капитала находится на крайне низком уровне.
6. Мультипликатор капитала
Мк=
2007:7.551 =
2008: 9.408=
2009:4.327 =
Показатели рентабельности, характеризующие эффективность финансовой деятельности банка, представлены в таблице 2.1.
Показатели эффективности деятельности ООО «Русфинанс Банк»
Нормативное
значение |
2007 | 2008 | 2009 | Отклонение
+/- | |
Удельный вес кредитов в активах | 0.76 | 0.86 | 0.92 | +0.16 | |
Коэффициент прибыльности активов % | 0.6-1.5 | 1 | 2 | 0.5 | -0.5 |
Маржа прибыли % | 17.9 | 18.5 | 10.3 | -7.6 | |
Полученный доход с одного рубля активов % | 10-20 | 13.6 | 13.3 | 5 | -8.6 |
Коэффициент использования активов % | 12% | 13.5 | 24.8 | 02.3 | -11.2 |
Мультипликатор капитала | 7.551 | 9.408 | 4.327 | -3.224 |
Как видно из построенной
1.Коэффициент
прибыльности активов ООО «
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что за анализируемый период ООО «Русфинанс Банк» не достиг достаточно высоких показателей финансовой деятельности. Банк проводит активную и достаточно взвешенную кредитную политику, имеет рост прибыли и высокую отдачу от активных операций и, в том числе, от кредитования.
Как видно из приложения 1 наибольшее влияние на активы оказывают кредиты и дебиторская задолженность. После покупки- ООО Коммерческий Банк «Промэк-Банк» активы банка выросли более чем в 5 раз, это связано с мощными финансовыми вливаниями со стороны «Сосьете Женераль». Основные средства стабильно возростали за рассматриваемый период, что радует. Также хорошие показатели и в статье денежные средства и их эквиваленты. Данные показатели говорят о стабильном росте банка.
При
анализе пассивов можно сделать
вывод, что они в основном состоят
из вкладов физических лиц. Столь
резкий рост данной статьи обусловлен
только присоединением к более крупной
компании. В процентном отношении он снизился
с 3,65 в 2008 до 2,4 в 2009. Внимание привлекает
статья собственные средства, так как
она выросла в 7 раз за один год.
ВЫВОДЫ ИЗ ГЛАВЫ 2.
Финансовые показатели Русфинанс банка за 2008г. и 2009г. трудно сопоставить. К однозначно позитивным моментам можно отнести рост кредитного портфеля и комиссионного дохода Банка, увеличение собственного капитала. Негативные изменения касаются снижения чистой прибыли, рентабельности, а также покрытия NPL резервами.
В отличие от большинства российских банков, деятельность которых диверсифицирована по нескольким направлениям (инвестиционная деятельность, ипотека, кредитование юридических лиц и пр.) специфика бизнеса Русфинанс Банка заключается в выдаче потребительских и автокредитов населению. Доля корпоративных клиентов в портфеле Русфинанса не превышает 0.2%.
Поэтому в качестве самых близких по бизнесу банков к Русфинансу можно выделить ХКФ и Русский Стандарт. Русский Стандарт – абсолютный лидер рынка потребительского кредитования. Однако, несмотря на более прочные позиции этих банков на рынке, рейтинги ХКФ и Русского Стандарта ниже, чем у Русфинанс Банка, что объясняется поддержкой сильного акционера в лице Société Générale.
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КРЕДИТОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
3.1. Основные направления совершенствования нормативно-правовой базы
Развитие потребительского кредитования связано со значительным количеством противоречивых тенденций, которые определяют многие процессы в этой сфере кредитования и которые требуют учета при совершенствовании деятельности коммерческого банка на этом сегменте кредитного рынка.
Стратегия
банка или его филиала
Рост доходов приводит к увеличению заинтересованности населения в потребительском кредитовании и, следовательно, активизации банка в этой сфере. Вместе с тем, следование общим тенденциям может сформировать ситуацию, когда риски банков в сфере потребительского кредитования станут чрезмерно высокими. В этом случае в большей степени востребованным станет портфельное потребительское кредитование, которое предусматривает фактическое наличие кредитной истории для каждого заемщика.
Что
касается законодательного регулирования
отношений в сфере
Одной из причин появления просрочек по розничным кредитам является незнание гражданами реальных ставок по кредитам. Зачастую, эффективная ставка по розничным кредитам в несколько раз превышает ставку, заявленную в рекламе банка. Обычно дополнительный процент спрятан в комиссию за ведение ссудного счета, используются и другие уловки. Клиент может просто переоценить свои финансовые возможности при получении кредита и, в результате, не суметь выплатить долг. В мае 2005 года ФАС России и Банком России были опубликованы Рекомендации (письмо от 26.05.2005 № ИА/7235/77-Т), в соответствии с которыми при потребительском кредитовании банкам предлагалось еще до момента заключения кредитного договора предоставить клиенту полную и достоверную информацию об условиях предоставления, использования и возврата потребительского кредита в стандартизированной форме. К концу 2006 года в так называемый «белый список» кредитных организаций, полностью или частично применяющих Рекомендации, было включено более 90 банков. В ноябре 2009г. ЦБ РФ объявил, что с марта 2010 рекомендации станут требованиями: правила информирования клиентов о всех комиссиях и процентах станут обязательными для всех без исключения банков.
Это позволит каждому клиенту, зная эффективную ставку кредитования, самостоятельно оценить свою платежеспособность по конкретному кредиту и принять осознанное решение о его получении.