Потребительское кредитования в Российской Федерации (на примере ООО «Русфинанс Банк»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 19:15, дипломная работа

Описание

Целью выпускной квалификационной работы является разработка рекомендаций по формированию и совершенствованию системы управления кредитования физических лиц в коммерческом банке.
Для реализации указанной цели были поставлены следующие задачи:
провести анализ развития потребительского кредитования в России и за рубежом;
выявить тенденции и факторы развития кредитования физических лиц;
проанализировать методические подходы к исследованию проблем управления потребительским кредитованием в коммерческом банке;
разработать рекомендации по совершенствованию управления потребительским кредитованием в коммерческом банке.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 1
1. ТЕОРЕТИЧАСКИЕ ОСНОВЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ В КОММЕРЧЕСКИХ БАНКАХ.
1.1 Проблемы и тенденции развития потребительского кредитования в Российской Федерации. 4
1.2. Факторы, влияющие на развитие потребительского кредитования в России. 8
1.3. Зарубежный опыт потребительского кредитования. 17
2 ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ КРЕДИТОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ООО «РУСФИНАНС БАНК».
2.1. Динамика сферы кредитования в России и за рубежом. 22
2.2. Оценка кредитования физических лиц в ООО «Русфинанс Банк». 27
2.3. Анализ эффективности деятельности операций ООО «Русфинанс Банк»42
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КРЕДИТОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
3.1. Направления по реформированию нормативно-правовой базы. 53
3.2 Основные направления совершенствования кредитной политики банка. 58
3.3. Методы снижения рисков потребительского кредитования. 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

потребительское кредитование в РФ.doc

— 695.50 Кб (Скачать документ)

     где N- экономическая отдача капитала отчётного периода

            N0- экономическая отдача капитала предыдущего периода

     

         2.Влияние  на экономическую отдачу капитала изменения прибыльности =  (E- E0)

         Где E- прибыльность отчётного периода

         Где E0- прибыльность предыдущего периода

         

         3. Влияние на экономическую отдачу  капитала размера маржи прибыли  = (H1- H10)  

         Где H1С – маржа прибыли предыдущего периода 

         

         4. Влияние на экономическую отдачу  капитала изменения эффективности  использования активов = (Н2 Н20)

         Где Н20- эффективность использования  предыдущего периода 

         

       Проведя факторный анализ экономической отдачи капитала, я пришёл к выводу, что наибольшее влияние оказывает маржа прибыли. В первую очередь это связано с  вложением «Сосьете Женераль» дополнительных средств.

     Рассмотрим  некоторые дополнительные финансовые  показатели:

     1. Удельный вес кредитов в активах банка.

     Укр

     Где Кр- кредиты банка

     Где А- активы банка

     2007:

     2008: 0.86

     2009: 0.92

     Показатель  удельного веса кредитов стремится к оптимальному значению.

     2. Коэффициент прибыльности активов:   

     ЭА=

     Где Пч – чистая прибыль за отчетный период

     2007: 0.01=

     2008: 0.002=

     2009: 0.005=

     Кредитная политика банка крайне не эффективна.

     3. Маржа прибыли:

     Прд=

     Где Д – доход

     2007:0.179=

     2008: 0.185=

     2009: 0.103=

     В связи с резким увеличением активов  банка участником прибыль на 1 рубль  дохода снизилась.

     4. Полученный доход с одного  рубля активов:

     Да=

     2007: 0.136=

     2008: 0.133=

     2009: 0.005=

     Активы  банка практически не используются и тормозят развитие банка.

     5. Коэффициент использования активов      

     Эк=

     Где Кс- собственный капитал

     2007: 0.135=

     2008: 0.248=

     2009: 0.023=

     Эффективность использования собственного капитала находится на крайне низком уровне.

     6. Мультипликатор капитала

     Мк=

     2007:7.551 =

     2008: 9.408=

     2009:4.327 =

     Показатели  рентабельности, характеризующие эффективность финансовой деятельности банка, представлены в таблице 2.1.

                                                                                                                     Таблица 2.1

     Показатели  эффективности деятельности ООО  «Русфинанс Банк»

  Нормативное

значение

2007 2008 2009 Отклонение

+/-

Удельный  вес кредитов в активах   0.76 0.86 0.92 +0.16
Коэффициент прибыльности активов    % 0.6-1.5 1 2 0.5 -0.5
Маржа прибыли %   17.9 18.5 10.3 -7.6
Полученный  доход с одного рубля активов % 10-20 13.6 13.3 5 -8.6
Коэффициент использования активов       % 12% 13.5 24.8 02.3 -11.2
Мультипликатор  капитала   7.551 9.408 4.327 -3.224
 

       Как видно из построенной таблицы  показатели банка в период  с 2004 по 2006 значительно снизились во первых из за неэффективной   работы активов и использования собственного капитала. Анализ   показателей   эффективности финансовой деятельности ООО «Русфинанс Банк» позволяет сделать следующие выводы.

     1.Коэффициент  прибыльности активов ООО «Русфинанс Банк» уменьшился с 1% в 2007 г. до 0.5% в 2008 г., что немного ниже нормативного значения. Снижение данного коэффициента оценивается отрицательно, так как он свидетельствует о понижении эффективности использования банком имеющихся активов, о способности банка контролировать операционные расходы. Однако слишком высокое значение данного показателя может сигнализировать о повышенной степени рисков, сопряженных с размещением банком своих активов, так что дальнейший рост коэффициента прибыльности активов нежелателен.

  1. Мультипликатор капитала за анализируемый период снизился почти в 2 раза: с 7.551 в 2007 г. до 4.327 в 2009 г. Это может свидетельствовать о том, что банк в своей работе отдает предпочтение наращиванию собственного капитала и проводит взвешенную кредитную политику.
  2. Значение показателя прибыльности доходов или маржи прибыли за анализируемый период снизилось (с 17.9% в 2007 г. до 10.3% в 2009 г.). Это свидетельствует о понижении эффективности деятельности банка.
  3. Коэффициент использования активов, нормативное значение которого > 12 %, уменьшился с 13.6% в 2008 г. до 5% в 2008 г., что значительно ниже нормативного значения. Это в целом свидетельствует о достаточно низкой отдаче активов и эффективности политики управления портфелем.
  4. Рост удельный вес кредитов в активах банка с 0,76% в 2007 г. до 0.92%, в 2009 г. свидетельствует о повышении отдачи кредитных ресурсов.

     Исходя  из вышеизложенного, можно сделать  вывод, что за анализируемый период ООО «Русфинанс Банк» не достиг достаточно высоких показателей финансовой деятельности. Банк проводит активную и достаточно взвешенную кредитную политику, имеет рост прибыли и высокую отдачу от активных операций и, в том числе, от кредитования.

     Как видно из приложения 1 наибольшее влияние на активы оказывают кредиты и дебиторская задолженность. После покупки- ООО Коммерческий Банк «Промэк-Банк» активы банка выросли более чем в 5 раз, это связано с мощными финансовыми вливаниями со стороны «Сосьете Женераль». Основные средства стабильно возростали за рассматриваемый период, что радует. Также хорошие показатели и в статье денежные средства и их эквиваленты. Данные показатели говорят о стабильном росте банка. 

     При анализе пассивов можно сделать  вывод, что они в основном состоят  из вкладов физических лиц. Столь  резкий рост данной статьи обусловлен только присоединением к более крупной компании. В процентном отношении он снизился  с 3,65 в 2008 до 2,4 в 2009. Внимание привлекает статья собственные средства, так как она выросла в 7 раз за один год. 

     ВЫВОДЫ  ИЗ ГЛАВЫ 2.

     Финансовые показатели Русфинанс банка за 2008г. и 2009г. трудно сопоставить. К однозначно позитивным моментам можно отнести рост кредитного портфеля и комиссионного дохода Банка, увеличение собственного капитала. Негативные изменения касаются снижения чистой прибыли, рентабельности, а также покрытия NPL резервами.

     В отличие от большинства российских банков, деятельность которых диверсифицирована по нескольким направлениям (инвестиционная деятельность, ипотека, кредитование юридических лиц и пр.) специфика бизнеса Русфинанс Банка заключается в выдаче потребительских и автокредитов населению. Доля корпоративных клиентов в портфеле Русфинанса не превышает 0.2%.

     Поэтому в качестве самых близких по бизнесу  банков к Русфинансу можно выделить ХКФ и Русский Стандарт. Русский Стандарт – абсолютный лидер рынка потребительского кредитования. Однако, несмотря на более прочные позиции этих банков на рынке, рейтинги ХКФ и Русского Стандарта ниже, чем у Русфинанс Банка, что объясняется поддержкой сильного акционера в лице Société Générale.

     3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  КРЕДИТОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

     3.1. Основные направления совершенствования нормативно-правовой базы

     Развитие  потребительского кредитования связано  со значительным количеством противоречивых тенденций, которые определяют многие процессы в этой сфере кредитования и которые требуют учета при совершенствовании деятельности коммерческого банка на этом сегменте кредитного рынка.

     Стратегия банка или его филиала определяется макроэкономическими факторами, связанными с динамикой роста доходов населения, с особенностями законодательного регулирования процесса потребительского кредитования.

     Рост  доходов приводит к увеличению заинтересованности населения в потребительском кредитовании и, следовательно, активизации банка в этой сфере. Вместе с тем, следование общим тенденциям может сформировать ситуацию, когда риски банков в сфере потребительского кредитования станут чрезмерно высокими. В этом случае в большей степени востребованным станет портфельное потребительское кредитование, которое предусматривает фактическое наличие кредитной истории для каждого заемщика.

     Что касается законодательного регулирования  отношений в сфере потребительского кредитования, то оно является явно недостаточным. Актуальным становится принятие специального закона «О потребительском кредитовании», в котором должны быть конкретизированы права и обязанности как коммерческих банков, так и физических лиц. В число процессов, которые настоятельно требуют изменения, входят: — необходимость разработки упрощенной процедуры взыскания заложенного имущества без процедуры торгов;

  • повышение ответственности коммерческих банков за достоверность предлагаемых условий потребительского кредитования;
  • упрощение процедуры обращения взыскания на имущество должника путем упрощения процедуры рассмотрения исков банков по взысканию кредитов без вызова сторон;
  • гармонизацию правовых норм, касающихся отдельных процедур досрочного погашения кредитов, с нормами Налогового Кодекса РФ;
  • оптимизацию требований, связанных с отдельными половозрастными характеристиками заемщиков - физических лиц.

     Одной из причин появления просрочек по розничным кредитам является незнание гражданами реальных ставок по кредитам. Зачастую, эффективная ставка по розничным кредитам в несколько раз превышает ставку, заявленную в рекламе банка. Обычно дополнительный процент спрятан в комиссию за ведение ссудного счета, используются и другие уловки. Клиент может просто переоценить свои финансовые возможности при получении кредита и, в результате, не суметь выплатить долг. В мае 2005 года ФАС России и Банком России были опубликованы Рекомендации (письмо от 26.05.2005 № ИА/7235/77-Т), в соответствии с которыми при потребительском кредитовании банкам предлагалось еще до момента заключения кредитного договора предоставить клиенту полную и достоверную информацию об условиях предоставления, использования и возврата потребительского кредита в стандартизированной форме. К концу 2006 года в так называемый «белый список» кредитных организаций, полностью или частично применяющих Рекомендации, было включено более 90 банков. В ноябре 2009г. ЦБ РФ объявил, что с марта 2010 рекомендации станут требованиями: правила информирования клиентов о всех комиссиях и процентах станут обязательными для всех без исключения банков.

     Это позволит каждому клиенту, зная эффективную ставку кредитования, самостоятельно оценить свою платежеспособность по конкретному кредиту и принять осознанное решение о его получении.

Информация о работе Потребительское кредитования в Российской Федерации (на примере ООО «Русфинанс Банк»)