Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 10:10, дипломная работа
Цель работы – исследовать особенности и факторы, влияющие на формирование кредитного портфеля региональных банков, на примере небольшого регионального банка ЗАО АКБ «Кара Алтын».
Для раскрытия заявленной темы, поставлены следующие задачи:
- анализ теоретических аспектов формирования кредитного портфеля банка:
определение экономической сущности кредитного портфеля банка, его структуры, принципов формирования в современных условиях;
-исследование факторов, влияющих на формирование кредитного портфеля и их анализ на примере конкретного коммерческого банка «Кара Алтын»;
-определение подходов к процессу управления кредитными операциями коммерческого банка, анализ факторов, ограничивающих кредитные операции коммерческих банков вообще и конкретно исследуемого банка;
-определение проблем формирования кредитного портфеля и определение перспектив его формирования и совершенствования подходов к его управлению.
3.2. Направления совершенствования процесса кредитования, формирования кредитного портфеля и методов оценки его эффективности
Управление кредитными рисками производится в рамках всего процесса кредитования и подразумевает следующие основные этапы - выявление и анализ, оценку, контроль, мониторинг и отчетность. Во всех этих процессах необходимо учитывать источники кредитного риска как на уровне обязательств отдельного заемщика, так и на уровне совокупности кредитных вложений (кредитного портфеля банка) с учетом макроэкономических факторов. Процесс кредитования в банке должен быть организован таким образом, чтобы обеспечить надежное кредитование с адекватными механизмами контроля и при высоком уровне соответствия потребностям клиентов.
Процентные ставки по всем кредитам устанавливаются в соответствии с требованиями банка в отношении минимальной доходности активов и доходности акционерного капитала. Рассмотрим пример расчета процентной ставки по кредиту (таблица 15).
Таблица 15
Расчет процентной ставки по кредиту
Затраты на кредитование | Объем затрат, % от стоимости активов, подверженных рискам | |
1. Стоимость фондирования: средневзвешенная процентная ставка по привлеченным средствам, используемым для кредитования |
Пример |
7,10 |
2. Административные затраты: - затраты времени сотрудников подразделения кредитования; - плата за помещения и накладные расходы; - прочие административные расходы. | Пример | 1,20 |
3. Затраты, связанные с риском: предвиденные убытки от невозврата ссудной задолженности. | Пример | 0,75 |
4. Стоимость капитала: ожидаемая акционерами доходность капитала | Пример | 0,48 |
Общие затраты на кредитование (сумма всех четырех групп затрат) (это минимальные затраты прежде, чем банк может получить какую-либо прибыль) |
| 9,53 |
Принимая доходность акционерного капитала на уровне 6,0% и величину отношения капитала к активам, подверженным риску, на уровне 8%, мы получаем: 6,0% х 0,08 = 0,48%. Показатель объема затрат в % от стоимости активов (0,48 %) отражает состояние операционной деятельности банка, связанный с умеренными затратами. По мнению специалистов для мелкого и среднего регионального банка, который собирается в будущем занять ведущие позиции этот показатель не будет превышать 50 %. Значительные отклонения от данного уровня является верным признаком дисбаланса между потенциальной прибыльностью банка и его затратной базой.
При рассмотрении возможности выдачи кредита должны быть найдены ответы на два основополагающих вопроса:
1) каковы соответствующие риски и уровень обоснованной компенсации за эти риски;
2) сможет ли заемщик погасить кредит?
В процессе оценки кредита осуществляется поиск и организация информации, подкрепляющей решение: предоставить ли клиенту кредит и каким образом.
Успешное управление кредитными рисками основано на понимании характера деятельности клиента и правильной оценки рисков в денежном выражении. Качество информации - очень важный аспект для всего процесса. Сбор качественной информации может быть осложнен следующими моментами:
- уклонением заемщика от налогов, которое ведет к искажению финансовой отчетности;
- наличием узкого круга пайщиков (акционеров), что часто ведет к повышенной секретности;
- использованием различных финансовых стандартов (стандарты оценки, бухгалтерские стандарты и др.) на различных рынках;
- ограниченностью присутствия рейтинговых агентств на многих рынках.
Кредитный инспектор должен составить многогранное представление о клиенте на основании информации, полученной от самой компании, из прочих внешних источников и уже имеющейся в банке (табл. 16).
Таблица 16
Виды информации о клиентах
Источники информации | Содержание |
Финансовая отчетность | Прибыльность компании, потоки денежных средств |
Визиты к клиенту | Насколько сильно руководство компании, Качество обеспечения, Качество активов, Состояние операционной деятельности, Качество организационной деятельности Технологическая вооруженность компании, Диверсификация рынков сбыта. |
Прочие банки | Прочие банки, Использование данных кредитов, Кредитная репутация, история, Финансовые активы (депозиты, инвестиции и др.). |
Конкуренты | Репутация на рынке, Доля на рынке, Интенсивность конкуренции, Подтверждение характеристик отрасли. |
Покупатели | Репутация в сравнении с конкурентами, Условия кредитования покупателей, Объемы продаж, Качество продукции, Качество предоставляемых услуг. |
Поставщики | Кредитная репутация, история, Условия кредитования, предоставляемые заемщикам, Объемы, Сравнительная позиция. |
Прочие (Центральный Банк, университеты, фондовые биржи, юристы). | Экономические данные, Данные отрасли, Специальные отчеты, Сравнительная статистика. |
Обычно погашение кредита предполагается за счет потоков денежных средств, генерируемых проектом, под который предоставлен кредит, или основной деятельностью заемщика. Кредитный инспектор должен изучить как финансовые, так и нефинансовые характеристики заемщика, с тем чтобы определить его финансовое положение (и соответственно ожидаемые потоки денежных средств) и выявить риски, которые могут оказать влияние на данные характеристики. Кредитный инспектор должен рассмотреть: качество управления; состояние отрасли; позицию клиента в отрасли; финансовое положение клиента.
Качество управления является наиболее важной и сложной характеристикой для анализа. Некачественное или сомнительное управление существенно снижает кредитоспособность заемщика, при этом оценить качество управления довольно сложно. Кредитный инспектор должен дать оценку критериям, часто являющимся субъективными. В связи с этим каждый элемент качества управления должен быть проанализирован в отдельности с учетом всей имеющейся информации (таблица 17). С течением времени кредитные инспекторы расширят методы проверки каждого элемента.
- с сотрудниками фирмы (финансовый директор, директор по производству, начальник отдела кадров и др.);
- с компетентными источниками вне фирмы (поставщики, прочие банки, клиенты заемщика и др.).
Для правильной оценки рисков, с которыми сталкивается клиент, кредитный инспектор должен хорошо представлять себе условия, в которых работает заемщик.
Таблица 17
Критерии, применяемые к клиентам
Элемент | Измеритель |
1. Порядочность | Честный, готовый выплачивать Надежный, проверенный клиент |
2. Компетенция в вопросах основной деятельности | Соответствующий опыт Эффективная операционная деятельность, Хорошее управление финансами, Умение работать на рынке, Доступ к требуемой технологии. |
3. Компетенция в вопросах организации | Надежная организация, Соответствующая структура владения, Эффективное измерение результатов деятельности, Надежные резервы, Гибкое реагирование, Эффективный контроль. |
4. Стратегия | Сильное планирование, Ориентация на цели, Готовность к непредвиденным обстоятельствам, Правильная реакция на негативные события, Правильная реакция на открывающиеся возможности. |
Даже сильная компания может испытывать значительные спады в проблемной отрасли. Для того чтобы интерпретировать данные по отрасли, кредитному инспектору следует изучить:
а) в отрасли доминируют несколько крупных участников;
б) высокие затраты на исследования и развитие;
в) капиталоемкость (высокие затраты на инвестиции в производство).
а) быть среди лидирующих фирм и иметь признанную торговую марку;
б) иметь финансовую гибкость для поддержания своего имени и качественных исследований в долгосрочной перспективе;
в) иметь доступ к долгосрочному финансированию.
Каждый из трех аспектов анализируется более подробно ниже. (Таблица 18).
Таблица 18
Выявление основных характеристик отрасли
Тенденции
| Динамика роста Прогнозируемый рост Нестабильность Перспективы |
Спрос | Характеристика клиента Концентрация клиента Размер рынка и качественные показатели Факторы ценообразования Схемы сбыта Стабильность спроса Риск пересечения границы и прочие риски |
Продолжение таблицы 18
Выявление основных характеристик отрасли
Предложение | Характеристики поставщиков Концентрация поставок Риски поставок Нестабильность стоимости Потребности в иностранной валюте
|
Продукция | Степень специализации (технология) Капиталоемкая или трудоемкая Операционные вопросы и риски
|
Конкуренция | Интенсивность конкуренции Препятствия к входу Препятствия к выходу
|
Кредитный инспектор описывает структуру отрасли, являющуюся результатом ее характеристик (таблица 19).
Таблица 19
Описание структуры отрасли
Структура конкуренции | Количество конкурентов, доля фирм-лидеров на рынке, тенденции |
Финансовая структура (может быть использован баланс компании, отражающей характеристики отрасли) | Потребность в капитале Финансовые условия Риски |
Структура конкуренции | Количество конкурентов, доля фирм-лидеров на рынке, тенденции |
Структура стоимости (может быть использован отчет о прибылях и убытках компании, отражающий характеристики отрасли)
| Объемы продаж Маржа прибыли и нестабильн7ость Процентные расходы Прочие расходы Прочие крупные расходы (трудозатраты, сырье) Риски, чувствительность, тенденции.
|
Информация о работе Управление кредитного портфеля коммерческого банка