Демонологическая лексика: особенности номинации персонажей водной стихии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 08:58, дипломная работа

Описание

Работа рассматривает особенности образования названий персонажей водной стихии (водяной, русалка, кикимора и пр.) на материале пермских говоров.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ________________________________________________
1. ВОДА КАК ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ.
1.1 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ОПИСАНИЮ ЛЕКСЕМЫ «ВОДА»__________________________________________
1.2 ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ЛЕКСЕМЫ «ВОДА»_______
2. МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСОНАЖИ, СООТНОСИМЫЕ С ВОДОЙ
2.1 ПРИНЦИПЫ ПЕРСОНАЖНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ В ДЕМОНОЛОГИИ__
2.2 СОСТАВ ГРУППЫ ПЕРСОНАЖЕЙ, СООТНОСИМЫХ С ВОДОЙ____
3. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ГРУППА НАИМЕНОВАНИЙ МИФОЛОГИЧЕСКИХ
ПЕРСОНАЖЕЙ, СВЯЗАННЫХ С ВОДОЙ
3.1. ТИПЫ И СПОСОБЫ НОМИНАЦИИ________________________
3.2. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МОДЕЛИ НОМИНАЦИЙ ВОДНЫХ
ПЕРСОНАЖЕЙ________________________________________
ЗАКЛЮЧЕНИЕ_______________________________________________
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ____________________________
ПРИЛОЖЕНИЯ:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. СПИСОК ПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ_________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. СЛОВНИК_____________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. СЛОВАРЬ_____________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. ТЕКСТЫ______________________________________

Работа состоит из  1 файл

Особенности номинации персонажей водной стихии.doc

— 396.00 Кб (Скачать документ)
 
 

     выпускная квалификационная работа 

     Демонологическая  лексика:

     особенности номинации персонажей водной стихии 
 

                                                               Студентки 5 курса группы 256

                                                                      филологического факультета

                                                                                             В.В. Аликиной 

                                                                              
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Пермь 2008 

тема: Демонологическая лексика: особенности номинации персонажей водной стихии

оглавление

   Введение ________________________________________________

  1. Вода как лингвокультурологическое понятие.
    1. Концептуальный подход к описанию лексемы «вода»__________________________________________
    2. Лексикографическое описание лексемы «вода»_______
  2. Мифологические персонажи, соотносимые с водой

    2.1  Принципы персонажной классификации в демонологии__

    2.2       Состав группы персонажей, соотносимых с водой____

  3. Лексическая группа наименований мифологических  

        персонажей, связанных с водой

         3.1.     Типы и способы номинации________________________

         3.2.     Словообразовательные модели номинаций водных    

                  персонажей________________________________________

Заключение_______________________________________________

Список используемой литературы____________________________

Приложения:

Приложение 1.  Список принятых сокращений_________________

Приложение 2. Словник_____________________________________

Приложение 3. Словарь_____________________________________

Приложение 4. Тексты______________________________________

    
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Русская мифология  - совокупность изначальных  представлений наших предков  о тайнах бытия. Представления эти  определили формирование образов и символов в различных видах и жанрах фольклора, по-своему отразили повседневный уклад крестьянской общины.

     Мифологические  рассказы и легенды отражают народный, даже национальный, взгляд на такие  значимые для общества понятия, как  жизнь и смерть, прошлое и будущее, реальное и ирреальное; в них находит выражение логика рационального и иррационального. В этом смысле можно сказать, что произведения этого жанра отражают определенные стороны национальной души, и в том числе ее мистико-иррациональные свойства. В то же время они наполнены очень разнообразным и конкретным житейским содержанием, живописуют быт, повседневную жизнь человека, крестьянской семьи. В основе повествования, как правило, лежат образы и сюжеты, связанные с языческими представлениями, древние славянские мифы.

     С вершин языческой религии, занятых  богами, мы спускаемся в ее нижние сферы, где нас встречают совсем другие персонажи: в науке их часто называют существами «низшей мифологии». Они  не принадлежали ни подземному миру, ни небу, место их было рядом с людьми, в близлежащих лесах, в распаханных полях, знакомых всем водоемах, в жилищах, дворах, хозяйственных постройках…

   Каждое такое мифологическое  существо было представлено, в  отличие от богов, не в единственном  числе (как один Перун или один Дажьбог), а в массовом количестве: водяных на Руси было столько, сколько рек, даже больше – озер и болот, расположенных рядом с этими водоемами.

   Интерес к народной демонологии устойчиво сохраняется с самых первых шагов развития русской фольклористики по сей день. Народная демонология представляет особый интерес для этнографов и фольклористов не только потому, что позволяет выявить неповторимый для каждой этнической традиции круг образов и мотивов; понять, какие ментальные стереотипы и культурные символы стоят за этими образами и мотивами в рамках конкретной демонологической системы; отметить постоянно действующую связь между земным миром и потусторонней сферой; наконец, не только потому, что демонологические верования напрямую связаны с важнейшей категорией народной культуры – с категорией сверхъестественного и чудесного. Значительнее важнее то, что этот круг мифологический поверий отражает характер взаимоотношений человека с природными силами.

   Переплетение образов и мотивов традиционной народной мифологии породило в коллективном народном сознании представление об ирреальном мире, как бы параллельном обыденному, реальному миру. За невидимой гранью существует иной мир, имеющий своих обитателей, представляющий собой своего рода зеркальное отражение реального мира, «зазеркалье», «антимир», повторяющий реальный мир и противоположный ему в ряде существенных в народном миропонимании, строго регламентированных традицией моментов.

   Фантастический мир имеет определенную  логику построения: есть логика точного знания, но есть своеобразная логика и у заблуждения, во всем, что не является наукой, — мифах, снах и т. д. «Отсутствие действующей каузальности не исключает особого логического обоснования сверхъестественных явлений. Логика сверхъестественного существует, но какая?» (Голосовкер, 1987. С.26.) Истоки и особенности логики сверхъестественного следует искать в некоторых онтологических свойствах мышления, в совмещении различных логических структур, в том числе таких, которых основаны на отличном от современного понимании причинно-следственных отношений. Вместе с тем построение мифологического мира человека антропоцентрично и моделируется на базе комплекса жизненных представлений как прямое, видоизмененное или обратное отражение реального мира.

      Иллюстрацией этому может служить  любой уровень мифологических  представлений, например, хтонический или демонологический. Персонажи демонологии обнаруживают сходные с человеком черты в своем облике, поведении, отношениях, но всегда с какими-то ограничениями, отклонениями от норм реальности или вовсе с «обратным знаком». «Зеркальность» антимира имеет множество понятийных и образных воплощений; одно из наиболее ярких проявлений ее — идея «левого». Существенными оказываются оппозиции «свой — чужой», «правый — левый», «прямой — кривой» и некоторые другие.

    По цветовой гамме антимир соотносится с реальным миром как цветное изображение с черно-белым, но преобладающими цветами «антимира» являются антонимичные черный и белый, хотя значимым цветом может выступать и красный.

   Самым же важным, перманентным  и глубинным фактором, стабилизирующим  фантастический мир в уме и  сердце человека, является осознание  того, что в нашем мире присутствует  нечто Всегда Неизвестное. Как  бы ни расширялась область  познанного, известного, всегда остается Тайна. И сколько бы ни шел человек по пути прогресса, ее разгадка всегда впереди. Для постижения этой Тайны человечество мобилизует не только свой ум, но и интуицию, воображение, фантазию, порождая и сохраняя мифологию, которая также есть форма познания мира и самого человека в этом мире.

   Актуальность и новизна исследования. В представленной к защите работе рассматривается целый ряд  важных научных проблем. Одной из наиболее актуальных проблем следует признать необходимость разработки способов и средств номинации персонажей водной стихии.

   Объектом исследования является диалектная речь Прикамья.

   Предметом исследования являются единицы языка, номинирующие персонажей, соотносимых в сознании носителей диалекта с водой (в дальнейшем мы будем использовать термин «демонологическая лексика»).

   Теоретической базой исследования явились классические и современные работы таких исследователей, как Л.Н. Виноградова, О.А. Черепанова, Н.А. Криничная, В.Н. Топоров, В.В. Иванов, Н.И. Толстой и С.М. Толстая и др.

    Методологические основы диплома. Обращение к такому сложному объекту, как народная демонология, потребовало использования методов комплексного анализа, который базируется на теоретико-методологической основе фольклорно-этнографических, этнолингвистических и культурологических дисциплин.

   Методы исследования. Используются частные методы: методы сопоставления, этимологического, семного, контекстуального, семиотического анализа.

   Материалом исследования явились 144 единицы демонологической лексики.

   Источники. Обозначенный выше подход к народной демонологии как многосоставной системе, включающей не только ряд персонажей, но  и всю совокупность демонологической лексики, а также весь круг основных мотивов и сюжетов, связанных со сферой «низшей» мифологии, - определяет необходимость значительного расширения состава использованных источников. Кроме традиционно привлекаемого во всех работах по этой теме фольклорного материала (былички, сказки, предания и легенды) в дипломе учитываются многообразные «малые» фольклорные формы (заговоры, приговоры, заклинания, проклятия и бранные выражения, формулы запугивания, отгона, словесные обереги и т.п.). Определенные сведения о демонах можно почерпнуть из обычаев ряжения, гаданий, ритуального «кормления» духов. Ценный материал для изучения «низшей» мифологии представляют лингвистические источники: прежде всего  - терминология и лексика, связанная с названиями как самих демонов, так и наименования локусов обитания, т.е. топонимов и микротопонимов.

   Достоверность полученных результатов обусловлена репрезентативностью выборки материала, также разнообразием методов и методик исследования и анализа материала.

   Целью исследования. Главной целью дипломной работы является разработка способов и средств номинации мифологических персонажей водной стихии

      Основная цель исследования определила следующие частные задачи:

- сбор материала;

-  сопоставление  классификаций мифологических персонажей;

- выявление способов и средств номинации демонологических персонажей;

-  установление основных номинативных моделей в данной группе;

- выявление культурологической составляющей имени водных персонажей.

   Положения, выносимые на защиту:

  1. демонологическая лексика, отражая бытие персонажей водной стихии имеет свои особенности номинации

   Теоретическая значимость работы заключается в исследовании лексики персонажей водной стихии.

   Практическая значимость работы заключается в возможности применения полученных данных при составлении словаря демонологической лексики, а также в использовании полученных результатов при обучении в школе на уроках русского языка, краеведения Прикамья и пр., в ВУЗе по курсу общего языкознания, диалектологии, лексики и спецкурсах.

   Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав (Вода как лингвокультурологическое понятие; Мифологические персонажи, соотносимые с водой; ЛСГ наименований мифологических персонажей, соотносимых с водой), заключения, списка использованной литературы, состоящего из 53 наименований и трех приложений (список принятых сокращений, словник, словарь) 
 

Глава 1. ВОДА КАК ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ

    1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ОПИСАНИЮ ЛЕКСЕМЫ «ВОДА»

   Вода (прежде всего река) – устойчивый символ дороги, жизни, судьбы в поэзии, и не только народной. В условиях необжитого края, при сохранении первозданных, девственных лесов она в буквальном смысле служила дорогой, едва ли не единственной. Водным путем зачастую добирались на новые земли первопоселенцы.

   Практические функции воды сочетались с обрядовыми. По утверждению С.С. Аверинцева, «вода – одна из фундаментальных стихий мироздания <…>, это первоначало, исходное состояние всего сущего, эквивалент первобытного хаоса». (Аверинцев С.С. 1980, Т1, с.240).

Информация о работе Демонологическая лексика: особенности номинации персонажей водной стихии