Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 08:58, дипломная работа
Работа рассматривает особенности образования названий персонажей водной стихии (водяной, русалка, кикимора и пр.) на материале пермских говоров.
ВВЕДЕНИЕ ________________________________________________
1. ВОДА КАК ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ.
1.1 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ОПИСАНИЮ ЛЕКСЕМЫ «ВОДА»__________________________________________
1.2 ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ЛЕКСЕМЫ «ВОДА»_______
2. МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСОНАЖИ, СООТНОСИМЫЕ С ВОДОЙ
2.1 ПРИНЦИПЫ ПЕРСОНАЖНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ В ДЕМОНОЛОГИИ__
2.2 СОСТАВ ГРУППЫ ПЕРСОНАЖЕЙ, СООТНОСИМЫХ С ВОДОЙ____
3. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ГРУППА НАИМЕНОВАНИЙ МИФОЛОГИЧЕСКИХ
ПЕРСОНАЖЕЙ, СВЯЗАННЫХ С ВОДОЙ
3.1. ТИПЫ И СПОСОБЫ НОМИНАЦИИ________________________
3.2. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МОДЕЛИ НОМИНАЦИЙ ВОДНЫХ
ПЕРСОНАЖЕЙ________________________________________
ЗАКЛЮЧЕНИЕ_______________________________________________
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ____________________________
ПРИЛОЖЕНИЯ:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. СПИСОК ПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ_________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. СЛОВНИК_____________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. СЛОВАРЬ_____________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. ТЕКСТЫ______________________________________
ШЕЛИКАН (СЕЛИКАН), ШЕЛЮКАН – мелкий нечистый дух (с кулачок или побольше), живущий в воде и по временам появляющийся на суше, редко в одиночку. Ходят ватажками, иногда остроголовы или наряжены в остроконечные колпаки. Перемещаются на коже, в ступах, в санях на одном полозе. Своеобразный «сезонный демон», который может появиться из воды в Святки (в канун Рождества, 6 января) или в период зимнего солнцеворота. После «Крещения» (19 января) шуликуны вновь исчезают в воде или просто «уходят». Подобно водным чертям, помогают в святочных гаданиях; они путают людей (и веселящихся на вечеринках, и тех, кто заглядывается в окна). Особенно опасны они для детей – уносят их, «загребают». Живут в заброшенных постройках и пустых сараях, непременно артелями, они дрязнят пьяных, кружат их, толкают в грязь; проделки их над человеком не наносят существенного вреда. (Власова, 1998. С.557)
ШИЛИКУН – водяной бес. Живет в воде, выбегает оттуда после Крещения, перебираясь в более благоприятные места. (Власова, 1998. С.557)
ШИШИГА, ШИШИХА, ШИШИЦА, ШИШИТИХА, ШИШИЧИХА, ШОШЫЧИХА – нечистый дух, чертовка; водяная чертовка; лешачиха; овинник; черт, бес. Шишига предстает в образе скромной, робкой, застенчивой и неповоротливой женщиной, живет в доме, болоте, часто выходит их воды на берег, а воде то полощется, то моется… любит баню и ходит в нее, если дверь оставлена без молитвы. В великорусских поверьях нередко связана с водой и напоминает русалку. (Власова, 1998. С.559)
ШУЛИКУН, ШУЛИКЕН, ШУЛИКОН, ШЕЛИКАН, ШОЛЫГАН, ЧУЛИКИН – нечистый дух, водяной; ряженый. Обычно маленький мелкий нечистый дух (с кулачок или побольше), редко появляющийся в одиночку. Ходят ватажками. Иногда остроголовы или наряжены в остроконечные колпаки. (Власова, 1998. С.562)
ШУТИХА, ШУТОВКА – чертовка, русалка, проклятая.
Сходны со «страшными» русалками. Русалки-шутовки
похожи на людей, но у них лицо без румянца,
космы длинные, груди большие. Их видят
в прудах, озерах и проточных водах, где
они умываются и «чошутся» (чешутся чаще
всего – спереди назад) и в это время с
их волос падают блестки. (Власова, 1998.
С.566)
Приложение
4
БЫЛИЧКИ, РАССКАЗЫ О
НЕЧИСТОЙ СИЛЕ
Ребенок – черт
На лугах косили муж с женой, а сын у них бегал на берегу, увидел в речке ребенка. И он позвал к себе в речку. Если бы подошел мальчик к воде, он бы стащил его в воду. Это был черт.
(Лучникова
Прасковья Ивановна, 1921 года рождения)
День русалок
Плавал один мужик по озеру в день русалок, а она на берегу сидит, расчесывается и в зеркало красуетя. Увидела она мужика и прыгнула в озеро. Мужик испугался и поплыл к берегу. Но не успел он доплыть до берега, утащила она его под воду вместе с лодкой.
(Лучникова
Прасковья Ивановна, 1921 года рождения)
Про банника и банную хозяйку
Есть банник, банный хозяин, который не
любит, когда идут поздно в баню. И банная
тоже не любит. Один у нас тут соспорил,
что в двенадцать ночи в баню по ожег ходит
(палка, которой мешают в печке). Вот пошел,
заходит в баню, только руку-то протянул
ожег взять, а его кто-т за руку ссапал.
Спрашивает его голос женский «ежли замуж
возьмешь – отпущу, а нет, задавлю». Как-то
мужик вывернулся, с молитвой, убежал.
(Рогозина Тамара Николаевна, 1928 года рождения)
Про черта и про дедушку лесного
Один парень собирался как-то вечером
пойти на мельницу к приятелю. А мельница
была в километрах двух от села. Он оделся
и пошел. Прошел лес, вышел на поле, там
сразу была речушка, а через эту речушку
мост, вот он пошел по мосту, дошел. Приятель
обрадовался, что пожаловал гость. Они
долго разговаривали, не заметили как
время перевалило за полночь. Идти уже
поздно и мельник говорит другу «Переночуй,
утром уйдешь». Парень сказал: «Нет, я пойду».
А мельник: «Ты только дойдешь до моста,
а дальше не сможешь». Почему он так сказал?
Дак раньше все мельники знались с чертями.
Ладно, пошел парень. Вдруг откуда ни возьмись
навстречу вылетает тройка лошадей, а
в санях шум, крики, хохочут. Лошади остановились,
из саней выпрыгнули черти и давай вокруг
саней скакать. Парень давай читать молитвы,
креститься и тут и все перед ним исчезло.
Тогда он развернулся и пошел обратно
к мельнице. Переночевал, а на утро ушел
домой. Вот такая вот история.
(Рогозина Тамара Николаевна, 1928 года рождения)
Русалка и гребень
Эту историю рассказал мне мой отец, а моему отцу рассказал его отец, а папе моего отца рассказал его отец. Как-то летом, утром рано, прадед мой, Иван, пошел на пастбище за конем, раньше ведь коней пасли ночью. Идет он, а дорога у озера, видит: на берегу женщина сидит и волосы гребнем чешет. Гребень такой красивый, блестит. Иван и подумал «Сейчас я к ней подойду». Идет, а она не видит, что сзади кт-то, увлеклась, чешет и чешет. Подошел близко-то и видит: у нее заместо ног хвост рыбий. «Мать честная, перед мной настоящая живая русалка». А в руках-то узда была, по коня раз шел, вот он как хлестнет ей по земле, звон пошел. Русалка обернулась и сразу от его в воду. А гребень остался, лежит на берегу, взять бы его, дак он испугался взять-то.
(Рогозина
Тамара Николаевна, 1928 года рождения)
Про водяного и лешего
В деревне жил мельник с мельничихой. Они были зажиточные, скупые, злые люди. У них была своя мельница. Со всей деревень ездили к ним молоть зерно. Однажды приехал к ним мужик. Жена у него умерла, и осталась одна дочка. Дочка была бойкая, смышленая. Бегала она по мельнице, совала всюду свой нос. Мельнику надоело, и прогнал он ее. Выругал: «Да иди ты к лешему». Девочка испугалась и убежала в лес. Бегала, бегала, но выбежать обратно из лесу не могла. Тут леший ее позвал, она на зов и побежала. Вот выбежала на берег реки и видит, тятенька ее зовет. А это был не тятенька, а водяной, но она не узнала. Как закричит: «Я хочу к тебе!» - и прыгнула в воду. Ушла на дно, но потом выплыла, и течение понесло ее к мельнице. Мельник увидел: «Кто это?». Тятенька поглядел и чуть с ума не сошел. «Да, - сказал мельник, - я ее к лешему послал, а леший к Водяному»
(Рогозина
Тамара Николаевна, 1928 года рождения).
Женщина переходила через реку,
споткнулась и нехорошо
На пятницу служится служба у колодца.
И в десятую пятницу после Пасхи служба
была. Постную еду носили, вареники, рыбу,
ягоды. После службы воду берут домой.
Перед службой на тот крест, который стоял
около часовенки, рядом с колодцем, вешают
чулки, у кого ноги больные. Если руки болят,
на крест руки клали. Платки вешали на
крест. Пятница – это женка такая. В
десятую пятницу после Пасхи открывали
часовню, посвященную Пятнице, которая
стояла в лесу над родником. В десятую
пятницу бабы и мужики туда рушники и полотно
носили, воду оттуда брали. Как-то моя мама
ослепла. Куриная слепота называлась болезнь.
Ей посоветовали: «Ты иди к часовне, она
целое лето открыта, возьми полотно, деньги».
Она пошла, помолилась, вышла и свет увидела,
стала видеть. (Левкиевская, 2000, с.66)
Детский испуг нужно лечить непитой водой.
На колодец сходить, воды зачерпнуть, идти
оттуда не оглядываясь, принести, умыть,
напоить, ножки, ручки ребенку намочить,
а остальную воду не на землю лить, а под
дерево. В сорока водах нужно вымыть ребенка,
сорок раз сходить к колодцу. (Левкиевская,
2000, с.68)
Так вот нам старики говорили: «Ребятишки, если моетесь в бане, один другого не торопите, а то банник задавит». Вот такой случай был. Один мужик мылся, а другой ему говорит:
- Ну чего ты там, скоро или нет? – Раза три спросил.
А потом из бани голос-то:
- Нет, я еще его обдираю только!
Ну он сразу побоялся, а потом
открыл дверь-то, а у того мужика,
который мылся, одни ноги
Было это в одной деревне.
Женщина одна пошла в баню.
Ну а потом оттуда – раз
– и выбегает голая. Выбегает
вся в крови. Прибежала домой,
отец ей: что, мол, случилось?
Она ни слова не может сказать.
Пока водой ее отпаивали… отец в баню
забежал. Ну, ждут час, два, три – нету.
Забегают в баню – там его шкура на
каменке натянута, а его самого нету. Это
банник! Отец-то с ружьем побежал, раза
два успел выстрелить. Ну, а видно, рассердил
банника шибко… И шкура, говорят, так натянута
на каменке. (Левкиевская, 2000, с.309)
А вот в бане есть уже
свой, не домовой, а банник, хозяин
бани он, там живет, тоже безобразит,
говорят. Вот слыхивала, затопили баню,
стали воду носить, сколько ни носят, принесут,
нальют – вроде много. Пойдут еще, ан, а
воды опять нет, будто выливает кто. И так
пять раз носили, пока догадались: банный
хозяин, видать, не хотел, чтоб сегодня
мылись. В тот день праздник какой-то был,
так ведь в праздник мыться нельзя. Ну
что делать, так и ушли, а баню-то зря топили.
(Левкиевская, 2000, с.309)
А вот тоже одна рассказывала.
Муж ее мылся в бане, а она
следом за ним пришла, разделась,
пошла париться. Он-то оделся, ушел,
а она выходит, глядь – а
одежды ее и нет. Ну, думает:
мужик мой, видно, пошутил, сейчас принесет.
Ждет, все нет. Входит муж, а она ему: «Ты
что, черт старый, глумится надо мной вздумал!
Куда дел одежду мою?» Сходил он домой,
принес ей другую одежду. Утром она пошла
в баню, а там одежда ее на лавке лежит.
Вот как банник шутит над людьми. (Левкиевская,
2000, с.310)
Ну вот ты в баню пойдешь,
а в двенадцать часов ночи
ты туда уж не ходи. Вот я
помню хорошо, у нас баня была,
а соседка говорит: «Я пошла
ночью в баню – нужно было
пиджаки развесить, знаешь, с озера
пришли ребята». Так она как открыла дверь
– а там моется на полке. «Я, - говорит,
- закрыла, да унеси Господи!». Банник –
он как человек. (Левкиевская, 2000, с.310)
А вот с моей подругой дело
было. Старики ей говорили, что
одной баню замывать нельзя (замывать
баню – ходить в последний пар). А она,
то ли забыла, то ли посмеялась. Пошла в
баню мыться одна последней. Зашла, голову
намылила, за водой нагнулась, а под лавкой
сидит маленький старичок! Голова большая,
борода зеленая! И смотрит на нее. Она кричать
– и выскочила. нашли ее браться на снегу,
еле откачали. (Левкиевская, 2000, с.310)
Раньше пугали: обдериха задерет в бане.
Под полком живет, по-разному показывается.
У нас мама была еще в девках, пошла в баню,
а там девка в повязке лежит под передней
лавкой. Не ходили в баню за полночь –
обдериха задерет. Как-то к нам приехали
знакомые и попросились в баню. А времени
много – скоро двенадцать. Их предупредили:
если кошка замяукает – выходите из бани.
Кошка раз мяукнула, два мяукнула. Они
третьего раза ждать не стали – выскочили.
И роженицу с ребенком в бане не оставляли
одних до шести недель после родов, и ребенка
не оставляли – обдериха подменит.
(Левкиевская, 2000, с.312)
Мужик сказывал, что пришел он в деревню, а спать негде, никто не пустил. Он пошел в баню, баня-то теплая. А сперва попросился у бани, чтоб пустила ночевать. Ночью слышит: полетели обдерихи на свадьбу и зовут его банную хозяйку:
- Машка-Матрешка, полети с нами!
А она отвечает:
- Не могу, гость у меня.
Те говорят:
- Так задери!
А она:
- Нет, не могу, он у меня попросился!
(Левкиевская,
2000, с.313)
Обдериха-то как кошка в бане
появляется. нельзя по одному
в баню ходить. Родит женка,
пойдет с ребенком в баню
мыться, так кладет камешек и
иконку, а то обдериха обменит и унесет,
и не найдется ребенок. А вместо ребенка
окажется голик (стертый веник). А бывает,
что и ребенок окажется, но он не такой,
как настоящие, - до пятнадцати лет живет,
а потом куда-то девается. (Левкиевская,
2000, с.313)
Вот у нас, в нашей деревне,
как роженица родит ребеночка, ее в баню
отводят. Натопят баню, роженицу с ребеночком
в баню. Там живет неделю, там все к ней
ходят, еду носят. А говорят, одной роженице
нельзя в бане быть. Вот один раз был случай.
Приходит к роженице соседка навестить.
А эта, которая пришла, говорит: «Я за водичкой
схожу для ребенка». А этой роженице говорит:
«А ты ноги крест-накрест положи». Нога
на ногу, чтобы крест был. Вот она ушла.
Роженица говорит: «Я глаза открываю, стоит
женщина передо мной, во лбу один глаз,
большущий глаз, и говорит: «Женщина, скинь
ногу, скинь ногу!» Это чтобы креста не
было. Она бы к ней подошла, может быть,
что-нибудь и сделала, а раз крест положен
– ей нельзя. «Со мной, - говорит, - сразу
худо сделалось. Из памяти меня вышибло».
Так потом сразу и пришла эта женщина,
которая за водой-то ходила. Тут нечистый
дух был. Баенница это, баенница: один глаз
во лбу. (Левкиевская, 2000, с.314)
Информация о работе Демонологическая лексика: особенности номинации персонажей водной стихии