Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 08:58, дипломная работа
Работа рассматривает особенности образования названий персонажей водной стихии (водяной, русалка, кикимора и пр.) на материале пермских говоров.
ВВЕДЕНИЕ ________________________________________________
1. ВОДА КАК ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ.
1.1 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ОПИСАНИЮ ЛЕКСЕМЫ «ВОДА»__________________________________________
1.2 ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ЛЕКСЕМЫ «ВОДА»_______
2. МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСОНАЖИ, СООТНОСИМЫЕ С ВОДОЙ
2.1 ПРИНЦИПЫ ПЕРСОНАЖНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ В ДЕМОНОЛОГИИ__
2.2 СОСТАВ ГРУППЫ ПЕРСОНАЖЕЙ, СООТНОСИМЫХ С ВОДОЙ____
3. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ГРУППА НАИМЕНОВАНИЙ МИФОЛОГИЧЕСКИХ
ПЕРСОНАЖЕЙ, СВЯЗАННЫХ С ВОДОЙ
3.1. ТИПЫ И СПОСОБЫ НОМИНАЦИИ________________________
3.2. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МОДЕЛИ НОМИНАЦИЙ ВОДНЫХ
ПЕРСОНАЖЕЙ________________________________________
ЗАКЛЮЧЕНИЕ_______________________________________________
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ____________________________
ПРИЛОЖЕНИЯ:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. СПИСОК ПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ_________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. СЛОВНИК_____________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. СЛОВАРЬ_____________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. ТЕКСТЫ______________________________________
Слово «вода» в свое содержание включает разные способы и компоненты описания - лексическое значение и понятие; коннотация и оттенок значения; потенциальное значение и употребление слова, что мы и постарались доказать в данной главе.
К числу наименее успешно разработанных в современной науке, изучающей «низшую» мифологию, относится проблема классификации персонажей народной демонологии. Ни одна из известных нынче классификаций не может быть признана удовлетворительной: до сих пор исследователи так и не смогли разработать надежную, теоретически обоснованную, научную классификационную схему, в рамках которой удалось бы сгруппировать все разнообразие персонажных типов.
Первая классификация русских мифологических представлений содержится в «Древней религии славян» Гр. Глинки (1804г.), где выделяются боги «предвыспренние», «земные», «преисподние», «водные», «духи», «полубоги», «озера обожженные» и «реки».
При попытках распределить МП по определенным рубрикам ученые обычно учитывали следующие параметры: место обитания (духи локусов), т.е. принадлежность персонажей к домашнему (домашние духи) или природному (духи природы) пространству; время появления (полудница, ночница, пятница и т.п.); принадлежность к категории живых людей (полудемонические существа) или к демонам; особая группа выделялась по принципу происхождения МП, т.е. исходя из его генетических связей с душами умерших людей (вампир, русалка, таласм, нави); учитывались основные функции или сферы деятельности МП (атмосферные духи, духи судьбы, духи болезней и т.п.). Для того, чтобы в этой системе нашлось место такому неоднозначному и многофункциональному персонажу, как черт (бес), исследователям приходилось вводить рубрику «духи зла», что запутывало и без того сложную ситуацию, так как к этой категории можно отнести большую часть демонов. Во многих версиях таких классификаций отчетливо видно, как систематизатору приходится преодолевать «сопротивление материала». По-видимому, неудачи с классификацией связаны с общими проблемами изучения народной демонологии, в частности, с тем обстоятельством, что типология МП зависит от многопризнаковой структуры самого образа. Положенный в основу систематизации один признак (даже самый главный) не может служить достаточным критерием для выделения персонажного типа. Таким образом, приходится заключить, что на более успешное решение вопроса, связанного с классификацией народной демонологии, можно рассчитывать лишь после того, как будет надежно представлен (выявлен и описан по одной схеме) весь персонажный состав и затем проведена процедура индентификации каждого образа.
Основанием классификации мифологических персонажей следует считать в первую очередь определенный набор дифференциальных признаков. Такая схема была составлена (и впервые опубликована в 1989 г.) сотрудниками Отдела этнолингвистики и фольклора Института славяноведения РАН на основе славянской и балканской традиций. Ее назначением было выявление полного состава характерных признаков МП на разных уровнях: лингвистическом, морфологическом и функциональном. Все учтенные в схеме признаки можно сгруппировать в три раздела:
1. Субъект в его «статистике» (названия персонажа, его табуистичесие наименования, эпитеты, этикетные обращения к нему; данные о внешнем виде, ипостась, атрибуты, генезис, «социальные» связи);
2.
Группа предикативных
3.
Третья группа признаков
Оптимальный набор дифференциальных признаков включает ряд характеристик:
Набор дифференциальных
Набор дифференциальных
Классификации
мифологических персонажей
Мифологические персонажи по своим основным характеризующим признакам образуют определенную систему. По своим самым ярким чертам они могут быть подразделены на персонажи локальные, темпоральные и функциональные.
Локальные персонажи — это самая многочисленная группа. К ней должны быть отнесены те мифологические образы, для которых главным признаком является связь с определенным локусом, патронаж определенной локальной сферы: леший распоряжается в лесу, полевой — в поле, водяной — в воде и т. д. (ср. также: домовой, дворовой, овинник, рижник, конюшник, банник, болотяник, кустица, подкустовник, боровой, луговик и др.).
Основная характеристика темпоральных персонажей — время появления или функционирования: это полудницы, ночницы, святочницы, удельница, которая появляется, когда зреет или «удит», рожь, во время «уденья», т. е. в полдень (Карелия, Медвежьегорский район, 1976).
Для ряда образов основной чертой является их функция, характер того действия, которое персонаж оказывает на человека и окружающий мир: обдериха страшна тем, что «задирает», душит человека в бане; змей-носак приносит своему хозяину колдуну деньги, съестные припасы — молоко, творог, зерно и под.
Приведенная классификация мифологических персонажей не является единственно возможной и исчерпывающей, к тому же она отражает позднее состояние мифологических представлений, известное нам по материалам XIX—XX вв.
Когда-то правящими миром силами почитались стихии, природные объекты и явления — вода, земля, камни, гром и др. Тексты быличек обнаруживают отношение к воде непосредственно как к сакральному объекту, отчетливо проявляется культ воды, которую нельзя обидеть, обругать, потревожить во время отдыха; вода обладает животворящей силой. По традиционным представлениям весь окружающий мир — дом, хозяйственные постройки, лес, поле, водоемы и т. д. — населен таинственными существами, распорядителями, пенатами определенных сфер, мест, стихий.
Мифологические персонажи,
Главные водяные персонажи — это водяной, водяниха (водяная), русалка, банник.
Как и другие персонажи,
Женский персонаж обычно
Еще один мифический обитатель воды, который появляется быличках — это фараон. Нетрудно заметить, что этот образ имеет книжное происхождение и является фольклорно-мифологической интерпретацией библейской легенды о переходе иудеями, преследуемыми египтянами, Красного моря. Из содержания быличек ясно, что фараоны мыслятся как люди с рыбьим хвостом, причем бывают мужчины, женщины и дети, как существа фантастического образа или как люди.
В бане есть специально банный
дух. Это либо один мужской
персонаж (байник, банник, баенный, баенщик
и др.), либо — чаще — один
женский (байница, байниха,
Локусы водяного, представленные в мифологических рассказах и поверьях, на первый взгляд могут показаться довольно разнообразными. Однако при ближайшем рассмотрении они преимущественно сводятся к омутам (водоворотам, ключам, ямам) какие имеются в реках и озерах. В народе такие омуты называются «темными». Именно в связи с подобными верованиями со временем в традиции сложились поговорки типа: «в тихом омуте черти водятся» или «был бы омут, а черти будут».
По мнению Д.К. Зеленина, водяной не является персонификацией, олицетворением вод и отдельных рек, озер. Дух-«хозяин» и водная стихия в народных верованиях в какой-то мере отождествляются. Это утверждение в сущности соответствует наблюдениям В. Иохельсона, который не смог добиться от коряка ответа на вопрос, кому он приносит жертву: самому морю или его «хозяину», поскольку для коряка это было одно и то же.
Основная функция водяного - покровительство фауне, речной, озерной, морской. Но прежде всего он рыбий царь и - соответственно – покровитель рыбного промысла.
Показательно также, что
Демонологические персонажи, соотносимые с водой, могут занимать в мифологической иерархии различные ступени. Это в первую очередь связано с функциями этих персонажей. В нашем материале встречаются следующие типы персонажей:
Информация о работе Демонологическая лексика: особенности номинации персонажей водной стихии