Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 08:58, дипломная работа
Работа рассматривает особенности образования названий персонажей водной стихии (водяной, русалка, кикимора и пр.) на материале пермских говоров.
ВВЕДЕНИЕ ________________________________________________
1. ВОДА КАК ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ.
1.1 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ОПИСАНИЮ ЛЕКСЕМЫ «ВОДА»__________________________________________
1.2 ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ЛЕКСЕМЫ «ВОДА»_______
2. МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСОНАЖИ, СООТНОСИМЫЕ С ВОДОЙ
2.1 ПРИНЦИПЫ ПЕРСОНАЖНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ В ДЕМОНОЛОГИИ__
2.2 СОСТАВ ГРУППЫ ПЕРСОНАЖЕЙ, СООТНОСИМЫХ С ВОДОЙ____
3. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ГРУППА НАИМЕНОВАНИЙ МИФОЛОГИЧЕСКИХ
ПЕРСОНАЖЕЙ, СВЯЗАННЫХ С ВОДОЙ
3.1. ТИПЫ И СПОСОБЫ НОМИНАЦИИ________________________
3.2. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МОДЕЛИ НОМИНАЦИЙ ВОДНЫХ
ПЕРСОНАЖЕЙ________________________________________
ЗАКЛЮЧЕНИЕ_______________________________________________
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ____________________________
ПРИЛОЖЕНИЯ:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. СПИСОК ПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ_________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. СЛОВНИК_____________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. СЛОВАРЬ_____________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. ТЕКСТЫ______________________________________
Эта природная стихия участвует во всех семейных обрядах, связанных с идеей рождения как воскресения. В качестве одного из четырех элементов природы она, по народным верованиям, присутствует в актах возрождения, реинкарнации всего сущего.
Вода считалась первоэлементом Вселенной и потому была священной. Древние говорили о спасительной силе воды, о ее омолаживающем действии, что подтверждается этимологическими исследованиями: сравним - хет. war «вода», но тох. wir «молодой»; и.-е. leidh- «вода», но и.-е.ledh- «новый, молодой», кельт. leth «середина»; лат. аqva «вода», но греч. аqva «святой»; и.-ар. kora «молодой», но и.-е. krosno- «текущая вода»; лат. aqva «вода», но iek- «исцелять». Или сравним соотношение значений «вода»/«спасать», «защищать»: др.-инд. nara- «вода», но др.-англ. nerian «спасать»; др.-англ. eagor «водный поток», но греч. «спасать». др.-англ. ealgian «спасать».
Как отмечал Юнг, вода
Жидкость в языческом сознании нередко уравнивается с речью (речь течет). Это представление входило в состав понятий, группирующихся вокруг культа сомы. Сома есть жидкость – текучая, очищающая, но сома не только жидкость, это и поэт, певец. Сравним в связи с этим: тох. a war «вода, жидкость», но и.-е. uer - «издавать звуки», осет. don «вода», но латыш. daina «песня»; и.-е. leidh- «жидкость», но нем. Lied «песня»; русск. вода, но и.-е. «говорить» (ср. литов. vaduoti «выкупать заложенное в ломбард», букв. «выкупать грехи»); и.-е. klep- «мокрый, но др.-англ. clipian «кричать».
В антропоморфной модели
Значение «вода» соотносится со значением «плести» («гнуть»); речь идет о мифопоэтическом образе тканья, плетения вод, образе воды как сети: сравним и.-е. uer- «связывать, крутить», но тох. A war «вода»; и.-е. seu- «мокрота, сырость», но и.-е. seu- «гнуть, крутить»; и.-е. ued- «связывать, крутить», но wato «вода» ( к тому же корню относится и русск.ветка, ветвь (ветка как материал для плетения); ветка кроме того символизировала религиозное действие, составной частью которой были: сакральное возлияние, заклание жертвенного животного ( сравним нем. wetzen, англ. whet «править, точить»).
Следует обратить внимание на
соотношение значений «вода»>«
Понятие «потусторонний мир»
первоначально имело значение
«относящийся к воде» или «
Сравним и.-е. uel- / uer- «вода», но хет. uellu «загробный мир», хет. ulan «внутренности, недра». Учитывая, что местопребыванием душ умерших, по поверьям язычников, были не только река и море, но и дерево, интересно сопоставить русский диалект райник «лес» и русский рай.
Во всех славянских традициях считалось, что магические свойства вода приобретала в зависимости от периодов календарного времени или от сезонных природных событий. Так, широко известный запрет ходить за водой ночью мотивировался тем, что в ночное время вся вода в источниках оказывается «нечистой», что в ней «дьяволы купаются» и т.п. Именно перелом суточного или сезонного времени воспринимался как момент радикальных перемен в природе, как время чудесных превращений с водой.
Локативные характеристики, обуславливающие особые свойства воды, оказываются в народных верованиях прежде всего на месте слияния двух – трех потоков. Такие места у восточных славян называются «спорными» (от глагола переть): спорное, супорное течение – «водоворот», «круговое течение», «сшибка двух потоков» (Даль, 1955. С.290). «Там три ручья сотыкаются, вода в этом месте целебная. Где три реки сойдутся, там святая вода, божественная. Бог-от Троицу любит» (Березович, 2000, С.320).
Сакральная сила воды
Вода – носитель признаков,
полученных ею от контакта
с определенными предметами и
лицами. К числу предметов, от
соприкосновения с которыми
Вода является не только
Вода едина в разных своих
ипостасях. Например, колодец или
мельница являются
Представление о требующей
Необходимость принесения жертв, при строительстве и для продолжения полноценного функционирования, актуальна и для других связанных с водой сооружений, например, завода: «Заводы-то ведь все на прудах ставили. А чтобы работал завод-от, хозяин должен был дань лешачихе заплатить. В тот день, когда завод открывали, заводчик на берег выходил и кидал в воду перчатку. Это значит, он пять человек лешачихе отдает, пять жертв, значит, будет. А если этого мало, дак еще полперчатки кидали или целую».
Для оценки положительных и негативных свойств воды в народной культуре особое значение приобретает оппозиция живой/мертвый. В культуре нет ни «чисто материальных», ни «чисто духовных» рядов – «концепты» связаны с «вещами», а вещи сопровождаются концептами. Есть «две воды» - «живая» и «мертвая». Обратимся к ключевому противопоставлению «живая вода» - «мертвая вода» и попытаемся точнее установить его семантическое содержание. Признаком «живая» наделялась вода движущаяся, играющая световыми бликами, прозрачная, тогда как «мертвой», «дохлой» называли стоячую, мутную неподвижную воду, как бы лишенную души. Ариаднину нить находили в материалах А.Н. Афанасьева: мертвая вода – первая весенняя вода талого снега и льда, она сгоняет лед и снег, но еще не дает зелени, жизни; живая вода – вода первых весенних дождей, она пробуждает землю к жизни, от нее просыпаются и начинают зеленеть деревья, кустарники, травы и цветы.
И та, и другая вода – активны.
Мертвая вода называется
По предположению В.Я. Проппа, ««живая» и «мертвая» вода и «слабая и сильная вода» есть одно и то же. Мертвец, желающий попасть в мир иной, пользуется одной водой, живой, желающий попасть туда, пользуется также только одной водой. Человек, ступивший на путь смерти и желающий вернуться к жизни, пользуется обоими видами воды.» (Пропп, 1996, С.199). К такому же заключению приходят исследователи, проанализировавшие сюжеты польских волшебных сказок о «живой» и «мертвой» воде: «Эти две разновидности магической воды образуют некое взаимодополняющее единство; о свойствах мертвой воды в сказках говорится, что она способствует срастанию разрубленного тела, восстановлению отсеченных конечностей, залечивает раны, возвращает зрение и т.п. (там же, 420). Подобное неразличие свойств «живой» и «мертвой» воды показывает, насколько зыбкой может представляться в народной культуре граница между «живым» и «мертвым», насколько неоднозначно воспринимается носителями магического сознания и губительная, и одновременно животворящая сила смерти.
Таким образом, мы получаем вывод: живая вода и мертвая вода – равно вода, одно и то же начало. В двух своих ипостасях-явлениях: живая вода – вода на пути из высшего мира вниз, на землю, в земной мир; мертвая вода – вода на пути из земного мира вон. Мертвая вода – та же живая вода, - но уже отслужившая, сделавшая свое дело, отдавшая свою живительную силу земле. Но и мертвая вода, устремляясь из земного мира вон, на этом пути активна по-своему: она гонит зиму – смерть, но как бы не до конца; она соединяет и целит мертвое тело, но тоже как бы не до конца, не оживляя его.
Для
славян это ассоциации со
По-видимому, это первые аналоги
теории энергии и теории машин:
Два противопоставленных
Главным противопоставлением,
Противопоставление жизнь –
Информация о работе Демонологическая лексика: особенности номинации персонажей водной стихии