Демонологическая лексика: особенности номинации персонажей водной стихии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 08:58, дипломная работа

Описание

Работа рассматривает особенности образования названий персонажей водной стихии (водяной, русалка, кикимора и пр.) на материале пермских говоров.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ________________________________________________
1. ВОДА КАК ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ.
1.1 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ОПИСАНИЮ ЛЕКСЕМЫ «ВОДА»__________________________________________
1.2 ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ЛЕКСЕМЫ «ВОДА»_______
2. МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСОНАЖИ, СООТНОСИМЫЕ С ВОДОЙ
2.1 ПРИНЦИПЫ ПЕРСОНАЖНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ В ДЕМОНОЛОГИИ__
2.2 СОСТАВ ГРУППЫ ПЕРСОНАЖЕЙ, СООТНОСИМЫХ С ВОДОЙ____
3. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ГРУППА НАИМЕНОВАНИЙ МИФОЛОГИЧЕСКИХ
ПЕРСОНАЖЕЙ, СВЯЗАННЫХ С ВОДОЙ
3.1. ТИПЫ И СПОСОБЫ НОМИНАЦИИ________________________
3.2. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МОДЕЛИ НОМИНАЦИЙ ВОДНЫХ
ПЕРСОНАЖЕЙ________________________________________
ЗАКЛЮЧЕНИЕ_______________________________________________
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ____________________________
ПРИЛОЖЕНИЯ:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. СПИСОК ПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ_________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. СЛОВНИК_____________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. СЛОВАРЬ_____________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. ТЕКСТЫ______________________________________

Работа состоит из  1 файл

Особенности номинации персонажей водной стихии.doc

— 396.00 Кб (Скачать документ)

    Лужа – укр. лужа, др.-русск. лужа, словен. lúza, чеш. louže, др.-чеш. lúžě "лужа, болото", в.-луж., н.-луж. łuza — то же. || Праслав. см. образ родственно лтш. luga "студенистая болотистая масса в зарастающих озерах", lugava "плохая, слякотная осенняя погода", ļuga "студень", лит. liū̃gas "слякоть, трясина", lugnai "вязкая грязь", лтш. Ludza — местн. н., также название озера Ludza и реки Ludze, иллир. *lugos или *lugā "болото" (Страбон 7, 314: см. образ см. образ); отсюда алб. lёgatё "лужа, болото"; см. М. — Э. 2, 509, 510, 542; Бернекер 1, 748; Г. Майер, IF 1, 323; Alb. Wb. 242; Лескин, Bildg. 361. Связано чередованием гласных с *Luža; ср. *Лъжа, Лжа — приток Великой, лтш. Ludza;(стр.529)

   Водыльник  - «водяной» от вода (стр.331)

   Шишира – «негодяй», связано с шишара, шиш (стр.445)

   Шиш – «разбойник, бродяга» также диалект «черт». От шиш «черт» произведены шишига, шишиган, шишко. Польск. Szysz – «партизан, разбойник», заимствовано из русского 1600-1640г. (стр.445) 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

   Суммируя итоги предпринятого  исследования, следует подчеркнуть  значение демонологических верований  как одного из важнейших элементов  архаического мировоззрения людей  традиционного общества. Изучающий эту сферу культуры имеет дело, во-первых, с невербальными формами: образами мифологического сознания (ментальными стереотипами), а также с формами ритуального и обыденного поведения людей, отражающими эти мировоззренческие категории сознания; и во-вторых, с многочисленными вербализованными жанрами (текстами поверий, суеверных рассказов, заговорными формулами, запретами и мотивировками, языковыми клише и т.п.), включенными в демонологическую систему. Именно поэтому привлечение для анализа разножанрового материала может служить надежной опорой при изучении разных аспектов «низшей» мифологии.

   Народная демонология – это  не только список мифологических  персонажей, но и значительный  комплекс специфических сюжетов  и мотивов; и богатый пласт  мифологической лексики и фразеологии; и круг особых правил поведения, предписанных для человека в ситуации контактов с МП. Факт включенности представлений о нечистой силе в самые разные сферы жизни традиционного общества позволяет рассматривать демонологию как особый культурный код, с помощью которого могут быть описаны практически любые фрагменты народной культуры (демонологические интерпретации в комплексе поверий о животном мире, растениях, природных стихиях, болезнях, об опасных периодах календарного времени, о скотоводчестве и ткачестве, о сфере брачных отношений и рождении детей, в системе гаданий о будущем, в представлениях о «хорошей» и «плохой» смерти человека и о посмертном существовании его души).

   Круг мифических существ расширяется  за счет персонификации той или иной функции., которой вместе с новоявленными продолжает обладать и исходный образ. В этом случае, к примеру, наряду с духом-«хозяином» бани, усвоив одну из его ролей, запаривает моющихся обдериха, а наряду с домовым душит спящего человека Гнетке (-а).

   Число мифических существ пополняется  и вследствие соотнесения духов-«хозяев», а вернее, их метонимических эквивалентов, с локусами, дифференцировавшимися  из некоего сакрального пространства, чем обусловливается соответствующие  коррективы в функциях каждого из «отпочковавшихся» персонажей. Персонификация мифических существ может быть обусловлена и временными детерминантами, маркированными определенным сакральным знаком.

   Несмотря на всю многочисленность  рассматриваемых персонажей, основных и производных, изначальных и новоявленных, синкретических и «разветвленных», их «ядро» составляют все те же образы духов-«хозяев». Признаки заключенных в первообразе потенций проявляются прежде всего в облике, принимаемом духами-«хозяевами» вследствие инкарнации, обусловленной сакральным хронотопом, или темпоральными и локальными детерминантами. Они же обнаруживаются в самой способности рассматриваемых мифических существ к зоо-,  фитоморфным, а также к «гибридным» воплощениям.

   В анализируемой системе образов важными составляющими являются и персонификации элементов природы, почитаемых и обожествляемых в народных верованиях. Так, с огнем ассоциируется домовой, баенник, овинник, ригачник; с землей – леший, который связан не только с фауной, но и с флорой; с водой ассоциируется, естественно, водяной. Причем между названными существами нет четко очерченной границы. Знаком огня, к примеру, могут быть маркированы различные персонажи: огненные глаза приписываются и домовому, и лешему, и водяному, и русалкам. Знаком же «синий» (это прилагательное, по мнению языковедов, происходит от глагола «сияти» и обозначает «сияющий, сверкающий») отмечены и домовой и баенник: их эманация – синий огонь. Однако этим же цветом могут быт обозначены и леший, и водяной, последний нередко появляется в виде синей рыбы либо локализуется на синем камне. Поводя итоги сказанному, можно добавить, что природные стихии, в известной мере олицетворяемые в образе духов-«хозяев», в народной мифологической прозе оказываются живыми: это живой огонь, живая водя, мать – сырая земля, порождающая людей и растения. 
 

     СПИСОК   ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Аверинцев, С. С.  Мифы народов мира / С. С. Аверинцев. -  М., 1980. Т.1. - С.240
  2. Актуальные проблемы лексикологии // Тезисы докладов и сообщений Всесоюзной научной конференции (17-20 июня 1970 г.) Минск, 1970
  3. Бауер, В. Энциклопедия символов / В. Бауер, И. Дюмоц, С. Головин. - М., 1995
  4. БАС – Словарь современного русского литературного языка в 17т. – М.; Л.: Наука, 1948-1956. – Т. 1-17
  5. БСЭ. М., 1975,  Т22, Т8;
  6. Березович, Е. Л.  Русская топонимия в этнолингвистическом аспекте / Е. Л. Березович. - Екатеринбург, 2000.
  7. Библиотека Института славяноведения // Признаковое пространство культуры // Л.Н. Виноградова «Та вода, которая… (Признаки, определяющие магические свойства воды); М., 2002;
  8. Борисова, А. Н. Словарь пермских говоров / А. Н. Борисова, К. Н. Прокошева. -  Пермь, 2000.
  9. Виноградов, Н. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и прочие Вып. IV // Живая старина. 1907. Вып. 2.
  10. Виноградова, Л. Н. Славянская народная демонология: проблемы сравнительного изучения / Л. Н. Виноградова. - М., 2001;
  11. Виноградова, Л. Н. Народная демонология и мифоритуальная традиция славян / Л. Н. Виноградова. – М., 2000. 432с.
  12. Виноградова, Л. Н. Вода // Славянские древности: Этнолингвистический словарь в 5 томах / под редакцией Н. И. Толстого. – М., 1995. Т.1. С. 386-390.
  13. Виноградова Л. Н. Кормление ритуальное / Л. Н. Виноградова, С.М. Толстая. – М., 1999. Т.2. С. 222-229.
  14. Власова, М. Н.  Русские суеверия: Энциклопедический словарь. / М.Н. Власова. - СПб., 1998.
  15.   Голосовкер,  Я. Э. Логика мифа / Я. Э. Голосовкер. -  М., 1987. С. 26.
  16.   Грушко,  Е. Словарь славянской мифологии / Е. Грушко, Ю. Медведев. - Н.Н. Русский купец, Братья славяне. 1995. - 368 с.
  17. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х томах; М., 1955.
  18. Даль – Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4т./ В. И. Даль. – М.: Рус. яз., 1978-1980. – Т.1-4.
  19. Документальный фильм «Великая тайна воды»;1973
  20. Дорошевский, В.  Элементы лексикологии и семиотики / В. Дорошевский. - М.,
  21. Евзлин, М. Космогония и ритуал / М. Евзлин. -  М., 1993
  22. Зверев, А. Д.  Словообразование в современных восточно-славянских языках / А. Д. Зверев. -  М.,1981;
  23. Кагаров, Е. Г. Религия древних славян / Е. Г. Кагаров. - М., 1918
  24. Карташкин,  А. Репортаж о призраках, или Полтергейст в российской глубинке / А. Карташкин // Наука и религия. - 1991. -  №6. - С. 42
  25. Капица, Ф. С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы / Ф. С. Капица. -  М.2003;
  26. Криничная, Н. А.  Русская мифология: мир образов фольклора / Н. А. Криничная. - 2004
  27. Криничная, Н. А.  Русская народная мифологическая проза / Н. А. Криничная. -  Л.: Наука, 1987. – 325с.
  28. Левкиевская, Е. Е.  Мифы русского народа / Е. Е. Левкиевская. - М., 2000.
  29. Левкиевская, Е. Е. Низшая мифология славян // Очерки истории культуры славян / Е. Е. Левкиевская. – М., 1996. – с.175 – 196.
  30. Левкиевская, Е. Е., Усачева, В. В. Полесский водяной на общеславянском фоне // Славянский и балканский фольклор: Этнолингвистическое изучение Полесья / Е. Е. Левкинвская, В. В. Усачева. -  М., 1995. С.153 – 172.
  31. Петрушевская, Л. Песни восточных славян / Л. Петрушевская // Новый мир. – 1990. - №8. – С.7-8.
  32. Маковский, М. М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках: образ мира и миры образов. / М. М. Маковский. – М.: ВЛАДОС. 1993. - С.76 - 78
  33. Максимов, С. В.  Нечистая неведомая сила / С. В. Максимов. -  М.,  1993. – Т.1. – 526с.
  34. МАС – Словарь русского языка: в 4т./ под редакцией А. П. Евгеньевой. М.: Рус. яз., 1981-1984. – Т.1-4.
  35. Мифологический словарь. 2001.
  36. Мифологический словарь. Смоленск, 2000.
  37. Померанцева, Э. В. О русском фольклоре / Э. В. Померанцева. - М.: Наука,  1977. – 120с.
  38. Померанцева, Э. В.  Мифологические персонажи в русском фольклоре / Э. В. Померанцева. - М., 1975.
  39. Пропп, В. Я. Исторические корни волшебной сказки / В. Я. Пропп. -  С-П., 1996. – 364с.
  40. Путилов, Б. Н.  Древняя Русь в лицах: боги, герои, люди / Б. Н. Путилов. – 2001.
  41. Рязановский, Ф. А. Демонология в древнерусской литературе / Ф. А. Рязановский.
  42. Семенова, М. Быт и верования древних славян / М. Семенова. - 2001;
  43. Сепир, Э. Избранные труды по языкознанию культурологи / Э. Сепир. -  М., 1993
  44. Славянский и балканский фольклор. М.1994;
  45. Славянский и балканский фольклор. М.1995;
  46. Славяноведение // выпуск 5 // 1994;
  47. Словарь синонимов русского языка // под ред. М. А. Ситниковой. -  Ростов-на-Дону, 2004 - с.35
  48. СРНГ – Словарь русских народных говоров. – Л.: Наука, 1965-1995. – Вып. 1-29.
  49. Степанов, Д. С.  Константы: словарь русской культуры / Д. С. Степанов.
  50. Толстой, Н. И.  Очерки славянского язычества / Н.И. Толстой. - М., 2003.
  51. Топоров, В. Славянские языковые моделирующие семиотические системы / В. Н. Топоров, В. В. Иванов. - М.1965.
  52. Топоров, В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: исследования в области мифопоэтического: Избранное / В. Н. Топоров, М.: Прогресс Культура. Б.г. – 621с.
  53. Трубачев, О. Н. Этногенез и культура древнейших славян. Лингвистические исследования / О. Н. Трубачев. - М., 1991.
  54. Улуханов, И. С.  Единицы словообразовательной системы русского языка и их лексическая реализация / И. С. Улуханов. - М.1996.
  55. Фасмер – Фасмер, М. Этимологический словарь русского языка: в 4 т./ М. Фасмер. – М.: Прогресс, 1986-1987. – Т.1-4.
  56. Черепанова, О. А.  Мифологическая лексика русского севера / О. А. Черепанова. - Л.1983.
  57. Шмелев, Д. Н. Современный русский язык: Лексика / Д. Н. Шмелев. -  М., 1977, с.51.
 
 
 
 
 
 
 
 

     Приложение 1 

                               СПИСОК ПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ

     Термины

     СРЯ- современный русский язык

     МП  – мифологические персонажи

     ЛСВ – лексико-семантический вариант

     ЛСГ – лексико-семантическая группа 

     Языки

     англ. – английский                                нем. – немецкий       

     болг. – болгарский                                 латыш. – латышский 

     греч. – греческий                                    литов. - литовский                                 

     др.-англ. – древнеанглийский                польск. - польский 

     др.-инд. – древнеиндийский                    русск. – русский

         др.-русск. - древнерусский                      укр. - украинский

         и.-е. – индоевропейский                      чеш. - чешский

     лат. – латинский                                   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 2 

     СЛОВНИК 

  1. Албаста
  2. Анчут 
  3. Анчутик
  4. Анчутка беспалый
  5. Анчутка беспятый
  6. Баба в красном казане
  7. Банная бабушка
  8. Баянная матушка
  9. Банная староста
  10. Банник
  11. Баенник
  12. Банщик
  13. Баянник
  14. Белая баба
  15. Белая девица
  16. Белые человечки
  17. Болотник
  18. Болотный
  19. Болотный леший
  20. Болотяник
  21. Боровуха
  22. Бес водяной
  23. Васа
  24. Вирник
  25. Вод Водович
  26. Водица Ульяна
  27. Водушка-матушка
  28. Водяной
  29. Водяной бес
  30. Водяной батюшко
  31. Водяной бык
  32. Водяной-дедушка
  33. Водяной черт
  34. Водяной хозяин
  35. Водяник
  36. Водява
  37. Водявка
  38. Водяная сила
  39. Водяная матушка
  40. Водяная девушка
  41. Водыльник
  42. Волосатик
  43. Волосеник
  44. Волосатка
  45. Вольная старуха
  46. Дед
  47. Дедан
  48. Дедка
  49. Дедок
  50. Дедунька
  51. Дедушка
  52. Дедушко
  53. Дедушка баянный
  54. Демон
  55. Демониха
  56. Демоница
  57. Дикая женщина
  58. Дьявол
  59. Дух
  60. Извод
  61. Жонка
  62. Казытка
  63. Кикимора
  64. Кицка
  65. Колодечник
  66. Косматка
  67. Красна дева
  68. Красная баба
  69. Кривохвостик
  70. Кромешники
  71. Куль
  72. Кульпиян
  73. Куляш
  74. Кулешата
  75. Кузутики
  76. Купалка
  77. Купалки
  78. Купалочка
  79. Купальницы
  80. Лоскотуха
  81. Лоскотарка
  82. Лоскотка
  83. Лоскотовка
  84. Мавка
  85. Навка
  86. Мельничный мельник
  87. Мемозина
  88. Обдериха
  89. Обмен
  90. Одерышек
  91. Омутник
  92. Омутной
  93. Омутница
  94. Павпа
  95. Росомаха
  96. Русалка
  97. Саломея-матушка
  98. Сатана
  99. Селикан
  100. Сирена
  101. Стерляжий царь
  102. Стихея
  103. Смолянка
  104. Тихоня
  105. Топельник
  106. Фараон
  107. Фалярон
  108. Фараонка
  109. Фараончик
  110. Хитка
  111. Хозяин
  112. Хухлик
  113. Хухляк
  114. Хухолятка
  115. Хухоль
  116. Хухольник
  117. Черт
  118. Чертовка
  119. Чертовка водяная
  120. Чертеница
  121. Чертика
  122. Чуликин
  123. Царь
  124. Шелихан
  125. Шелюкан
  126. Шиликун
  127. Шишига
  128. Шишиха
  129. Шишица
  130. Шишитиха
  131. Шишичиха
  132. Шишки
  133. Шошычиха
  134. Шуликун
  135. Шуликен
  136. Шуликон
  137. Шут
  138. Шутики
  139. Шутовка
  140. Шеликан
  141. Шолыган
  142. Шутиха
  143. Шутовка
  144. Щекоталки
 
 

Приложение 3 

                                             СЛОВАРЬ 

       АНЧУТ, АНЧУТИК, АНЧУТКА (БЕСПАЛЫЙ, БЕСПЯТЫЙ) – нечистый дух, бес; черт; водяной черт; бесенок. Водяное страшилище, живущее в реках и прудах; им пугают детей.  Эпитеты «беспалый» и «беспятый» характеризуют «нечеловеческий» облик, нередко представлен с гусиными лапками. (Власова, 1998. С.22)

     АМФИТИТРА – морская нимфа, дочь бога Нерея  и жена бога Посейдона. (Мифологический словарь, С. 17)

     АНАХИТА -  «Непорочная»; иранская богиня вод  и плодородия. Согласно древним представлениям, была источником космического океана и всех вод на земле. (Мифологический словарь. С.19)

     АХЕРОНТ – река в подземном царстве, через  которую души умерших переправлялись в лодке Харона в потусторонний мир. (Мифологический словарь. С.43)

     БАЕНКА  – место обитания баенника. (Криничная, 2001. С.108)

       БАННАЯ БАБУШКА, БАЯННАЯ МАТУШКА – мифическое существо, обитающее в бане; дряхлая добрая старуха, лечит от всех болезней. Сверхъестественный «двойник» бабушки-повитухи; одновременно это и дух, «хозяйка» «бани-целительницы и бани-восприемницы». (Власова, 1998. С.28)

       БАННАЯ СТАРОСТА – «хозяйка» бани, старшая над другими. (Власова, 1998. С.29)

 БАННИК, БАЕННИК, БАЙНИК, БАНЩИК, БАЯННИК, ДЕДУШКА БАЯННЫЙ – дух, обитающий в бане, чаще всего на полке или в подпечье. Банника представляли как небольшого голого старика, покрытого грязью или листьями от веников. Он мог также превращаться в кошку или собаку. Иногда банника видели в женском облике – тогда он выступал под именем обдерихи или шишиги – маленькая женщина, так же опасная для человека. По поверьям, подметает в бане веником, шумит, стучит, моет волосы в кипятке, очень любит париться и мыться в четвертый или третий пар, т.е. после двух или трех смен побывавших в бане людей. Иногда банник проявляет себя не только как дух бани, но и как дух-охранитель людей – хозяев бани. Он защищает их от «чужих» банников, «чужой» нечисти. (Власова, 1998. С.30)

       БОЛОТНИК, БОЛОТНЫЙ, БОЛОТО, БОЛОТЯНИК – злой ух в болоте, старающийся затащить человека в трясину; род лешего или водяного, живущего в болоте.

       БОРОВУХА – сверхъестественный персонаж в обличье девушки, женщины, появляющейся в лесу или у воды; лешачиха. Наряжается как девочка, способна принять облик жены встреченного человека и погубить его.

Информация о работе Демонологическая лексика: особенности номинации персонажей водной стихии