Лужа – укр. лужа, др.-русск. лужа, словен.
lúza, чеш. louže, др.-чеш. lúžě "лужа, болото",
в.-луж., н.-луж. łuza — то же. || Праслав. см.
образ родственно лтш. luga "студенистая
болотистая масса в зарастающих озерах",
lugava "плохая, слякотная осенняя погода",
ļuga "студень", лит. liū̃gas "слякоть,
трясина", lugnai "вязкая грязь", лтш.
Ludza — местн. н., также название озера Ludza
и реки Ludze, иллир. *lugos или *lugā "болото"
(Страбон 7, 314: см. образ см. образ); отсюда
алб. lёgatё "лужа, болото"; см. М. — Э.
2, 509, 510, 542; Бернекер 1, 748; Г. Майер, IF 1, 323;
Alb. Wb. 242; Лескин, Bildg. 361. Связано чередованием
гласных с *Luža; ср. *Лъжа, Лжа — приток Великой,
лтш. Ludza;(стр.529)
Водыльник - «водяной» от вода (стр.331)
Шишира – «негодяй», связано с шишара,
шиш (стр.445)
Шиш – «разбойник, бродяга» также диалект
«черт». От шиш «черт» произведены шишига,
шишиган, шишко. Польск. Szysz – «партизан,
разбойник», заимствовано из русского
1600-1640г. (стр.445)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Суммируя итоги предпринятого
исследования, следует подчеркнуть
значение демонологических верований
как одного из важнейших элементов
архаического мировоззрения людей
традиционного общества. Изучающий
эту сферу культуры имеет дело, во-первых,
с невербальными формами: образами мифологического
сознания (ментальными стереотипами),
а также с формами ритуального и обыденного
поведения людей, отражающими эти мировоззренческие
категории сознания; и во-вторых, с многочисленными
вербализованными жанрами (текстами поверий,
суеверных рассказов, заговорными формулами,
запретами и мотивировками, языковыми
клише и т.п.), включенными в демонологическую
систему. Именно поэтому привлечение для
анализа разножанрового материала может
служить надежной опорой при изучении
разных аспектов «низшей» мифологии.
Народная демонология – это
не только список мифологических
персонажей, но и значительный
комплекс специфических сюжетов
и мотивов; и богатый пласт
мифологической лексики и фразеологии;
и круг особых правил поведения, предписанных
для человека в ситуации контактов с МП.
Факт включенности представлений о нечистой
силе в самые разные сферы жизни традиционного
общества позволяет рассматривать демонологию
как особый культурный код, с помощью которого
могут быть описаны практически любые
фрагменты народной культуры (демонологические
интерпретации в комплексе поверий о животном
мире, растениях, природных стихиях, болезнях,
об опасных периодах календарного времени,
о скотоводчестве и ткачестве, о сфере
брачных отношений и рождении детей, в
системе гаданий о будущем, в представлениях
о «хорошей» и «плохой» смерти человека
и о посмертном существовании его души).
Круг мифических существ расширяется
за счет персонификации той или иной
функции., которой вместе с новоявленными
продолжает обладать и исходный образ.
В этом случае, к примеру, наряду с духом-«хозяином»
бани, усвоив одну из его ролей, запаривает
моющихся обдериха, а наряду с домовым
душит спящего человека Гнетке (-а).
Число мифических существ пополняется
и вследствие соотнесения духов-«хозяев»,
а вернее, их метонимических эквивалентов,
с локусами, дифференцировавшимися
из некоего сакрального пространства,
чем обусловливается соответствующие
коррективы в функциях каждого из «отпочковавшихся»
персонажей. Персонификация мифических
существ может быть обусловлена и временными
детерминантами, маркированными определенным
сакральным знаком.
Несмотря на всю многочисленность
рассматриваемых персонажей, основных
и производных, изначальных и новоявленных,
синкретических и «разветвленных», их
«ядро» составляют все те же образы духов-«хозяев».
Признаки заключенных в первообразе потенций
проявляются прежде всего в облике, принимаемом
духами-«хозяевами» вследствие инкарнации,
обусловленной сакральным хронотопом,
или темпоральными и локальными детерминантами.
Они же обнаруживаются в самой способности
рассматриваемых мифических существ к
зоо-, фитоморфным, а также к «гибридным»
воплощениям.
В анализируемой системе образов
важными составляющими являются и персонификации
элементов природы, почитаемых и обожествляемых
в народных верованиях. Так, с огнем ассоциируется
домовой, баенник, овинник, ригачник; с
землей – леший, который связан не только
с фауной, но и с флорой; с водой ассоциируется,
естественно, водяной. Причем между названными
существами нет четко очерченной границы.
Знаком огня, к примеру, могут быть маркированы
различные персонажи: огненные глаза приписываются
и домовому, и лешему, и водяному, и русалкам.
Знаком же «синий» (это прилагательное,
по мнению языковедов, происходит от глагола
«сияти» и обозначает «сияющий, сверкающий»)
отмечены и домовой и баенник: их эманация
– синий огонь. Однако этим же цветом могут
быт обозначены и леший, и водяной, последний
нередко появляется в виде синей рыбы
либо локализуется на синем камне. Поводя
итоги сказанному, можно добавить, что
природные стихии, в известной мере олицетворяемые
в образе духов-«хозяев», в народной мифологической
прозе оказываются живыми: это живой огонь,
живая водя, мать – сырая земля, порождающая
людей и растения.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
- Аверинцев,
С. С. Мифы народов мира / С. С. Аверинцев.
- М., 1980. Т.1. - С.240
- Актуальные
проблемы лексикологии // Тезисы докладов
и сообщений Всесоюзной научной конференции
(17-20 июня 1970 г.) Минск, 1970
- Бауер,
В. Энциклопедия символов / В. Бауер,
И. Дюмоц, С. Головин. - М., 1995
- БАС –
Словарь современного русского литературного
языка в 17т. – М.; Л.: Наука, 1948-1956. – Т. 1-17
- БСЭ. М.,
1975, Т22, Т8;
- Березович,
Е. Л. Русская топонимия в этнолингвистическом
аспекте / Е. Л. Березович. - Екатеринбург,
2000.
- Библиотека
Института славяноведения // Признаковое
пространство культуры // Л.Н. Виноградова
«Та вода, которая… (Признаки, определяющие
магические свойства воды); М., 2002;
- Борисова,
А. Н. Словарь пермских говоров / А. Н.
Борисова, К. Н. Прокошева. - Пермь, 2000.
- Виноградов,
Н. Заговоры, обереги, спасительные молитвы
и прочие Вып. IV // Живая старина. 1907. Вып.
2.
-
Виноградова, Л. Н. Славянская народная
демонология: проблемы сравнительного
изучения / Л. Н. Виноградова. - М., 2001;
-
Виноградова, Л. Н. Народная демонология
и мифоритуальная традиция славян / Л.
Н. Виноградова. – М., 2000. 432с.
-
Виноградова, Л. Н. Вода // Славянские
древности: Этнолингвистический словарь
в 5 томах / под редакцией Н. И. Толстого.
– М., 1995. Т.1. С. 386-390.
-
Виноградова Л. Н.
Кормление ритуальное / Л. Н. Виноградова,
С.М. Толстая. – М., 1999. Т.2. С. 222-229.
-
Власова, М. Н. Русские суеверия: Энциклопедический
словарь. / М.Н. Власова. - СПб., 1998.
- Голосовкер,
Я. Э. Логика мифа / Я. Э. Голосовкер. -
М., 1987. С. 26.
-
Грушко, Е. Словарь славянской мифологии
/ Е. Грушко, Ю. Медведев. - Н.Н. Русский купец,
Братья славяне. 1995. - 368 с.
- Даль,
В. И. Толковый словарь живого великорусского
языка. В 4-х томах; М., 1955.
-
Даль – Даль, В. И. Толковый словарь живого
великорусского языка: в 4т./ В. И. Даль.
– М.: Рус. яз., 1978-1980. – Т.1-4.
- Документальный
фильм «Великая тайна воды»;1973
- Дорошевский,
В. Элементы лексикологии и семиотики
/ В. Дорошевский. - М.,
- Евзлин,
М. Космогония и ритуал / М. Евзлин. -
М., 1993
- Зверев,
А. Д. Словообразование в современных
восточно-славянских языках / А. Д. Зверев.
- М.,1981;
- Кагаров,
Е. Г. Религия древних славян / Е. Г. Кагаров.
- М., 1918
- Карташкин,
А. Репортаж о призраках, или Полтергейст
в российской глубинке / А. Карташкин //
Наука и религия. - 1991. - №6. - С. 42
- Капица,
Ф. С. Славянские традиционные верования,
праздники и ритуалы / Ф. С. Капица. -
М.2003;
- Криничная,
Н. А. Русская мифология: мир образов
фольклора / Н. А. Криничная. - 2004
- Криничная,
Н. А. Русская народная мифологическая
проза / Н. А. Криничная. - Л.: Наука, 1987.
– 325с.
- Левкиевская,
Е. Е. Мифы русского народа / Е. Е. Левкиевская.
- М., 2000.
- Левкиевская,
Е. Е. Низшая мифология славян // Очерки
истории культуры славян / Е. Е. Левкиевская.
– М., 1996. – с.175 – 196.
- Левкиевская,
Е. Е., Усачева, В.
В. Полесский водяной на общеславянском
фоне // Славянский и балканский фольклор:
Этнолингвистическое изучение Полесья
/ Е. Е. Левкинвская, В. В. Усачева. - М.,
1995. С.153 – 172.
- Петрушевская,
Л. Песни восточных славян / Л. Петрушевская
// Новый мир. – 1990. - №8. – С.7-8.
- Маковский,
М. М. Сравнительный словарь мифологической
символики в индоевропейских языках: образ
мира и миры образов. / М. М. Маковский. –
М.: ВЛАДОС. 1993. - С.76 - 78
- Максимов,
С. В. Нечистая неведомая сила / С.
В. Максимов. - М., 1993. – Т.1. – 526с.
-
МАС – Словарь русского языка: в 4т./
под редакцией А. П. Евгеньевой. М.: Рус.
яз., 1981-1984. – Т.1-4.
- Мифологический
словарь. 2001.
- Мифологический
словарь. Смоленск, 2000.
- Померанцева,
Э. В. О русском фольклоре / Э. В. Померанцева.
- М.: Наука, 1977. – 120с.
- Померанцева,
Э. В. Мифологические персонажи в
русском фольклоре / Э. В. Померанцева.
- М., 1975.
- Пропп,
В. Я. Исторические корни волшебной сказки
/ В. Я. Пропп. - С-П., 1996. – 364с.
- Путилов,
Б. Н. Древняя Русь в лицах: боги, герои,
люди / Б. Н. Путилов. – 2001.
- Рязановский,
Ф. А. Демонология в древнерусской литературе
/ Ф. А. Рязановский.
- Семенова,
М. Быт и верования древних славян / М.
Семенова. - 2001;
- Сепир,
Э. Избранные труды по языкознанию культурологи
/ Э. Сепир. - М., 1993
- Славянский
и балканский фольклор. М.1994;
- Славянский
и балканский фольклор. М.1995;
- Славяноведение
// выпуск 5 // 1994;
- Словарь
синонимов русского языка // под ред. М.
А. Ситниковой. - Ростов-на-Дону, 2004 -
с.35
-
СРНГ – Словарь русских народных говоров.
– Л.: Наука, 1965-1995. – Вып. 1-29.
- Степанов,
Д. С. Константы: словарь русской
культуры / Д. С. Степанов.
- Толстой,
Н. И. Очерки славянского язычества
/ Н.И. Толстой. - М., 2003.
- Топоров,
В. Славянские языковые моделирующие
семиотические системы / В. Н. Топоров,
В. В. Иванов. - М.1965.
- Топоров,
В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: исследования
в области мифопоэтического: Избранное
/ В. Н. Топоров, М.: Прогресс Культура. Б.г.
– 621с.
- Трубачев,
О. Н. Этногенез и культура древнейших
славян. Лингвистические исследования
/ О. Н. Трубачев. - М., 1991.
- Улуханов,
И. С. Единицы словообразовательной
системы русского языка и их лексическая
реализация / И. С. Улуханов. - М.1996.
-
Фасмер – Фасмер, М. Этимологический
словарь русского языка: в 4 т./ М. Фасмер.
– М.: Прогресс, 1986-1987. – Т.1-4.
- Черепанова,
О. А. Мифологическая лексика русского
севера / О. А. Черепанова. - Л.1983.
- Шмелев,
Д. Н. Современный русский язык: Лексика
/ Д. Н. Шмелев. - М., 1977, с.51.
Приложение
1
СПИСОК ПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ
Термины
СРЯ-
современный русский язык
МП
– мифологические персонажи
ЛСВ
– лексико-семантический вариант
ЛСГ
– лексико-семантическая группа
Языки
англ.
– английский нем. – немецкий
болг.
– болгарский латыш. – латышский
греч.
– греческий литов. - литовский
др.-англ.
– древнеанглийский польск. - польский
др.-инд.
– древнеиндийский
русск. – русский
др.-русск. - древнерусский
укр. - украинский
и.-е. – индоевропейский
чеш. - чешский
лат.
– латинский
Приложение
2
СЛОВНИК
- Албаста
- Анчут
- Анчутик
- Анчутка беспалый
- Анчутка беспятый
- Баба в красном
казане
- Банная бабушка
- Баянная матушка
- Банная староста
- Банник
- Баенник
- Банщик
- Баянник
- Белая баба
- Белая девица
- Белые человечки
- Болотник
- Болотный
- Болотный
леший
- Болотяник
- Боровуха
- Бес водяной
- Васа
- Вирник
- Вод Водович
- Водица Ульяна
- Водушка-матушка
- Водяной
- Водяной
бес
- Водяной
батюшко
- Водяной
бык
- Водяной-дедушка
- Водяной
черт
- Водяной
хозяин
- Водяник
- Водява
- Водявка
- Водяная
сила
- Водяная
матушка
- Водяная
девушка
- Водыльник
- Волосатик
- Волосеник
- Волосатка
- Вольная
старуха
- Дед
- Дедан
- Дедка
- Дедок
- Дедунька
- Дедушка
- Дедушко
- Дедушка
баянный
- Демон
- Демониха
- Демоница
- Дикая женщина
- Дьявол
- Дух
- Извод
- Жонка
- Казытка
- Кикимора
- Кицка
- Колодечник
- Косматка
- Красна дева
- Красная
баба
- Кривохвостик
- Кромешники
- Куль
- Кульпиян
- Куляш
- Кулешата
- Кузутики
- Купалка
- Купалки
- Купалочка
- Купальницы
- Лоскотуха
- Лоскотарка
- Лоскотка
- Лоскотовка
- Мавка
- Навка
- Мельничный
мельник
- Мемозина
- Обдериха
- Обмен
- Одерышек
- Омутник
- Омутной
- Омутница
- Павпа
- Росомаха
- Русалка
- Саломея-матушка
- Сатана
- Селикан
- Сирена
- Стерляжий
царь
- Стихея
- Смолянка
- Тихоня
- Топельник
- Фараон
- Фалярон
- Фараонка
- Фараончик
- Хитка
- Хозяин
- Хухлик
- Хухляк
- Хухолятка
- Хухоль
- Хухольник
- Черт
- Чертовка
- Чертовка
водяная
- Чертеница
- Чертика
- Чуликин
- Царь
- Шелихан
- Шелюкан
- Шиликун
- Шишига
- Шишиха
- Шишица
- Шишитиха
- Шишичиха
- Шишки
- Шошычиха
- Шуликун
- Шуликен
- Шуликон
- Шут
- Шутики
- Шутовка
- Шеликан
- Шолыган
- Шутиха
- Шутовка
- Щекоталки
Приложение
3
СЛОВАРЬ
АНЧУТ, АНЧУТИК, АНЧУТКА (БЕСПАЛЫЙ, БЕСПЯТЫЙ)
– нечистый дух, бес; черт; водяной черт;
бесенок. Водяное страшилище, живущее
в реках и прудах; им пугают детей. Эпитеты
«беспалый» и «беспятый» характеризуют
«нечеловеческий» облик, нередко представлен
с гусиными лапками. (Власова, 1998. С.22)
АМФИТИТРА
– морская нимфа, дочь бога Нерея
и жена бога Посейдона. (Мифологический
словарь, С. 17)
АНАХИТА
- «Непорочная»; иранская богиня вод
и плодородия. Согласно древним представлениям,
была источником космического океана
и всех вод на земле. (Мифологический словарь.
С.19)
АХЕРОНТ
– река в подземном царстве, через
которую души умерших переправлялись
в лодке Харона в потусторонний мир.
(Мифологический словарь. С.43)
БАЕНКА
– место обитания баенника. (Криничная,
2001. С.108)
БАННАЯ БАБУШКА, БАЯННАЯ МАТУШКА – мифическое
существо, обитающее в бане; дряхлая добрая
старуха, лечит от всех болезней. Сверхъестественный
«двойник» бабушки-повитухи; одновременно
это и дух, «хозяйка» «бани-целительницы
и бани-восприемницы». (Власова, 1998. С.28)
БАННАЯ СТАРОСТА – «хозяйка» бани, старшая
над другими. (Власова, 1998. С.29)
БАННИК,
БАЕННИК, БАЙНИК, БАНЩИК, БАЯННИК, ДЕДУШКА
БАЯННЫЙ – дух, обитающий в бане, чаще
всего на полке или в подпечье. Банника
представляли как небольшого голого старика,
покрытого грязью или листьями от веников.
Он мог также превращаться в кошку или
собаку. Иногда банника видели в женском
облике – тогда он выступал под именем
обдерихи или шишиги – маленькая женщина,
так же опасная для человека. По поверьям,
подметает в бане веником, шумит, стучит,
моет волосы в кипятке, очень любит париться
и мыться в четвертый или третий пар, т.е.
после двух или трех смен побывавших в
бане людей. Иногда банник проявляет себя
не только как дух бани, но и как дух-охранитель
людей – хозяев бани. Он защищает их от
«чужих» банников, «чужой» нечисти. (Власова,
1998. С.30)
БОЛОТНИК, БОЛОТНЫЙ, БОЛОТО, БОЛОТЯНИК
– злой ух в болоте, старающийся затащить
человека в трясину; род лешего или водяного,
живущего в болоте.
БОРОВУХА – сверхъестественный персонаж
в обличье девушки, женщины, появляющейся
в лесу или у воды; лешачиха. Наряжается
как девочка, способна принять облик жены
встреченного человека и погубить его.