Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 16:01, реферат
Цель работы: рассмотрение культуры как системы ценностей и норм.
Работа состоит из трех глав, в которых анализируется культура как
социальное явление, представлены основные компоненты культуры: ценности,
нормы, обычаи, а так же рассматриваются факторы, влияющие на динамику
культуры в целом.
Введение. 3
Глава 1. Культура как социальное явление. 4
1.1.Сущность культуры 4
1.2. Виды культуры 6
1.3. Структура и функции культуры 8
Глава 2. Основные компоненты культуры: ценности, нормы, обычаи. 12
2.1. Обычаи 12
2.2. Нормы культуры. 13
2.2.1.Классификация норм. 14
2.2.2.Нарушение норм и нормотворчество. 16
2.3. Ценности культуры 19
2.3.1. Классификация ценностей. 20
2.3.2. Механизм действия ценностей. 24
2.3.3. Ценностные расхождения и полиморфизм культуры. 25
Глава 3. Источники и факторы культурной динамики 28
Заключение. 35
Список использованной литературы. 36
отклонений. Во всякой культуре существует некое динамическое соотношение
традиционности
(благодаря которой
или заимствований (через которые общество изменяется). И то, и другое
сосуществует как разные стороны культурного организма, имеющего свою
самобытность (идентичности), о которой речь шла выше.
Самобытность — существенное и постоянное проявление тех компонентов
культурного достояния данного общества, которые оказываются функционально
необходимыми на новых этапах его существования. В различных ситуациях,
возникающих в силу динамики, присущей самому обществу, или же в силу
воздействия извне, проявляются присущие данному обществу принципы со-
циокультурной регуляции. Этой проблематике уделялось огромное внимание на
многочисленных международных конференциях, проводившихся на протяжении 70-х
гг., и авторитетом ЮНЕСКО признано принципиальное значение принципа
самобытности в международных отношениях. В документах этой всемирной
организации принято определять самобытность как «жизненное ядро культуры,
тот динамический принцип, через который общество, опираясь на свое прошлое,
черпая силу в своих внутренних возможностях и осваивая внешние достижения,
отвечающие его потребностям, осуществляет постоянный процесс постоянного
развития».
Диалектика культуры состоит в постоянном переходе от прошлого к
настоящему и будущему. Накопленному опыту прошлого противостоит
повседневная практика, требующая постоянной расшифровки прежнего опыта, его
приспосабливания, отбора, интерпретации и обогащения. В этом поле между
прошлым и настоящим могут присутствовать как привязанность к привычным
ритуалам, постоянно возрождающим прошлое, так и погружение в повседневность
с ее практическими заботами или же ориентация на будущие достижения.
В многочисленных дискуссиях
по проблемам культурного
происходили в развивающихся странах, а в период перестройки широко
развернулись и в нашей стране, выявилось несколько идейно-теоретических
направлений.
Так, среди специалистов в гуманитарных науках нередко складывается
«классикалистское» отношение к наследию, ориентированное на тщательное
поддержание и освоение «неумирающих сокровищ, имеющих непреходящее
значение». В процессе профессионального изучения культуры прошлого
возникает представление, что именно в компетентном и основательном
изыскании, в обстоятельном описании прошлых достижений культуры и можно
обрести смысл достигнутого. То признание, которое получают такие изыскания
в научном мире и на международной арене, те премии и награды, которые
получают исследователи культурного наследия, казалось бы, служат зримым
подтверждением обретенности исторического прошлого.
В культуре каждого общества и в мировой культуре вообще имеется сфера,
где наследие живет вечной жизнью непреходящих ценностей, не подверженных
бурям и натискам, происходящим в социально-политических баталиях. Речь идет
о культуре в ее опредмеченной форме — памятниках, картинах, текстах,
изобретениях, преданиях, т.е. обо всем том, что может быть собрано в музеях
(а частью хранится в запасниках), книгохранилищах, изданиях литературных
памятников. Поддержание этой сферы породило специальные типы эмпирических и
теоретических исследований (археологию, памятниковедение, музееведение,
архивное дело и т.д.), имеющих свою методологию, комплекс профессий,
требующих специальной подготовки, компетенции и соответствующей внутренней
ориентации. Охрана и освоение культурного наследия, организация и
поддержание музеев, библиотек, архивов и т.д. — важная составная часть не
только деятельности общественных организаций, но и обязательная задача
государства. Они широко входят в состав международных мероприятий. Огромные
усилия предпринимаются в этом плане по линии ЮНЕСКО. В России широко
известна теоретическая и практическая деятельность академика Д. Лихачева по
поддержанию памятников национального прошлого.
Ценности и смыслы, воплощенные в памятниках прошлого, несомненно,
становятся важным фактором новой культуры. При этом они должны не только
сохраняться, но и воспроизводиться, вновь и вновь раскрывая свой смысл для
новых поколений, что требует соответствующей интерпретации этого смысла.
Заботиться приходится не только о сохранении, но и о восстановлении,
возрождении тех форм традиционного творчества, которые утрачены или
полузабыты. Подчас возникает тенденция представить это наследие как
воплощение некоего живого духа культуры, сохраненного уже в силу наличия
текста, символа, изображения. Возникает представление, что само
всестороннее описание и консервацию памятника можно выдать за бессмертное
бытие извечных человеческих ценностей, неумирающих памятников, имеющих
непреходящее значение. Задача, казалось бы, состоит в необходимости
последовательного, внимательного их описания — том за томом, рукопись за
рукописью, предание за преданием, храм за храмом. Выхваченные из потока
времени символы и образы могут создать «музеефицирующую» культуру, не
соприкасающуюся с действительностью и не получающую воплощения в новой
деятельности.
Такое отношение к культурному
деятели, а нередко и светские деятели культуры, которые полагают
необходимым обеспечить поддержание привычных смыслов, норм и ценностей,
сложившихся к данному поколению, прививать этому поколению почитание
непререкаемых ценностей прошлого. Как религиозные, так и светские сюжеты и
символы превращаются в канон и академический образец, в сопоставлении с
которым все остальное получает второстепенный или низший статус.
Ревайвализм (фундаментализм) как восстановление более ранних образцов
религиозной веры, не затронутых разлагающим воздействием ее позднейших
противников и извратителей — еще одно, крайнее направление в отстаивании
культурного наследия. Оно играет очень важную роль в тех процессах
модернизации, которые влекут за собой ослабление и распад привычных
традиционных ценностей и форм социальной регуляции. Наиболее известными
проявлениями такого рода течений стали движение гандизма в Индии и тот
процесс активизации ислама в Иране, духовным лидером которого стал аятолла
Хомейни.
В ходе идеологической борьбы происходит отбор тех или иных вариантов
культурного достояния, отвечающего интересам тех или иных социальных слоев
и движений.
Так, жесткая идеологическая борьба была развернута в Китае в 60-х гг.
под лозунгом «борьбы
с реакционным наследием
«культурная революция» дополнялась, однако, культом легизма —
раннекитайской школы права, узаконивавшей полновластие государства и его
высшего лидера.
Нередко приходится слышать и о ниспровержении культурного наследия.
Порой в ходе революционной ломки прежних социальных структур возникают
идейно-теоретические и политические течения, утверждающие бесполезность
прежнего культурного достояния для нового общества. Ни своя национальная
культура, ни религия, ни культура западных стран не считается необходимым
компонентом нового социального и духовного устройства. Если западная
(«буржуазная») культура враждебна в силу своей связи с угнетающим режимом,
то своя собственная также не заслуживает сохранения, так как обрекла народ
на отсталость и зависимость. В ходе революционной и вооруженной борьбы
будет рождаться новая культура.
Известные примеры такого подхода к культурному достоянию можно найти в
раннеболыпевистской идеологии в период гражданской войны в России. Позднее
идеи такого рода получили распространение в национализме леворадикального
толка в ряде стран Азии, Африки и Латинской Америки. Известным идеологом
такого рода подходов к культуре стал алжирский леворадикальный идеолог
Ф.Фанон.
Итак, обращение к культурному достоянию предстает как постоянная
дилемма для общественного сознания в силу глубокой противоречивости самого
прошлого, в котором неизменно сказывается соперничество различных
тенденций, не устраняемых в классической модели развития данной
цивилизации. Другой источник этой противоречивости — наличие альтернатив в
развитии общества, выбор которых требует согласования со сложившимися
устоями.
Важная функция культурного достояния — поддержание стабильности и
постоянства общественной регуляции. Те элементы культурного и социального
наследия, которые передаются из поколения в поколение и сохраняются в
течение длительного времени, выделяются в состав самобытности. Самобытность
включает не только такие традиционные механизмы, как обычай и обряд, но и
более дифференцированные и подвижные элементы: ценности, нормы,
общественные институты. Как уже упоминалось, в механизме традиционной
регуляции инновации оцениваются как вредное отклонение и устраняются.
Однако основной формой регуляции традиции могут служить только в
относительно простых и изолированных коллективах, где практическая и
духовная сферы почти не отделены друг от друга и ссылка на заветы предков