Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 16:01, реферат
Цель работы: рассмотрение культуры как системы ценностей и норм.
Работа состоит из трех глав, в которых анализируется культура как
социальное явление, представлены основные компоненты культуры: ценности,
нормы, обычаи, а так же рассматриваются факторы, влияющие на динамику
культуры в целом.
Введение. 3
Глава 1. Культура как социальное явление. 4
1.1.Сущность культуры 4
1.2. Виды культуры 6
1.3. Структура и функции культуры 8
Глава 2. Основные компоненты культуры: ценности, нормы, обычаи. 12
2.1. Обычаи 12
2.2. Нормы культуры. 13
2.2.1.Классификация норм. 14
2.2.2.Нарушение норм и нормотворчество. 16
2.3. Ценности культуры 19
2.3.1. Классификация ценностей. 20
2.3.2. Механизм действия ценностей. 24
2.3.3. Ценностные расхождения и полиморфизм культуры. 25
Глава 3. Источники и факторы культурной динамики 28
Заключение. 35
Список использованной литературы. 36
соблюдая законы и конституцию.
4. Культурные нормы,
взаимодействия между индивидами и различными группами. Так, принято
говорить на своем языке, читать и писать, любить музыку своего народа,
поддерживать
стиль и символику своей
норм может рассматриваться как ненормальное поведение, если, конечно, оно
не получит статус «оригинальности» или «талантливости».
Принято различать нормы общечеловеческие, национальные, классовые,
групповые, межиндивидуальные. Требования, вытекающие из этой разновидности
норм, нередко расходятся. Группа может требовать от своих членов действий,
осуждаемых обществом. Два лица могут следовать в своих отношениях правилам,
которые они отнюдь не считают общезначимыми и даже возражали бы против
попыток возвести эти правила во всеобщий закон.
Иногда группа проявляет
соблюдение которых требуется большим обществом.
Хорошо известно, что нормы имеют не только общенациональное значение,
но и дифференцированы по социальным структурам. Они поддерживают и
классовое разделение, дистанцию между профессиональными группами,
сословиями, обеспечивая механизм распределения знаний и типов деятельности,
а соответственно
социального статуса и
В таких случаях, когда совместная деятельность разных групп требует
соблюдения социальной дистанции — как в отношениях между старшими и
младшими, мужчинами и женщинами, начальниками и подчиненными, рядовыми и
командным составом, студентами и преподавателями,— существуют особые нормы
поведения, обращения, ритуалы, приветствия, этикет, через которые
формализуются требования к участникам общения, выделяемого из массовой и
обыденной деятельности[9].
Нормы отличаются друг от друга степенью обязательности. Можно выделить
побуждающие нормы (самосовершенствуйся!) и запрещающие нормы (не лги!).
Некоторые нормы (например, в хозяйстве, в научно-технической деятельности)
устанавливаются сознательно, на основе расчета или соглашения. Другие (в
сфере общественных отношений и быта) поддерживаются многовековой традицией.
По отношению к наиболее сильным чувствам, например эротическим и
честолюбивым, нормы обладают большой степенью императивности. Они
препятствуют возникновению враждебных чувств у тех, кто должен жить и
работать вместе, а также интимных связей, могущих нарушить социально-
необходимую дистанцию.
Определенность норм зависит
от специфики объекта
определенны в
критериях грамотности и
деятельности. Более вариабельна практика воспитания — от жесткой
требовательности закрытого заведения до распущенной уличной среды, в
которой действуют свои нормы.
Нормируется и духовно-
аффектации и другие психические процессы, поскольку они протекают в
конкретной социальной среде, всегда в той или иной степени нормированы. Их
содержание, направленность, интенсивность обусловлены не только
физиологической
активностью психики и
Устойчивые нормы сохраняются в течение многих поколений, получают
нравственное обоснование, нередко освящаются авторитетом религии и
поддерживаются законом. Нередко нормы сохраняются еще долгое время после
того, как они потеряли свою эффективность, превращаясь в пустые ритуалы, в
устаревший стиль и т.п.
Ролевые функции. Именно с
ролевые функции человека в обществе и группе, обусловленные его статусом в
этой группе. Норма, внедряемая как в поведение индивида, так и в менталитет
группы и общества, диктует ожидаемое поведение, его стереотип,
представление индивида о своем должном поведении.
Детальное рассмотрение
социальной психологии.
Нормы и право. Именно в сфере
деление между моральной и правовой подсистемами культуры. И та, и другая
действуют большей частью в одних и тех же сферах: в труде, быту, политике,
семейных, личных, внутригрупповых, межклассовых и международных отношениях.
Моральные нормы формируются большей частью в самой практике массового
поведения, в процессах взаимного общения и отражают практический и
исторический опыт. Выполнение требований морали может контролироваться
всеми людьми без исключения и каждым в отдельности. Авторитет человека в
области морали не связан с его официальными полномочиями, властью и
богатством, но является авторитетом духовным, проявлением его общественного
престижа и зависит от его способности адекватно выразить общий интерес,
внутренне разделяемый всеми членами коллектива. Но мораль может быть и не
связана с институциональным началом или персонифицирована кем-либо, а может
существовать как общепринятое, как завет.
Моральные требования имеют в виду не достижение каких-то частных и
ближайших целей, они «не практичны», а указывают общие нормы и принципы
поведения, оправдывающие себя лишь через состояние данной группы и общества
в целом в какой-то перспективе. Мораль не может указать: чтобы достичь того-
то, нужно поступать так-то. Она предстает как сумма требований,
регулирующих
состояние общества.
2.2.2.Нарушение норм и
Действенность норм, конечно, не абсолютна, так как все они так или
иначе нарушаются. Однако их отнюдь нельзя считать среднестатистическими
величинами. Они функционируют как морально или юридически признанные формы
поведения или мышления, обладающие устойчивым признанием в обществе и
пробивающиеся через все ситуационные препятствия и тенденции криминализации
общества, через корыстное нарушение индивидами или группами. И все же
значение всяких норм условно и зависит от их функциональности, от состояния
самого общества. Изменение деятельности требует изменения прежних норм или
введения новых. Преодолевая застывшие нормы, нарушая запреты, открывая
новые варианты деятельности или поведения, личность или общество меняют
свою деятельность. Иногда запреты ломаются жестко и нормы вводятся указом
властей или центральным регулирующим органом того или иного института. Мало
считался царь Петр I со сложившимися нормами поведения, когда он резал
бороды боярам, вводил немецкое платье и устраивал шутовские ассамблеи,
переворачивавшие наизнанку представления, сложившиеся в верхах российского
общества. Но еще до него патриарх Никон провел церковную реформу и запретил
двоеперстие. В 20-х гг. XX в. декретами советской власти была изменена
алфавитная система у ряда народов СССР. Хотя в каждом из этих случаев
нововведение сохранилось, оно вызвало у общества сопротивление, породившее
устойчивые противоречия в духовной и социальной жизни, явные или скрытые
расколы.
Даже весьма, казалось бы, необходимые нововведения или запреты, не
согласованные со сложившейся в обществе нормативностью, не адаптированные к
типу массовых ожиданий или не скомпенсированные какими-то заменами, терпят
провал, приводят к обратным результатам или порождают явное отторжение. В
качестве уже почти классических примеров нелепого запрета принято приводить
опыт введения «сухого закона» в США в 20-х гг. и антиалкогольную кампанию в
СССР, начатую в 1986 г[10].
Оба эти акта нормотворчества привели не к снижению уровня алкоголизма,
как было задумано, а к громадному росту нелегального изготовления и продажи
спиртных напитков.
Именно социологический анализ, учитывающий не только назревшую
необходимость и функциональную целесообразность утверждаемой нормы, но и
исторически сложившуюся систему социокультурной регуляции, в которую она
вводится, помогает выявить ограниченность и противоречивость указного
введения норм и те трудности, с которыми новая мера столкнется в социальной
жизни. Возможности усвоения новых норм обусловлены типом культуры,
историческими обстоятельствами, социальной структурой, наличными
коммуникациями. Чаще всего старые и новые нормы сосуществуют — одни как
ритуалы, другие как практические правила.
Для утверждения и защиты
поощрения, осуждения или запрета. Широта нормативности и тотальная
потребность в ней приводят к тому, что поощрение обычно менее ярко
выражено, чем осуждение и запрет.
В примитивной среде или
дифференцированные и обдуманные формы регуляции поведения, существуют
различные табу
как непреложный и
либо действий. Даже внешне абсурдные запреты (в отношении еды, каких-либо
поступков, произнесения каких-то слов и т.д.) приобретают важное значение в
системе социального контроля, снижая уровень напряженности и блокируя
разрушительное поведение.
Чем сложнее общество, тем дифференцированной должна быть и принятая в
нем нормативная система, тем необходимее и определеннее нормативы и органы,