Культура как социальное явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 16:01, реферат

Описание

Цель работы: рассмотрение культуры как системы ценностей и норм.
Работа состоит из трех глав, в которых анализируется культура как
социальное явление, представлены основные компоненты культуры: ценности,
нормы, обычаи, а так же рассматриваются факторы, влияющие на динамику
культуры в целом.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Культура как социальное явление. 4
1.1.Сущность культуры 4
1.2. Виды культуры 6
1.3. Структура и функции культуры 8
Глава 2. Основные компоненты культуры: ценности, нормы, обычаи. 12
2.1. Обычаи 12
2.2. Нормы культуры. 13
2.2.1.Классификация норм. 14
2.2.2.Нарушение норм и нормотворчество. 16
2.3. Ценности культуры 19
2.3.1. Классификация ценностей. 20
2.3.2. Механизм действия ценностей. 24
2.3.3. Ценностные расхождения и полиморфизм культуры. 25
Глава 3. Источники и факторы культурной динамики 28
Заключение. 35
Список использованной литературы. 36

Работа состоит из  1 файл

Культура как социальное явление.doc

— 326.00 Кб (Скачать документ)

простые человеческие нормы, так и высокие ценности  могут  быть  подвергнуты

интеллектуальной  критике и отменены.

      В условиях резких  сдвигов  (революций)  в  обществе  могут  возникать

тенденции  к  быстрому   и   радикальному   ниспровержению   прежде   высоко

почитавшихся  ценностей в пользу новых, подчас прямо противоположных.  Однако

в устойчивых культурах  вырабатываются свои способы и  механизмы  преодоления

противостояния  разных ценностных мотиваций без  их взаимного  разрушительного

столкновения.

      В упорядочивании ценностного  противостояния и разброса можно   выделить

три  основных  принципа.  Первый  основан  на иерархизации,  на   выделении

доминантных ценностей,  по  отношению  к  которым  остальные  выступают  как

вторичные. Это  помогает обществу или индивиду уладить  проблему  столкновения

любви    и    долга,    человеческого     отношения     с     практичностью,

общегосударственного  и локального интересов, власти и  личности и т.д.

      Принципиальное решение дает  уже христианская формула «Богу   богово,  а

кесарю кесаревом: во властной и духовной сферах  должны  действовать  разные

принципы, не устраняя друг друга.

      В полемике средневекового рыцаря  и крестьянина по  поводу  того,  идти

или не идти в  крестовый поход  на  неверных,  второй  собеседник  выставляет

достоинство своего труда,  благо  своей  семьи  и  личную  безопасность  как

аргументы против выполнения высокого долга, но в конце концов соглашается  с

рыцарем и идет в поход.

      В известном «деле Рушди» его  «Сатанинские стихи» вызвали   обвинение  в

религиозном кощунстве  и  заочный  смертный  приговор.  Принятие  в  мировом

общественном  мнении  разделения  религиозных  ценностей  и  моральных  норм

привело к резкому  протесту со стороны многих людей  в разных  странах  против

такого фанатичного  проявления  религиозности.  Оба  суждения,  вынесенные  в

разных системах ценностей, остаются в силе.

      Другой способ упорядочивания  ценностей,  как  и  норм,  состоит  в  их

распределении  по  разным  сферам   деятельности.   Жесткая   рациональность

профессиональной  работы может смениться духовным восхождением через  музыку,

молитву или  медитацию  —  или же  игрой и развлечением,  чтобы внутренне

расслабиться.

      Третий способ — распределение  ценностей по  разным  социальным  слоям.

Так, даже господствующие элиты сами по себе не  представляют  собой  единого

слоя, а делятся  на типы, осуществляющие разные  функции  и  придерживающиеся

разных ориентации.  Для  политической  элиты  главная  ценность—власть,  для

военной  —   сила,   для   религиозной   —   моральные   ценности,   а   для

интеллектуальной  —  знания.  И  хотя  правильно   организованное   общество

нуждается во всех этих компонентах регуляции, между  этими элитами  неизменно

возникают разногласия,  отражающиеся  в  напряженных  идеологических  спорах

относительно  того, кто важнее.

      Лишь в предельных толкованиях  ценности, относящиеся к  разным  сферам,

фигурируют независимо друг от друга  (например,  по  принципу  «морали  нет,

есть только красота»). Обычно  они  пересекаются  друг  с  другом,  хотя  во

всяком развитом обществе никогда не совпадают. Чем  выше  уровень  ценностей,

тем больше они связаны с сознательной верой в их  значение.  Именно  поэтому

необходима длительная и  основательная  работа  по  воспитанию  и  внедрению

высших ценностей.  Особенно  велика  здесь  роль  религиозных  институтов  и

системы образования, принятой в обществе. 

              Глава 3. Источники и факторы  культурной динамики 

      Можно выделить  несколько   источников,  формирующих  и   поддерживающих

изменения в  культуре.  Хотя  объем  этих  вариантов  сильно  колеблется  для

разных обществ  или периодов, они  постоянно  сказываются  в  социокультурной

динамике.

      1. Инновация  как  изобретение   или  выработка  новых   идей,  образов,

моделей  или  принципов  действия,  политических  и   социальных   программ,

нацеленных  на  изменение  общественного  бытия,   выдвижение   новых   форм

деятельности  или   организации   общества,   нового   типа   мышления   или

чувствования. Носителями новаторства  могут  выступать  творческие  личности

(пророки,  правители,  мудрецы,  деятели  культуры,  ученые  и   т.д.)   или

новаторские группы, выдвигающие новые  идеи,  нормы,  ориентации  и  способы

деятельности, отличные  от  того,  что  принято  в  данном  обществе.  Часто

обращают внимание на то, что источником инноваций  обычно служит не  «простой

средний человек» и не средняя социальная группа, а индивид или  группа,  так

или  иначе  «выбивающиеся»  из  данного  общества,   оказывающиеся   в   нем

«авангардом»,   «диссидентами»   или   «маргиналами».   Они   не   принимают

сложившихся  нормативных  принципов  регуляции и ищут  свои  особые   пути

самоутверждения.  Поэтому,  в  частности,  в   культуре   всякого   общества

поддерживается  высокий статус людей, обладающих необычными  способностями  к

творчеству, если, конечно, это творчество отвечает ожиданиям группы.

      На более массовом  уровне  носителями  новаторства  нередко   выступают

выходцы из других стран или из другой социокультурной  среды,  оказывающиеся

гетерогенными для данного общества. Это могут  быть  и  сектантские  группы,

нарушающие  сложившееся  «благочиние»,  затевающие  новые  пути  спасения  и

отвечающие им формы практического поведения  и  хозяйственной  деятельности.

Такую  роль  выполняли  протестанты  на  раннебуржуазном  этапе  европейской

истории, европейцы  в колониальных странах, выходцы из  арабских  стран или

индийцы в  Восточной  Африке,  китайцы  в  Юго-Восточной  Азии.  Выходцы  из

кавказских  народов  в  среднерусской  полосе  нередко   оказываются   более

успешными  в  развитии  торговли,  сферы  услуг,  различных  промыслов,  чем

коренное  население.  Носителями   тенденций   обновления   и   модернизации

выступают активные слои, не  находящие  себе  приемлемого  места  в  прежней

системе отношений  и типах деятельности.

      Однако  имеется  существенная  проблема  соединения   нововведений   с

социокультурной  средой.   Всякое   нововведение   обречено   на   забвение,

отторжение или  лишь на временную местную реализацию, если оно  не  встречает

понимания со стороны  принимающего  общества,  если  отсутствует  социальный

спрос,  определяемый  как  состоянием  общества,  так  и  тем,  какой   слой

оказывается наиболее заинтересованным в развитии нового типа деятельности.

      Именно  социальная   детерминация   определяет   судьбу   открытий   и

изобретений (получит  ли  творческий  акт  признание  или  будет  обречен  на

забвение). Показательный  пример  дает  история  книгопечатания  в  Западной

Европе. И. Гутенберг  начал печатать книги в середине  XV  в.  Но  культурная

среда была настолько  готова к восприятию этого факта, что уже в  1500  г.  в

26 городах Европы  было основано почти  1100  типографий,  которые  выпустили

около 40 тысяч  изданий книг общим тиражом 10—12 миллионов экземпляров.  Хотя

в  России  первая  книга  была  напечатана  Иваном  Федоровым  с   небольшим

опозданием (1564 г.), этот  факт  не  повлек  за  собой  прорыва  в  стране,

широкое  книгопечатание  было  отложено  на  полтора  столетия,  а  сам   он

подвергся гонениям.

      История знает множество примеров  того,  как  открытия  и   нововведения

отторгались  и   предавались   забвению,   если   они   не   соответствовали

социокультурной  среде.  И  напротив,  «социальный   заказ»   рождал   поток

предложений,  получавших  признание  общества.  Так,  паровая  машина   была

впервые построена  русским изобретателем  Иваном  Ползуновым  в  1766  г.  на

одном из  заводов  на  Алтае.  Проработав  несколько  месяцев,  машина  была

остановлена из-за смерти создателя (починить ее не удалось). Паровая  машина

Джеймса Уатта  была построена в Англии в 1776 г., и  через  несколько  лет  их

было выпущено уже несколько десятков. На протяжении всей своей долгой  жизни

Уатт продолжал  совершенствовать машину и  тем  самым  содействовал  развитию

паровой техники  как в своей стране, так и  в других странах. Он умер  в  1819

г. в почете и славе.

      Российская культура, вновь и   вновь  порождая  стимулы   для  отдельных

нововведений, для  появления  самородков,  не  имела  широкой  потребности  в

новых  знаниях,  сложившейся  социокультурной  среды,   готовой   поддержать

нововведения[14].

      2. Обращение к культурному   наследию,  под  которым   следует  понимать

сумму всех культурных достижений данного общества,  его  исторический  опыт,

сохраняющийся  в  арсенале  общественной  памяти,  включая  и   подвергшееся

переоценке  прошлое.  Такое  наследие  обладает  для  общества  вневременной

ценностью, так  как к нему относятся различной  давности  достижения,  которые

сохраняют способность  перехода к новым поколениям в  новые эпохи.

      Культурное наследие — более   широкое  понятие,  чем  традиция.  В  нем

сохраняется все  то, что на том  или  ином  этапе  было  создано  в  духовной

культуре общества,  включая  и  то,  что  на  время  было  отвергнуто  и  не

привилось, но позднее  может вновь найти свое  место  в  обществе.  В  точном

понимании  этого  термина  традиция   означает   «механизм   воспроизводства

культуры или  социальных и политических институтов, при  котором  поддержание

последних обосновывается, узаконивается  самим  фактом  их  существования  в

прошлом»[15].

      Принципиальное свойство традиции в том и состоит,  чтобы  обеспечивать

сохранение прошлых  образцов  через  устранение,  ограничение  новшеств  как

Информация о работе Культура как социальное явление