Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 16:01, реферат
Цель работы: рассмотрение культуры как системы ценностей и норм.
Работа состоит из трех глав, в которых анализируется культура как
социальное явление, представлены основные компоненты культуры: ценности,
нормы, обычаи, а так же рассматриваются факторы, влияющие на динамику
культуры в целом.
Введение. 3
Глава 1. Культура как социальное явление. 4
1.1.Сущность культуры 4
1.2. Виды культуры 6
1.3. Структура и функции культуры 8
Глава 2. Основные компоненты культуры: ценности, нормы, обычаи. 12
2.1. Обычаи 12
2.2. Нормы культуры. 13
2.2.1.Классификация норм. 14
2.2.2.Нарушение норм и нормотворчество. 16
2.3. Ценности культуры 19
2.3.1. Классификация ценностей. 20
2.3.2. Механизм действия ценностей. 24
2.3.3. Ценностные расхождения и полиморфизм культуры. 25
Глава 3. Источники и факторы культурной динамики 28
Заключение. 35
Список использованной литературы. 36
и в формах обращения.
В азиатских и африканских
культурах возраст
признак мудрости и опыта и становится подчас одним из стержней культуры.
Идентификация индивида осуществляется в идентификации его с предками, хотя
существует широкая вариативность в решении этого вопроса для различных
культур. Если у ряда кочевых народов считается делом чести помнить о 9—12
предшествующих поколениях в разных ответвлениях, то в современном
индустриальном обществе человек редко хранит память больше чем о двух
поколениях предков по прямой линии.
Межличностные отношения. Установка на равенство или иерархичность в
отношениях с другими людьми является одним из критериев различия культур.
То, что европеец воспринимает как покорность, послушание, отказ человека от
своей свободы, для других культур означает признание права уважаемого и
влиятельного человека на руководство. Ориентация на индивидуализм или
солидаризм во многом различает Запад и восточные культуры, что подробнее
будет рассмотрено в последующих главах.
Богатство. Материальное
всем культурам. Однако в действительности отношение к нему весьма различно
и сам предмет богатства зависит от характера хозяйства. Для кочевых народов
важнейшее богатство — скот, для оседлого крестьянина — земля, в феодальном
обществе статус индивида был напрямую связан с богатством, демонстрируемым
в образе жизни.
Отношение к богатству
социальности. В доиндустриальном обществе демонстративное богатство играло
важную роль, так как было наиболее очевидным свидетельством могущества и
влияния его обладателей, их принадлежности к высшему классу. Накопление
богатства, столь необходимое во всяком обществе, снижало статус владельца,
если только оно не было предназначено для последующей раздачи или
употребления на общее благо. Сословия, владеющие денежным богатством,—
купцы и ростовщики — пользовались большей частью низким престижем, а
особенно ростовщики как люди, извлекающие пользу из затруднений других
людей.
Положение радикально меняется в индустриальном обществе. По мере роста
капитализма именно накопленный и скрытый капитал, пущенный в оборот,
приобретает наибольшую ценность в общественном сознании. Влияние и мощь
владельца зависят от движения капитала по невидимым финансовым каналам,
хотя бы сам владелец вел относительно скромный образ жизни. На более
позднем этапе, в период массового производства, наступает новый поворот,
растет расширенное потребление, переходящее в демонстративное, при котором
товары и услуги приобретаются не в силу их собственных свойств, а потому,
что они дороги, т.е. доступны только состоятельным людям. Обращение к
демонстративному потреблению не только доставляет удовлетворение, но и
повышает статус богатых во мнении и отношении окружающих. Эта тенденция
проникает и в другие слои, которые могут испытывать удовлетворение от
приобщения к престижному расточительству.
Труд как ценность. Труд имеет отнюдь не только хозяйственное значение
или служит фактором, определяющим социальные отношения. Труд еще и важная
культурная ценность. Это всегда присутствует как в народной мудрости, так и
в более сложных системах морали или идеологии. Так, во многих языках
существуют сходные пословицы: «Терпение и труд все перетрут» (и наоборот:
«Под лежачий камень вода не течет»). В художественной литературе изящно
выразил свое отношение к труду Вольтер: «Труд устраняет от нас три большие
напасти: скуку, порок и нужду». Правда, в духе своего аристократического
круга он поставил на первое место скуку.
Конечно, отношение к труду, как и к другим ценностям, определяется не
только духовными или моральными критериями, а оказывается противоречивым,
зависимым во многом от других факторов, среди которых следует выделить
следующие: а) производственные, т.е. классовый статус человека и его
отношение к собственности, так как оценки своего положения для
предпринимателя и работника по найму могут резко различаться; б)
профессиональные, охватывающие престиж той или иной профессии; в)
технологические, т.е. отношение человека к той или иной стороне
производства (станку, конвейеру, компьютеру), которое может варьироваться
от высокой заинтересованности до равнодушия и даже враждебности.
По перечисленным параметрам, очевидно, отношение к труду может быть и
негативным как к источнику угнетения, зависимости, как к фактору,
сковывающему личностное развитие и подавляющему жизненные силы. Еще в
Древней Греции возник миф о Сизифе, обреченном выполнять тяжелый и
бессмысленный труд. В христианском или же мусульманском рае человек
навсегда был освобожден от труда и мог лишь предаваться чувственным или
духовным радостям. В народных сказках зачастую ленивый дурак, лишенный
алчности, но обладающий добрым сердцем, больше преуспевает, чем постоянно
озабоченный и прижимистый накопитель.
Во всякой классово дифференцированной системе субъективная
незаинтересованность трудящихся в своей работе замещается принуждением,
которое может носить характер прямого принуждения (работа «из-под палки»,
под угрозой наказания) или же чисто экономической необходимости, т.е.
физического выживания, в поддержании своей семьи.
Конечно, существует и
деятельность и то, что отвечает интересам отдельного человека, группы или
коллектива, но может расходиться с интересами общества в целом. Поэтому
регуляция трудовой деятельности требует соединения трудовых ориентации с
моральными мотивами.
Обращение к морально-
успешного хозяйственного развития. Каждая мировая религия поощряет труд,
хотя и подчиняет его более высоким ценностям спасения. Но именно в этом
находила свое разрешение ценностная двойственность труда, его основная
масса направлялась в общественно значимые сферы. Именно в освящении
общественно полезного труда и стимулировании постоянной полезной
деятельности состояло основное достижение религиозной реформации. Но и в
условиях секуляризации
сохраняется этическая
Труд принимает различное
он с наемным трудом или предпринимательством.
Различие здесь зависит во многом от положения человека в системе
производства. Живой труд и даже в его развитой профессиональной форме
обычно имеет
низший статус по сравнению с
разных его вариантах. Но этические принципы применимы по обе стороны этого
совокупного процесса. От рабочего требуется добросовестность, дисциплина,
сноровка, профессиональная ориентация.
Вместе с тем важное значение имеет и этическая ориентация
предпринимательства.
Широко обращаются к ценности
труда различные
прежде всего социалистические.
В эмпирических исследованиях находим такие варианты ценностных
ориентации в труде:
— через труд человек вступает в контакт с окружающим миром (всем
космосом), выходит за рамки своих внутренних переживаний и
непосредственного мирка;
— труд — источник отношений вне рамок нуклеарной семьи и
непосредственного окружения, он обогащает рамки межличностных отношений,
делает человека членом более широкого коллектива, сословия, класса;
— работа является важным, хотя и не единственным источником ценности.
Через работу люди устанавливают свое место в групповых отношениях и
социальной иерархии и тем самым обретают чувство безопасности,
принадлежности, самооценку и самоощущение своего значения, а следовательно,
существенной части своей сущности. Конечно, этот фактор варьируется в
разных типах социальности и разных культурах.
Наибольшее значение работа как источник идентичности имеет в
индустриальном обществе, основанном на привязанности значительной части
населения к промышленному производству. Потеря работы, безработица ведут в
таком обществе к утрате рабочей идентичности, что воспринимается как беда и
личное крушение.
В доиндустриальном и
менее значим, так как в первом случае преобладает родственная, клановая,
сословная, религиозная идентичность, а во втором — создаются
дифференцированные и гибкие структуры, замещающие «рабочую идентичность»;
— работа — источник
личного поведения. Оставаясь без работы, люди могут проводить целые дни
пассивно, предаваясь сну или мечтам наяву (вспомним образ Ильи Обломова из
романа А. Гончарова «Обломов»). Такой образ жизни чреват понижением
самооценки личности или приводит к попыткам компенсаторного самооправдания
ссылками на обстоятельства;
— труд помогает развитию