Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 16:01, реферат
Цель работы: рассмотрение культуры как системы ценностей и норм.
Работа состоит из трех глав, в которых анализируется культура как
социальное явление, представлены основные компоненты культуры: ценности,
нормы, обычаи, а так же рассматриваются факторы, влияющие на динамику
культуры в целом.
Введение. 3
Глава 1. Культура как социальное явление. 4
1.1.Сущность культуры 4
1.2. Виды культуры 6
1.3. Структура и функции культуры 8
Глава 2. Основные компоненты культуры: ценности, нормы, обычаи. 12
2.1. Обычаи 12
2.2. Нормы культуры. 13
2.2.1.Классификация норм. 14
2.2.2.Нарушение норм и нормотворчество. 16
2.3. Ценности культуры 19
2.3.1. Классификация ценностей. 20
2.3.2. Механизм действия ценностей. 24
2.3.3. Ценностные расхождения и полиморфизм культуры. 25
Глава 3. Источники и факторы культурной динамики 28
Заключение. 35
Список использованной литературы. 36
значений, идей и знаний, получающих выражение в системе морали и права,
религии, в художественной сфере и науке. Вместе с тем о культуре общества,
ее характеристиках, принципах и динамике с социологической точки зрения
следует судить отнюдь не только по собственно культурным проявлениям:
художественная продукция, религия, право, наука и т.д. Культура существует
и в практически действенной форме, в форме событий и процессов, в которых
проявились установки и ориентации участников, т. е. различных слоев, групп
и индивидов. Эти процессы и события, входящие в общую историю или связанные
с какими-то проявлениями хозяйственной, социальной и политической жизни,
имеют и культурную подоплеку, оказываются фактами и факторами культурной
истории и культурного достояния данного общества. Зарождение или принятие
религии, формирование государства, социальные смуты, нашествия и войны,
политические реформы, освободительные течения, технологические перевороты и
научные открытия — во всем этом проявляются и культурные закономерности,
формирующие данное
общество и международные отношения.
Самые простые типы поведения складываются прежде всего на основе
целостных, привычных образцов. Образец укладывается в какую-то часть
деятельности, ее отрезок, не подверженный четкому делению, изменению или
рефлексии. Термин «обычай» может отождествляться с терминами «традиция»,
«обряд», «ритуал», «нравы». Однако традиция относится все же к более
широкому кругу явлений и применяется к более дифференцированным формам
регуляции деятельности, хотя и получает при этом семантическую перегрузку.
Обряд и ритуал — более формализованные варианты привычного поведения,
принятые в определенных частях совокупной структуры культурной регуляции.
Ритуал как формализованное и специализированное поведение служит целям
упрочения связей либо между постоянными членами групп, либо во
взаимодействии между группами, снимая напряжение, недоверчивость и повышая
уровень коммуникативности.
В основном совпадает по значению с обычаями термин «нравы» как
сложившаяся форма регуляции массового поведения. Впрочем, в
культурологическом контексте нравы могут обозначать более подвижный,
изменчивый и не уходящий далеко в прошлое слой нормативного поведения,
подверженный дифференциации в зависимости от социальной среды,
психологического состояния тех или иных слоев, исторической ситуации и т.д.
Война и мир, революция, реформы, шоковая терапия, модернизация и другие
подобные процессы подразумевают крупномасштабные перемены в нравах, которые
и влекут за собой постепенный сдвиг в более широких сферах культуры, что
отнюдь не означает утраты ею своей качественной определенности.
Хотя в качестве основного регулятора поведения обычай выступает лишь в
архаичных этнографических обществах, в устойчивой бытовой среде, инертных
социальных группах, он присутствует и на всех более продвинутых ступенях.
Социально- признанные образцы складываются в обычаи, по которым накопленный
опыт передается из поколения в поколение и от индивида к индивиду. К
обычаям можно отнести и традиционные трудовые приемы, формы поведения,
жизненного уклада, воспитания. В повседневной жизни действуют привычные
правила гигиены, сложившиеся варианты общежития. Обычаем регулируются часы
и условия приема пищи, сна. Выбор пищи диктуется отнюдь не только
потребностями организма. В России, например, не принято есть змей, собак,
лягушек, кошек. Индусы не едят говядины, а мусульмане свинины. В обществах
с традиционной кочевой культурой употребляют в пищу конину. Выбор в данном
случае обусловлен не питательностью пищи, а традициями. При входе в жилище
европеец первым делом непременно снимает головной убор, восточный человек
прежде всего вспоминает об обуви. Не всегда можно прямо соотнести то и
другое с ситуацией, но таков обычай. Обычаи общепризнаны и утверждены
властью массовой привычки. Они большей частью не получают объяснения и
могут не осознаваться самими членами коллектива. На вопрос «Почему вы так
поступаете?» они отвечают: «Так принято».
Обычаи играют немалую роль в воспитании, способствуя приобщению к
культуре ребенка или же взрослого человека в инокультурной среде. Включение
в культурную деятельность в данном случае сводится к знакомству с
определенными образцами: «Поступай так, как поступает такой-то взрослый или
окружающие». Суть поведения не объясняют, а просто знакомят с обычаем,
который выполняет функцию обязательного для исполнения образца поведения.
Образец может быть положительным (так надо поступать) или отрицательным
(так не надо поступать). Обычай может выступать как решительное
вмешательство в жизнь индивида, резко поворачивающее его естественную или
привычную жизнь.
В некоторых племенных
и девушек по достижении определенного возраста суровым испытаниям —
инициациям, пройдя через которые они должны преодолеть свою прежнюю
детскость и только после этого могут быть допущены в мир взрослых.
Подобными церемониями, как правило, обставляется и бракосочетание, после
которого молодожены утрачивают некоторые вольности, но приобретают и новые
права[8].
2.2. Нормы культуры.
В отличие от обычая норма охватывает не весь отрезок деятельности, а
какой-то ее принцип, параметр, что составляет определенную меру
вариативности поведения. Любое общество или отдельная социальная ячейка и
группа должны
упорядочивать отношения в
ведущие к разладу и произволу, устранять влияние стихийных настроений. Оно
должно также согласовывать действия отдельных личностей и групп, приводить
их в соответствие с общими интересами данной ячейки или общества. Наведение
порядка может быть достигнуто через насилие и принуждение, через
политическое, идеологическое и психологическое манипулирование обществом,
что выходит за рамки собственно культуры и влечет за собой ответную
психологическую реакцию отторжения источника такого принуждения.
Разоблачение манипулирования ведет к росту недоверия, двоемыслия и цинизма,
что также разрушает социальное взаимодействие. Поэтому устойчивое и
действенное регулирование отношений достигается через нормы, которые
обеспечивают добровольное и сознательное сотрудничество людей, опираются на
внутренние мотивы и потребности, соответствующие общественно одобряемым
целям, стимулируют устойчивые отношения в коллективе, опирающиеся на
привычные ожидания (экспектации).
Функция нормы состоит в том,
чтобы исключить влияние
субъективных мотивов и обстоятельств, психологических состояний, обеспечить
надежность, предсказуемость, стандартность и общепонятность поведения.
Норма формирует ожидаемое поведение, понятное окружающим людям.
Содержательная сторона норм
определяется целями той
деятельности, к которой они относятся. При этом различные виды деятельности
нормированы не в одинаковой степени, а содержание и способы нормирования
различны в разных культурах. В сфере производства действуют технические
нормы, обусловленные практическими интересами, устройством машин, свойством
материалов. Сфера взаимоотношений между гражданами и социальными
институтами регулируется юридическими нормами. В большинстве культур
существуют довольно строгие нормы, касающиеся приема алкоголя и наркотиков,
которые, правда, стираются в условиях городской массовой культуры. Нет
обществ, в которых отсутствовали бы нормы, регулирующие сексуальные
отношения. Более того, нет данных, указывающих, что такие общества вообще
когда-либо существовали. Не произволен и выбор одежды. Допустимая степень
обнаженности — объект строгого нормирования. Общество не безразлично к
форме прически, длине волос, бороды, к манере ходить, говорить, пожимать
руку, смеяться,
смотреть на другого человека.
2.2.1.Классификация норм.
Целесообразно обратиться к
1. Нормы, поддерживающие порядок в отношениях как в обществе в целом,
так и в составляющих его группах. Во всяком обществе принято выполнять
какие-то обязанности, например, мужчины должны выполнять сложные
технические работы и служить в армии, а женщины — вести домашнее хозяйство
и рожать детей.
2. Экономические нормы, дающие приемлемые критерии хозяйственной
деятельности, целесообразности и профессионализма, практичности и
эффективности. Они определяются как средняя величина, характеризующая
принятую меру расхода ресурсов и выработки продукции, качество работы и
т.д. Хотя в этой сфере норма зависит, конечно, прежде всего от состояния
производительных сил; требования выполнения нормы, предъявляемые работнику,
не допускают излишних расходов материала, времени, собственных сил и
диктуют обязанность работать профессионально, т.е. производить вещи или
услуги, отвечающие принятым требованиям.
3. Политические нормы, фиксирующие обязанность поддерживать общие
принципы политической системы своей страны, вести борьбу по правилам,