Культура как социальное явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 16:01, реферат

Описание

Цель работы: рассмотрение культуры как системы ценностей и норм.
Работа состоит из трех глав, в которых анализируется культура как
социальное явление, представлены основные компоненты культуры: ценности,
нормы, обычаи, а так же рассматриваются факторы, влияющие на динамику
культуры в целом.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Культура как социальное явление. 4
1.1.Сущность культуры 4
1.2. Виды культуры 6
1.3. Структура и функции культуры 8
Глава 2. Основные компоненты культуры: ценности, нормы, обычаи. 12
2.1. Обычаи 12
2.2. Нормы культуры. 13
2.2.1.Классификация норм. 14
2.2.2.Нарушение норм и нормотворчество. 16
2.3. Ценности культуры 19
2.3.1. Классификация ценностей. 20
2.3.2. Механизм действия ценностей. 24
2.3.3. Ценностные расхождения и полиморфизм культуры. 25
Глава 3. Источники и факторы культурной динамики 28
Заключение. 35
Список использованной литературы. 36

Работа состоит из  1 файл

Культура как социальное явление.doc

— 326.00 Кб (Скачать документ)

значений, идей и знаний, получающих выражение  в  системе  морали  и  права,

религии, в художественной сфере и науке. Вместе с тем  о  культуре  общества,

ее характеристиках, принципах и  динамике  с  социологической  точки  зрения

следует судить  отнюдь  не  только  по  собственно  культурным  проявлениям:

художественная  продукция, религия, право, наука и  т.д.  Культура  существует

и в практически  действенной форме, в форме событий  и  процессов,  в  которых

проявились установки  и ориентации участников, т. е. различных  слоев,  групп

и индивидов. Эти процессы и события, входящие в общую историю или  связанные

с какими-то проявлениями хозяйственной,  социальной  и  политической  жизни,

имеют и культурную подоплеку, оказываются  фактами  и  факторами  культурной

истории и культурного  достояния данного общества.  Зарождение  или  принятие

религии, формирование государства,  социальные  смуты,  нашествия  и  войны,

политические  реформы, освободительные течения, технологические перевороты  и

научные открытия — во всем этом  проявляются  и  культурные закономерности,

формирующие данное общество и международные отношения. 

                                 2.1. Обычаи 

      Самые простые типы  поведения   складываются  прежде  всего   на  основе

целостных,  привычных  образцов.  Образец  укладывается  в  какую-то   часть

деятельности, ее отрезок, не подверженный  четкому  делению,  изменению  или

рефлексии. Термин «обычай» может  отождествляться  с  терминами  «традиция»,

«обряд», «ритуал»,  «нравы».  Однако  традиция  относится  все  же  к  более

широкому кругу явлений и применяется к более дифференцированным  формам

регуляции деятельности, хотя и получает при этом  семантическую  перегрузку.

Обряд и  ритуал  —  более  формализованные  варианты  привычного  поведения,

принятые в  определенных частях совокупной  структуры  культурной  регуляции.

Ритуал как  формализованное  и  специализированное  поведение  служит  целям

упрочения  связей  либо   между   постоянными   членами   групп,   либо   во

взаимодействии  между группами, снимая напряжение, недоверчивость  и  повышая

уровень коммуникативности.

      В основном  совпадает  по  значению  с  обычаями  термин  «нравы»  как

сложившаяся   форма    регуляции    массового    поведения.    Впрочем,    в

культурологическом  контексте  нравы  могут  обозначать   более   подвижный,

изменчивый и  не уходящий  далеко  в  прошлое  слой  нормативного  поведения,

подверженный   дифференциации   в   зависимости   от    социальной    среды,

психологического  состояния тех или иных слоев, исторической ситуации и  т.д.

Война и мир, революция, реформы,  шоковая  терапия,  модернизация  и  другие

подобные процессы подразумевают крупномасштабные перемены в нравах,  которые

и влекут за собой  постепенный сдвиг в более  широких  сферах  культуры,  что

отнюдь не означает утраты ею своей качественной определенности.

      Хотя в качестве основного  регулятора поведения обычай  выступает лишь в

архаичных этнографических  обществах, в устойчивой  бытовой  среде,  инертных

социальных группах, он присутствует и на всех  более  продвинутых  ступенях.

Социально- признанные образцы складываются в обычаи, по которым  накопленный

опыт передается из поколения  в  поколение  и  от  индивида  к  индивиду.  К

обычаям можно  отнести  и  традиционные  трудовые  приемы,  формы  поведения,

жизненного уклада, воспитания.  В  повседневной  жизни  действуют  привычные

правила гигиены, сложившиеся варианты общежития. Обычаем  регулируются  часы

и  условия  приема  пищи,  сна.  Выбор  пищи  диктуется  отнюдь  не   только

потребностями организма. В России, например, не принято  есть  змей,  собак,

лягушек, кошек. Индусы не едят говядины, а мусульмане свинины.  В  обществах

с традиционной кочевой культурой употребляют  в пищу конину. Выбор  в  данном

случае обусловлен не питательностью пищи, а традициями. При входе  в жилище

европеец первым делом непременно снимает головной  убор,  восточный  человек

прежде всего  вспоминает об обуви. Не  всегда  можно  прямо  соотнести  то  и

другое с ситуацией,  но  таков  обычай.  Обычаи  общепризнаны  и  утверждены

властью массовой привычки. Они  большей  частью  не  получают  объяснения  и

могут не осознаваться самими членами коллектива. На вопрос  «Почему  вы  так

поступаете?»  они отвечают: «Так принято».

      Обычаи играют немалую роль  в  воспитании,  способствуя   приобщению  к

культуре ребенка  или же взрослого человека в инокультурной  среде.  Включение

в  культурную  деятельность  в  данном  случае  сводится  к   знакомству   с

определенными образцами: «Поступай так, как поступает  такой-то взрослый  или

окружающие». Суть поведения не  объясняют,  а  просто  знакомят  с  обычаем,

который выполняет  функцию обязательного для  исполнения  образца  поведения.

Образец может  быть положительным  (так  надо  поступать)  или  отрицательным

(так  не  надо  поступать).   Обычай   может   выступать   как   решительное

вмешательство в жизнь индивида, резко поворачивающее  его  естественную  или

привычную жизнь. В некоторых племенных культурах  принято  подвергать  юношей

и  девушек  по  достижении  определенного  возраста  суровым  испытаниям   —

инициациям,  пройдя  через  которые  они  должны  преодолеть  свою   прежнюю

детскость  и  только  после  этого  могут  быть  допущены  в  мир  взрослых.

Подобными церемониями, как правило,  обставляется  и  бракосочетание,  после

которого молодожены утрачивают некоторые вольности, но приобретают  и  новые

права[8]. 

                            2.2. Нормы культуры. 

      В отличие от обычая норма  охватывает не весь отрезок  деятельности,  а

какой-то  ее   принцип,   параметр,   что   составляет   определенную   меру

вариативности поведения. Любое общество или отдельная  социальная  ячейка  и

группа должны упорядочивать отношения в своей  среде,  ослаблять  тенденции,

ведущие к разладу  и произволу, устранять влияние  стихийных  настроений.  Оно

должно также  согласовывать действия отдельных  личностей и  групп,  приводить

их в соответствие с общими интересами данной ячейки или общества.  Наведение

порядка  может  быть  достигнуто  через   насилие   и   принуждение,   через

политическое, идеологическое и  психологическое  манипулирование  обществом,

что выходит  за  рамки  собственно  культуры  и  влечет  за  собой  ответную

психологическую   реакцию   отторжения   источника    такого    принуждения.

Разоблачение  манипулирования ведет к росту  недоверия, двоемыслия и  цинизма,

что  также  разрушает  социальное  взаимодействие.  Поэтому   устойчивое   и

действенное  регулирование  отношений  достигается  через   нормы,   которые

обеспечивают  добровольное и сознательное сотрудничество людей, опираются  на

внутренние мотивы  и  потребности,  соответствующие  общественно  одобряемым

целям,  стимулируют  устойчивые  отношения  в  коллективе,  опирающиеся   на

привычные ожидания (экспектации).

      Функция нормы состоит в том,  чтобы исключить влияние случайных,  чисто

субъективных  мотивов и обстоятельств, психологических  состояний,  обеспечить

надежность,  предсказуемость,  стандартность  и  общепонятность   поведения.

Норма формирует ожидаемое поведение, понятное окружающим людям.

      Содержательная сторона норм  определяется целями той  конкретной  сферы

деятельности, к  которой они относятся. При этом различные виды  деятельности

нормированы не в одинаковой степени, а  содержание  и способы нормирования

различны в  разных культурах.  В  сфере  производства  действуют  технические

нормы, обусловленные  практическими интересами, устройством  машин,  свойством

материалов.   Сфера   взаимоотношений   между   гражданами   и  социальными

институтами  регулируется  юридическими  нормами.  В   большинстве   культур

существуют довольно строгие нормы, касающиеся приема алкоголя и  наркотиков,

которые, правда, стираются  в  условиях  городской  массовой  культуры.  Нет

обществ,  в  которых отсутствовали бы  нормы,   регулирующие   сексуальные

отношения. Более  того, нет данных, указывающих, что  такие  общества  вообще

когда-либо существовали. Не произволен и выбор  одежды.  Допустимая  степень

обнаженности  — объект  строгого  нормирования.  Общество  не  безразлично  к

форме прически, длине волос, бороды, к  манере  ходить,  говорить,  пожимать

руку, смеяться, смотреть на другого человека. 

                          2.2.1.Классификация норм. 

      Целесообразно обратиться к классификации норм, данной Т. Парсонсом:

      1. Нормы, поддерживающие порядок  в отношениях как в обществе  в  целом,

так и в составляющих его  группах.  Во  всяком  обществе  принято  выполнять

какие-то   обязанности,   например,   мужчины   должны   выполнять   сложные

технические работы и служить в армии, а женщины  — вести  домашнее  хозяйство

и рожать детей.

      2.  Экономические  нормы,  дающие  приемлемые  критерии  хозяйственной

деятельности,   целесообразности   и   профессионализма,   практичности    и

эффективности.  Они  определяются  как  средняя  величина,   характеризующая

принятую меру расхода ресурсов и  выработки  продукции,  качество  работы  и

т.д. Хотя в этой сфере норма зависит, конечно,  прежде  всего  от  состояния

производительных  сил; требования выполнения нормы, предъявляемые  работнику,

не  допускают  излишних  расходов  материала,  времени,  собственных  сил  и

диктуют обязанность  работать  профессионально,  т.е.  производить  вещи  или

услуги, отвечающие принятым требованиям.

      3. Политические  нормы,  фиксирующие обязанность поддерживать  общие

принципы политической  системы  своей  страны,  вести  борьбу  по  правилам,

Информация о работе Культура как социальное явление