Культура как социальное явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 16:01, реферат

Описание

Цель работы: рассмотрение культуры как системы ценностей и норм.
Работа состоит из трех глав, в которых анализируется культура как
социальное явление, представлены основные компоненты культуры: ценности,
нормы, обычаи, а так же рассматриваются факторы, влияющие на динамику
культуры в целом.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Культура как социальное явление. 4
1.1.Сущность культуры 4
1.2. Виды культуры 6
1.3. Структура и функции культуры 8
Глава 2. Основные компоненты культуры: ценности, нормы, обычаи. 12
2.1. Обычаи 12
2.2. Нормы культуры. 13
2.2.1.Классификация норм. 14
2.2.2.Нарушение норм и нормотворчество. 16
2.3. Ценности культуры 19
2.3.1. Классификация ценностей. 20
2.3.2. Механизм действия ценностей. 24
2.3.3. Ценностные расхождения и полиморфизм культуры. 25
Глава 3. Источники и факторы культурной динамики 28
Заключение. 35
Список использованной литературы. 36

Работа состоит из  1 файл

Культура как социальное явление.doc

— 326.00 Кб (Скачать документ)

которые  поддерживают  и  регулируют  такую  систему.  Помимо  общественного

мнения, большое  место  в  такой  регуляции  занимают  системы  образования,

воспитания  и  государственного  управления.   Последнее   имеет   в   своем

распоряжении  как  административно-бюрократические,  так  и  судебно-правовые

органы,  в  том  числе  исправительные  учреждения.  В  том  случае,   когда

нарушение  норм  принимает  насильственный  и  неуправляемый   характер,   в

действие обычно вводится армия, призываемая для  наведения порядка.

      Вместе с тем обилие и жестокость  запретов не  только  могут   досаждать

индивиду и  сдерживать его инициативу. Они могут  тем самым вредить  и  самому

обществу, если они сковывают полезную инициативу. Нормативная  избыточность,

т.е. излишние запреты  и ограничения, свойственна  обществам  с  относительно

бедной культурой, для  которых  внутренние  расколы  чреваты  гибелью  всего

общества.  Но  избыточность  такого  рода  часто  сохраняется  и  на  стадии

относительной развитости культуры. В результате  скрупулезной  регламентации

или чрезмерно  жесткого  нормирования  поведения  искусственно  суживается  и

разнообразие  действий и мыслей личности, тормозится  культурное  творчество,

общество  плохо  приспосабливается  к  изменениям  и  приходит  в  состояние

застоя.

      Поэтому  существует  некоторый   предел   нормативности   для   всякого

общества, даже того жесткого  и  ригористичного,  которое  подчас  стремятся

установить религиозные  фундаменталисты.

      Без    допущения    отклонений,    поощрения    самостоятельности    и

предприимчивости, хотя бы в  специально  выделенных  сферах  и  ограниченных

«свободных зонах»,  общество  оказывается  скованным  в  своих  возможностях

приспосабливаться к изменчивой обстановке.

      Нарушение норм — в  широком   плане  предмет  нравственных  отклонений,

аномалии,  противоправное  отклоняющееся  поведение  или  сфера   преступных

действий. Каждое общество выполняет разносторонние формы  контроля  и  имеет

институты,  которые  должны  соблюдать  нормы  и  вести  борьбу  против   их

нарушения. Но хорошо известно, насколько неоднозначным  предстает  нарушение

норм и в  правовой сфере, вводящей многие градации девиантного  поведения,  и

в  морали,  которая   может   с   несомненностью   оправдать   несправедливо

осужденного, и  тем более в литературе и  искусстве,  для  которых  нарушение

норм очень  часто становится лишь элементом  занимательного сюжета, фоном  для

многих событий или для освещения глубинных процессов в человеческих душах  и

судьбах.

      Различие между нормой и ее  нарушением  оказывается  весьма  условным.

Незаконный бизнес или теневой капитал не только в ряде существенных  функций

переплетаются с законным бизнесом и государственным сектором, дополняя  друг

друга. Они могут  меняться местами,  если  общественно  полезное  предприятие

оказывается экологически  опасным,  а  считавшееся  до  сих  пор  незаконным

частное   предпринимательство   получает   законную   основу   для    своего

существования и необходимый престиж в обществе. Наркобизнес, азартные  игры,

проституция  или   наемничество   могут   считаться   морально   осуждаемыми

профессиями, но от них  зависит  не  только  существование  многих  людей  —

поставщиков  услуг,  но  и  поставка  на  рынок  этих  самых  услуг,   столь

необходимых потребителям. Это означает, что моральная и  правовая  антинорма

может являться нормой в экономическом плане, находя в  этом  соответствующее

утилитарное оправдание.

      Это расхождение невозможно устранить, возводя в идеальную норму только

один из противостоящих принципов. Абстрактное морализаторство  не  избавляет

общество от порока, а загоняет его вглубь. С  другой  стороны,  если  считать

единственно верным принцип «покупатель всегда прав»  или  же  «рынок  —  это

свобода  покупать  и  продавать»,  то  размываются  границы  между  законной

деятельностью и преступностью и наступает  разлад,  что  заставляет  общество

прибегать к  чрезвычайным авторитарным  мерам.  В  нормально  функционирующем

обществе  каждая  сфера  —  экономика,  социальные  структуры,  политика   и

культура —  создают специфические средства  регуляции  деятельности,  которые

дополняют друг друга.

      Нормативная сфера располагает  своим набором средств  для  того,  чтобы

ограничить  нарушения,  воспрепятствовать  им  в  наиболее   важных   сферах

социальной  жизни.  Конечно,  важнейшим  фактором  регуляции   нормативности

являются  общественная  мораль  и  право.  Но  в  культурной  сфере   важным

средством налаживания нормативности являются ценности. 

                           2.3. Ценности культуры 

      На  более  продвинутом  уровне   культурная   регуляция   человеческой

деятельности  осуществляется через систему  ценностей.  В  отличие  от  норм,

которым следуют,  ценности  подразумевают  выбор  того  или  иного  объекта,

состояния, потребности, цели, которые  имеют  более  высокое  существование.

Ценности  помогают  обществу  и  человеку  определить  хорошее   и   плохое,

идеальное  или  избегаемое  состояние,  истину  и  заблуждение,  красоту   и

безобразие,  справедливое  и   несправедливое,   допустимое   и   запретное,

существенное  и несущественное и т.д.

      Из сопутствующих понятий следует  упомянуть  «интерес»,  «потребность»,

«стремление», «долг», «идеал»,  «ориентация»  и «мотивация».  Однако  объем

этих понятий  обычно уже, чем  «ценность».  Под  интересом  или  потребностью

обычно понимаются социально обусловленные влечения, связанные  с  социально-

экономическим положением различных слоев, групп  или  индивидов,  и  в  этом

случае  остальные  ценности  («идеалы»)   —   лишь   отвлеченное   отражение

интересов. Мотивация  скорее включает в себя  те  субъективные  побуждения  —

разной направленности! —  которые  рассматриваются  социальной  психологией.

Позитивные мотивации  опираются на ценности, которые осваиваются индивидом  и

становятся  ценностными   ориентациями,   направляющими   его   сознание   и

поведение.

      Между ценностью и  действенной   ориентацией  может  возникать   разрыв,

определяемый  как расхождение между долгом и желанием, должным и  практически

реализуемым,  идеально  признаваемым  состоянием  и  жизненными   условиями,

которые не дают  шанса  человеку.  Но  такое  расхождение  между  признанием

высокого  значения  какой-либо   ценности   и   ее   недостижимостью   могут

осваиваться человеком  по-разному. Причина  может  усматриваться  во  внешних

обстоятельствах («среда заела»), «происках» соперников или врагов или  же  в

недостаточной  активности  и  эффективности  деятельности  самого  человека.

Классический  пример драматического расхождения между ценностью и  действием,

ориентированным на ее достижение, находим в пьесе  Шекспира  «Гамлет».  Почти

до самого конца  пьесы принц оттягивает свое действие (а  если  и  действует,

то ситуативно, по настроению) — и не только для  того,  чтобы  удостовериться

еще и еще  раз в преступлении, совершенном  королем, но и потому, что  глубоко

сомневается в  необходимости действовать[11].

      В отличие от него герой  романа  Достоевского  Раскольников  не  только

убедил себя в том, что не имеет ценности жизнь «вредной старушонки», но и  в

самом деле убивает  ее, что влечет за собой глубокое раскаяние. 

                       2.3.1. Классификация ценностей. 

      Всякая классификация ценностей  по типу и уровню  неизменно   условна  в

силу того, что в нее вносятся социальные и культурные значения.  К  тому  же

трудно  вставить  ту  или  другую  ценность,  имеющую  свою   многозначность

(например, семья), в определенную графу. Тем не  менее можно  дать  следующую

условно упорядоченную  классификацию ценностей.

      Витальные: жизнь, здоровье, телесность, безопасность,  благосостояние,

состояние человека (сытость, покой, бодрость), сила, выносливость,  качество

жизни, природная  среда (экологические ценности),  практичность,  потребление

и т.д.

      Социальные:  социальное  положение,  трудолюбие,  богатство,   работа,

семья,  единство,  патриотизм,  терпимость,  дисциплина,   предприимчивость,

склонность к  риску, равенство социальное,  равенство  полов,  способность  к

достижениям,  личная  независимость,  профессионализм,  активное  участие  в

жизни общества, ориентированность на прошлое  или  будущее,  экстралокальная

или же земляческая  ориентация, уровень потребления.

      Политические: свобода слова, гражданские  свободы,  хороший  правитель,

законность, порядок, конституция, гражданский мир.

      Моральные: добро,  благо,  любовь,  дружба,  долг,  честь,  честность,

бескорыстие, порядочность, верность, взаимопомощь, справедливость,  уважение

к старшим и  любовь к детям.

      Религиозные:  Бог,  божественный  закон,  вера,  спасение,  благодать,

ритуал, Священное  Писание и Предание.

      Эстетические: красота (или, напротив, эстетика  безобразного),  стиль,

гармония, следование  традиции  или  новизна,  культурная  самобытность  или

подражание.

      Рассмотрим некоторые из них более подробно, принимая, что деление по

указанным категориям условно и одни и те же ценности могут  быть  приняты  в

разных сферах.

      Семья, родственники, старшее поколение.  Во всех  культурах  существует

большая или  меньшая  степень  уважения  к  этим  социальным  элементам,  что

получает выражение  как в поведении людей (уважение младших к  старшим),  так

Информация о работе Культура как социальное явление