Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 16:01, реферат
Цель работы: рассмотрение культуры как системы ценностей и норм.
Работа состоит из трех глав, в которых анализируется культура как
социальное явление, представлены основные компоненты культуры: ценности,
нормы, обычаи, а так же рассматриваются факторы, влияющие на динамику
культуры в целом.
Введение. 3
Глава 1. Культура как социальное явление. 4
1.1.Сущность культуры 4
1.2. Виды культуры 6
1.3. Структура и функции культуры 8
Глава 2. Основные компоненты культуры: ценности, нормы, обычаи. 12
2.1. Обычаи 12
2.2. Нормы культуры. 13
2.2.1.Классификация норм. 14
2.2.2.Нарушение норм и нормотворчество. 16
2.3. Ценности культуры 19
2.3.1. Классификация ценностей. 20
2.3.2. Механизм действия ценностей. 24
2.3.3. Ценностные расхождения и полиморфизм культуры. 25
Глава 3. Источники и факторы культурной динамики 28
Заключение. 35
Список использованной литературы. 36
которые поддерживают и регулируют такую систему. Помимо общественного
мнения, большое место в такой регуляции занимают системы образования,
воспитания и государственного управления. Последнее имеет в своем
распоряжении
как административно-
органы, в том числе исправительные учреждения. В том случае, когда
нарушение норм принимает насильственный и неуправляемый характер, в
действие обычно вводится армия, призываемая для наведения порядка.
Вместе с тем обилие и
индивиду и сдерживать его инициативу. Они могут тем самым вредить и самому
обществу, если они сковывают полезную инициативу. Нормативная избыточность,
т.е. излишние запреты и ограничения, свойственна обществам с относительно
бедной культурой, для которых внутренние расколы чреваты гибелью всего
общества. Но избыточность такого рода часто сохраняется и на стадии
относительной развитости культуры. В результате скрупулезной регламентации
или чрезмерно жесткого нормирования поведения искусственно суживается и
разнообразие действий и мыслей личности, тормозится культурное творчество,
общество плохо приспосабливается к изменениям и приходит в состояние
застоя.
Поэтому существует некоторый предел нормативности для всякого
общества, даже того жесткого и ригористичного, которое подчас стремятся
установить религиозные фундаменталисты.
Без допущения отклонений, поощрения самостоятельности и
предприимчивости, хотя бы в специально выделенных сферах и ограниченных
«свободных зонах», общество оказывается скованным в своих возможностях
приспосабливаться к изменчивой обстановке.
Нарушение норм — в широком плане предмет нравственных отклонений,
аномалии, противоправное отклоняющееся поведение или сфера преступных
действий. Каждое общество выполняет разносторонние формы контроля и имеет
институты, которые должны соблюдать нормы и вести борьбу против их
нарушения. Но хорошо известно, насколько неоднозначным предстает нарушение
норм и в правовой сфере, вводящей многие градации девиантного поведения, и
в морали, которая может с несомненностью оправдать несправедливо
осужденного, и тем более в литературе и искусстве, для которых нарушение
норм очень часто становится лишь элементом занимательного сюжета, фоном для
многих событий или для освещения глубинных процессов в человеческих душах и
судьбах.
Различие между нормой и ее нарушением оказывается весьма условным.
Незаконный бизнес или теневой капитал не только в ряде существенных функций
переплетаются с законным бизнесом и государственным сектором, дополняя друг
друга. Они могут меняться местами, если общественно полезное предприятие
оказывается экологически опасным, а считавшееся до сих пор незаконным
частное предпринимательство получает законную основу для своего
существования
и необходимый престиж в
проституция или наемничество могут считаться морально осуждаемыми
профессиями, но от них зависит не только существование многих людей —
поставщиков услуг, но и поставка на рынок этих самых услуг, столь
необходимых потребителям. Это означает, что моральная и правовая антинорма
может являться нормой в экономическом плане, находя в этом соответствующее
утилитарное оправдание.
Это расхождение невозможно устранить, возводя в идеальную норму только
один из противостоящих принципов. Абстрактное морализаторство не избавляет
общество от порока, а загоняет его вглубь. С другой стороны, если считать
единственно верным принцип «покупатель всегда прав» или же «рынок — это
свобода покупать и продавать», то размываются границы между законной
деятельностью и преступностью и наступает разлад, что заставляет общество
прибегать к чрезвычайным авторитарным мерам. В нормально функционирующем
обществе каждая сфера — экономика, социальные структуры, политика и
культура —
создают специфические
дополняют друг друга.
Нормативная сфера располагает своим набором средств для того, чтобы
ограничить нарушения, воспрепятствовать им в наиболее важных сферах
социальной жизни. Конечно, важнейшим фактором регуляции нормативности
являются общественная мораль и право. Но в культурной сфере важным
средством налаживания
нормативности являются ценности.
2.3. Ценности культуры
На более продвинутом уровне культурная регуляция человеческой
деятельности осуществляется через систему ценностей. В отличие от норм,
которым следуют, ценности подразумевают выбор того или иного объекта,
состояния, потребности, цели, которые имеют более высокое существование.
Ценности помогают обществу и человеку определить хорошее и плохое,
идеальное или избегаемое состояние, истину и заблуждение, красоту и
безобразие, справедливое и несправедливое, допустимое и запретное,
существенное и несущественное и т.д.
Из сопутствующих понятий
«стремление», «долг», «идеал», «ориентация» и «мотивация». Однако объем
этих понятий обычно уже, чем «ценность». Под интересом или потребностью
обычно понимаются
социально обусловленные
экономическим положением различных слоев, групп или индивидов, и в этом
случае остальные ценности («идеалы») — лишь отвлеченное отражение
интересов. Мотивация скорее включает в себя те субъективные побуждения —
разной направленности! — которые рассматриваются социальной психологией.
Позитивные мотивации опираются на ценности, которые осваиваются индивидом и
становятся ценностными ориентациями, направляющими его сознание и
поведение.
Между ценностью и
определяемый как расхождение между долгом и желанием, должным и практически
реализуемым, идеально признаваемым состоянием и жизненными условиями,
которые не дают шанса человеку. Но такое расхождение между признанием
высокого значения какой-либо ценности и ее недостижимостью могут
осваиваться человеком по-разному. Причина может усматриваться во внешних
обстоятельствах («среда заела»), «происках» соперников или врагов или же в
недостаточной активности и эффективности деятельности самого человека.
Классический пример драматического расхождения между ценностью и действием,
ориентированным на ее достижение, находим в пьесе Шекспира «Гамлет». Почти
до самого конца пьесы принц оттягивает свое действие (а если и действует,
то ситуативно, по настроению) — и не только для того, чтобы удостовериться
еще и еще раз в преступлении, совершенном королем, но и потому, что глубоко
сомневается в необходимости действовать[11].
В отличие от него герой романа Достоевского Раскольников не только
убедил себя в том, что не имеет ценности жизнь «вредной старушонки», но и в
самом деле убивает
ее, что влечет за собой глубокое
раскаяние.
2.3.1. Классификация ценностей.
Всякая классификация
силу того, что в нее вносятся социальные и культурные значения. К тому же
трудно вставить ту или другую ценность, имеющую свою многозначность
(например, семья), в определенную графу. Тем не менее можно дать следующую
условно упорядоченную классификацию ценностей.
Витальные: жизнь, здоровье, телесность, безопасность, благосостояние,
состояние человека (сытость, покой, бодрость), сила, выносливость, качество
жизни, природная среда (экологические ценности), практичность, потребление
и т.д.
Социальные: социальное положение, трудолюбие, богатство, работа,
семья, единство, патриотизм, терпимость, дисциплина, предприимчивость,
склонность к риску, равенство социальное, равенство полов, способность к
достижениям, личная независимость, профессионализм, активное участие в
жизни общества, ориентированность на прошлое или будущее, экстралокальная
или же земляческая ориентация, уровень потребления.
Политические: свобода слова, гражданские свободы, хороший правитель,
законность, порядок, конституция, гражданский мир.
Моральные: добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, честность,
бескорыстие, порядочность, верность, взаимопомощь, справедливость, уважение
к старшим и любовь к детям.
Религиозные: Бог, божественный закон, вера, спасение, благодать,
ритуал, Священное Писание и Предание.
Эстетические: красота (или, напротив, эстетика безобразного), стиль,
гармония, следование традиции или новизна, культурная самобытность или
подражание.
Рассмотрим некоторые из них более подробно, принимая, что деление по
указанным категориям условно и одни и те же ценности могут быть приняты в
разных сферах.
Семья, родственники, старшее поколение. Во всех культурах существует
большая или меньшая степень уважения к этим социальным элементам, что
получает выражение как в поведении людей (уважение младших к старшим), так