Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 16:01, реферат
Цель работы: рассмотрение культуры как системы ценностей и норм.
Работа состоит из трех глав, в которых анализируется культура как
социальное явление, представлены основные компоненты культуры: ценности,
нормы, обычаи, а так же рассматриваются факторы, влияющие на динамику
культуры в целом.
Введение. 3
Глава 1. Культура как социальное явление. 4
1.1.Сущность культуры 4
1.2. Виды культуры 6
1.3. Структура и функции культуры 8
Глава 2. Основные компоненты культуры: ценности, нормы, обычаи. 12
2.1. Обычаи 12
2.2. Нормы культуры. 13
2.2.1.Классификация норм. 14
2.2.2.Нарушение норм и нормотворчество. 16
2.3. Ценности культуры 19
2.3.1. Классификация ценностей. 20
2.3.2. Механизм действия ценностей. 24
2.3.3. Ценностные расхождения и полиморфизм культуры. 25
Глава 3. Источники и факторы культурной динамики 28
Заключение. 35
Список использованной литературы. 36
служит достаточным обоснованием поведения. Более развитые общества не могут
ограничиться традицией, и ее функции сводятся к поддержанию фольклорного и
классического наследия. Идеологическая борьба отражает различное отношение
к традициям. Социальные группы по-разному относятся к прошлым нормам и
представлениям, воспринимая одни как позитивные, «свои», а другие —как
негативные, «чужие».
Особое значение приобретает
обращение к традиции в
усваивающих активизирующие ориентации в привычных для них формах сознания.
Религиозные или же революционные движения обращались к идеям, возрожденным
из далекого прошлого, чтобы внедрить в сознание масс близкие и понятные им
идеи.
3. Диффузия как распространение культуры. Если традиция — это передача
культуры через поколения и время, то диффузия — ее распространение в
социальном или географическом пространстве (см. гл. II). Распространение
подразумевает и заимствование как освоение тех или иных элементов культуры
из одного общества (как источник) в другое (как принимающее). В социальной
антропологии этот процесс большей частью рассматривается как аккультурация,
которой подвергаются индивиды, социальные группы, районы, нации или страны.
Она может носить прямой (через влияние интеллигенции или иммигрантов на
принявшую их социальную среду) или же косвенный характер (через воздействие
средств массовой коммуникации, потребляемые товары, университеты, научные
центры и т.д.).
Среди факторов, влияющих на культурную диффузию, обычно выделяют
следующие:
— степень интенсивности контактов. Постоянное или частое
взаимодействие обществ ведет к быстрому усвоению инородных элементов. Так,
люди, живущие на национальных окраинах или в торговых центрах, обычно
быстрее усваивают элементы других культур, чем жители глубинки;
— условия контакта: насильственное навязывание культуры неизбежно
порождает реакцию отторжения, сопротивление «оккупационной» культуре,
усиление стремления противопоставить ей свою самобытность, национальное
достояние, язык и историческую память;
— состояние и степень дифференциации общества. На процесс
заимствований влияет, с одной стороны, степень готовности общества к
усвоению инородных нововведений, что означает и наличие той социокультурной
группы, которая может стать их носителем, принять эти нововведения в своем
менталитете, образе жизни и деятельности. С другой стороны, общество,
сохраняющее определенную меру стабильности, устойчивости в системе
социокультурной регуляции, имеет больше возможностей для плодотворного
усвоения этих нововведений без реакции отторжения разрушительных
последствий чрезмерной «имитации».
4. Синтез. В качестве отдельного источника культурной динамики следует
выделить синтез как взаимодействие и соединение разнородных элементов, при
котором возникает культурное явление, течение, стиль или модель
социокультурного устройства, отличающееся от обоих составляющих компонентов
и имеющее собственное качественное определенное содержание или форму.
Синтез становится
принципиально отличается от симбиоза, возникающего в ходе взаимодействия
культур, при котором собственные и заимствованные элементы и течения
остаются в достаточной степени обособленными, сохраняющими дистанцию по
отношению друг к другу, что сопровождается зачастую взаимным недоверием и
конфликтами.
Синтез имеет место в том случае, если социокультурная система
осваивает достижения иных обществ в тех сферах, которые оказываются
недостаточно развитыми в ней самой, но при этом сохраняет присущую ей
исходную основу, позволяющую говорить о ее определенности и самобытности,
способности поддержания целостности и устойчивости.
Как частичный синтез иудео-христианской и античной традиции
формировалась на протяжении веков европейская культура, хотя в ряде
отношений разнородность этих традиций сохраняется вплоть до настоящего
времени. В VII—IX вв. складывается исламская цивилизация на основе синтеза
собственного религиозного достояния и освоения некоторых духовных
достижений античной цивилизации и политической культуры персидской
цивилизации. На основе длительного взаимодействия достояния индейских
народов и испано-португальской («иберийской») культуры складывается
симбиозно-синтетическая цивилизация Латинской Америки.
В современных условиях синтез становится важным источником
преобразования социокультурной системы многих развивающихся стран. В
качестве наиболее удобного образца осуществления плодотворного соединения
собственных национальных и модернизирующих компонентов обычно приводят
Японию и ряд других малых стран Восточной и Юго-Восточной Азии: Южная
Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур и др. Подобные тенденции имеют место, как
мы увидим, и во многих других странах Азии и Латинской Америки, хотя далеко
не везде они
оказываются преобладающими.
Культура — это духовный компонент человеческой деятельности как
составная часть и условие всей системы деятельности, обеспечивающей
различные стороны жизни человека. Это означает, что культура вездесуща, но
вместе с тем в каждом конкретном виде деятельности она представляет лишь ее
собственно духовную сторону — во всем разнообразии социально значимых
проявлений.
Вместе с тем культура — это также процесс и результат духовного
производства, что и делает ее существенной частью совокупного общественного
производства и социальной регуляции наряду с экономикой, политикой и
социальной структурой. Духовное производство и обеспечивает формирование,
поддержание, распространение и внедрение культурных норм, ценностей,
значений и знаний, воплощенных в различных компонентах культуры (мифы,
религия, художественная культура, идеология, наука и т.д.). Как важный
компонент совокупного производства культура не сводится к
внепроизводственному потреблению или обслуживанию. Она является непременной
предпосылкой всякого эффективного производства.
Мир человека - это мир культуры Культура - это освоенный и
овеществленный опыт человеческой жизнедеятельности. Любой исторический тип
культуры в своей конкретности представляет неразрывное единство двух
составляющих - актуальной культуры и культуры накопленной, или культурной
памяти. На все встающие перед ним вопросы человек ищет ответ в усвоенной им
культуре. Культура выступает уникальной характеристикой человеческой
жизнедеятельности и потому необычайно разнообразна в своих конкретных
проявлениях. Культура представляет собой сложноорганизованную систему,
элементы которой не просто множественны, но тесно переплетены и
взаимосвязаны. Культура раскрывает свое содержание через систему норм,
ценностей, значений, идей и знаний, получающих выражение в системе морали и
права, религии, в художественной сфере и науке. Культура существует и в
практически действенной форме, в форме событий и процессов, в которых
проявились установки и ориентации участников, т. е. различных слоев, групп
и индивидов. Эти процессы и события, входящие в общую историю или связанные
с какими-то проявлениями хозяйственной, социальной и политической жизни,
имеют и культурную подоплеку, оказываются фактами и факторами культурной
истории и культурного
достояния данного общества.
Список использованной
1. Батищев Г.С. Социальные связи человека в культуре // Культура, человек и
картина мира.- М.,1987.-С.110.
2. Киселева М.С. Две судьбы одного изобретения (роль культурного
контекста)//Вопросы философии.-1993.-№ 9.-С.12
3. Коган Л.Н.
Всестороннее развитие
4. Конев В.А. О сущности освоения культуры // Методологические проблемы
освоения культуры .- Куйбышев,1988.- С.7.
5. Лавренова, Т.И. Социология культуры в парадигме современного
гуманитарного знания // Социальные науки : история, теория, методология.
- М., 2000. - Вып. 1. - С. 38-46
6. Лавренова, Т.И. Социология культуры в парадигме современного
гуманитарного знания // Социальные науки : история, теория, методология.
- М., 2000. - Вып. 1. - С. 38-46
7. Левада Ю.А.
Традиция.//Философская
253.
8. Манхейм, К. Избранное : Социология культуры / Академия исcледований
культуры. - М.; СПб.: Университетская книга, 2000. - 505 с.
9. Мухамеджанова, Н.М. Духовный кризис личности как отражение кризиса
культуры. - Оренбург , 2001. - 146 с.
10. Небо// Мифы народов мира.- М., 1982.-Т.2.- С.208.
11. Сильвестров В.В. Философское обоснование теории и истории культуры.-
М.,1990.-С.3
12. Социология : Учебное пособие / Ахметова С.А., Беляев В.А., Большаков
А.Г.; Под ред. Ерофеева С.А., Низамовой Л.Р.; Казан. гос. ун-т. Каф.
социологии, Центр социологии культуры. - Казань, 2001. - 2-е изд.
перераб. и доп. - 338 с.
13. Филатова, О.Г. Социология культуры : Конспект лекций. - СПб.: Михайлов,