Оценка инновационного проекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2010 в 23:24, курсовая работа

Описание

Изучаются и совершенствуются методы оценки инновационных проектов

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….....3
Глава 1. Теоретические основы оценки инновационных проектов……………....5
1.1. Понятие и классификация инновационных проектов……………………...5
1.2. Основные элементы и стадии инновационного проекта………………..….9
1.3. Основные методы оценки инновационных проектов……………………….15
Глава 2. Анализ оценки инновационных проектов предприятия ОАО «Стройцентр»……………………………………………………………………….24
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия………...…24
2.2 Анализ финансового состояния предприятия……………………………….28
2.3. Оценка и анализ оценки инновационных проектов предприятия ОАО «Стройцентр»……………………………………………………………………….33
Глава 3. Совершенствование оценки инновационных проектов предприятия ОАО «Стройцентр»………………………………………………………………...40
3.1. Мероприятия по совершенствованию оценки инновационных проектов предприятия………………………………………………………………………...40
3.2. Оценка эффективности предложенных мероприятий…………………..…..46
Заключение………………………………………………………………………….51
Список литературы………………………………………………………………...55
Приложения

Работа состоит из  1 файл

оценка инновационного проекта2.doc

— 845.50 Кб (Скачать документ)
fy">    краткосрочные (1-2 года).

    По  типу инноваций подразделяются на:

    новый продукт;

    новый метод производства;

    новый рынок;

    новый источник сырья;

    новая структура управления.

    По  виду удовлетворяемых потребностей, могут быть ориентированы на удовлетворение существующих потребностей или на создание новых потребностей;

    По  типу инноваций, могут быть:

    ведение нового или усовершенствованного продукта;

    создание  нового рынка;

    освоение  нового источника сырья или полуфабрикатов;

    реорганизация структуры управления/3/.

    Таким образом, инновационный проект представляет собой сложную систему процессов, взаимообусловленных и взаимоувязанных по ресурсам, срокам и стадиям. Инновационные проекты могут носить разный характер и отличаться по ряду классификационных признаков. 

1.2. Основные элементы и стадии инновационного проекта 

    К основным элементам инновационного проекта следует отнести:

    - однозначно сформулированные цели  и задачи, означающие основное  назначение проекта;

    - комплекс проектных мероприятий  по расширению инновационной  проблемы и реализации поставленных  целей;

    - организацию выполнения проектных мероприятий, т.е. увязку их по ресурсам и исполнителям для достижения целей проекта в ограниченный период времени и в рамках заданных стоимости и качества;

    - основные показатели проекта  (от целевых по проекту в  целом до локальных (частных)  – по отдельным заданиям, этапам, мероприятиям, исполнителям), в т.ч. показатели, характеризующие его эффективность.

    Разработка  концепции и идеи проекта

    Концепция инновационного проекта должна определять варианты его реализации, формировать  основные цели и ожидаемые конечные результаты, оценивать конкурентоспособность и перспективность результатов проекта, а также возможную эффективность инновационного проекта. В процессе разработки концепции инновационного проекта можно выделить следующие этапы: формирование инновационной идеи и постановка цели проекта, маркетинговые исследования идеи проекта, структуризация проекта, анализ риска и неопределенности, выбор варианта реализации проекта.

 

 

      

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

      

Рис. 2. Содержание и этапы разработки концепции инновационного проекта

    Формирование  инновационной идеи и постановка цели проекта.

    Возникновение инновационной идеи является отправной  точкой, с которой начинается разработка инновационного проекта. Формирование инновационной идеи рассматривается с двух позиций. С одной стороны, инновационная идея составляет основу, суть инновационного проекта, находящую отражение в постановке генеральной (конечной) цели проекта (идея создания нового продукта или услуги, идея организационных преобразований в отрасли, регионе, на действующем предприятии и т.п.). С другой стороны, под формированием инновационной идеи понимается задуманный план действий, т.е. способы или пути достижения цели проекта. Уже на этом этапе определяются альтернативные варианты решения проблемы. Идея может возникнуть спонтанно или являться результатом длительного процесса, она может быть результатом коллективной экспертизы или индивидуального анализа.

    К методам генерирования и формирования инновационных идей относятся хорошо известные методы экспертных оценок, такие, как методы выявления мнений (метод интервью; метод анкетирования – выборочных опросов; написание сценария и т.д.) и творческие методы («мозговая атака»; морфологический анализ; метод Дельфи и т.д.)/1/.

    Структуризация  инновационного проекта. Установленные на предыдущих этапах целевые параметры проекта являются основой для формирования перечня проектных мероприятий по достижению конечной цели проекта. Для определения состава необходимых мероприятий конечные цели предварительно структурируются, т.е. разбиваются на составные элементы. Практика показала, что в структуризации проекта необходимо различать две разновидности функциональную и проблемную.

    При функциональной структуризации проекта  сначала устанавливается состав функциональных элементов, являющихся условием полного и комплексного его решения. Инструментом такой функциональной структуризации проблемы при разработке проекта служит «дерево целей». Последнее представляет собой иерархическую систему, имеющую ряд уровней, на которых располагаются последовательно детализируемые цели, требующие реализации. При этом цели каждого последующего уровня должны обеспечивать реализацию целей вышестоящего уровня.

    По  каждому из установленных элементов, включая и альтернативные, определяется ограниченный перечень важнейших целевых показателей, характеризующий их научно-технический уровень и раскрывающий содержание целевых показателей элементов вышестоящего уровня. На основании частных прогнозов развития каждого элемента и с учетом сложившихся пропорций, удельных затрат и норм расхода рассчитываются возможные значения целевых показателей по отдельным периодам реализации проекта. При определении значений целевых показателей следует исходить из необходимости обязательного обеспечения целевых параметров соответствующего элемента вышестоящего уровня. Расчет целевых параметров по элементам «дерева целей» осуществляется последовательным разукрупнением от высшего уровня к нижнему.

    Построенное «дерево целей» переформулируется  затем в проблемно выраженную систему заданий и мероприятий, имеющую также иерархическую структуру и называемую «деревом работ». Это проблемная структуризация проекта. Если «дерево целей» устанавливает необходимые средства достижения целей проекта, то комплекс мероприятий («дерево работ») должен определять пути и способы получения этих средств.

    Совокупность  работ, установленных по элементам  низшего уровня «дерева целей», объединяются на последующих стадиях разработки проекта в темы, задания и этапы, связанные с созданием соответствующих  элементов высшего уровня. Получаемое таком образом «дерево работ» представляет собой один из возможных вариантов реализации проекта.

    Результатом структуризации проекта является перечень мероприятий (состав заданий, тем и  работ), выполнение которых необходимо для обеспечения достижения в установленные сроки целевых значений проекта по каждому из вариантов его реализации.

    Маркетинговые исследования идеи проекта.

    Параллельно с формированием инновационной  идеи проекта проводятся ее маркетинговые  исследования. Целью этого этапа является определение сферы влияния проекта на развитие народного хозяйства и, как следствие, количественное уточнение цели проекта и задач по отдельным периодам. Конечные цели и задачи инновационного проекта не всегда могут быть установлены в виде конкретных количественных показателей на стадии выбора и обоснования проблемы (инновационной идеи). Поэтому собственно разработка проекта должна начинаться с количественного уточнения конечной цели проекта и установления промежуточных задач ее реализации по отдельным временным периодам для различных вариантов реализации.

    С этой целью:

    - устанавливаются возможные потребители  целевого продукта проекта;

    - анализируются возможности и  экономическая целесообразность  замены производимой продукции  новыми видами целевой продукции;

    - изучается структура отраслей, обеспечивающих  реализацию проекта сырьем, энергоресурсами,  комплектующими изделиями и т.д.;

    - анализируются новые сферы использования  конечного продукта проекта;

    - исследуются экономические и  социальные последствия реализации проекта.

    На  этапе маркетинговых исследований должны использоваться общие методы маркетинга инноваций. Результаты маркетинговых  исследований выражаются в конкретных количественных значениях целевых  параметров проекта.

    Анализ  риска и неопределенности.

    Одной из наиболее существенных особенностей инновационных проектов является то, что выполнение проектов осуществляется в условиях риска и неопределенности. Эти факторы подлежат учету в  расчетах эффективности, если при разных возможных условиях реализации затраты и результаты по проекту различны. Результат анализа рисков при разработке инновационного проекта выражается в определении вероятности реализации альтернативных вариантов.

    Выбор варианта реализации инновационного проекта. Выбор из альтернативных вариантов инновационного проекта самого жизнеспособного представляет собой одну из наиболее ответственных процедур разработки проекта. Основными задачами этого этапа являются следующие:

    - установление основных критериев  (показателей) эффективности инновационного проекта;

    - расчет показателей эффективности  альтернативных вариантов проекта  с учетом вероятности их реализации;

    - сравнение и выбор варианта  инновационного проекта для реализации.

    Планирование  инновационного проекта

    Основная  цель планирования – интеграция всех участников проекта для выполнения комплекса работ, обеспечивающих достижение конечных результатов проекта. План реализации инновационного проекта представляет собой детальный, развернутый во времени, сбалансированный по ресурсам и исполнителям, взаимоувязанный перечень научно-технических, производственных, организационных и других мероприятий, направленных на достижение общей цели или решение поставленной задачи. Таким образом, план содержит указания кому, какую задачу и в какое время решать, а также какие ресурсы нужно выделить на решение каждой задачи. Как правило, он оформляется в виде комплексной инновационной программы.

    Система планов.

    По  целям различают стратегический и оперативный планы реализации проекта. Стратегический план определяет: целевые этапы и основные вехи проекта, характеризующиеся сроками завершения комплексов работ, сроками поставки продукции (оборудования), сроками подготовки фронта работ и т.д.; кооперацию организаций-исполнителей; потребности в материальных, технических и финансовых ресурсах с распределением по годам, кварталам. Оперативный план уточняет сроки выполнения комплексов работ и потребность в ресурсах, устанавливает четкие границы между комплексами работ, за выполнение которых отвечают разные организации-исполнители, в разрезе года и квартала.

    Содержательно планы подразделяются на продуктово-тематический, календарный, технико-экономический (ресурсный) и бизнес-план.

    Эффективным методом разработки продуктово-тематического  плана являются программно-целевые  методы, инструментом - «дерево целей» и «дерево работ», а основной формой – разработка комплексной программы реализации проекта.

    Календарный план. Определяет продолжительность  и объемы работ, даты начала и окончания  выполнения работ, тем, заданий проблемно-тематического  плана, резервы времени и величины ресурсов, необходимых для выполнения проекта.

    Технико-экономический  план. Представляет собой план ресурсного обеспечения инновационного проекта (материально-технического, интеллектуального, информационного, денежного) и определяет состав и потребность в ресурсах, сроки поставок и потенциальных поставщиков и подрядчиков.

    Бюджет  инновационного проекта – это  план, выраженный в количественных показателях и отражающий затраты, необходимые для достижения поставленной цели. Общий бюджет показывает расход средств на проект год за годом в течение всего периода времени его осуществления.

    Состав  бизнес-плана и степень его  детализации зависят от вида инновационного проекта, т.е. масштабов, значения для  народного хозяйства, научной направленности, размеров предполагаемого рынка сбыта и наличия конкурентов. Однако примерный состав, содержание разделов, методы и общие требования к составлению бизнес-плана инновационного проекта такие же, как к разработке любого бизнес-плана.

    Процесс планирования. Деятельность по разработке инновационных планов охватывает все этапы проектного управления: от разработки концепции проекта до контроля исполнителя календарных планов и расходования ресурсов.

Информация о работе Оценка инновационного проекта