Государственное и муниципальное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 16:32, курс лекций

Описание

Управление– функция сложных организованных систем любой природы, обеспечивающей сохранение их структуры, поддержание режима функционирования, направленного на реализацию их программных целей.
Объектами управления могут быть вещи, явления и процессы, люди, а субъектом управления всегда выступает человек или коллективное образование – администрация.

Работа состоит из  1 файл

Государственное и муниципальное управление.doc

— 1.33 Мб (Скачать документ)

Ситуация во внешнеэкономической сфере будет  зависеть от складывающейся конъюнктуры  на мировых рынках для экспорта российских товаров. Влияние на экспорт будет оказывать рост спроса на ряд товаров со стороны внутреннего рынка, а также ограничительные меры в отношении российского экспорта со стороны стран торговых партнеров.

В структуре  товарного экспорта по-прежнему будут  доминировать топливно-сырьевые товары, причем доля энергоресурсов может несколько сократиться. Высокая доля этих товаров в общем экспорте будет поддерживаться как за счет некоторого увеличения физических объемов вывоза, так и за счет сохранения благоприятного уровня мировых цен.

В зависимости от экспортного потенциала регионы можно разделить на следующие группы.

К первой группе относятся Башкирия, Татарстан, Белгородская, Вологодская, Липецкая, Нижегородская, Самарская, Свердловская и Челябинская  области. В этих регионах экономика  оказалась наиболее устойчивой к кризису, с достаточно диверсифицированным производством, развитой инфраструктурой, квалифицированным кадровым потенциалом. Спад в экономике этих регионов был незначительным, а спрос на продукцию основных отраслей - относительно высоким.

Вторую группу составляют сырьевые регионы - республики Коми, Саха (Якутия), Хакасия; Красноярский край; Иркутская, Кемеровская, Магаданская, Омская, Оренбургская, Томская и  Тюменская области, для которых  характерны высокий уровень производства. Однако благополучие этих регионов определяется в основном экспортом и подвержено сильному влиянию конъюнктуры мирового рынка.

Третью группу составляют 8 областей Центрального ФО - Владимирская, Ивановская, Курская, Московская, Смоленская, Тульская, Ульяновская  и Ярославская. К началу реформ эти области располагали высоким производственным потенциалом, квалифицированными кадрами, развитой инфраструктурой.

Четвертую группу составляют 17 субъектов РФ - Республика Карелия, Архангельская, Вологодская, Воронежская, Калужская, Камчатская, Костромская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Новороссийская, Орловская, Пензенская, Пермская, Рязанская, Сахалинская и Тверская области. Эти регионы не относятся ни к числу наиболее депрессивных, ни к благополучным. Для укрепления экспортного потенциала здесь нужны меры государственной поддержки, направленные на разрешение присущих этим регионам проблем. Это же относится и к трём важнейшим с/х регионам: Краснодарскому, Ставропольскому краям и Ростовской области.

Что касается остальных регионов, то по разным причинам (экономическим, политическим, географическим), их экспортный потенциал не бесперспективен, но экономический подъём требует целенаправленной государственной поддержки.

Перспективы развития ВЭД в России в целом и её регионах во многом определяются ресурсным потенциалом и степенью его реализации.

Наибольшее сокращение эффективности использования ресурсного потенциала наблюдается в Северо-Западном, Центральном, Северо-Кавказском и Дальневосточном  ФО.

Наименьший спад этого показателя произошел на предприятиях добывающей промышленности Уральского и Сибирского ФО. Предполагается, что во внешнеторговом обороте России несколько вырастет доля Приволжского и Сибирского федеральных округов.

По-прежнему экспортную специализацию субъектов Центрального ФО будут определять наукоемкие обрабатывающие отрасли: электротехника, приборостроение, авто- и авиастроение, нефтепереработка, нефтехимия.

Субъекты Северо-Западного  ФО сохранят экспортную специализацию  по отраслям черной и цветной металлургии, машиностроения, деревообработки.

Субъекты Приволжского и Уральского ФО останутся крупными экспортерами продукции нефтехимического комплекса, ВПК, тяжелого машиностроения, нефте- и газодобычи.

Субъекты Сибирского ФО сохранят позиции в сфере ВЭД  за счет добывающих отраслей, цветной металлургии, лесопереработки, целого ряда продукции ВПК и ТЭК.

В Дальневосточном  ФО сохранится специализация при  выходе на внешний рынок на продукции  рыбопереработки, лесной промышленности, добывающих отраслей (медь, золото, платина, алмазы).

 

Вопрос №32 Экономические методы регламентирования ВЭД

К методам государственного регулирования ВЭД относятся административно–правовые и экономические методы.

Административно–правовые  методы включают:

– законодательное обеспечение  ВЭД (принятие законов, разработка процедур и установление норм);

– контроль за соблюдением  законов, процедур и норм, применение санкций за их нарушение;

– принятие и выполнение принудительных административных и  юридических решений по отношению  к государственным и негосударственным компаниям (закрытие компаний–банкротов, разукрупнение монополистов и др.);

– выдачу разрешений, наложение  запретов и ограничений на деятельность хозяйствующих субъектов.

К экономическим методам относятся:

– воздействие на поведение  хозяйствующих субъектов путем регулирования внутренних цен и тарифов, валютного курса, других финансовых параметров и инструментов;

– осуществление непосредственной хозяйственной деятельности с целью  производства общественных благ;

– перераспределение  финансовых потоков с помощью налогов, пошлин, субсидий, дотаций и иных методов финансирования.

В современном мире провозглашен приоритет экономических средств  регулирования6. В то же время в  условиях переходной экономики России содержание мер государственного регулирования ВЭД должно определяться прагматическим путем в контексте макроэкономической и микроэкономической стратегии развития народного хозяйства с учетом его реальной структуры. Чем более стабильна национальная экономика, чем более гармоничны пропорции между различными ее отраслями, взаимоотношения ее с мировым хозяйством, тем меньше нуждается она в административных мерах государственного регулирования. Российская экономика все еще переживает сложный переходный период она крайне диспропорциональна. Поэтому ей нужен весь арсенал возможных средств государственного регулирования ВЭД.

В качестве инструментов регулирования ВЭД правительства используют таможенный тариф, нетарифные ограничения, кредитные средства форсирования экспорта, налоговые льготы и субсидии.

Объектами государственного регулирования ВЭД являются ее участники (физические и юридические лица) в сферах:

– внешняя торговля;

– международное движение капитала;

– международные валютные и кредитные отношения;

– научно–технический и  культурный обмен;

– международное перемещение рабочей силы;

– туризм.

 

Вопрос №33 Методы валютного регулирования и контроля в сфере ВЭД России

Методом валютного регулирования  являются так называемые "валютные ограничения": государственный контроль за валютными операциями, сосредоточение валютных операций в уполномоченных банках, ограничения на вывоз капитала и др. Усиление контроля со стороны государства проявилось во введении паспортов сделок: экспортных - для контроля возврата валюты, импортных - для контроля за обоснованностью перечисления валюты и паспортов бартерных сделок.

Под валютой России подразумеваются  как собственно валюта Российской Федерации, так и платежные документы  и другие ценные бумаги, выраженные в российской валюте. Под иностранной  валютой подразумевается как собственно иностранная валюта, так и монетарные металлы, платежные документы и другие ценные бумаги, выраженные в иностранной валюте.

Валютное регулирование  включает порядок проведения валютных операций, формирования резервных фондов, валютный контроль; здесь действует российское законодательство о валютном регулировании и контроле. Порядок осуществления валютных операций во внутреннем обороте и международных расчетах Российской Федерации регулируется положениями, утвержденными Центральным банком России. Операции на валютном рынке могут проводиться лишь через уполномоченные банки и по рыночному курсу рубля к валютам. Субъекты валютных отношений подразделяются на резидентов и нерезидентов. К резидентам относятся: российские и иностранные граждане и лица без гражданства имеющие постоянное местожительство в Российской Федерации, в том числе временно находящиеся за границей; юридические лица с местонахождением на территории Российской Федерации и зарегистрированные в ней, в том числе предприятия с участием иностранных инвестиций; российские дипломатические, торговые и иные официальные представительства за границей, пользующиеся иммунитетом и дипломатическими привилегиями, а также представительства и филиалы резидентов за границей.

Главным исполнительным органом валютного регулирования является Центральный банк России, а конкретным исполнителями - уполномоченные коммерческие банки, предприятия организации и граждане. Банк управляет валютными операциями. Выдает коммерческим банкам лицензии на осуществление операций в валюте на территории Российской Федерации и за границей, т.е. предоставляет этим банкам статус уполномоченного банка. Центральный банк России вводит ограничения для коммерческих банков на объемы привлечения кредитов из-за границы; устанавливает им максимальные размеры валютного, процентного и курсового рисков; управляет валютными резервами, находящимися на его балансе; определяет сферу и порядок обращения иностранной валюты на территории страны; проводит все виды валютных операций; регулирует валютный рынок; регулирует курс рубля к иностранным валютам; осуществляет контроль за деятельностью коммерческих банков, вводит единые формы учета, отчетности, документации и статистики валютных операций; готовит и публикует статистику валютно-финансовых операций Российской Федерации по принятым международным стандартам. При недобросовестном выполнении уполномоченным банком своих функций Центральный банк России может лишить их лицензии на выполнение операций с валютными ценностями и банковское обслуживание расчетов в валюте.

 

Вопрос №34 Таможенные формальности как метод  нетарифных ограничений в сфере  ВЭД

В соответствии с законом  РФ «О государственном регулировании  внешнеторговой деятельности» методами государственного регулирования внешней  торговли являются:

· таможенно-тарифное регулирование (применением импортного и экспортного таможенного тарифа);

· нетарифное регулирование (в т.ч. квотирование и лицензирование).

В числе принципов  государственного регулирования важнейшими являются:

o равенство участников  внешнеторговой деятельности (ВТД);

o защита интересов  государства и участников ВТД;

o единство внешнеторговой  политики и общеэкономических  задач, таможенной территории, торговой  политики и контроля;

o приоритет экономических  мер государственного регулирования.

Отношения РФ с иностранными государствами в области ВТД строятся на основе соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права и обязательств, вытекающих из договоров РФ с государствами.

В соответствии с Таможенным Кодексом РФ (ТК) все лица на равных основаниях имеют право на ввоз и вывоз товаров и транспортных средств в порядке, предусмотренном ТК.

Ввоз и вывоз могут  быть запрещены из соображений:

· государственной безопасности;

· защиты общественного  порядка;

· защиты нравственности населения;

· защиты жизни и здоровья человека;

· защиты животного, растительного  мира, охраны окружающей среды, художественного  и исторического достояния.

Ограничения на ввоз и  вывоз могут быть установлены  исходя из:

o соображений экономической  политики;

o выполнения международных обязательств РФ;

o защиты внутреннего  потребительского рынка;

o как ответная мера  на дискриминационные акции других  государств и т.д.

Основные термины и  понятия, используемые для характеристики основных положений таможенно-тарифного  регулировании следующие.

Таможенная территория РФ и таможенная граница

Территория РФ составляет единую таможенную территорию РФ. Таможенную территорию составляют сухопутная территория, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над  ними.

На территории РФ могут находиться особые экономические зоны. Товары, помещенные на территории особых экономических зон, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории РФ для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также запретов и ограничений.

Пределы таможенной территории РФ являются таможенной границей. Таможенная граница совпадает с Государственной границей РФ, за исключением особых экономических зон.

Товар - любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также отнесенные к  недвижимым вещам транспортные средства. Транспортные средства, которые осуществляют международные перевозки, к товарам не относятся.

Российские товары - товары, имеющие для таможенных целей  статус находящихся в свободном  обращении на таможенной территории РФ, т.е. полностью произведенные в РФ товары и товары, выпущенные для свободного обращения на таможенной территории РФ.

Иностранные товары - товары, не являющиеся российскими товарами.

Транспортные средства - любые морское (речное) судно, автотранспортное средство или единица железнодорожного подвижного состава, которые используются в международных перевозках.

Перемещение через таможенную границу товаров и (или) транспортных средств - совершение действий по ввозу  на таможенную территорию РФ или вывозу с этой территории товаров и (или) транспортных средств любым способом.

Информация о работе Государственное и муниципальное управление