Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 08:38, дипломная работа
Переход к рыночной экономике на основе новых экономических отношений должен обеспечиваться качественно новой инвестиционной политикой. Дело в том, что при новой системе отношений принципиально меняются источники инвестиции. Если в дореформенной системе экономика республики зависела от единого, строго централизованного источника - государственного бюджета СССР, то в условиях суверенного развития - ориентация на различные источники и главным образом на собственные.
Введение …………………………………………………………………………
1 Теоретические основы управления инвестициями
1.1 Экономическая сущность инвестиций и инвестиционной политики …….
1.2 Основы управления инвестициями ………………………………………..
1.3 Понятие «инвестиционный климат территории» и методы его оценки ...
1.4 Модели корпоративных систем управления инвестициями ……………..
2 Современное состояние инвестиционной политики РК
2.1 Анализ современных направлений инвестиционной политики РК ……
2.2 Стратегия управления инвестициями в АО «Инвестиционный фонд Казахстана» …………………………..................................................................
3 Направления совершенствования корпоративных систем управления инвестициями
3.1 Основные направления повышения эффективности инвестиций ……..
3.2 Экономическое обоснование эффективности управления инвестициями
Заключение …………………………………………………………………....
Список использованной литературы ………………………………………..
В фазах кризиса и депрессии, когда преобладает стратегия выживания, цель инвестиционной политики - сохранение, поддержка и укрепление части основного капитала, наиболее жизнеспособной и перспективной, пригодной для производства конкурентоспособной продукции.
В фазах оживления и подъема преобладает стратегия прорыва, приходит время инвестиционного бума, и задача состоит в своевременном и комплексном осуществлении инвестиций и инноваций, способствующих расширению освоенных рыночных ниш и завоеванию новых.
В фазе зрелости (стабильного развития) государственная поддержка минимальна, инновации и инвестиции реализуются обычным рыночным путем в соответствии с выработанной на микроуровне политикой. Следовательно, инвестиционная политика должна своевременно учитывать перемены курса на различных фазах экономического цикла.
1.2 Основы управления инвестициями
Теория инвестиций традиционно рассматривается экономической наукой как центральная проблема, решаемая как с микро-, так и с макроэкономических позиций.
Микроэкономическая теория инвестиций ставит во главу процесс принятия инвестиционных решений на уровне фирмы. Она предоставляет в распоряжение предпринимателей конкретные научно обоснованные средства и методы формирования оптимальной инвестиционной политики. Их совокупность позволяет:
осуществить анализ инвестиционного рынка и сформировать инвестиционный портфель компании с его оценкой по критериям доходности, риска и ликвидности;
оценить эффективность инвестиций с учетом факторов риска и неопределенности в рамках так называемых «Обоснований инвестиций» и «Бизнес-плана»;
разработать стратегию формирования инвестиционных ресурсов компании с оценкой общей потребности и целесообразности использования привлекаемых и заемных фондов;
произвести отбор и оценку инвестиционной привлекательности конкретных проектов;
оценить инвестиционные качества отдельных финансовых инструментов и отобрать наиболее эффективные из них;
осуществить планирование и оперативное управление реализацией конкретных инвестиционных проектов и программ;
организовать комплексное управление качеством проекта, а также процедуру закупок и поставок;
обеспечить регулирование инвестиционного процесса, включая управление изменениями и подготовку решений о своевременном закрытии неэффективных проектов и реинвестирования капитала;
организовать завершение проекта;
в полной мере учесть так называемые психологические аспекты управления инвестициями, необходимость создания проектной команды.
Макроэкономическая теория инвестиций, основоположником которой считается Д. Кейнс, рассматривает проблему инвестирования с позиций всего народного хозяйства в целом. Она уделяет основное внимание государственной инвестиционной политике, политике доходов и занятости. Делается акцент на взаимосвязь между инвестициями и сбережениями. Фундаментом макроэкономического равновесия является равенство между сбережениями, которые осуществляются потребителями, и инвестициями, которые считает необходимым осуществить бизнес. Согласно неоклассической теории, механизмом, уравновешивающим эти величины, является норма процента. Она автоматически устанавливается на уровне, когда сбережения и инвестиции равны.
При этом государство способно активно влиять на инвестиционный процесс, во-первых, прямыми государственными расходами и заказами инвестиционного характера; во-вторых, - проведением денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, стимулирующей частные инвестиции в реальном секторе экономики; в-третьих, - проведением внешнеэкономической политики, стимулирующей приток иностранных инвестиций. Тем самым в процессе инвестиционной деятельности решаются крупные макроэкономические проблемы:
увеличение занятости и сокращение безработицы;
технический прогресс и структурная перестройка экономики;
преодоление инфляции;
экономический рост;
расширение налоговой базы и бюджетное благополучие государства.
С учетом сказанного управление инвестициями (инвестиционный менеджмент) может рассматриваться как процесс управления всеми аспектами инвестиционной деятельности, включающий в себя:
- управление инвестиционной деятельностью в государственных масштабах, что предполагает регулирование, контроль, стимулирование и сдерживание инвестиционной активности законодательными и регламентирующими методами;
- управление отдельными инвестиционными проектами, включающее деятельность по планированию, организации, координации, мотивации и контролю на протяжении жизненного цикла проекта. Она осуществляется путем применения системы современных методов и техники управления, имеющей целью обеспечение наиболее эффективной реализации определенных в инвестиционном проекте результатов (по составу и объему работ, по стоимости, качеству и удовлетворению участников проекта);
- управление инвестиционной деятельностью отдельного хозяйствующего субъекта, предполагающее управление инвестиционным портфелем предприятия (его формирование, мониторинг, оценки качества, реинвестирование), управление оборотным капиталом (краткосрочные инвестиции) и пр.
Управление инвестиционной деятельностью включает такие стандартные функции управления, как:
- анализ и прогнозирование;
- стратегическое, текущее и оперативное управление;
- мониторинг (контроль) и регулирование деятельности.
Конкретное содержание этих функций существенно различается в зависимости от уровня субъекта управления. Так, на уровне государства управление инвестиционной деятельность направлено на социально-экономическое и научно-техническое развитие страны и осуществляется:
- в соответствии с государственными целевыми инвестиционными программами;
- путем прямого управления государственными инвестициями;
- законодательными мерами инвестирования и сдерживания (например, введением системы налогообложения с дифференцированием налоговых ставок и льгот, установлением системы платежей за пользование определенными ресурсами и пр.);
- проведением финансовой и кредитной политики, политики ценообразования (в том числе выпуском в обращение ценных бумаг), амортизационной политики;
- контролем за соблюдением государственных норм и стандартов, соблюдением правил обязательной сертификации;
- антимонопольными мерами, приватизацией объектов государственной собственности, в том числе незавершенного строительства;
- экспертизой инвестиционных проектов.
Функции управления инвестициями на данном уровне:
- анализ и прогнозирование развития инвестиционного рынка, включая его конъюнктуру и общегосударственные потребности в результатах инвестиционной деятельности;
- разработка стратегических направлений инвестиционной политики с учетом целевых направлений развития страны и инвестиционных возможностей, в том числе разработка государственных целевых инвестиционных программ;
- законодательная деятельность в области стимулирования, регулирования, сдерживания и контроля инвестиционной деятельности;
- мониторинг инвестиционной деятельности и реализация конкретных мер ее регулирования на всех уровнях, включая поддержку и финансирование отдельных инвестиционных проектов.
Основные задачи управления инвестициями на данном уровне:
- обеспечение высоких темпов экономического развития страны за счет эффективной инвестиционной деятельности;
- максимизация части национального дохода, определяемого инвестиционной деятельностью;
- сведение к минимуму рисков инвестиционной деятельности.
1.3 Понятие «инвестиционный климат территории» и методы его оценки
Инвестирование за рубеж является одним из основных направлений внешнеэкономической деятельности хозяйственных субъектов любой страны. При этом очень важно правильно оценить куда и в какие проекты стоит вкладывать деньги. Прежде чем рассматривать конкретные инвестиционные проекты, необходимо определить степень благоприятности региона (территории), в который было решено инвестировать. Роль и значение менеджера при принятии решения о вложении средств трудно переоценить. На его плечах лежит задача оценки инвестиционного климата и инвестиционной привлекательности региона. Для этого нужно разбираться в основных понятиях регионального инвестиционного анализа и иметь представление о методах оценки инвестиционного климата.
В рыночной экономике совокупность политических, социально-экономических, финансовых, социокультурных, организационно-правовых и географических факторов, присущих той или иной стране, привлекающих или отталкивающих инвесторов, принято называть ее инвестиционным климатом. Ранжирование стран мирового сообщества по индексу инвестиционного климата или обратному ему показателю индекса риска служит обобщающим показателем инвестиционной привлекательности страны, своеобразным «барометром» для иностранных инвесторов.
В соответствии с другим определением, инвестиционный климат региона представляет собой «систему отношений, формирующихся под воздействием широкого круга взаимосвязанных процессов и совокупности условий инвестиционной деятельности политического, социально-психологического, финансово-экономического, законодательного, нормативно-правового, экологического, криминального, ресурсно-сырьевого, производственного, инновационного, трудового, инфраструктурного, потребительского и институционального характера и подразделяющихся на свои макро-, микро- и собственно региональные уровни управления, отражающие как объективные возможности региона к развитию и расширению инвестиционной деятельности, характеризующие его инвестиционный потенциал, так и условия деятельности инвесторов (инвестиционный риск), создающие предпосылки для появления устойчивого побуждения к инвестированию, оказывающего существенное влияние на доходность инвестиций и уровень инвестиционных рисков и определяющего целесообразность и эффективность инвестиций». Инвестиционный климат по сравнению с другими экономическими категориями характеризуется определенной статичностью и инерционностью, он не подвержен быстрым изменениям и колебаниям.
Понятие инвестиционного климата отличается сложностью и комплексностью. Оно может реализовываться как на макро-, так и на микроуровне. На макроуровне оно включает в себя показатели политической (включая законодательство), экономической и социальной среды для инвестиций.
На микроуровне инвестиционный климат проявляет себя через двусторонние отношения фирмы-инвестора и конкретных государственных органов, хозяйственных субъектов, поставщиков, покупателей, банков, а также профсоюзов и трудовых коллективов принимающей страны. На этом уровне происходит конкретизация обобщенной оценки инвестиционного климата в ходе реальных экономических, юридических, культурных контактов иностранной фирмы с новой для нее средой.
Макро- и микроуровни понятия инвестиционного климата воспринимаются как единое целое, поскольку, например, практически любые законодательные усилия Федерального правительства по формированию благоприятного инвестиционного климата могут быть блокированы нормотворчеством местных властей, а усилия на местном уровне по созданию льгот хозяйственного режима для иностранных инвестиций зачастую могут компенсировать некоторые изъяны общего экономического регулирования центрального правительства.
В региональном инвестиционном анализе выделяют такие категории, как инвестиционная активность и инвестиционная привлекательность, включающая в себя инвестиционный потенциал и инвестиционный риск.
Инвестиционная активность – реальное развитие инвестиционной деятельности в регионе в виде капиталовложений в основной капитал. Под инвестиционной привлекательностью принято понимать интегральную характеристику отдельных предприятий, отраслей, регионов, стран в целом с позиций перспективности развития, доходности инвестиций и уровня инвестиционных рисков. Она определяется одновременно воздействием двух групп факторов, одна из которых формирует инвестиционный потенциал, а вторая – инвестиционные риски.
Инвестиционный потенциал учитывает макроэкономические характеристики, насыщенность территории факторами производства, потребительский спрос населения и другие параметры. Величина инвестиционного риска показывает вероятность потери инвестиций и дохода от них.
В отношении понятия «инвестиционный потенциал» существует довольно много точек зрения, но все они могут быть сведены к определению потенциала как способности региональной экономической системы к достижению максимального результата в данных условиях.
Есть авторы, которые отмечают, что инвестиционный потенциал есть не простая совокупность, а определенным образом упорядоченная система инвестиционных ресурсов, позволяющая добиться синергетического эффекта их использования.
Информация о работе Государственное управление инвестициями на примере Республики Казахстан