Государственное управление инвестициями на примере Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 08:38, дипломная работа

Описание

Переход к рыночной экономике на основе новых экономических отношений должен обеспечиваться качественно новой инвестиционной политикой. Дело в том, что при новой системе отношений принципи­ально меняются источники инвестиции. Если в дореформенной системе экономика республики зависела от единого, строго централизованного источника - государственного бюджета СССР, то в условиях суверенно­го развития - ориентация на различные источники и главным образом на собственные.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………

1 Теоретические основы управления инвестициями
1.1 Экономическая сущность инвестиций и инвестиционной политики …….
1.2 Основы управления инвестициями ………………………………………..
1.3 Понятие «инвестиционный климат территории» и методы его оценки ...
1.4 Модели корпоративных систем управления инвестициями ……………..

2 Современное состояние инвестиционной политики РК
2.1 Анализ современных направлений инвестиционной политики РК ……
2.2 Стратегия управления инвестициями в АО «Инвестиционный фонд Казахстана» …………………………..................................................................

3 Направления совершенствования корпоративных систем управления инвестициями
3.1 Основные направления повышения эффективности инвестиций ……..
3.2 Экономическое обоснование эффективности управления инвестициями

Заключение …………………………………………………………………....

Список использованной литературы ………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

дипломная Гос управление инвестициями в РК.doc

— 621.50 Кб (Скачать документ)

3. Содействие повышению инвестиционной активности казахстанских организаций за рубежом посредством совместного финансирования инвестиционных проектов за пределами Республики Казахстан, обеспечивающих производственную кооперацию между отечественными и зарубежными организациями, развивающими дополняющие, смежные производства.

Фонд в настоящее время является, по сути, единственным фондом прямых инвестиций со 100%-ым участием государства в его уставном капитале. Объем капитализации Фонда составляющий более 290 млн. долларов США, позволяет Фонду являться крупнейшим участником рынка прямых инвестиций в Казахстане и одним из крупнейших на территории СНГ.

Измерить общий объем рынка прямых инвестиций в Казахстане является затруднительным, ввиду отсутствия определенного учета регулятором деятельности фондов прямых инвестиций, а также ввиду того, что в Казахстане работает множество региональных фондов прямых инвестиций, которые инвестируют не только в Казахстане, но и на всей территории СНГ или Центральной Азии. Определенную информацию об объеме рынка представляет отчетная информация по зарегистрированным инвестиционным фондам в Казахстане. Так, по состоянию на на 1 июля 2010 года в Казахстане зарегистрирован 171 паевой инвестиционной фонд (далее – ПИФ) и 35 акционерных инвестиционных фондов, их совокупные активы составляют 282,816 млрд. тенге.

Наибольшую часть инвестиционного портфеля ПИФов (около 70%) составляют инвестиции в юридические лица, не являющиеся акционерными обществами, как правило, это не капиталоемкие инвестиции, направленные в наиболее ликвидные активы для быстрой оборачиваемости инвестиций. Другую значительную часть инвестиционного портфеля ПИФов составляют инвестиции в негосударственные ценные бумаги отечественных эмитентов. Таким образом, участие ПИФов в крупных инвестиционных проектах реального сектора экономики является минимальным. Акционерные инвестиционные фонды основные средства направили в объекты недвижимости и землю (50%) а также в юридические лица, не являющиеся акционерными обществами (35%), т.е., их участие на рынке прямых инвестиций в реальном секторе экономики также является не существенным.

Основные участники рынка прямых инвестиций на сегодняшний день помимо Фонда, это зарубежные фонды прямых инвестиций и фонды, созданные с участием АО «Kazyna Capital Management». Ниже приведена таблица с основными действующими участниками рынка прямых инвестиций в Казахстане.

 

Таблица 1. Фонды прямых инвестиций в Казахстане

Наименование Фонда

Участники

Размер, млн. долл. США

1.

Macquarie – Renaissance Infrastructure Fund

Macquarie, Renaissance, KCM, IFC, EBRD, ВЭБ

1 000

2.

Falah Growth Fund

IPIC, KCM, Ордабасы

600

3.

ИФК

АО «ФНБ «Самрук-Қазына»

291

4.

Tau Capital

Spencer House Capital Management, Compass, частные инвесторы

251

5.

Citic – Kazyna Investment Fund

CITIC, KCM

 

200

6.

Kazakhstan Growth Fund

EBRD, KCM

125

7.

Verny Capital

Частные инвесторы

100

10.

Aureos Central Asia Fund

KCM, CDC, IFC, EBRD

100

8.

Kazakh Compass Fund

Compass, Capital Partners Securities

80

9.

Centras Private Equity Fund

Centras Capital, EBRD, ADB

75

 

Итого:

2 822

 

Кроме вышеперечисленных, в Казахстане оперирует множество региональных фондов, которые осуществили ряд инвестиций в Казахстане, это Baring Vostok Capital Partners, Numis Caspian, Emerging Europe и другие. Всего по оценкам компании «Бейкер Тилли» в нашей стране работают более 40 фондов прямых инвестиций, примерно половина из которых иностранные, в тоже время они отмечают, что большинство казахстанских фондов готовы заниматься относительно небольшими проектами, требующими инвестиций до трех миллионов долларов. Таким образом, Фонд в своей деятельности занимает уникальную нишу в Казахстане, как крупнейший государственный прямой инвестор, имеющий возможность финансировать капиталоемкие проекты, ориентируюшийся не только на коммерческую прибыль, но и на активное участие в диверсификации экономики и развитии отечественных перерабатывающих производств.

В настоящее время в инвестиционном портфеле Фонда находится 31 проект в наиболее приоритетных отраслях деятельности. Фонд осуществляет постоянное управление данными проектами через участие в органах управления компаний.

С момента создания Фонда (30 мая 2003 года) по 1 января 2011 года на рассмотрение в Фонд поступило 507 инвестиционных проектов на общую сумму 2 404,422 млрд. тенге. В том числе за 2010 год - 5 проектов на сумму 28,536 млрд. тенге, с запрашиваемой суммой участия от Фонда в размере 9,6 млрд. тенге.

Динамика поступления проектов на рассмотрение по годам.


 

По состоянию на 01.01.12 г. портфель Фонда состоит из 28 инвестиционного проекта общей стоимостью - 99,217 млрд. тенге, участие ИФК в них составляет – 29,255 млрд. тенге.

Основными отраслевыми направлениями инвестирования Фонда являлись:

-              производство строительных материалов;

-              металлургия;

-              машиностроение;

-              лесная деревообрабатывающая промышленность;

-              переработка сельскохозяйственной продукции;

- химия, нефтехимия, фармацевтика.

В связи с тем, что инициаторы проектов, испытывающие финансовые трудности и нарушающие условия реализации проектов не могут выполнить взятые на себя обязательства по выкупу акций, принадлежащих Фонду, сложилась ситуация с резким обесценением инвестиционного портфеля Фонда. Это требует принятия активной позиции по выходу из проектов и повышению их стоимости для возможной продажи пакета акций третьей стороне. Как в случае с проектом АО «Южно-Кыргызский цемент».

Так как, ситуация в каждом отдельном проекте является уникальной, определенных универсальных методов по выправлению ситуации и выходу из проектов не существует. В этой связи по каждому проекту необходим определенный план действий, направленный на достижение запланированных целевых показателей по выходу из проектов и приемлемому уровню возврата инвестиций Фонда. Такие планы действий могут включать как претенциозно-исковую работу, так и работу с потенциальными инвесторами, существующими и будущими кредиторами и другими заинтересованными сторонами. Кроме того, по существующему портфелю будет изучаться возможность выкупа в определенных проектах дополнительного пакета акций компаний, что позволит увеличить влияние Фонда на деятельность проектных компаний и исключить риски с хищением и разбазариванием средств финансируемых предприятий. Данная работа требует существенно другого подхода к управлению проектами. Такой подход зачастую используется в фондах стрессовых активов.

Миссия Фонда, как института осуществляющего содействие в реализации Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы путем осуществления и привлечения инвестиций в перспективные проекты в несырьевом секторе экономики остается неизменной. Вследствие этого Фонд планирует участвовать в реализации Стратегии форсированного индустриально-инновационного развития РК, разрабатываемой в настоящее время Министерством индустрии и новых технологий РК.

По итогам 2011-2015 годов Фонд надеется качественно улучшить структуру существующего инвестиционного портфеля, не допустить дальнейшего обесценения по действующим проектам и создать базис профессиональной инвестиционной организации, имеющей практический опыт проектного и структурного финансирования с привлечением ведущих мировых инвесторов.

Описанная выше планируемая инвестиционная стратегия Фонда в настоящее время согласовывается на различных уровнях. В настоящее время Фонд не может представить в расчете ключевых показателей деятельности на 2011-2015 годы необходимые данные о финансировании новых проектов. Вследствие этого, представленные ниже КПД основаны на имеющихся в настоящее время показателях, соответствуют текущей структуре инвестиционного портфеля Фонда и планам по распределению имеющихся в наличии Фонда средств.

 

КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА 2011-2015 ГОДы

 

1.                       

2.                       

3.                       

3.1.                Стратегические целевые показатели развития Фонда в соответствии со стратегией АО «ФНБ «Самрук-Казына»

3.1.1.         Инвестиционный портфель на конец 2011 года будет снижен за счет отсутствия новых инвестиций и выхода из существующих проектов. Далее в 2012-2015 также намечается снижение за счет возврата существующих инвестиций. Дальнейшее инвестирование в перспективные проекты пока не планируется, поэтому вся работа будет сконцентрирована на возврате вложенных денег и снижении размера портфеля.

3.1.2.         Справедливая стоимость инвестиционного портфеля будет планомерно увеличиваться на протяжении всего рассматриваемого периода. Мы работаем над возвратом инвестиций и качеством инвестиционного портфеля, таким образом мы не ожидаем увеличения сформированных провизий. Напротив за счет выходов из проектов предполагается восстанавление провизий, сформированных в предыдущих периодах, таким образом одинаково будет уменьшаться и балансовая стоимость и сумма сформированных провизий. Также будет вестись работа над улучшением качества портфеля. В результате справедливая стоимость будет увеличиваться.

3.1.3.         Сумма сформированных провизий. За счет выходов из проектов предполагается восстанавление провизий, сформированных в предыдущих периодах. Ожидается значительное снижение данного индикатора, что будет характеризовать положительный результат деятельности Фонда.

3.1.4.         Отношение возврата инвестиций к инвестиционному портфелю на конец года. Данный показатель резко подрастет в 2012, затем будет уменьшаться с каждым годом за счет снижения темпа возврата инвестиций и соответствующего уменьшения инвестиционного портфеля. Тенденция к снижению обусловлена тем, что возврат инвестиций неравномерно распределен по годам. Планируется, что основной приток средств придется на 2012 год с дальнейшим понижением.

3.1.5.         Отношение справедливой стоимости к инвестиционному портфелю на конец года. Данный показатель увеличивается с каждым годом за счет возврата инвестиций и соответствующего восстановления провизий. Таким образом, справедливая стоимость растет вместе со снижением суммы сформированных провизий по портфелю, а сам портфель уменьшается за счет выходов.

3.1.6.         Исполнение плана по возврату инвестиций. Данное значение рассчитано с учетом реально планируемого выхода из проектов и возврата основной суммы инвестиций в соответствующем периоде к общей сумме выхода из проектов запланированным на этот период согласно подписанным графикам выхода из проектов. Столь выскокие показатели обусловлены тем, что по многим проектам имеются просрочки и суммы, которые планируется вернуть в 2011-2015 гг. по графику должны были быть выплачены в предыдущих периодах.

Присутствует сдвиг по времени между реальным возвратом и тем, который предусмотрен в ДСРП.

 

Представленные стратегические целевые показатели развития Фонда представлены исходя из текущего состояния инвестиционного портфеля Фонда. Планируемые мероприятия по участию в новых проектах не отражены, т.к. Фонд в настоящее время не имеет точных данных о возможных объемах инвестирования в соотвествии с новой инвестиционной политикой Фонда, разработанной и находящейся в настоящее время на согласовании.

              В целях предотвращения повторения подобных событий в будущем в текущих и во вновь финансируемых проектах, Фонд будет проводить работу по совершенствованию системы корпоративного управления в компаниях, в которых участвует.

Таким образом, основные усилия Фонда будут направлены на возврат инвестиций и повышение стоимости инвестиционного портфеля Фонда.

 

3.2.                Операционные КПД

 

3.2.1.         Количество рассмотренных проектов будет снижаться по сравнению с предыдущими периодами в виду отсутствия четких планов по стратегии Фонда. При этом запланированы минимальные значения, так как Фонд по сути и специфике своей деятельности не может не рассматривать поступающие заявки на финансирование со стороны новых и существующих инициаторов.

3.2.2.         Фонд не планирует одобрять проекты, в связи с тем что еще не утверждена Стратегия.

3.2.3.         Фонд не планирует финансировать проекты, в связи с тем что еще не утверждена Стратегия.

3.2.4.         Фонд планирует подать 15 исковых заявлений в суды по проектам. Данное значение остается и в других периодах, так как предполагается что судебная работа, которая ведется сейчас по проектам будет продолжена в том же объеме. Текущий объем исковых заявлений отражает большую часть проблемных проектов.

3.2.5.         Данное значение рассчитано с учетом реально планируемого выхода из проектов и возврата основной суммы инвестиций в соответствующем периоде к общей сумме выхода из проектов запланированным на этот период согласно подписанным графикам выхода из проектов. Столь выскокие показатели обусловлены тем, что по многим проектам имеются просрочки и суммы, которые планируется вернуть в 2011-2015 гг. по графику должны были быть выплачены в предыдущих периодах.

Присутствует сдвиг по времени между реальным возвратом и тем, который предусмотрен в ДСРП.

3.2.6.         Доля казахстанского содержания в закупках планируется в размере 75% на протяжении всего периода. Данное значение соответствует показателю 2010 года и Фонд планирует обсепечить неснижение этого значения.

 

Представленные операционные КПД будут отражать основные усилия Фонда по совершенствованию собственной операционной деятельности: по рассмотрению, структуризации и финансированию новых проектов, по правовой работе, по исполнению основных текущих и стратегических  задач, однако после утверждения новой Стратегии Фонда данные показатели будут пересмотрены.

 

1.                       

2.                       

3.                       

3.1.                 

3.2.                 

3.3.                Финансовые КПД

 

 

3.3.1.         Показатель ROA, зависит от прибыли полученной Фондом. Как уже отмечалось ранее, основной приток планируется в 2011-2012 с дальнейшим понижением темпов. То же самое мы наблюдаем в показателях ROA. Однако понижение темпов не является негативным фактором, несмотря ни на что данный показатель для любого года периода 2011-2015 гг. в значительной степени превышает все предыдущие значения.

Информация о работе Государственное управление инвестициями на примере Республики Казахстан