Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 22:40, курсовая работа
Цель моей работы: изучение в учебных целях, для понятия закономерностей экономики и становления ”класса интеллектуалов” как главного класса постиндустриального общества.
Задачи:
1.Охарактеризовать понятие «постиндустриализм».
2.Раскрыть сущность понятия «класс интеллектуалов».
3. Рассмотреть место «класса интеллектуалов» в постиндустриальном обществе.
Введение………………………………………………………………………..3-5
Глава 1
1.1. Понятие «Постиндустриализм»………
1.2. Социальная структура общества ………
1.3. Социальная структура постиндустриального общества……
1.4. Понятие "класса интеллектуалов" и его основные признаки……
Глава 2
2.1. Социальный конфликт………………………
2.2. Интеллектуальное расслоение…………………
Глава 3
3.1.Классовые противостояния……………………
Вывод …………………………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………………
Именно в таком обществе возникают противоречия, свидетельствующие о нарастании социального конфликта.
С одной стороны, все это ведет к тому, что люди на своем рабочем месте получают возможности для самореализации и внутреннего совершенствования. Круг этих людей расширяется, в их руках находятся знания и информация - важнейшие ресурсы, от которых во все большей мере зависит устойчивость социального прогресса. Стремительно формируется новая элита постиндустриального общества. При этом социальный организм в целом еще управляется методами, свойственными прежней эпохе. Следовательно, в пределах этого расширяющегося круга "не работают" те социальные закономерности, которые представляются обязательными для большинства населения.
С
другой стороны, "класс интеллектуалов"
обретает реальный контроль над процессом
общественного производства, и все
более и более значительная часть
общественного достояния
2.2
Формирование технократов в
Рассмотрим формирование и развитие технократов на примере России.
За последние 10–15 лет мы имеем, наверное, самый большой регресс с точки зрения соотношения между областью креативности, творчества и экономической областью.
Важно помнить то, что класс интеллектуалов отличается от большинства не только с точки зрения доходов и богатств, которые он присваивает. Но и тем, что людьми этого класса не всегда движут такие соображения, как коммерческая реализация своих способностей, получения больших денег. Скорее даже, они менее утилитарны по своим наклонностям и целям, чем большинство.
Поэтому проблема заключается в том, что для интеллектуального класса необходимы не только условия, не только материальный достаток определенного свойства, но и система мотивов. Интеллектуальная деятельность, не процвела бы так в западных странах, если бы на нее не было спроса. В свою очередь, на идеи не было бы спроса, если бы не было в обществе сознания того, что деятельность самоценна, она создает то, что уникально, то, что значимо, то, что связано с будущим.
“Одна из самых больших проблем в России, связанная с “классом интеллектуалов”, это проблема гигантского изменения отношения общества к интеллектуальным, моральным, с одной стороны, и финансовым результатам деятельности – с другой”.5
В современности не социальный статус служит условием принадлежности человека к элите постиндустриального общества; напротив, сам он формирует в себе качества, делающие его представителем высшей социальной группы. Широко распространено мнение о том, что информация есть наиболее демократичный источник власти, ибо все имеют к ней доступ, а монополия на нее невозможна: однако важно и то, что информация является и наименее демократичным фактором производства, так как доступ к ней отнюдь не означает обладания ею. В отличие от всех прочих ресурсов информация не характеризуется ни конечностью, ни истощимостью, ни потребляемостью в их традиционном понимании, однако ей присуща избирательность, что, в конечном счете, и наделяет ее владельца властью в постиндустриальном обществе. Специфические качества самого человека, его мироощущение, психологические характеристики, способность к обобщениям, наконец, память и тому подобное - все то, что называют интеллектом (а он и представляет собой форму существования информации и знаний), служит главным фактором, лимитирующим возможности приобщения к этим ресурсам.6
«Класс
интеллектуалов»- это высший класс
постиндустриального общества, это
новая технократическая элита. Так
же «класс интеллектуалов» -это новый
средний класс общества. Так как, выдвижение
технократии выступает закономерным результатом
перехода к постиндустриальному обществу.
Рассмотрим формирование и развитие технократов.
Для этого проанализируем :
1) Внутреннюю миграцию
2)
Рост высшего образования.
3) Уровень доходов
Все
эти факторы влияют на становление
«класса интеллектуалов».
По
статистике с 1989 по 2000 год миграционный
оборот населения России составил 52,4
миллиона человек. Это – общий
зафиксированный объем
При этом ¾ миграционных перемещений осуществлялись внутри России (рис. 1), а из них 55% - в пределах одних и тех же субъектов Федерации - областей, краев, республик, а 45% - между ними. За 1989-2000 годы доля внутренней миграции в общем объеме переселений не опускалась ниже 66%.
Сокращение
оборота внутренней миграции происходило
синхронно во всех округах Российской
Федерации. Наиболее резкое сокращение
интенсивности миграции происходило в
самом начале 90-х годов. Снижение объемов
миграции - следствие серьезного кризиса,
оно осложняет становление нормальных
рыночных механизмов функционирования
рынков труда и жилья.
В таблице 1 показана миграция населения по федеральным округам.
В 2001 год главным вектором межрегиональных миграций в России стало движение с севера и востока страны на юг и запад. Страна поделилась на две зоны — притока (Центральный, Волго-Вятский, Центрально-Черноземный, Уральский экономические районы; Ростовская область, Краснодарский и Ставропольский края Северо-Кавказского региона; южные районы Сибири). И зона оттока населения (Европейский север, северные районы Восточной Сибири, Дальний Восток). Эта пространственная картина миграций сохранилась и в обозримой перспективе.
Таблица
1
Внутри-
и межрегиональные миграционные
потоки формируются под влиянием
различных факторов. Переход к
рынку и изменение
В то же время приток населения в регионы запада и юга России можно объяснить тем, что наряду с экономическими стимулами все более заметную роль начинают играть такие внеэкономические факторы, как климат, политическая стабильность, этническая однородность, географическое положение.
За 2009 год число мигрантов внутри России сократилось на 226,6 тысяч человек, или на 11,7% по сравнению с предыдущим годом. Число прибывших в Россискую Федерацию, зарегистрированных по месту жительства, уменьшилось в прошедшем году на 1,7 тысяч человек, или на 0,6%, Увеличение миграционного прироста населения России на 2,2% обеспечивалось лишь за счет сокращения числа выехавших за пределы России на 7, 1 тысяч человек, или на 17,8%.
Таблица 2. Общие итоги миграции в РФ
Внутренние миграции населения являются доминирующим компонентом в миграционных процессах регионов страны.
Цели внутренних перемещений разные: обучение, смена местожительства, туризм, деловая, трудовая деятельность и так далее.
В 2009 году число мигрантов внутри России продолжало быстро снижаться, уменьшившись на 142,2 тысячи человек.
На
сегодняшний день миграционная ситуация
значительно отличается от состояния
до начала реформирования экономической
и социальной сфер.
Что
касается образования, то в нем статистика
является одним из важнейших инструментов,
позволяющих правильно
По
данным МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ количество
высших учебных заведений в стране
неуклонно растет. За период с 1990 г.
по 2005 г. их число выросло с 514 до 1068, т.е.
более чем в два раза. Наибольший вклад
внесли негосударственные высшие учебные
заведения. Если в 1990 г. в России не было
зарегистрировано ни одного негосударственного
вуза, то в 2005 г. их насчитывалось уже 413.
Аналогично обстоит дело и с ростом числа
первокурсников. В 1990 г. на первый курс
высших учебных заведений было принято
около 584 тыс. человек, а в 2005 г. их уже было
около 1 млн. 640 тыс. Относительные статистические
показатели на 10000 человек также свидетельствуют
о значительном увеличении числа студентов.
Если в 1990г. на 10000 населения приходилось
190 студентов, то в 2005г. - уже 481. В 1990 г. успешно
закончили высшие учебные заведения 401
тыс. человек, а в 2005 г. высшее образование
в России получили уже 1 млн. 151 тыс. По состоянию
на 2010 год рост числа учебных заведений
высшего профессионального образования
в России остановился. Во многом это связано
с уменьшением числа абитуриентов (демографический
фактор), продолжающимся вплоть до 2010 года.
Если
говорить о том, какие группы специальностей
наиболее популярны, то наблюдается
такая картина. В 1990г. специалистов
в области экономики и
По Таблице 3 видно, что число высших учебных заведений и студентов с каждым годом растет все больше.
В результате, увеличения числа
выпускников заведений высшего
профессионального образования
в России значительно
Таблица
3 Сводная таблица по статистике высшего
образования.
Так же, одной из существенных проблем современного российского общества является большое различие в доходах граждан.
Население России, по сути, делится только на две категории ( высший и низший класс общества), а не на три, как в развитых западных странах.
Разрыв
между заработной платой первого
класса и второго настолько велик,
что важно не само наличие среднего
класса, а то, какой он. По данным
исследователей, около 7% российских семей
обладают всеми признаками среднего
класса.
1,5% населения РФ владеют 50% национальных богатств.
По
данным Boston Consulting Group, в 2006 году в России
было 440 000 домохозяйств с активами более
100 000 долларов, общее богатство домохозяйств
увеличивается в среднем на 22,5
% в год, по итогам 2006 года составило
540 млрд долларов. 60,1 % активов российские
домохозяйства держат в денежной форме
(португальские — 59,5 %, чешские — 62,5 %, венгерские
— 72 %).
По
данным «Ренессанс капитал управление
инвестициями» ранее
Информация о работе «Класс интеллектуалов» как высший класс постиндустриального общества