Процесс таможенно-тарифного регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 14:24, дипломная работа

Описание

Цель: состоит в том, чтобы показать основные механизмы таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, как в России, так и в других странах.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие конкретные задачи:

1. исследовать таможенно-тарифный механизм, как инструмент государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;

2. проанализировать таможенно-тарифную политику России и зарубежных стран;

3. обобщить практику участия Российской Федерации в международных торгово-таможенных организациях и соглашениях;

4. внести предложения по совершенствованию механизмов таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 105.66 Кб (Скачать документ)

. 

В настоящее время  в рамках Комиссии Правительства  Российской Федерации по защитным мерам  во внешней торговле и таможенно - тарифной политики проводится работа по уточнению списка товаров, происходящих из развивающихся стран и в отношении которых будут предоставляться тарифные преференции. С учетом складывающейся экономической ситуации в России предполагается значительно сократить список данных товаров. 

Необходимо отметить, что проблемным остается вопрос о  распространении беспошлинной торговли на все товары, происходящие из государств- участников СНГ Евстигнеев В. Таможенная интеграция в СНГ как пример экономического псевдоморфизма// Вопросы

экономики. - 1999. № 12., хотя работа по формированию зоны свободной  торговли проводится. 

Примером этому  служат введение в январе 1999 г. правительством Казахстана количественных ограничений  на ввоз 21 товарно-отраслевой позиции  в торговле с Россией Финансовые известия. - 12 января 1999 г., а также принятые Правительством Российской Федерации решения о взимания ввозной таможенной пошлины на белый сахар, происходящий из государств- участников СНГ, кроме стран-членов Таможенного союза. По данным II. Шуйского, в 1999г. во взаимной торговле государств Содружества действовали 108 изъятий из режима свободной торговли, в т.ч. Украина имела изъятия по 32 позициям, Узбекистан- по 29, Таджикистан - по 22, Беларусь и Казахстан - по 10 позициям товарной номенклатуры ВЭД Шумский Н. Формирование зоны свободной торговли государств Содружества// Вопросы экономики.-

1999.-№12.С. 96. 

. Особо следует  отметить, что данное решение  было вызвано, в первую очередь  необходимостью защиты отечественной  сахарной промышленности. 

Надо сказать, что  в настоящее время таможенные платежи составляют около одной  трети доходной части федерального бюджета. Этот показатель свидетельствует  о достаточно большой зависимости  бюджета от ВЭД, а также о том, что таможенная политика в настоящих  условиях играет крайне важную роль. 

С учетом изложенного  можно сделать вывод о том, что в современных условиях при  определении уровня таможенно-тарифного обложения в целом и разработке предложений по установлению конкретных размеров ставок таможенных платежей основными приоритетными задачами, решение которых должно обеспечиваться с помощью тарифа, являются следующие: 

1. Обеспечение формирования  доходной части федерального  бюджета за счет таможенных  платежей. 

2. Защита отечественного  рынка и создание возможностей  для развития национального производства. 

3. Создание необходимых  предпосылок, стимулирующих развитие  конкуренции. 

4. Получение торгово-политических  уступок от стран - торговых  партнеров Российской Федерации. 

5. Обеспечение решения  социально значимых задач, создание  возможностей для смягчения кризисных  ситуаций и социальной напряженности. 

Очевидно, что при  разработке мер таможенно - тарифного регулирования необходим учет всех перечисленных выше факторов. Однако особо следует отметить тот момент, что в связи с вступлением России в ВТО ставки таможенного тарифа неизбежно станут предметом переговоров, что является сдерживающим фактором при выработке оптимальных, с точки зрения других факторов, уровней тарифных ставок Никольский С.О внешних таможенных пошлинах. М.: 1865. С. 8 9.. 

Другим важным обстоятельством, к сожалению, до сих пор не получившим должной реализации, является необходимость  рассмотрения таможенного тарифа как  неотъемлемой части налоговой системы. Это означает, что необходимо рассматривать  таможенные платежи в тесной взаимосвязи  с внутренними налогами, обеспечивая  оптимизацию и структуры налогов  в целом. 

В настоящее время  все чаще имеют место попытки  отечественных производителей решать проблемы, обусловленные неадекватностью  внутренних налогов, путем изменения  таможенно-тарифного регулирования. Однако такой подход не обеспечивает, как правило, решение проблем отечественных производителей, одновременно нарушая механизм и сбалансированность многофункционального инструмента таможенного тарифа за счет чрезмерного, неоправданного усиления протекционистской функции. 

Главная проблема заключается  в обеспечении сбалансированности и паритетности стоящих задач, часть  из которых имеет разнонаправленный  характер. 

Меры по решению  фискальных проблем и защите отечественных  производителей могут противоречить  мерам, направленным на развитие конкуренции  и решении социальных задач. 

Очевидно, оптимальным  можно считать такие ставки таможенных пошлин, которые позволяют достигать  максимального эффекта при взаимоувязанном  решении вышеуказанных задач. Поэтому задача оптимизации мер тарифного регулирования является в настоящее время одной из наиболее актуальных, но трудно реализуемых на практике Чернышов С.В. Механизм регулирования международной торговли: нормы и правила ГАТТ: Сб. научных трудов. ВНИКИ, 1996. С. 29-30. 

. 

Учитывая, что практически  не разработаны научные модели построения оптимальных, сбалансированных таможенных тарифов, решать эти задачи приходится во многом эмпирическим путем, отслеживая реакцию «потребителей»' на изменение  тарифов и вырабатывая «корректирующие» воздействия. И в этой ситуации роль ФТС России и таможенных органов трудно переоценить. 

Анализ действующих  ставок таможенного тарифа позволяет  сделать однозначный вывод о  том, что в настоящее время  по целому ряду товаров государство  фактически занимает жесткую протекционистскую  позицию, в ряде случаев делая  экономически невыгодным их импорт путем  установления высокого уровня таможенных пошлин. 

К таким товарам  можно отнести, например, легковые автомобили, одежду, обувь, мебель, бытовую технику, отдельные виды продовольствия. При  этом зачастую игнорируется решение  таких задач, как развитие конкуренции  и обеспечение социальных интересов (интересов потребителей), а также  снижается эффективность реализации фискальной функции («однонаправленной» с протекционистской). Таким образом, не обеспечивается согласованное решение стоящих задач. 

Исходя из вышеизложенного, а также принимая во внимание тот  факт, что в настоящий момент основной задачей таможенных органов является обеспечение максимального поступления  денежных средств в доходную част федерального бюджета при оптимальном  сочетании с защитной функцией, считаем  целесообразным определение следующих  приоритетов таможенно - тарифной политики Актуальные проблемы совершенствования таможенной политики России// Государство и право 2002. № 10. с. 57. 

: 

1. Обеспечение баланса  умеренных протекционистских мер,  стимулирующих вовлечение российских  предпринимателей в международную  кооперацию, и мер, способствующих  добросовестной конкуренции отечественных  и иностранных предпринимателей. В связи с этим на определенный  период времени - частичный отказ  от протекционистских целей, обеспечиваемых  сверхвысокими ставками таможенных  пошлин, стимулирующих ввоз и  обеспечивающих более высокие  поступления денежных средств в бюджет (например, через механизм установления сезонных пошлин). 

Переход к использованию  механизма тарифных квот, предполагающего

возможность ввоза  части высокооблагаемых товаров по более низким ставкам таможенных пошлин в пределах квот, установленных Правительством. 

Увязка вопроса  снижения ряда ставок пошлин на отдельные  товары с процессом получения  торгово-политических уступок при  ведении переговоров по вступлению России в ВТО. 

Использование «смягчения»  тарифного регулирования в качестве стабилизирующего социального фактора, имея в виду его антиинфляционный характер и стимулирующее воздействие  на развитие предпринимательской деятельности. 

Обеспечение целевого использования дополнительно полученных сумм таможенных платежей, поступивших  в федеральный бюджет от роста  объема импорта и внутренних налогов  от торговли импортными товарами, на разработку и реализацию целевых программ поддержки  отечественных производителей Таможенная политика России в новых условиях: Материалы научно-практической конференции. - М.: РИО РТА ГТК РФ, 2002. - С. 36.. 

Продуманная таможенная политика способна изменить структуру  импорта в пользу качественных и  высокотехнологичных товаров, способствовать снижению цен, как на импортную, так  и на отечественную продукцию. 

Однако, как уже  отмечалось, достижение поставленных целей и задач в области  таможенной политики во многом зависит  от того, насколько успешно таможенные органы реализуют свои функции на практике. 

За 2004 г. Алтайской  таможней оформлено 22544 ГТД с учетом всех таможенных режимов, из них учитываемых  таможенной статистикой внешней  торговли 22121 ГТД, в том числе деклараций по экспортным операциям - 14874, по импортным - 7261. По сравнению с 2002 годом количество оформленных ГТД увеличилось на 32%, в том числе по экспортным операциям количество оформленных ГТД увеличилось на 16%, по импортным - на 85%. Внешнеторговый оборот Алтайского края (без учета торгового оборота, оформленного в упрощенном порядке) составил за 2003 год 517,5 млн. долларов и по сравнению с 2002 годом (340,6 млн. долларов) увеличился на 177 млн. долларов (на 52%). При этом, объем экспортных поставок вырос на 46% от прошлогоднего показателя, а импорт вырос на 73%. 

Внешнеторговый оборот края увеличился как со странами дальнего зарубежья - на 51,7 млн. долларов (52%), так  и со странами СНГ - на 125,2 млн. долларов (что также составляет 52%). По-прежнему сохраняется значительная доля стран  ближнего зарубежья - 70,8%, доля стран  дальнего зарубежья составляет 29,2%. Сальдо торгового баланса для  данных групп стран положительно: для стран СНГ - 160,1 млн. долларов при превышении объемов экспорта над объемом импорта в 2,6 раз; для стран дальнего зарубежья - 95,8 млн. долларов и превышает объем экспорта над импортом в 4,5 раза Чернышов С.В. Механизм регулирования международной торговли: нормы и правила ГАТТ: Сб. научных трудов. ВНИКИ, 1996. С. 29-30.. 

Приведенные данные свидетельствуют об активизации  внешнеэкономической деятельности Алтайского края как со странами СНГ, так и со странами дальнего зарубежья Ершов А.Д. Международные таможенные отношения. СПб., 2000. С. 82. 

. 

В 2004 г. в Алтайской  таможне в целях улучшения  таможенно-тарифного регулирования ВЭД разработаны: 

- порядок уведомления  Алтайской таможни о прибытии  груза, определены зоны ответственности  подразделений и таможенных постов  Алтайской таможни; 

-технологическая  схема помещения задержанных,  изъятых товаров и транспортных  средств на склады временного  хранения сотрудниками правоохранительных  подразделений Алтайской таможни,  их хранение и выдача; 

- технологическая  схема перемещения товаров и  транспортных средств, находящихся  под таможенным контролем, из  мест доставки до мест временного  хранения, не расположенных в  местах доставки в зоне ответственности  Алтайской таможни. 

В 2005 году в Алтайской  таможне продолжается работа по совершенствованию  организации таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом  и оптимизация структуры железнодорожных  пунктов пропуска Текущий архив  Алтайской таможни за 2005 г. 

. 

Большая работа проделана  Алтайской таможней по упрощению  процедуры таможенного оформления и контроля гуманитарной и технической  помощи. Решены вопросы с ФТС России о возможности размещения поступающей  гуманитарной и технической помощи на собственных складах получателя и ее хранение под таможенным контролем, также бесплатное таможенное сопровождение  от мест доставки товаров до складов  временного хранения получателя. 

В зоне деятельности Алтайской таможни активно занимаются ВЭД ряд предприятий и организаций, в структуре экспорта которых  преобладают черные и цветные  металлы, кокс и полукокс. 

Таможенное оформление вышеназванной продукции Алтайская  таможня осуществляет с использованием процедуры неполного периодического декларирования (НПД), что является оправданным для участников ВЭД, так как уменьшается количество оформленных грузовых таможенных деклараций (ГТД), исключается простой железнодорожных  вагонов во время оформления ГТД, сводятся до минимума случаи аннулирования  ГТД. 

Информация о работе Процесс таможенно-тарифного регулирования