Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 14:24, дипломная работа
Цель: состоит в том, чтобы показать основные механизмы таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, как в России, так и в других странах.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие конкретные задачи:
1. исследовать таможенно-тарифный механизм, как инструмент государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
2. проанализировать таможенно-тарифную политику России и зарубежных стран;
3. обобщить практику участия Российской Федерации в международных торгово-таможенных организациях и соглашениях;
4. внести предложения по совершенствованию механизмов таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.
.
В настоящее время
в рамках Комиссии Правительства
Российской Федерации по защитным мерам
во внешней торговле и таможенно
- тарифной политики проводится работа
по уточнению списка товаров, происходящих
из развивающихся стран и в отношении
которых будут предоставляться тарифные
преференции. С учетом складывающейся
экономической ситуации в России предполагается
значительно сократить список данных
товаров.
Необходимо отметить, что проблемным остается вопрос о распространении беспошлинной торговли на все товары, происходящие из государств- участников СНГ Евстигнеев В. Таможенная интеграция в СНГ как пример экономического псевдоморфизма// Вопросы
экономики. - 1999. № 12.,
хотя работа по формированию зоны свободной
торговли проводится.
Примером этому служат введение в январе 1999 г. правительством Казахстана количественных ограничений на ввоз 21 товарно-отраслевой позиции в торговле с Россией Финансовые известия. - 12 января 1999 г., а также принятые Правительством Российской Федерации решения о взимания ввозной таможенной пошлины на белый сахар, происходящий из государств- участников СНГ, кроме стран-членов Таможенного союза. По данным II. Шуйского, в 1999г. во взаимной торговле государств Содружества действовали 108 изъятий из режима свободной торговли, в т.ч. Украина имела изъятия по 32 позициям, Узбекистан- по 29, Таджикистан - по 22, Беларусь и Казахстан - по 10 позициям товарной номенклатуры ВЭД Шумский Н. Формирование зоны свободной торговли государств Содружества// Вопросы экономики.-
1999.-№12.С. 96.
. Особо следует
отметить, что данное решение
было вызвано, в первую
Надо сказать, что
в настоящее время таможенные
платежи составляют около одной
трети доходной части федерального
бюджета. Этот показатель свидетельствует
о достаточно большой зависимости
бюджета от ВЭД, а также о том,
что таможенная политика в настоящих
условиях играет крайне важную роль.
С учетом изложенного
можно сделать вывод о том,
что в современных условиях при
определении уровня таможенно-тарифного
обложения в целом и разработке предложений
по установлению конкретных размеров
ставок таможенных платежей основными
приоритетными задачами, решение которых
должно обеспечиваться с помощью тарифа,
являются следующие:
1. Обеспечение формирования
доходной части федерального
бюджета за счет таможенных
платежей.
2. Защита отечественного
рынка и создание возможностей
для развития национального
3. Создание необходимых
предпосылок, стимулирующих
4. Получение торгово-
5. Обеспечение решения
социально значимых задач,
Очевидно, что при
разработке мер таможенно - тарифного
регулирования необходим учет всех перечисленных
выше факторов. Однако особо следует отметить
тот момент, что в связи с вступлением
России в ВТО ставки таможенного тарифа
неизбежно станут предметом переговоров,
что является сдерживающим фактором при
выработке оптимальных, с точки зрения
других факторов, уровней тарифных ставок
Никольский С.О внешних таможенных пошлинах.
М.: 1865. С. 8 9..
Другим важным обстоятельством,
к сожалению, до сих пор не получившим
должной реализации, является необходимость
рассмотрения таможенного тарифа как
неотъемлемой части налоговой системы.
Это означает, что необходимо рассматривать
таможенные платежи в тесной взаимосвязи
с внутренними налогами, обеспечивая
оптимизацию и структуры
В настоящее время
все чаще имеют место попытки
отечественных производителей решать
проблемы, обусловленные неадекватностью
внутренних налогов, путем изменения
таможенно-тарифного регулирования. Однако
такой подход не обеспечивает, как правило,
решение проблем отечественных производителей,
одновременно нарушая механизм и сбалансированность
многофункционального инструмента таможенного
тарифа за счет чрезмерного, неоправданного
усиления протекционистской функции.
Главная проблема заключается
в обеспечении
Меры по решению
фискальных проблем и защите отечественных
производителей могут противоречить
мерам, направленным на развитие конкуренции
и решении социальных задач.
Очевидно, оптимальным
можно считать такие ставки таможенных
пошлин, которые позволяют достигать
максимального эффекта при
.
Учитывая, что практически
не разработаны научные модели построения
оптимальных, сбалансированных таможенных
тарифов, решать эти задачи приходится
во многом эмпирическим путем, отслеживая
реакцию «потребителей»' на изменение
тарифов и вырабатывая «
Анализ действующих
ставок таможенного тарифа позволяет
сделать однозначный вывод о
том, что в настоящее время
по целому ряду товаров государство
фактически занимает жесткую протекционистскую
позицию, в ряде случаев делая
экономически невыгодным их импорт путем
установления высокого уровня таможенных
пошлин.
К таким товарам
можно отнести, например, легковые автомобили,
одежду, обувь, мебель, бытовую технику,
отдельные виды продовольствия. При
этом зачастую игнорируется решение
таких задач, как развитие конкуренции
и обеспечение социальных интересов
(интересов потребителей), а также
снижается эффективность
Исходя из вышеизложенного,
а также принимая во внимание тот
факт, что в настоящий момент основной
задачей таможенных органов является
обеспечение максимального
:
1. Обеспечение баланса
умеренных протекционистских
Переход к использованию механизма тарифных квот, предполагающего
возможность ввоза
части высокооблагаемых товаров по
более низким ставкам таможенных пошлин
в пределах квот, установленных Правительством.
Увязка вопроса
снижения ряда ставок пошлин на отдельные
товары с процессом получения
торгово-политических уступок при
ведении переговоров по вступлению
России в ВТО.
Использование «смягчения»
тарифного регулирования в
Обеспечение целевого
использования дополнительно
Продуманная таможенная
политика способна изменить структуру
импорта в пользу качественных и
высокотехнологичных товаров, способствовать
снижению цен, как на импортную, так
и на отечественную продукцию.
Однако, как уже
отмечалось, достижение поставленных
целей и задач в области
таможенной политики во многом зависит
от того, насколько успешно таможенные
органы реализуют свои функции на
практике.
За 2004 г. Алтайской
таможней оформлено 22544 ГТД с учетом
всех таможенных режимов, из них учитываемых
таможенной статистикой внешней
торговли 22121 ГТД, в том числе деклараций
по экспортным операциям - 14874, по импортным
- 7261. По сравнению с 2002 годом количество
оформленных ГТД увеличилось на 32%, в том
числе по экспортным операциям количество
оформленных ГТД увеличилось на 16%, по
импортным - на 85%. Внешнеторговый оборот
Алтайского края (без учета торгового
оборота, оформленного в упрощенном порядке)
составил за 2003 год 517,5 млн. долларов и
по сравнению с 2002 годом (340,6 млн. долларов)
увеличился на 177 млн. долларов (на 52%). При
этом, объем экспортных поставок вырос
на 46% от прошлогоднего показателя, а импорт
вырос на 73%.
Внешнеторговый оборот
края увеличился как со странами дальнего
зарубежья - на 51,7 млн. долларов (52%), так
и со странами СНГ - на 125,2 млн. долларов
(что также составляет 52%). По-прежнему
сохраняется значительная доля стран
ближнего зарубежья - 70,8%, доля стран
дальнего зарубежья составляет 29,2%.
Сальдо торгового баланса для
данных групп стран положительно: для
стран СНГ - 160,1 млн. долларов при превышении
объемов экспорта над объемом импорта
в 2,6 раз; для стран дальнего зарубежья
- 95,8 млн. долларов и превышает объем экспорта
над импортом в 4,5 раза Чернышов С.В. Механизм
регулирования международной торговли:
нормы и правила ГАТТ: Сб. научных трудов.
ВНИКИ, 1996. С. 29-30..
Приведенные данные
свидетельствуют об активизации
внешнеэкономической
.
В 2004 г. в Алтайской
таможне в целях улучшения
таможенно-тарифного регулирования ВЭД
разработаны:
- порядок уведомления
Алтайской таможни о прибытии
груза, определены зоны
-технологическая
схема помещения задержанных,
изъятых товаров и
- технологическая
схема перемещения товаров и
транспортных средств,
В 2005 году в Алтайской
таможне продолжается работа по совершенствованию
организации таможенного
.
Большая работа проделана
Алтайской таможней по упрощению
процедуры таможенного
В зоне деятельности
Алтайской таможни активно
Таможенное оформление
вышеназванной продукции
Информация о работе Процесс таможенно-тарифного регулирования