Процесс таможенно-тарифного регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 14:24, дипломная работа

Описание

Цель: состоит в том, чтобы показать основные механизмы таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, как в России, так и в других странах.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие конкретные задачи:

1. исследовать таможенно-тарифный механизм, как инструмент государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;

2. проанализировать таможенно-тарифную политику России и зарубежных стран;

3. обобщить практику участия Российской Федерации в международных торгово-таможенных организациях и соглашениях;

4. внести предложения по совершенствованию механизмов таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 105.66 Кб (Скачать документ)

Экономические методы регулирования ВЭД, учитывая их взаимосвязь и известную взаимозаменяемость, должны составлять единый экономический механизм регулирования ВЭД Механизм регулирования международной торговли: нормы и правила ГАТТ. М.: ВНИКИ, 2002, С. 31.. 
 

Единый экономический  механизм регулирования ВЭД в  условиях рыночной экономики различных  модификаций (планово- рыночной, социально- ориентированной и так далее) в перспективе должен выполнять основные функции по регулированию ВЭД. 

Понятие «единый  экономический механизм» предполагает наличие определенных взаимосвязей между отдельными элементами, его образующими, системный подход к формированию этого механизма с обеспечением внутренних и внешних связей элементов данной системы. Внешние связи экономического механизма регулирования ВЭД базируются, с одной стороны, на взаимосвязи проблем ВЭД с внутренними проблемами национальной экономики, а с другой - на тех обязательствах, которые принимает на себя Российская Федерация при вступлении в международные и региональные союзы и соглашения и при получении экономической помощи от международных экономических организаций - МВФ, МБРР и других. Внутренние связи в рамках единого экономического механизма возникают на базе взаимосвязей между образующими его элементами и возможностям замены одних элементов другими, то есть их взаимозаменяемости в определенных пределах Ершов А.Д. Международные таможенные отношения. СПб., 2000. С. 82.. 

ВЭД любого государства  подчинена обычно решению национальных задач и тесно связана с  проблемой развития внутренней экономики, повышения ее эффективности. Ради достижения этих конечных целей государства  нередко идут на некоторые сиюминутные  потери, на ограничения определенных доходов от ВЭД ради достижения более  высоких конечных результатов на базе общего подъема национальной экономики Там же. С. 40.. Например, в Китае импортный тариф на технику и технологии учитывает их уровень и соответствие мировым достижениям в этой области. Импорт новейшей техники и технологий облагается минимальным таможенным тарифом или освобождается от ввозных пошлин вообще. При этом государство недополучает определенную сумму импортных пошлин, поскольку при ввозе техники и технологий обычного качества взимается обычный (не льготный) тариф. Но потери эти с лихвой окупаются тем дополнительным доходом, который получает страна в результате применения современной техники и технологий. Недобор средств от ВЭД может быть с избытком компенсирован государству увеличением доходов от внутренней экономики, если сокращение доходов от ВЭД способно дать значительный эффект на стадии практического использования импортной техники и технологий. Следовательно, доходы от ВЭД и от внутренней экономики взаимосвязаны, и уменьшение одних доходов может быть с избытком компенсировано увеличением других. Эта взаимосвязь диктует необходимость сбалансированного подхода к планированию доходов от ВЭД и от национальной экономики с конечной целью оптимизации совокупного дохода Там же. С. 41.. 

Требования наших  партнеров по ВЭД, особенно стран, занимающих лидирующее положение в международных  экономических организациях, обычно сводятся к дальнейшей либерализации  ВЭД, то есть снижению таможенных пошлин, НДС и акциза, а также ограничению  и сокращению административного  регулирования ВЭД. 

Но такие требования нередко вступают в противоречие с национальными интересами России, они ослабляют позиции отечественных  производителей на мировом и даже внутреннем рынках. 

В процессе реализации рекомендаций и требований Международных  организаций и союзов должны быть найдены способы защиты национальных интересов России и национальных производителей, обеспечена надлежащая конкурентоспособность их продукции. Данная задача может быть решена одновременным  снижением таможенных пошлин и компенсирующим это снижение повышением ставок НДС, акциза на импортные товары в тех  случаях, когда возможности такого повышения не заблокированы соответствующими обязательствами Правительства  Российской Федерации. 

Особенности взимания НДС и акциза с импортных и  отечественных товаров не только допускают определенные различия в  системе налогообложения, но и делают такие различия неизбежными. Это  создает возможность для регулирующих органов Российской Федерации изменять в определенных пределах автономно  системы внутреннего налогообложения  импортных и отечественных товаров  для защиты отечественного производителя  Ершов А.Д. Основы управления и организация  в таможенном деле: учебное пособие. СПб. 1999. С. 184.. 

Формирование единого  экономического механизма регулирования ВЭД в России осуществлялась постепенно в ходе проведения радикальных экономических реформ. Решающую роль в этом процессе сыграли налоговая реформа, либерализация ценообразования, новое законодательство, регулирующее ведение валютных операций. 

В системе экономического механизма регулирования ВЭД исключительно важную роль играет система налогов, в первую очередь налог на добавленную стоимость и акциз. Эти налоги формировались с учетом мировой практики их применения в условиях развитой рыночной экономики и конкретных условий Российской Федерации. В основу расчета нормативов налогообложения акцизом и налогом на добавленную стоимость были положены балансовые расчеты потребностей в ресурсах государственного бюджета. 

При экспорте товаров  страны-экспортеры, как правило, не облагают экспортируемые товары НДС  и акцизом с тем, чтобы обеспечить им более высокую конкурентоспособность  на мировом рынке, хотя допускаются  и исключения Ершов А.Д. Определение  страны происхождения товара: Учебно-методическое пособие по курсу «Таможенно-тарифное регулирование ВЭД». СПб., 1996. С. 5.. 

При импорте товаров  для того, чтобы обеспечить им равную конкурентоспособность с товарами отечественного производства, все страны облагают импортные товары НДС по ставкам, применяемым при обложении  товаров отечественного производства. 

Случаи освобождения импортных товаров от НДС не типичны  для мировой практики и являются исключением из нее. 

Следовательно, НДС  является тем элементом единого  механизма экономичного регулирования  ВЭД, который формируется преимущественно  исходя из внутренних условий развития экономики, к которым система  регулирования ВЭД должна адаптироваться, как к внешнему заранее заданному  фактору. Но это отнюдь не исключает  возможности активного использования  данного налога в регулировании  ВЭД в интересах экономики  страны в определенных пределах, допускаемых  законодательством России, и ее обязательствами  перед иностранными партнерами. 

Акциз, как форма  косвенного налога, зависит в значительно  большей степени от национальных условий, поскольку ему в большей  степени присуща социальная функция. Международные обязательства играют значительно меньшую роль при  формировании ставок акциза. Это означает, что при формировании единого  экономического механизма регулирования ВЭД государство относительно свободно при определении ставок акциза, что оно жестко не связано в этой области условиями международных договоров и обязательствами перед своими торговыми партнерами. Эта самостоятельность может проявляться как при определении перечня подакцизных товаров, так и при определении ставок обложения акцизом Там же. С. 6.. 

Особую роль в  системе единого экономического механизма регулирования ВЭД играет система ввозных и вывозных пошлин и специального налогообложения. 

Пошлины играют главную  роль в адаптации товаров иностранного производства к условиям российского  рынка и товаров отечественного производства к условиям мирового рынка. Следовательно, пошлины формируются  в соответствии с условиями внешнеэкономической  деятельности, и, вместе с тем, отражают особенности национальной экономики. Образно говоря, они составляют тот мостик, который соединяет национальную экономику с мировой, национальный рынок с мировым. 

Обоснование пошлин требует индивидуального подхода  по каждому конкретному товару или  группе товаров, а порой такой  подход должен учитывать особенности  жизненного цикла товара, т.е. является ли он прогрессивным, новым или морально устаревшим Ершов А.Д. Международные  таможенные отношения. СПб., 2000. С. 82. 

. 

Приведенный выше пример дифференциации импортных пошлин в  Китае на машинном оборудовании с  учетом степени прогрессивности  подчеркивает важность и необходимость  индивидуального подхода при  определении пошлин с учетом специфики  каждого товара. Мировая практика придерживается таких же принципов  при определении импортных пошлин на сырье, полуфабрикаты и готовые  изделия: уровень пошлин повышается по мере повышения готовности продукта. 

В экономически развитых странах импортные пошлины относительно невелики, в развивающихся странах  они весьма значительны и возрастают по мере увеличения различий между  национальными и интернациональными издержками и ценами. Низкие ввозные  пошлины в условиях высокой производительности труда и низких национальных издержек в состоянии обеспечить защиту национальных производителей, издержки которых приближаются к мировому уровню; такие же пошлины  для экономически слаборазвитых  стран не обеспечат должной защиты национального производства и могут  подорвать развитие национальной экономики  Таможенная политика России в новых  условиях. М., 1999. С. 101.. 

Несколько иную природу  имеют экспортные пошлины. Они взимаются  по ограниченному кругу (перечню) товаров  и в исключительных условиях. Обычно экспортные пошлины (и налоги) взимаются  по энергоносителям и сырьевым товарам, а также по изделиям высоко художественным, составляющим достояние народа. К ним же относятся произведения старины, а также наукоемкая продукция, составляющая объекты интеллектуальной собственности. Общим для всех этих товаров является то, что их национальная стоимость и отражающие ее цены ниже уровня интернациональных издержек и мировых цен, регулируемых издержками производства замыкающих поставщиков. При отсутствии такой предпосылки отпадают экономические условия для взимания экспортных пошлин Никольский С.О внешних таможенных пошлинах. М.: 1865. С. 15.. 

Итак, экспортные пошлины  отражают разницу между более  низкими национальными издержками и ценами продукции, производимой при  более благоприятных национальных условиях производства и более высокими издержками замыкающих поставщиков  и регулируемые этими издержками мировыми ценами. Аналогичные экономические  условия служат предпосылкой для  взимания специального экспортного  налога. Экономическая природа экспортных пошлин и экспортного спецналога такова, что она дает определенные основания для отнесения их к категории рентных платежей. Размер этих платежей зависит от соотношения между национальными и интернациональными издержками и ценами, и его величина колеблется в зависимости от уровня этих различий Пресняков В.Ю. Государственное регулирование внешней торговли России. М., 1998. С. 52.. 

Мировые и национальные цены служат базой для определения  ввозных и вывозных пошлин. В связи  с этим возникает сложная проблема определения этих цен как базы расчета ставок пошлин. 

Суть проблемы состоит  в необходимости четко определить, какие из мировых и национальных цен могут быть приняты в качестве базы для определения ставок ввозных  и вывозных пошлин Никольский С.О  внешних таможенных пошлинах. М.: 1865. С.17. 

. 

Попытаемся рассмотреть  более детально эту проблему на примере  мировых национальных цен. Известно, что в практике международной  торговли применяются многие разновидности  мировых цен: цены мировых бирж, аукционов, торгов, контрактные цены, каталоговые цены крупнейших мировых фирм и т.д. Эти цены могут различаться также базисными условиями поставки товаров, условиями оплаты, валютой платежа. 

Из всей совокупности мировых цен должны быть отобраны те виды цен на конкретные товары, которые  могли бы стать базой для расчета  таможенных пошлин. По этим видам цен  следует формировать массив информации для определения уровня таможенных пошлин - ввозных и вывозных. 

Ассортимент продукции, реализуемой на мировых рынках, и  цены на нее систематически изменяются под влиянием целого ряда факторов. Соответственно должна корректироваться система пошлин, т. е. корректируется номенклатура товаров, облагаемых таможенными  пошлинами, и уровень пошлин. По товарам  относительно стабильного ассортимента с более устойчивыми ценами такие  корректировки системы пошлин могут  осуществляться реже, чем по товарам  с быстро обновляющимся ассортиментом  и с более динамичными издержками и ценами Никольский С.О внешних  таможенных пошлинах. М.: 1865. С.87.. 

Ценовая база для  обновления и корректировки таможенных пошлин включает также и национальные цены. Эти цены подвержены еще более  значительным колебаниям, чем мировые  цены. Так, цены на одинаковую продукцию  на территории РФ в обрабатывающей промышленности могут отличаться в 3-5 раз, а в добывающей промышленности и в сельском хозяйстве - еще больше. В связи с этим при формировании массива информации для корректировки  таможенных пошлин возникает ряд  весьма сложных вопросов. Во-первых, на цены, каких городов и регионов следует ориентироваться при  формировании таможенных пошлин. А  во-вторых, разрешима ли проблема протекционизма на базе единого для всей Российской Федерации уровня таможенных пошлин, и в какой мере актуальной является проблема регионального аспекта  этих пошлин. Не следует ли ввести минимальную  дифференциацию этих пошлин хотя бы на некоторые виды продукции с сильно выраженными региональными особенностями  условий производства с минимальным  числом градаций, например, с двумя  уровнями пошлин - для европейской  и азиатской частей территории Российской Федерации. В-третьих, какие способы  могут быть использованы (кроме пошлин) для защиты отечественных производителей при резкой дифференциации национальных издержек и цен. В зависимости от решения данных вопросов могут решаться все методологические проблемы формирования массива информации для расчета пошлин, и главная из них - должен ли этот массив быть единым для всей Российской Федерации или в дополнение к нему следует формировать аналогичные массивы по регионам с указанием регионов и их границ Ершов А.Д. Международные таможенные отношения. СПб., 2000. С. 87.. 

Информация о работе Процесс таможенно-тарифного регулирования