Процесс таможенно-тарифного регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 14:24, дипломная работа

Описание

Цель: состоит в том, чтобы показать основные механизмы таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, как в России, так и в других странах.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие конкретные задачи:

1. исследовать таможенно-тарифный механизм, как инструмент государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;

2. проанализировать таможенно-тарифную политику России и зарубежных стран;

3. обобщить практику участия Российской Федерации в международных торгово-таможенных организациях и соглашениях;

4. внести предложения по совершенствованию механизмов таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 105.66 Кб (Скачать документ)

Национальные цены Российской Федерации значительно  более динамичны, чем мировые. Если изменения мировых цен за год, как правило, не превышают 10%, то цены в Российской Федерации за год  изменяются на сотни процентов. 

Опережающий рост национальных цен в Российской Федерации по сравнению с мировыми снижает  конкурентоспособность отечественной  продукции на мировом и внутреннем рынках. Защита отечественных производителей на внутреннем рынке требует повышения  пошлин на импортируемые товары с целью приведения цен на эти товары на рынках РФ в соответствие с национальными ценами на аналогичные товары. Требования международных организаций (ВТО, МВФ и др.) о снижении пошлин идут в разрез с коренными интересами страны, их выполнение могло бы причинить ущерб нашей обрабатывающей промышленности и сельскому хозяйству. 

Для снижения импортных  пошлин необходимы принципиально другие условия, и важнейшим из них является снижение национальных издержек и цен, что возможно лишь в условиях стабилизации и подъеме российской экономики  Никольский С.О внешних таможенных пошлинах. М.: 1865. С.90.. 

Неустойчивое состояние  российской экономики и высокие  темпы инфляции исключают также  возможность применения относительно устойчивых таможенных пошлин в силу невозможности на их базе проведения эффективной политики разумного протекционизма. Таможенные пошлины в условиях высоких и изменяющихся темпов инфляции и колебаний курса рубля по отношению к доллару США и другим СКВ не могут не корректироваться, и такие корректировки могут производиться не реже 1 раза в год, а по некоторым товарам и более часто. Искусственная стабилизация рубля по отношению к доллару США отнюдь не упрощает проблему корректировки пошлин, а, напротив, осложняет ее и создает возможность непредсказуемых изменений в конъюнктуре, которые могут существенно влиять на эффективность системы пошлин. 

Итак, пересмотры системы  таможенных пошлин следует производить  с учетом следующих факторов: 

динамики интернациональных  издержек; 

динамики национальных издержек; 

динамики курса  рубля по отношению к доллару  и другим СКВ. 

Методология формирования таможенных пошлин и модель их расчета  должны учитывать все эти факторы  и систему их взаимодействия Регулирование  ВЭД и эволюция таможенной политики России. M, 1996.С. 84. 

. 

Изменения, происходящие в национальной экономике и в  конъюнктуре мирового рынка, вызывают необходимость пересмотра тарифной системы и всего экономического механизма регулирования внешнеэкономических связей. 

Эти изменения могут  осуществляться путем массовых пересмотров  таможенных пошлин - ввозных, вывозных или одновременно тех и других -- путем общей или частичной корректировки тарифных ставок на все товары или отдельные виды и группы товаров. 

Массовые пересмотры тарифных ставок целесообразны в  исключительных случаях, когда намечаются существенные изменения внешнеэкономической  политики и требуется коренное изменение  всей тарифной системы. 

Наиболее приемлемым способом реформирования тарифной системы  являются частичные пересмотры ввозных  и вывозных пошлин, акцизов, НДС. Такие  изменения соответствуют эволюционному  пути развития национальной экономики, который исключает, как правило, ее революционные преобразования, а  также позволяет своевременно принимать  решения о частичном изменении  системы тарифов, когда такая  необходимость диктуется внутренними  и внешними причинами Чернышов С.В. Механизм регулирования международной торговли: нормы и правила ГАТТ: Сб. научных трудов. ВНИКИ, 1996. С. 29-30.. 

Для частичной корректировки  системы тарифов необходим определенный механизм, который бы своевременно выявил необходимость таких корректировок  и сигнализировал соответствующим  органом о такой необходимости, готовил обоснования для изменения  тарифов, прогнозировал результаты таких изменений для отечественного производства, государственного бюджета, внутреннего рынка и системы  внешнеэкономических связей РФ. 

Объективная оценка последствий предполагаемого изменения  тарифов требует комплексного системного подхода к данной проблеме и основывается на научных расчетах. Эта оценка должна охватывать и синтезировать  интересы всех участников ВЭД, отечественного производства и потребителей продукции, а также государственного бюджета.  

При обосновании  мер по регулированию ВЭД должен обязательно соблюдаться приоритет  государственных интересов. 

Таким образом, эффективность  тарифного регулирования зависит, прежде всего, от уровня ставок пошлин. Статистика таможенных правонарушений (за 2004 год в Алтайском крае выявлено 2002 административных правонарушения Текущий  архив Алтайской таможни за 2004 год.) показывает, чрезмерно высокий  уровень ставок толкает большинство  импортеров и экспортеров либо на уклонение от уплаты таможенных платежей всеми доступными средствами, либо на сокрытие их части, либо на свертывание  торговых операций. Все это приводит к значительным потерям средств, предназначенных для пополнения доходной части федерального бюджета. В этой связи вопросы корректировки  целесообразного снижения абсолютного  уровня таможенных пошлин и других платежей должны находить оперативное  решение со стороны федеральных  органов исполнительной власти. 

Глава 2. Таможенно - тарифная политика России и зарубежных стран 
 

2.1. Таможенно - тарифная политика зарубежных стран 

Для регулирования  внешней торговли во всех странах  мира используются как тарифные, так  и нетарифные меры. В соответствии с требованием Всемирной торговой организации таможенный тариф должен стать основным инструментом регулирования  внешней торговли Актуальные проблемы совершенствования таможенной политики России// Государство и право 2002. № 10. с. 57.. 

Необходимо учитывать, что основным принципом этой организации  является максимальная либерализация  мировой торговли путем снижения торговых и таможенных пошлин. Также  следует отметить, что самые развитые государства - США, Япония, и, отчасти, Канада - образуют в рамках ВТО так называемый большой квартет Там же. С. 59.. Эти страны, являясь крупнейшими производителями, занимают, соответственно, ведущие места по объемам внешнеторгового оборота. Из этого следует, что необходимо рассмотреть системы внешнеторгового, прежде всего таможенного регулирования крупнейших участников международной торговли. 

Таможенный тариф  США. Импортный таможенный тариф  США имеет восьмизначную номенклатуру на основе Гармонизированной системы  описания и кодирования товаров (ГС). Он содержит две колонки ставок пошлины (как адвалорных, так и  специфических). Вторая колонка Ї  это ставки, установленные Законом  о тарифе 1930 г. и с тех пор  остающиеся неизменными. Эти ставки применяются к товарам, происходящим из стран, которым США не предоставили режим наибольшего благоприятствования (РНБ). Ими облагался импорт из бывшего  СССР, а затем России (до заключения в 1992 г. соглашения о предоставлении РНБ). Эти ставки применялись также (по состоянию на 1992 г.) к товарам Афганистана, Албании, Вьетнама, Камбоджи, КНДР, Кубы, Лаоса, Латвии, Литвы, Монголии, Румынии, Эстонии (данные перечислены в Законе о торговле). Установленные законом ставки составляют, как правило, от 25 до 60 %, но на некоторые товары (например, текстиль) они достигают 90% Теория, методология и практика таможенного дела: Сборник научных трудов. / Под ред. Н.М. Блинова. М., 1996. С. 52. . 

Первая колонка  тарифа включает две подколонки. Первая из них содержит так называемые «общие» ставки, применяемые к странам, которым предоставлен РНБ. Для предоставления этого режима по американским законам не требуется заключения каких-либо особых соглашений, им автоматически пользуются все, не поименованные специально в законе государства. Право России на РНБ в соответствии с поправкой Джексона-Вэника к Закону о торговле 1974г. должно ежегодно подтверждаться, однако президент США внес предложение об отмене данной поправки. 

Средневзвешенный  уровень применяемых ставок пошлин составляет 3% для сельскохозяйственной и 5% для промышленной продукции. Для  некоторых категорий товаров (табак, овощи, керамика, бензольные химикаты, текстиль и одежда) уровень средневзвешенных ставок значительно выше (иногда достигает 20%). Самыми высокими пошлинами на практике оказываются специфические. В 1989г. адвалорный эквивалент специфических пошлин на некоторые изделия табачной промышленности достигал 1775%, на какао и изделия из него - 338%, на некоторые виды наручных и настольных часов- 151% Там же.- С. 53. 

. 

На определенные виды товаров (сахар, некоторые сорта  молока, сливок, тунец, зеленые оливки и т.д.) установлены тарифные квоты. При ввозе товаров в пределах этих квот ставки пошлин понижаются на 70-75%. 

Ввоз молока, масла, некоторых видов овощей и фруктов, произрастающих в США, облагается сезонными  пошлинами. Допускается также временное  понижение и временное увеличение ставок пошлин на некоторые товары, в том числе ввозимые из отдельных  стран (как, например, увеличение пошлин на говядину, консервированные томаты, фруктовые соки - из Европейского Союза (ЕС), на кожаные изделия и машины для обработки информации из Японии). 

Вторая подколонка первой колонки тарифа содержит преференциальные ставки пошлин, применяемые в соответствии с американской схемой Общей системы преференций (ОСП). США применяют ОСП с 1976г. С 1993 года она охватывает около 4100 товарных позиций по восьмизначной квалификации ГС, ввозимые из 131 развивающейся страны и территории (включая 32 наименее развитых государства). 

Страна, пользующаяся преференциями, может быть исключена  из схемы ОСП, если она достигла определенного (установленного американским законодательством) уровня ВНП на душу населения, а также, если наблюдается значительный прогресс в ее экономическом развитии и  торговле. Отдельный продукт выводится  из сферы действия преференций, если его поставки из данной страны превышают 50% (иногда - 25%) всего американского  импорта этого товара, или если стоимость импорта превысила  предварительно установленную величину (в 1992г.- 101 млн. долл.) Там же. С. 53. 

Перечень товаров  и стран, подпадающих под режим  ОСП, пересматривается ежегодно. 

Начиная с 90-х годов  США распространили действие режима ОСП на Россию. Тарифные льготы предоставляются при ввозе в Соединенные Штаты российских товаров, относящихся к 4284 товарным позициям по восьмизначной классификации. Сюда входят в основном изделия обрабатывающей промышленности, некоторые продукты сельского хозяйства и рыбной промышленности. Преференции не распространяются на текстильные изделия и предметы одежды, подпадающие под действие Международного соглашения по текстилю, а также часы, полуфабрикаты и готовые изделия из стекла Актуальные проблемы совершенствования таможенной политики России// Государство и право 2002. № 10. с. 57.. 

Поскольку в рамках СНГ создана сегодня зона свободной  торговли, товары, 35% стоимости которых  создано в России и странах  СНГ, могут пользоваться в США  преференциальным режимом Там же. С. 57.. 

Чтобы товар, стоимость  которого превышает 1500 долларов, мог  пользоваться преференциями при  ввозе в США, при его таможенном оформлении должен предъявляться в  предусмотренный международными соглашениями об ОСП сертификат происхождения  формы «А». Выдачу таких сертификатов в России осуществляют Министерство экономического развития и торговли и его уполномоченные в регионах. 

Таможенный тариф  ЕС. Единый таможенный тариф ЕС ежегодно издается Комиссией Европейского Союза  в двух вариантах официальное  издание и интегрированное (расширенное) издание, содержащее более полную информацию. 

В основе тарифа с 1 января 1988 г. лежит восьмизначная номенклатура (хххххх - 6 -значный код товара; хх - дополнительная детализация), сформулированная на основе ГС. В интегрированном тарифе номенклатура расширена до 13 знаков. Девятая цифра, обозначенная в едином тарифе звездочкой, зарезервирована для статистических целей отдельных стран-членов ЕС. Цифры 10-13 детализируют тарифные позиции, обеспечивая возможность регулирования импорта отдельных категорий товаров, не заполняющих целиком всю тарифную позицию. 

Официальное издание  тарифа имеет двухколонную структуру. Первая колонка содержит автономные (законодательно установленные) ставки пошлин. Эти ставки являются максимальными  и применяются редко. Пошлины  на большинство товаров составляют от 4 до 25%, хотя обложение автотранспортных средств достигает 29%,сахара -80%, табачных изделий - 180%. Масличные семена, корм для скота, некоторые животные продукты, минеральные продукты (кроме топлива), дерево, резина импортируются беспошлинно Там же. С. 60. 

Во второй колонке  указаны конвенциональные ставки. Эти  ставки применяются к товарам  стран, пользующихся РНБ и являющихся членами ВТО, а также стран, с  которыми ЕС заключил соглашение о  предоставлении данного режима. Практически  ставки РНБ применяются к товарам  любого происхождения. Эти Ставки для  продуктов питания и сельскохозяйственной продукции на 10-13% ниже автономных ставок, а среднеарифметический их уровень  составляет 12,4%. Для остальных товаров  ставки РНБ составляют от 25 до 70% от автономных, а их средний уровень - 6,4% . 

В интегрированном  тарифе приводятся сведения не только о таможенных пошлинах, но и о  других регуляторах внешней торговли. В седьмой колонке этого тарифа собраны фактически применяемые  ставки пошлин: там, где установлены  ставки РНБ, применяются данные ставки, если же на данный товар конвенциональной ставки нет, пошлина взимается по автономной ставке. Ставки РНБ отсутствуют на такие «чувствительные» товары, как мясо, птица, молочные продукты, зерновые, сахар, вино и крахмал Там же. С. 60.. Кроме того, в данной колонке отмечены те товары, которые облагаются импортными сборами вместе с таможенными пошлинами или вместо них. Наконец, данная колонка содержит ставки пошлин, применяемых к товарам, которые ввозятся в пределах тарифных квот. Пониженные пошлины в рамках таких квот применяются к крупно рогатому скоту, говядине, некоторым видам рыбы, плодам цитрусовых, некоторым фруктам, фруктовой мякоти и сокам, кофе, бобам какао, срезанным цветам и цветочным бутонам, газетной бумаге в рулонах, текстилю, некоторым ремесленным изделиям их железа и стали, а также цветным металлам. Там же указаны временно пониженные пошлины на ряд товаров из некоторых стран Теория, методология и практика таможенного дела: Сборник научных трудов. / Под ред. Н.М. Блинова. М., 1996. С. 52.  

Информация о работе Процесс таможенно-тарифного регулирования