Процесс таможенно-тарифного регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 14:24, дипломная работа

Описание

Цель: состоит в том, чтобы показать основные механизмы таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, как в России, так и в других странах.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие конкретные задачи:

1. исследовать таможенно-тарифный механизм, как инструмент государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;

2. проанализировать таможенно-тарифную политику России и зарубежных стран;

3. обобщить практику участия Российской Федерации в международных торгово-таможенных организациях и соглашениях;

4. внести предложения по совершенствованию механизмов таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 105.66 Кб (Скачать документ)

. 

Тарифные преференции. ЕС имеет шесть схем предоставления преференций. Наиболее общая из них - схема Общей системы преференций (ОСП), предоставляемых развивающимся  странам. Ставки пошлин в ОСП приводятся в восьмой колонке интегрированного тарифа. Происхождение товаров, подпадающих под данную схему, должно соответствовать правилам, определенным соглашением о ОСП, и подтверждаться сертификатом происхождения по форме «А». Необходимо также соблюдение требования прямой отгрузки товара из страны-экспортера ЕС. Таможенными пошлинами не облагаются все произведенные в развивающихся странах промышленные изделия и полуфабрикаты, за исключением некоторых «чувствительных» товаров, выведенных за пределы схемы ОСП (черные металлы, текстиль). Ввоз их ограничивается определенными квотами или может быть предметом ограничений в соответствии с защитной оговоркой (т.е. для защиты национальной экономики). Для 47 наименее развитых стран, а также для Боливии, Колумбии, Эквадора, Перу, Коста-Рики, Сальвадора, Гватемалы, Гондураса, Никарагуа и Панамы некоторые количественные ограничения не применяются, и преференции действуют в расширенном объеме. Зато для Китая и Гонконга ограничения более жесткие. 

В рамках ОСП пошлины  на ввоз из развивающихся стран ряда аграрных продуктов питания (около 700 тарифных позиций) понижены на величину от 20 до 60%. Импорт этих товаров (около 1400 позиций) из наименее развитых стран  осуществляется беспошлинно. Из схемы ОСП полностью или частично исключены животные, мясо, домашняя птица, рыба, молочные продукты, овощи, крупы, масличные семена, сахар, вино, корм для животных. Для наименее развитых стран сделаны определенные послабления в отношении этой группы товаров. 

Консервированные  ананасы, кофе, чай, а также необработанный табак (кроме китайского) ввозятся по преференциальным ставкам в пределах тарифных квот Ершов А.Д. Международные  таможенные отношения. СПб., 2000. С. 82.. 

Схема ОСП применяется  ко всем развивающимся странам. Тем  из них, которым предоставлены определенные преимущества, пользуются ими сверх  нее. 

Таковыми являются: 

- льготы 69 странам  Африки, Карибского бассейна и  Тихого океана, предоставляемые  в рамках Ломейской конвенции. Из этих стран беспошлинно ввозятся любые товары, кроме некоторых минеральных и аграрных продуктов (рис, кукуруза, говядина, свежих апельсинов). Особый режим существует также для рома, сахара и бананов; 

- льготы странам  Северной Африки и Ближнего  Востока (Алжир, Марокко, Тунис,  Египет, Иордания, Ливан, Сирия). Обеспечивается свободный ввоз в ЕС промышленных, а с 1995 г. и традиционных сельскохозяйственных продуктов. 

Кроме того, действуют: 

соглашения о свободной  торговле с Норвегией, Исландией  и Швейцарией. Беспошлинно ввозятся любые промышленные изделия и  полуфабрикаты, происходящие из этих стран (за исключением некоторых изделий  из черных металлов из Исландии). Преференциальный режим распространяется также на ряд видов сельскохозяйственных продуктов и продукты питания; 

соглашения об ассоциации с Турцией, Мальтой, Кипром (беспошлинный ввоз промышленной продукции), а также  с Польшей, Чехией, Словакией; Венгрией, Болгарией, Румынией; 

- соглашение о  свободной торговле промышленной  продукцией с Израилем Ершов  А.Д. Международные таможенные  отношения. СПб., 2000. С. 85..

Схема Общей системы  преференций распространена на Россию с 1 января 1993 г. 

Средний уровень  ставок импортных таможенных пошлин на российские товары снизился с 1% до 0,3%. Ряд товаров освобожден от пошлин полностью или в пределах тарифных квот. 

Таможенно-тарифная политика Японии. Японский импортный таможенный тариф содержит четыре вида ставок пошлин - общие, временные, ставки и преференциальные. Общие ставки являются максимальными и реже всего используемыми. Временные ставки установлены Законом о временных тарифных мерах. Общие и временные ставки относятся к категории законодательно установленных ставок. 

Уровень их варьируется  от 0% до 55%. Сравнительно высок (40-50%) уровень  пошлин на некоторые мясные и молочные продукты, овощи, фрукты, алкогольные  напитки и текстиль. При этом временные  ставки, как правило, ниже общих. Законодательно установленные ставки применяются к импорту из стран, которым не предоставлен РНБ (КНДР, Вьетнам, Непал, Ливан, Андорра, Албания, Экваториальная Гвинея, Ботсвана, Лесото и Свазиленд) Актуальные проблемы совершенствования таможенной политики России// Государство и право 2002. № 10. с. 57.. 

Ставки ВТО - это  ставки пошлин, согласованные на многосторонних торговых переговорах. К товарам  из стран, которые пользуются РНБ, применяются  либо ставки ВТО, либо временные ставки, если они ниже. Средний уровень  ставок с 1992 года составляет 3,4% . 

В рамках тарифных квот установлены пошлины на мясной крупный  рогатый скот, сыр для промышленной переработки, патоку для изготовления спирта, изделия, содержащие какао, для  изготовления шоколада, томатное пюре и пасту для изготовления соусов, ананасы в воздухопроницаемых контейнерах, неденатурированный этиловый спирт для изготовления алкогольных напитков, кожу и кожаную обувь. Устанавливаются сезонные пошлины на апельсины, бананы и грейпфруты. Преференциальные пошлины применяются в рамках системы ОСП. Они затрагивают 77 сельскохозяйственных позиций четырехзначной классификации ГС. Преференции распространяются и на все промышленные товары, за исключением 27 позиций по четырехзначной классификации ГС (нефтяные масла, шелк-сырец, шелковая пряжа, желатин и клей из костей и шкур, шелковые ткани, хлопковая пряжа, хлопковые ткани, одежда и ее принадлежности из кожи, фанера, обувь с резиновыми подошвами и верхом и ее части). Треть аграрных продуктов и большинство промышленных изделий, на которые распространяются преференции, ввозятся беспошлинно Там же. - С. 70.. 

Японская схема  ОСП - одна из самых широких по числу  охваченных стран. Она распространяется на 134 государства и 25 территорий. Все  товары из 41 наименее развитых стран  ввозятся беспошлинно без количественных ограничений. Тем не менее, Япония, в  отличие от большинства западных стран, не предоставила преференций  России, и российские товары облагаются по ставкам РНБ Там же. С. 59.. 

С 1 апреля 1993 года японская схема ОСП распространена на Чехию, Словакию и Словению. В 1995 году рассмотрен вопрос о ее распространении на Украину, Белоруссию, Казахстан, Туркменистан, Армению, Грузию, Молдавию, Латвию, Эстонию, Албанию, Македонию. 

Рассмотренные системы  таможенного регулирования зарубежных стран дают возможность сделать  следующие принципиальные выводы. В  последние два десятилетия многосторонние торговые переговоры в рамках ГАТТ, завершившиеся созданием ВТО, привели  к существенной либерализации торгово-политического  режима в мировой торговле и таможенной практике. Эта тенденция послужила  базой для целого ряда публикаций и заявлений в отечественной  и зарубежной прессе, в которых  степень и характер ослабления барьеров в мировой торговле, по нашему мнению, переоцениваются. 

Обзор конкретной ситуации (таможенных режимов отдельных стран, различных барьеров на путях важнейших  торговых потоков, а также модификация  самих средств регулирования  торговли) показывает, что за средними величинами, которыми охотно оперируют  исследователи и международные  организации, скрываются существенные ограничения, разноплановые и разнохарактерные, начиная с высоких ставок пошлин на отдельные товары и кончая многочисленными  нетарифными ограничениями, появившимися именно в последние два десятилетия, а также системой раздела рынков, осуществляемой посредством деловой ограничительной практики. Все это свидетельствует о серьезных препятствиях, часто дискриминационного характера, которые продолжают использоваться многими, в первую очередь крупнейшими торговыми странами - Соединенными Штатами и Европейским Союзом. Все это необходимо четко представлять при изучении в критическом использовании зарубежного опыта таможенной деятельности. 

2.2. Таможенное сотрудничество  стран СНГ в области таможенно - тарифного регулирования 

Экономическая интеграция со странами СНГ является официально провозглашенным приоритетным направлением внешнеэкономической политики Российской Федерации. Потенциально она является одним из наиболее важных факторов совместного выхода из критических трудностей за счет более полного использования ранее существовавшей производственной взаимодополняемости, единой транспортной и энергетической системы, общих технологий, стандартов, традиций добрососедства, культуры, свободного языкового общения, системы образования и подготовки кадров Козырин А.Н. Таможенное право России. Общая часть. М.: 1995. С. 20.. 

Формально возникновение  Содружества Независимых Государств на основе Минского соглашения от 8 декабря 1991 г. и Алма-Атинской декларации от 21 декабря 1991 г. послужило началом организации его политических и экономических органов. Высшими органами Содружества стали: Совет глав государств и Совет глав правительств. 14 мая 1993г. был учрежден Координационно-консультативный комитет, а 24 сентября 1993 г. - Исполнительный секретариат СНГ; в этот же день был создан Совет Министров иностранных дел. Наконец, что важно для 13 марта 1992г. был сформирован Таможенный совет, а 27 марта 1992 г. - Межпарламентская ассамблея государств - участников СНГ Филиппенко СВ. Таможенное регулирование в системе государственного управления ВЭД.- М: Изд.

РЛГС, 1999г.-С, 14.. 

В июне 1993 г. в Москве состоялось совещание руководителей  таможенных служб государств СНГ, в  котором приняли участие представители  Армении, Беларуси, Молдовы, России, Таджикистана и Украины. Руководствуясь решением глав государств - участников СНГ от 14 мая 1993 г. «О мерах по созданию Экономического союза государств -участников Содружества Независимых Государств» и положениями Декларации глав государств - участников СНГ от 14 мая 1993 г., где ближайшей задачей на пути к Экономическому союзу было поставлено развитие таможенного сотрудничества, участники совещания достигли договоренности о необходимости создания Совета руководителей таможенных служб государств - участников СНГ. В последующем к ним присоединились таможенные службы Казахстана, Киргизии и Узбекистана Там же. С. 16.. 

Принципиально важным направлением деятельности Совета руководителей  таможенных служб в последние  годы стала организация взаимодействия со структурами отраслевого сотрудничества СНГ. Документы, принятые по инициативе Совета руководителей таможенных служб, были положены в основу правовой системы  Таможенного Союза, ставшего одной  из наиболее активно развивающихся  структур в СНГ. 

Ускоренные интеграционные процессы между Россией и Белоруссией  отразились на таможенных отношениях между двумя странами. В результате Таможенный союз был создан 6 января 1995 г. как «союз двух»: России и  Беларуси. 20 января того же года к нему присоединился Казахстан, в марте 1996 г. - Кыргызстан, а в 1998 г. - Таджикистан. В настоящее время в рамках СНГ существуют три международных  объединения таможенных служб: Совет  руководителей таможенных служб  государств- участников СНГ; Совет руководителей  таможенных служб государств- участников Таможенного союза; Таможенный комитет  Союза Беларуси и России Там же. С.18.. 

Вступление в ноябре 1998 г. Кыргызской Республики в ВТО приобретает особую значимость. Согласно ее официальной позиции по участию в рамках подписанных соглашений и договоров о Таможенном союзе, республика «будет использовать все имеющиеся возможности по развитию и укреплению Таможенного союза с учетом норм и правил, применяемых в международной практике и своих обязательств в ВТО». В своих предыдущих заявлениях Кыргызская Сторона также заявляла, что она сможет участвовать в формировании Таможенного союза только на условиях, вытекающих из ее членства в ВТО, как в части торговли товарами, так и услугами. По существу это означает, что вся схема дальнейшего формирования Таможенного союза должна основываться не на достигнутом уровне гармонизации торговой политики «пятерки», а на базе тарифных и нетарифных обязательств Кыргызстана, взятых в ВТО. 

Эксперты правительств Сторон проанализировали материалы о соответствии обязательств Кыргызской Республики, принятых в рамках ВТО - обязательствам в рамках Таможенного союза. Сделан вывод о том, что условия, на которых Кыргызская Республика вступила в ВТО носят весьма либеральный характер и предусматривают присоединение практически ко всем необязательным соглашениям и «секторальным» инициативам, резко ограничивают возможности защиты и поддержки своего аграрного сектора, практически полностью открыли доступ нерезидентам на свой рынок услуг во всех его секторах, в том числе и в финансовом секторе. Кыргызстан взял на себя обязательство не превышать ставок существующего импортного тарифа либо держать их на более низком уровне. Из указанных обязательств Кыргызстана более половины товарных позиций имеют ставки на 10-20 и более пунктов ниже, чем ставки ввозных пошлин в предлагаемых условиях вступления в ВТО Республики Казахстан, Республики Беларусь и Российской Федерации, что относится и к особо важным для внешней торговли товарам. Снижение импортных ставок других стран Таможенного союза до уровня ставок Кыргызстана означало бы их отказ от разумной защиты национальных товаропроизводителей. По экспертным оценкам число совпадающих ставок Таможенного тарифа Кыргызской Республики с Общим таможенным тарифом, согласованным в рамках трех государств, составляет около 14 процентов Исингарин Н.К. Таможенный союз: дела и планы. - Алма-Аты: Оф «БИС».- 2000. С.108.. 

Влияние вступления Кыргызской Республики в ВТО на государства- партнеры Таможенному союзу было предметом рассмотрения этого вопроса на заседании Совета глав правительств. Правительством Сторон совместно с Интеграционным Комитетом поручено продолжить работу относительно оценки экономических последствий присоединения Кыргызской Республики к ВТО и поиска вариантов действий с учетом официальной позиции Правительства Кыргызской Республики по ее дальнейшему участию в реализации соглашений о Таможенном союзе.  

Информация о работе Процесс таможенно-тарифного регулирования