Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 14:24, дипломная работа
Цель: состоит в том, чтобы показать основные механизмы таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, как в России, так и в других странах.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие конкретные задачи:
1. исследовать таможенно-тарифный механизм, как инструмент государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
2. проанализировать таможенно-тарифную политику России и зарубежных стран;
3. обобщить практику участия Российской Федерации в международных торгово-таможенных организациях и соглашениях;
4. внести предложения по совершенствованию механизмов таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Во-вторых, таможенная
пошлина опосредована процессом
перемещения грузов через таможенную
границу РФ и является средством
достижения этой цели.
В-третьих, таможенная
пошлина возмездна, т.е. фактически
она является платой за предоставление
таможенными органами возможности перемещать
грузы через таможенную границу.
В-четвертых, таможенная
пошлина в отличие от налога не
обладает признаком регулярности, так
как обязанность ее уплаты возникает
лишь при необходимости для субъекта
вступить в таможенное правоотношение.
В-пятых, право уплаты
таможенной пошлины может быть делегировано
иным заинтересованным лицам (например,
таможенному брокеру).
В-шестых, уплата таможенной
пошлины обеспечивается принудительной
силой государства Таможенное право
России: Учебник/Отв. ред. Н.И. Химичева.
М., 2003. С. 171.
.
Обязанность уплаты
налога обусловлена публичными интересами
Ї интересами государства. Обязанность
же уплаты таможенной пошлины основана
на интересах плательщика. У субъекта
предпринимательской деятельности всегда
есть выбор: везти товар из-за рубежа или
закупить импортный товар на территории
России. Наличие такой альтернативы и
определяет особое место таможенной пошлины.
В условиях рыночной
экономики и либерализации ВЭД
таможенные пошлины стали важнейшим
экономическим регулятором ВЭД.
С помощью таможенных пошлин государство
может поощрять ввоз или вывоз
соответствующих товаров или
ограничивать их, ставить в равные
экономические условия товары отечественных
товаропроизводителей и сходные
товары их иностранных конкурентов,
проводить определенную экономическую,
научно-техническую, экологическую, валютно-финансовую
политику в области ВЭД, направлять
деятельность субъектов ВЭД в
русло общегосударственных, национальных
интересов.
Пошлина относится
к числу ценовых категорий. Это
требует индивидуального
При определении
ввозных пошлин в прошлом, т.е. в XIX
в. и в начале XX в., преобладал фискальный
подход: пошлины определялись на высоком
уровне и рассматривались как один из
важнейших источников доходов государства.
Это вместе с тем позволяло решать задачу
защиты национальной экономики от наплыва
английских товаров, поскольку Англия
вступила значительно раньше других стран
на путь промышленной революции, ее продукция
была высоко конкурентоспособна и во многом
превосходила товары других стран Европы
и Америки Основы таможенного дела: Учебник
/ Под общ. Ред. В.Г. Драганова. Ї М., 1998. С.
282.
.
В XX в. наметилась тенденция
снижения таможенных пошлин, ослабление
их роли в формировании государства, на
первый план выдвигалась их регулирующая
функция, которая отнюдь не ограничивалась
запрещением или резким ограничением
ввоза импортных товаров. Нарастала потребность
в более детальной дифференциации ставок
таможенных пошлин по товарным группам
и конкретным изделиям с учетом потребности
в их импорте, уровня национальных и мировых
цен.
Такая дифференциация
таможенных пошлин требовала ее научного
обоснования, изучения объективных
факторов, определяющих эту дифференциацию.
Тенденция к снижению
ставок таможенных пошлин и к усилению
их дифференциации по группам товаров
и конкретным изделиям были обусловлены
объективными факторами. Развитие международного
разделения труда требовало ослабления
протекционизма. Специализация национальных
экономик, в том числе предметная, подетальная
и технологическая, требовала дифференциации
внешнеторговой политики стран по группам,
видам продукции и стадиям технологии
и обоснования таможенных пошлин по изделиям
и группам изделий с учетом внешних и национальных
условий их производства и реализации.
Решение данной проблемы возможно только
с позиций общей теории цен и дифференциальной
ренты, т.е. пошлины, следует рассматривать
как интернациональную дифференциальную
ренту.
В экономической
теории и в практике хозяйственной
деятельности хорошо известны две основные
формы дифференциальной ренты - по плодородию
и местоположению.
Различия в плодородии
земель служат естественным основанием
дифференциации издержек производства
в земледелии: более высокие издержки
на менее плодородных землях и
более низкие Ї на более плодородных.
Ограниченность плодородных земель определяет
необходимость эксплуатации менее плодородных
и, поскольку их продукция необходима
обществу, ее индивидуальные издержки
на относительно худших землях регулируют
рыночные цены. При этих ценах на лучших
землях реализуется добавочный дифференцированный
доход, который присваивается собственником
земли в виде дифференциальной ренты Ершов
А.Д. Основы управления и организация в
таможенном деле: учебное пособие. СПб.
1999. С. 184..
Дифференциальная
рента образуется также в результате
различного местоположения участков земли
и дифференциации транспортных расходов.
В системе мировой
экономики, кроме указанных, возможна
еще одна форма дифференциальной
ренты, возникающая на базе устойчивых
различий в национальных издержках
производства различных стран, обусловленных
различиями в системе общеобразовательной
и профессиональной подготовки национальных
кадров, в уровне развития наук и
научных исследований и их применения
в национальной экономике, что, в
свою очередь, определяется богатством
страны и ее инвестиционными возможностями,
уровнем техники, технологии, организации
производства и т.п. Например, низкие издержки
производства, высокое качество продукции
экономически развитых стран обусловлены
не богатством их естественных ресурсов
- многие из них являются крупными импортерами
сырьевых и энергетических ресурсов, и
не благоприятным положением указанных
стран, а, главным образом, теми факторами,
о которых говорилось выше Козырин А.Н.
Таможенное право России. Общая часть.
М.: 1995. С. 20..
При специализации
национального производства одна и
та же страна может иметь конкурентные
преимущества по одним видам продукции,
на производстве которых она
.
Интернациональные
издержки производства формируются
в жесткой конкурентной борьбе на
основе национальных издержек производства
профильной, специализированной продукции,
поставляемой на мировой рынок ее
основными производителями, обладающими
определенными конкурентными
Эти различия между
национальными и мировыми издержками
и ценами, определяемые относительно
устойчивыми различиями в национальных
условиях производства продукции в
разных странах, и являются объективной
основой формирования таможенных пошлин.
Рассмотрение природы
таможенной пошлины позволяет сделать
вывод о двойственном характере
ее сущности. Данная категория рассматривается
и как защитное средство, и как
источник получения государственных
доходов. Иначе говоря, таможенная пошлина,
помимо регулирующего воздействия,
несет в себе и фискальную нагрузку.
Далее приведем экономические
показатели деятельности Алтайской
таможни за 2004 г. За указанный период
Алтайской таможней перечислено
в федеральный бюджет таможенных
платежей 1069,7 млн. руб., (108,5% к уровню
2003 года), контрольные показатели выполнены
на 102,8% Текущий архив Алтайской
таможни за 2004 год. (Приложение 2).
Основным фактором,
определившим значительный рост объемов
таможенных платежей, явился переход
с 01.07.2001 г. на принцип взимания косвенных
налогов во взаимной торговле со странами
СНГ. Значительная часть перечисленных
средств приходится на НДС. Переход на
принцип взимания косвенных налогов во
взаимной торговле со странами СНГ определил
и увеличение количества деклараций таможенной
стоимости.
Из приведенного
примера следует, что наибольшую
долю в структуре доходов от внешнеэкономической
деятельности составляет налог на добавленную
стоимость.
Таким образом, и
таможенная пошлина и НДС выполняют
две основные функции:
регулируют ВЭД
с целью создания равных условий
для конкуренции отечественных
и импортных товаров на внутреннем
рынке;
способствуют пополнению
доходной части федерального бюджета.
1.4. Тарифные методы
в системе государственного
Каждая страна, исходя
из своего исторического опыта, сложившихся
социально -экономических условий,
места в мировой экономике, природно-географического
положения, руководствуясь общенациональными
и геополитическими интересами, определяет
для себя цели и задачи развития внешнеэкономических
связей Ершов А.Д. Международные таможенные
отношения. СПб., 2000. С. 82..
Таким образом, формы
и методы регулирования
В странах бывшего
социалистического лагеря господствовали
государственная и
В странах с развитой
рыночной экономикой, напротив, национальная
экономика развивается в тесном
взаимодействии с мировой экономикой
посредством мирового рынка, на основе
рыночных отношений. В этих странах
нет государственной монополии
внешней торговли. Последняя осуществляется,
как правило, частными фирмами на коммерческих
началах. Но государство регулирует внешнеэкономическую
деятельность с помощью системы экономических
и административных методов.
В научной литературе
и в практике хозяйствования методы
государственного регулирования ВЭД
обычно подразделяются на две группы
Никольский С.О внешних таможенных
пошлинах. М.: 1865. С. 8 9.:
-тарифные методы,
к которым относятся ввозные
и вывозные пошлины и
-нетарифные методы,
к которым относятся НДС,
Выделение тарифных
методов в особую группу в определенной
мере оправдано той специфической
ролью, которую играют таможенные тарифы
в регулировании ВЭД. Вместе с
тем приведенная выше классификация
методов регулирования ВЭД
Во-первых, вызывает
сомнение целесообразность объединения
в одну группу нетарифных (с помощью
НДС и акциза) и административных
методов регулирования (квотирования,
лицензирования, и т.п.). НДС, акциз, как
экономические методы управления, по своей
природе схожи с тарифными, которые являются
также экономическими методами регулирования
ВЭД. И те, и другие соответствуют природе
рыночных отношений, они относятся к числу
важнейших экономических регуляторов
экономики, значение которых будет не
ослабляться, а усиливаться. Необходим
комплексный системный подход к использованию
их в качестве регуляторов ВЭД.
Во-вторых, административные
методы регулирования ВЭД
Например, когда необходимо
в какой-то период сократить до определенных
размеров или увеличить экспорт
или импорт соответствующих товаров.
В свете вышеизложенного
предоставляется наиболее целесообразной
следующая классификация методов регулирования
ВЭД:
-экономические методы
регулирования ВЭД, включающие таможенные
пошлины, таможенные сборы, налог на добавленную
стоимость, спецналоги и акциз;
-административные
методы регулирования ВЭД,
Информация о работе Процесс таможенно-тарифного регулирования