Процесс таможенно-тарифного регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 14:24, дипломная работа

Описание

Цель: состоит в том, чтобы показать основные механизмы таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, как в России, так и в других странах.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие конкретные задачи:

1. исследовать таможенно-тарифный механизм, как инструмент государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;

2. проанализировать таможенно-тарифную политику России и зарубежных стран;

3. обобщить практику участия Российской Федерации в международных торгово-таможенных организациях и соглашениях;

4. внести предложения по совершенствованию механизмов таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 105.66 Кб (Скачать документ)

Таким образом, есть все основания утверждать, что  в России создана и действует  система источников таможенного  права. Основным источником российского  таможенного права является Таможенный кодекс Российской Федерации. Он определяет правовые и организационные основы таможенного дела и направлен  на защиту национального суверенитета Российской Федерации, активизацию  связей российской экономики с мировым  хозяйством, обеспечение защиты прав граждан, хозяйствующих субъектов  и государственных органов и  соблюдения ими обязанностей в области  таможенного дела. 

В механизме таможенно-тарифного регулирования важнейшая роль отводится Закону о таможенном тарифе. В нем устанавливается порядок формирования и применения таможенного тарифа как инструмента торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров при его взаимосвязи с мировым рынком, а также правила обложения товаров пошлинами при их перемещении через таможенную границу России. 

Правовые основы тарифного регулирования содержатся и в Федеральных законах от 14 апреля 1998 г. № 63- ФЗ «О мерах по защите экономических интересов России при осуществлении внешне торговли товарами» СЗ РФ. 1998. № 16. Ст. 1798. и  от 13 октября 1995 г. № 157- ФЗ «О государственном  регулировании внешнеторговой деятельности» . Эти законы, дополняя друг друга, развивают положения базового Закона о таможенном тарифе. В них установлены основы государственного регулирования ВЭД, определен правовой статус органов исполнительной власти в области экспортно-импортных операций, определены формы и методы контроля со стороны государства в данной сфере. 
 

1.3. Таможенная пошлина:  правовая и экономическая природа,  функции и виды. 
 

Таможенный кодекс РФ закрепляет, что товары, перемещаемые через российскую таможенную границу, подлежат обложению таможенной пошлиной в соответствии с Законом РФ «О таможенном тарифе». 

В правовой и экономической  литературе нет единого представления  о природе таможенных пошлин и  выполняемых ими функций Козырин А.Н. Таможенное право России. Общая часть. М.: 1995. С. 20. 

. 

Таможенная пошлина  в соответствии с НК РФ до 1 января 2005 года являлась видом налога, но в  настоящее время таможенная пошлина  регулируется ТК РФ, и важным тарифным инструментом регулирования ввоза (вывоза) товаров. 

С позиций общей  экономической теории представляется возможным объяснить экономическую  природу таможенных пошлин, определить их функции, четко сформулировать принципы и методы их количественного обоснования. 

Таможенная пошлина (customs duty) Ї обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта Киреева А.П. Международная экономика. Учебное пособие для Вузов. М., 1997. С. 204. 2 См.: Там же.- С. 205.. 

Таможенные пошлины  выполняют три основные функции: 

а) фискальную, которая  относится к импортным, и к  экспортным пошлинам, поскольку они  являются одной из статей доходной части государственного бюджета; 

б) протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным  пошлинам, поскольку с их помощью  государство ограждает местных  производителей от нежелательной иностранной  конкуренции; 

в) балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью  предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены, на которые  по тем или иным причинам ниже мировых Там же. С. 205.. 

Классификация таможенных пошлин. 

По способу взимания: 

а) адвалорные - начисляются  в процентах к таможенной стоимости  облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости); 

б) специфические -- начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 10 долларов за 1 тонну); 

в) комбинированные - сочетают оба названных вида таможенного  обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не более 10 долларов за 1 тонну). 

Адвалорные пошлины  аналогичны пропорциональному налогу на продажу и применяются обычно при обложении товаров, которые  имеют качественные различные характеристики в рамках одной товарной группы. Сильной стороной адвалорных пошлин является то, что они поддерживают одинаковый уровень защиты внутреннего  рынка независимо от колебания цен  на товар, изменяются лишь доходы бюджета. Например, если пошлина составляет 20% цены товара, то при цене товара 200 долларов, доходы бюджета составят 40 долларов. При увеличении цены товара до 300 долларов доходы бюджета возрастут  до 60 долларов, при падении цены товара до 100 долларов Ї сократятся до 20 долларов. Но независимо от цены адвалорная пошлина  повышает цену импортного товара на 20%. Слабой стороной адвалорных пошлин является то, что они предусматривают необходимость  таможенной оценки стоимости товара для целей обложения пошлиной. Поскольку цена товара может колебаться под воздействием многочисленных экономических (обменный курс, процентная ставка и  прочие) и административных (таможенное регулирование) факторов, применение адвалорных пошлин связано с субъективностью  оценок, что оставляет место злоупотреблениям. 

Специфические пошлины  обычно накладываются на стандартизованные  товары и имеют неоспоримое преимущество, поскольку просты в администрировании  и в большинстве случаев не оставляют свободы для злоупотреблений. Однако уровень таможенной защиты с  помощью специфических пошлин сильно зависит от колебания цен на товары. Например, специфическая пошлина  в 1000 долларов за один импортный автомобиль значительно сильнее ограничивает импорт автомобилей ценой в 8000 долларов, поскольку составляет 12,5% его цены, чем автомобиля ценой 12000 долларов, поскольку составляет всего 8,3% его  цены. В результате, когда импортные  цены возрастают, уровень защиты внутреннего  рынка с помощью специфического тарифа падает. Но, с другой стороны, во время экономического спада и  падения импортных цен специфический  тариф увеличивает уровень защиты национальных производителей. 

По объекту обложения: 

а) импортные - пошлины, которые накладываются на импортные  товары при выпуске их для свободного обращения на внутренней рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции; 

б) экспортные - пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы  таможенной территории государства. Применяются  крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен  и свободных цен мирового рынка  на отдельные товары, и имеют целью  сократить экспорт и пополнить  бюджет; 

в) транзитные - пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через  территорию данной страны. Встречаются  крайне редко и используются преимущественно  как средство торговой войны Киреев А.П. Международная экономика. Учеб. пособие для вузов. Ї М., 1997. С. 207.  

. 

По характеру: 

а) сезонные - пошлины, которые применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не может превышать  несколько месяцев в год, и  на этот период действие обычного таможенного  тарифа по этим товарам приостанавливается; 

б) антидемпинговые -- пошлины, которые применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров; 

в) компенсационные - пошлины, накладываемые на импорт тех товаров, при производстве которых  прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб  национальным производителям таких  товаров Там же. С. 205.. 

Обычно эти особые виды пошлин применяются страной  либо в одностороннем порядке  в чисто защитных целях от попыток  недобросовестной конкуренции со стороны  ее торговых партнеров, либо как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны, со стороны других государств и их союзов. Введению особых пошлин обычно предшествует расследование, проводимое по поручению правительства или  парламента, конкретных случаев злоупотреблений  положением на рынке со стороны торговых партнеров. В процессе расследования  проводятся двусторонние переговоры, определяются позиции, рассматриваются  возможные объяснения возникшей  ситуации и предпринимаются другие попытки решить разногласия политическим путем. 

Введение особой пошлины обычно становится крайним  средством, к которому прибегают  страны, когда все остальные способы  урегулирования торговых разногласий  исчерпаны. 

По происхождению: 

а) автономные - пошлины, вводимые на основании односторонних  решений органов государственной  власти страны. Обычно решение о  введении таможенного тарифа принимается  в виде закона парламентом государства, а конкретные ставки таможенных пошлин устанавливаются соответствующим  ведомством (обычно министерством торговли, финансов или экономики) и одобряются правительством; 

б) конвенционные (договорные) - пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего или многостороннего  соглашения, такое как Генеральное  соглашение о тарифах и торговле, или соглашение о таможенном союзе; 

в) преференциальные - пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим  таможенным тарифом, которые накладываются  на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся  стран. Цель преференциальных пошлин - поддержать экономическое развитие этих стран за счет

расширения их экспорта. С 1971 года действует Общая система  преференций, предусматривающая значительное снижение импортных тарифов развитых стран на импорт готовой продукции  из развивающихся стран. Россия, как  и многие другие страны, с импорта  из развивающихся стран не взимает  таможенные пошлины вообще Никольский С.О внешних таможенных пошлинах. М.: 1865. С. 8 9.. 

По типам ставок: 

а) постоянные - таможенный тариф, ставки которого единовременно  установлены органами государственной  власти и не могут изменяться в  зависимости от обстоятельств. Подавляющее  большинство стран мира имеет  тарифы с постоянными ставками; 

б) переменные - таможенный тариф, ставки которого могут изменяться в установленных органами государственной  власти случаях (при изменении уровня мировых или внутренних цен, уровня государственных субсидий). Такие  тарифы Ї довольно редкое явление, но используются, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики. 

По способу вычисления: 

а) номинальные - тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они могут дать только самое общее  представление об уровне таможенного  обложения, которому страна подвергает свой импорт или экспорт; 

б) эффективные Ї  реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с  учетом уровня пошлин, наложенных на импортные  узлы и детали этих товаров Киреев А.П. Международная экономика. Учебное  пособие для вузов. М., 1997. С. 210- 211.  

. 

Виды таможенных пошлин суммированы в таблице (Приложение 1). 

В связи со значимостью  финансовой деятельности таможенных органов  РФ необходимо также уяснить и  правовую природу таможенной пошлины. Под таможенной пошлиной понимается платеж, взимаемый таможенными органами при ввозе на таможенную территорию России или вывозе товаров с этой территории и являющейся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. Вопрос о юридической природе данного платежа до настоящего времени остается открытым. Воззрения ученых, занимающихся этой проблематикой, дифференцируются на два вида: одни считают, что таможенная пошлина Ї есть налог, а другие Ї приравнивают ее к сбору Козырин А.Н. Комментарий к Закону РФ «О таможенном тарифе». М., 2001. С. 33.. Наиболее предпочтительной представляется точка зрения, в соответствии с которой таможенная пошлина в налоговой системе занимает особое место. Законодатель не выделяет ее в самостоятельный вид, не относя ни к налогам, ни к сборам. При выяснении правовой природы таможенной пошлины нужно исходить из ее специфики, состоящей в объединении признаков, как налога, так и сбора. Выявим ее основные черты. 

Во-первых, таможенная пошлина - обязательный взнос в федеральный  бюджет, не нарушающий при этом конституционное  право на свободу предпринимательской  деятельности. 

Информация о работе Процесс таможенно-тарифного регулирования