Процесс таможенно-тарифного регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 14:24, дипломная работа

Описание

Цель: состоит в том, чтобы показать основные механизмы таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, как в России, так и в других странах.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие конкретные задачи:

1. исследовать таможенно-тарифный механизм, как инструмент государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;

2. проанализировать таможенно-тарифную политику России и зарубежных стран;

3. обобщить практику участия Российской Федерации в международных торгово-таможенных организациях и соглашениях;

4. внести предложения по совершенствованию механизмов таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 105.66 Кб (Скачать документ)

В соответствии с  общепринятым в международной практике определением страны происхождения  товара под ней понимается та страна, в которой товар был полностью  произведен или подвергнут достаточной  переработке в соответствии с  критериями, установленными в статьях 31 и 32 ТК РФ. Аналогичное определение  содержится в ст. 26 Закона РФ «О таможенном тарифе». 

Таможенное законодательство допускает использование понятие  страны происхождения товара в широком  смысле слова - как место происхождения  товара. В этом смысле могут выступать  группа государств, таможенный союз, регион или часть государства. 

Наиболее часто  встречаемый пример использования  в практике внешнеторгового регулирования  понятия «страна происхождения», за которым скрывается таможенный союз государств, - Европейский Союз. 

Другой важный аспект, который необходимо выделить для  целей определения происхождения  товара содержится в Федеральном  законе от 22 января 1996 г. № 13ЇФЗ «Об  Особой экономической зоне в Калининградской  области» СЗ РФ. 1996 г. №4. Ст. 224. 

. В п.2 ст. 30 ТК РФ  оговаривается возможность принятия  таможенным органом предварительного  решения об определении страны  происхождения. Оно принимается  по письменному запросу декларанта  или иного заинтересованного  лица (ст. 42 ТК РФ). 

Предварительное решение  обязательно для всех таможенных органов. Оно действует в течение  пяти лет со дня его принятия (с. 43 ТК РФ). 

В ст. 31 ТК РФ перечислены  товары, считающиеся полностью произведенными в данной стране. (Аналогичный список содержится в ст. 27 Закона РФ «О таможенном тарифе».) 

Статья 32 ТК РФ посвящена  критерию достаточной переработки. Он используется, когда в производстве товара участвуют две и более  страны, и означает, что товар  считается происходящим из той страны, в которой он был, подвергнут существенной последней переработке, достаточной  для придания товару его характерных  свойств.  

Таможенный орган  вправе требовать подтверждения  страны происхождения товара в следующих  случаях (ст. 37 ТК РФ): 

если стране происхождения  ввозимого товара Российская Федерация  предоставляет тарифные преференции  в соответствии с международными договорами или законодательством  Российской Федерации; 

при обнаружении  признаков того, что заявленные сведения о стране происхождения товаров, которые влияют на применение ставок таможенных платежей и (или) запретов и  ограничений, установленных в соответствии с законодательством о государственном  регулировании внешнеторговой деятельности, являются недостоверными. 

Документами, подтверждающими  происхождение товаров из данной страны, являются: 

а) декларация о происхождении  товара - документ, составленный в произвольной форме, в котором указаны сведения, позволяющие определить страну происхождения  товара (ст. 35 ТК РФ). В качестве такой декларации могут быть представлены коммерческие и другие документы, относящиеся к товарам и содержащие заявление о стране происхождения товаров, сделанное изготовителем, продавцом или экспортером в связи с вывозом товаром; 

б) сертификат о происхождении  товара - документ, однозначно свидетельствующий  о стране происхождения товара и  выданный компетентными органами или  организациями данной страны вывоза (если в стране вывоза сертификат выдается на основе, полученных из страны происхождения  товара) (ст. 36 ТК РФ). В таможенной практике используются сертификаты о происхождении  по форме «Ст-1» и по форме «А»  Козырин А.Н. Таможенное право России. Общая часть. М.: 1995. С. 20. 

. 

ТК РФ 2003 г. впервые  упоминает Декларацию о происхождении  товара. В ст. 35 ТК РФ предусматривается, что для удостоверения страны происхождения в таможенный орган  может быть предоставлена декларация о происхождении товара. Такая  декларация составляется в произвольной форме и содержит сведения, позволяющие  определить страну происхождения товара. 

Как правило, в международной  практике сертификаты происхождения  выдаются неправительственными организациями  и учреждениями. В России правом удостоверять сертификаты о происхождении  товаров наделены торгово-промышленные палаты негосударственные некоммерческие организации, объединяющие российские предприятия и российских предпринимателей (ст. 12 Закона РФ « О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации»). Однако из этого общего правила есть исключения. Так, например, сертификаты  о происхождении в Казахстане выдаются Госстандартом Республики Казахстан (телетайпограмма ГТК России от 11 сентября 1997 г. № AT - 1019), в Узбекистане на автомобили - Министерством внешних экономических связей Республики Узбекистан (письмо ГТК России от 11 сентября 1997 г. № 07-10/17561). 

Сертификат может  быть выдан органами и организациями, уполномоченными на это Правительством РФ. 

Выдавший сертификат орган обязан хранить его копию  и иные документы, на основании которых  удостоверено происхождение товаров, не менее двух лет со дня его  выдачи Никольский С.О внешних таможенных пошлинах. М.: 1865. С. 12.. 

В ст. 38 ТК РФ регламентируются отдельные ситуации, возникающие  в связи с отсутствием у  декларанта документов, подтверждающих страну происхождения товара Комментарии  к ТК РФ / Под общ. ред. Ю.Ф.Азарова.- М., 2004. С. 81.. 

Особое место института  страны происхождения товара в механизме  государственного регулирования внешнеторговой деятельности определяется тем, что  при решении вопроса о таможенных тарифах именно она оказывает  определяющее влияние на выбор ставки ввозной таможенной пошлины. 

Следующей операцией  правового регулирования в рассматриваемой  сфере является таможенная стоимость  товаров. 

Принятый в 1993 г. Закон  Российской Федерации «О таможенном тарифе» заложил правовые основы для применения в практике российского  таможенного контроля основных правовых принципов и норм определения  таможенной стоимости (ТС) ввозимых товаров, установленных (закрепленных) в Соглашении по применению ст. VII («Оценка товаров  для таможенных целей») Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) - так называемого Кодекса  таможенной стоимости. 

В последнее время  был выпущен ряд нормативных  актов ГТК, в которых закреплялось распределение Россией компетенций  по контролю за таможенной стоимостью, о принятии таможенными органами решений по таможенной стоимости  товаров и другие материалыПриказ ГТК РФ от 24 декабря 1997 г. № 756 «О принятии таможенными органами решений по

таможенной стоимости  товаров».. 

Система определения  таможенной стоимости включает в  себя: Комплекс по таможенной стоимости ВТО/ГАТТ; соглашение о выполнении статьи VII ГАТТ 1994 (г. Марракеш) по результатам Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров; Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе»; методические положения ГТК РФ по практическому применению порядка определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации; организационно-правовые вопросы взаимодействия таможенных органов и декларантов в ходе их решения. 

В ст. 322 ТК РФ определен  объект налогообложения при перемещении  товаров через таможенную границу  РФ, а также обозначена основа налоговой  базы, применяемой при исчислении сумм таможенных пошлин, налогов Комментарии  к ТК РФ / Под общ. ред. Ю.Ф. Азарова. - М., 2004. С. 541. 

. 

Объектом обложения  таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Определение объекта налогообложения  в ТК РФ обусловлено особенностями  взимания таможенных пошлин, налогов  в связи с перемещением товаров  через таможенную границу. При этом положения ст.38 НК РФ, касающиеся объекта  налогообложения, не применяются. 

Налоговой базой  для целей исчисления таможенных пошлин, налогов являются таможенная стоимость товаров и (или) их количество, что соответствует правилам Соглашения о применении ст. VII ГАТТ 1994 г. Таможенная стоимость определяется в зависимости  от избранного метода определения таможенной стоимости. В случае обложения товаров  таможенными пошлинами по специфическим  ставкам (в установленном размере  за единицу облагаемых товаров) либо комбинированным ставкам (в процентах  к таможенной стоимости товаров  в установленном размере за единицу  товаров) при определении налоговой  базы учитывается количество товаров. 

Порядок определения  и заявления таможенной стоимости  определен в ст. 323 ТК РФ. При этом положения ст. 53 НК РФ, определяющие налоговую базу при исчислении налогов, не применяются Козырин А.Н. Таможенное право России. Общая часть. М.: 1995. С. 20. 

. 

В ст. 323 ТК РФ установлена  процедура определения и заявления  таможенной стоимости товаров, являющейся основой налоговой базы при исчислении таможенных пошлин, налогов в соответствии со ст. 322 ТК РФ. 

Права и обязанности  таможенного органа и декларанта при определении таможенной стоимости  товаров определены статьями 15 и 16 Закона РФ «О таможенном тарифе». Так, декларант  имеет право доказывать достоверность  заявленной таможенной стоимости всеми доступными ему способами. При возникновении необходимости в уточнении заявленной декларантом таможенной стоимости товара декларант вправе обратиться в таможенный орган Российской Федерации с просьбой предоставить ему декларируемый товар в пользование под залог имущества, гарантию банка или внесение денежных средств на депозит таможенного органа. Таможенный орган Российской Федерации по письменному запросу декларанта обязан в трехмесячный срок представить декларанту письменное разъяснение причин, по которым заявленная декларантом таможенная стоимость не может быть принята в качестве базы для начисления пошлины. При несогласии декларанта с решением таможенного органа в отношении определения таможенной стоимости товара это решение может быть обжаловано в вышестоящей таможенный орган или в судебном порядке. 

Таможенное законодательство исходит из того, что процедура  принятия решений при контроле таможенной стоимости должна проводиться в  возможно короткие сроки с целью  недопущения необоснованной задержки выпуска товаров. Таким образом, в вопросе организации контроля таможенной стоимости законодательство обеспечивает баланс интересов государства  в лице таможенных органов и декларантов, защищенных от административных проволочек на данной таможенно - программной операции Там же. С. 22.. 

В ст. 318 ТК РФ установлены  общие положения, которые касаются таможенных платежей, взимаемых таможенными  органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу  РФ, а также перечислены виды этих платежей Там же. С. 21. 

. 

Таможенная пошлина  в соответствии с НК РФ является видом налога и важным тарифным инструментом регулирования ввоза (вывоза) товаров. Налог на добавленную стоимость  и акциз, взимаемые при ввозе  товаров на таможенную территорию РФ, регулируются нормами НК РФ. Уплата таких платежей является неотъемлемым условием ввоза товаров на таможенную территорию РФ, а также осуществляется при совершении иных действий, предусмотренных  ТК РФ, в зависимости от избранного таможенного режима. 

При исчислении таможенной пошлины, налогов общей налоговой  базой является таможенная стоимость  товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, которая определяется в соответствии со ст. 323 ТК РФ. 

ТК РФ определяет порядок исчисления, уплаты, взыскания  и возврата таможенных пошлин, налогов (гл.28,29,32,33), а также особенности  предоставления отсрочек (рассрочек) уплаты таможенных пошлин, налогов (гл.30). Нормы  НК РФ в этих случаях не применяются. 

Нормы гл. 28-33 ТК РФ применимы  и для сезонных пошлин, имеющих  тарифный характер и взимаемых таможенными  органами вместо ввозных таможенных пошлин в зависимости от сезона при  ввозе определенных видов товаров. 

Таможенные сборы, включенные в перечень видов таможенных платежей, согласно НК РФ имеют правовую природу, нежели налоги. Таможенные сборы  представляют собой плату за услуги, предоставляемые таможенными органами, размер которой соразмерен стоимости  оказываемых услуг, что оговорено  в правилах Киотской конвенции (гл.1 Генерального приложения). Порядок  их исчисления, уплаты, возврата регулируется законодательством РФ о налогах и сборах Козырин А.Н. Таможенное право России. Общая часть. М.: 1995. С. 20. 

. 

Законом «О таможенном тарифе» установлен порядок предоставления тарифных льгот (тарифные преференции). В частности, при осуществлении  торговой политики Российской Федерации  в пределах ее таможенной территории допускается предоставление тарифных льгот в виде возврата ранее уплаченной пошлины, снижения ставки и освобождения (в исключительных случаях) от пошлины. 

Принятие решений  по таможенным платежам является заключительной таможенно-программной операцией. Без четкой организации и функционирования системы взимания таможенных платежей невозможно успешное проведение таможенно-тарифного регулирования ВЭД. Бесспорно, в этом процессе возрастает роль каждой таможни как непосредственного исполнителя мер тарифного регулирования. 

Информация о работе Процесс таможенно-тарифного регулирования