Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 14:24, дипломная работа
Цель: состоит в том, чтобы показать основные механизмы таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, как в России, так и в других странах.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие конкретные задачи:
1. исследовать таможенно-тарифный механизм, как инструмент государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
2. проанализировать таможенно-тарифную политику России и зарубежных стран;
3. обобщить практику участия Российской Федерации в международных торгово-таможенных организациях и соглашениях;
4. внести предложения по совершенствованию механизмов таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.
В соответствии с
общепринятым в международной практике
определением страны происхождения
товара под ней понимается та страна,
в которой товар был полностью
произведен или подвергнут достаточной
переработке в соответствии с
критериями, установленными в статьях
31 и 32 ТК РФ. Аналогичное определение
содержится в ст. 26 Закона РФ «О таможенном
тарифе».
Таможенное законодательство
допускает использование
Наиболее часто
встречаемый пример использования
в практике внешнеторгового регулирования
понятия «страна происхождения»
Другой важный аспект,
который необходимо выделить для
целей определения
. В п.2 ст. 30 ТК РФ
оговаривается возможность
Предварительное решение
обязательно для всех таможенных
органов. Оно действует в течение
пяти лет со дня его принятия (с.
43 ТК РФ).
В ст. 31 ТК РФ перечислены
товары, считающиеся полностью
Статья 32 ТК РФ посвящена
критерию достаточной переработки.
Он используется, когда в производстве
товара участвуют две и более
страны, и означает, что товар
считается происходящим из той страны,
в которой он был, подвергнут существенной
последней переработке, достаточной
для придания товару его характерных
свойств.
Таможенный орган
вправе требовать подтверждения
страны происхождения товара в следующих
случаях (ст. 37 ТК РФ):
если стране происхождения
ввозимого товара Российская Федерация
предоставляет тарифные преференции
в соответствии с международными
договорами или законодательством
Российской Федерации;
при обнаружении
признаков того, что заявленные сведения
о стране происхождения товаров,
которые влияют на применение ставок
таможенных платежей и (или) запретов и
ограничений, установленных в соответствии
с законодательством о
Документами, подтверждающими
происхождение товаров из данной
страны, являются:
а) декларация о происхождении
товара - документ, составленный в произвольной
форме, в котором указаны сведения,
позволяющие определить страну происхождения
товара (ст. 35 ТК РФ). В качестве такой декларации
могут быть представлены коммерческие
и другие документы, относящиеся к товарам
и содержащие заявление о стране происхождения
товаров, сделанное изготовителем, продавцом
или экспортером в связи с вывозом товаром;
б) сертификат о происхождении
товара - документ, однозначно свидетельствующий
о стране происхождения товара и
выданный компетентными органами или
организациями данной страны вывоза
(если в стране вывоза сертификат выдается
на основе, полученных из страны происхождения
товара) (ст. 36 ТК РФ). В таможенной практике
используются сертификаты о происхождении
по форме «Ст-1» и по форме «А»
Козырин А.Н. Таможенное право России.
Общая часть. М.: 1995. С. 20.
.
ТК РФ 2003 г. впервые
упоминает Декларацию о происхождении
товара. В ст. 35 ТК РФ предусматривается,
что для удостоверения страны
происхождения в таможенный орган
может быть предоставлена декларация
о происхождении товара. Такая
декларация составляется в произвольной
форме и содержит сведения, позволяющие
определить страну происхождения товара.
Как правило, в международной
практике сертификаты происхождения
выдаются неправительственными организациями
и учреждениями. В России правом
удостоверять сертификаты о происхождении
товаров наделены торгово-промышленные
палаты негосударственные
Сертификат может
быть выдан органами и организациями,
уполномоченными на это Правительством
РФ.
Выдавший сертификат
орган обязан хранить его копию
и иные документы, на основании которых
удостоверено происхождение товаров,
не менее двух лет со дня его
выдачи Никольский С.О внешних таможенных
пошлинах. М.: 1865. С. 12..
В ст. 38 ТК РФ регламентируются
отдельные ситуации, возникающие
в связи с отсутствием у
декларанта документов, подтверждающих
страну происхождения товара Комментарии
к ТК РФ / Под общ. ред. Ю.Ф.Азарова.-
М., 2004. С. 81..
Особое место института
страны происхождения товара в механизме
государственного регулирования внешнеторговой
деятельности определяется тем, что
при решении вопроса о
Следующей операцией
правового регулирования в
Принятый в 1993 г. Закон
Российской Федерации «О таможенном
тарифе» заложил правовые основы
для применения в практике российского
таможенного контроля основных правовых
принципов и норм определения
таможенной стоимости (ТС) ввозимых товаров,
установленных (закрепленных) в Соглашении
по применению ст. VII («Оценка товаров
для таможенных целей») Генерального
соглашения по тарифам и торговле
(ГАТТ) - так называемого Кодекса
таможенной стоимости.
В последнее время
был выпущен ряд нормативных
актов ГТК, в которых закреплялось
распределение Россией
таможенной стоимости
товаров»..
Система определения
таможенной стоимости включает в
себя: Комплекс по таможенной стоимости
ВТО/ГАТТ; соглашение о выполнении статьи
VII ГАТТ 1994 (г. Марракеш) по результатам
Уругвайского раунда многосторонних торговых
переговоров; Закон Российской Федерации
«О таможенном тарифе»; методические положения
ГТК РФ по практическому применению порядка
определения таможенной стоимости товаров,
ввозимых на территорию Российской Федерации;
организационно-правовые вопросы взаимодействия
таможенных органов и декларантов в ходе
их решения.
В ст. 322 ТК РФ определен
объект налогообложения при
.
Объектом обложения
таможенными пошлинами, налогами являются
товары, перемещаемые через таможенную
границу. Определение объекта
Налоговой базой
для целей исчисления таможенных
пошлин, налогов являются таможенная
стоимость товаров и (или) их количество,
что соответствует правилам Соглашения
о применении ст. VII ГАТТ 1994 г. Таможенная
стоимость определяется в зависимости
от избранного метода определения таможенной
стоимости. В случае обложения товаров
таможенными пошлинами по специфическим
ставкам (в установленном размере
за единицу облагаемых товаров) либо
комбинированным ставкам (в процентах
к таможенной стоимости товаров
в установленном размере за единицу
товаров) при определении налоговой
базы учитывается количество товаров.
Порядок определения
и заявления таможенной стоимости
определен в ст. 323 ТК РФ. При этом
положения ст. 53 НК РФ, определяющие
налоговую базу при исчислении налогов,
не применяются Козырин А.Н. Таможенное
право России. Общая часть. М.: 1995. С. 20.
.
В ст. 323 ТК РФ установлена
процедура определения и
Права и обязанности
таможенного органа и декларанта
при определении таможенной стоимости
товаров определены статьями 15 и 16 Закона
РФ «О таможенном тарифе». Так, декларант
имеет право доказывать достоверность
заявленной таможенной стоимости всеми
доступными ему способами. При возникновении
необходимости в уточнении заявленной
декларантом таможенной стоимости товара
декларант вправе обратиться в таможенный
орган Российской Федерации с просьбой
предоставить ему декларируемый товар
в пользование под залог имущества, гарантию
банка или внесение денежных средств на
депозит таможенного органа. Таможенный
орган Российской Федерации по письменному
запросу декларанта обязан в трехмесячный
срок представить декларанту письменное
разъяснение причин, по которым заявленная
декларантом таможенная стоимость не
может быть принята в качестве базы для
начисления пошлины. При несогласии декларанта
с решением таможенного органа в отношении
определения таможенной стоимости товара
это решение может быть обжаловано в вышестоящей
таможенный орган или в судебном порядке.
Таможенное законодательство
исходит из того, что процедура
принятия решений при контроле таможенной
стоимости должна проводиться в
возможно короткие сроки с целью
недопущения необоснованной задержки
выпуска товаров. Таким образом,
в вопросе организации контроля
таможенной стоимости законодательство
обеспечивает баланс интересов государства
в лице таможенных органов и декларантов,
защищенных от административных проволочек
на данной таможенно - программной операции
Там же. С. 22..
В ст. 318 ТК РФ установлены
общие положения, которые касаются
таможенных платежей, взимаемых таможенными
органами в связи с перемещением
товаров через таможенную границу
РФ, а также перечислены виды этих
платежей Там же. С. 21.
.
Таможенная пошлина
в соответствии с НК РФ является
видом налога и важным тарифным инструментом
регулирования ввоза (вывоза) товаров.
Налог на добавленную стоимость
и акциз, взимаемые при ввозе
товаров на таможенную территорию РФ,
регулируются нормами НК РФ. Уплата
таких платежей является неотъемлемым
условием ввоза товаров на таможенную
территорию РФ, а также осуществляется
при совершении иных действий, предусмотренных
ТК РФ, в зависимости от избранного
таможенного режима.
При исчислении таможенной
пошлины, налогов общей налоговой
базой является таможенная стоимость
товаров, перемещаемых через таможенную
границу РФ, которая определяется
в соответствии со ст. 323 ТК РФ.
ТК РФ определяет
порядок исчисления, уплаты, взыскания
и возврата таможенных пошлин, налогов
(гл.28,29,32,33), а также особенности
предоставления отсрочек (рассрочек) уплаты
таможенных пошлин, налогов (гл.30). Нормы
НК РФ в этих случаях не применяются.
Нормы гл. 28-33 ТК РФ применимы
и для сезонных пошлин, имеющих
тарифный характер и взимаемых таможенными
органами вместо ввозных таможенных
пошлин в зависимости от сезона при
ввозе определенных видов товаров.
Таможенные сборы,
включенные в перечень видов таможенных
платежей, согласно НК РФ имеют правовую
природу, нежели налоги. Таможенные сборы
представляют собой плату за услуги,
предоставляемые таможенными
.
Законом «О таможенном
тарифе» установлен порядок предоставления
тарифных льгот (тарифные преференции).
В частности, при осуществлении
торговой политики Российской Федерации
в пределах ее таможенной территории
допускается предоставление тарифных
льгот в виде возврата ранее уплаченной
пошлины, снижения ставки и освобождения
(в исключительных случаях) от пошлины.
Принятие решений
по таможенным платежам является заключительной
таможенно-программной операцией. Без
четкой организации и функционирования
системы взимания таможенных платежей
невозможно успешное проведение таможенно-тарифного
регулирования ВЭД. Бесспорно, в этом процессе
возрастает роль каждой таможни как непосредственного
исполнителя мер тарифного регулирования.
Информация о работе Процесс таможенно-тарифного регулирования