Процесс таможенно-тарифного регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 14:24, дипломная работа

Описание

Цель: состоит в том, чтобы показать основные механизмы таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, как в России, так и в других странах.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие конкретные задачи:

1. исследовать таможенно-тарифный механизм, как инструмент государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;

2. проанализировать таможенно-тарифную политику России и зарубежных стран;

3. обобщить практику участия Российской Федерации в международных торгово-таможенных организациях и соглашениях;

4. внести предложения по совершенствованию механизмов таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 105.66 Кб (Скачать документ)

Особое значение для формирования единого таможенного  пространства Белоруссии и России имеет  Договор об образовании Сообщества, заключенный 2 апреля 1996 г. Впоследствии этот договор утратил силу, поскольку  в 1999 г. был заключен новый - О создании Союзного государства Российской Федерации  и республики Беларусь Федеральный  закон РФ от 21 мая 1996 г. № 43-ФЗ «О ратификации  Договора о создании Сообщества Белоруссии и России //СЗ РФ. 1996. № 22 Ст. 25802 См.: СЗ РФ. 2000.№ 7 Ст. 786 

. В рамках союзного  государства действует Таможенный  комитет Союзного государства,  преобразованный из Таможенного  комитета Союза Беларуси и  России. Важным направлением деятельности  таможенного комитета является  принятие правовых актов, в  том числе в сфере правоохранительной  деятельности таможенных органов.  Например, 15 июня 1999 г. Коллегия таможенного  комитета Союза Беларуси и  России приняла постановление  «О взаимодействии Белорусских  и Российских таможенных органов  в сфере борьбы с таможенными  правонарушениями», а также Положение  о взаимодействии таможенных  органов России и Беларуси  в борьбе с таможенными правонарушениями. 

Всего со времени  создания Таможенного комитета двух государств по вопросам таможенного  сотрудничества в процессе осуществления  совместной правоохранительной деятельности принято 12 правовых актов. С 1 января 2005г. Россия и Белоруссия планировали  создать общее валютное пространство: российский рубль должен был стать  единым платежным средством на территории обоих государств Козырин А.Н. Таможенное право России. Общая часть. М.: 1995. С. 20.. 

Активно участвует  в межгосударственном сотрудничестве не только Белоруссия, но и Казахстан - одно из немногих государств СНГ, которое  на протяжении десяти лет с момента  подписания Соглашения о принципах  таможенной политики проявляет неподдельную заинтересованность в создании единого  таможенного пространства. В результате взаимодействия России, Белоруссии и  Казахстана были подписаны Меморандум об участии в тройственном Таможенном союзе других заинтересованных государств Меморандум Правительства Республики Беларусь, Республики Казахстан и  РФ об участии в тройственном

Таможенном союзе других заинтересованных государств от 28 января 1995г. // Российская газета. 1995.5мая., Соглашение о Таможенном союзе Меморандум Правительства Республики Беларусь, Республики Казахстан и РФ об участии в тройственном

Таможенном союзе других заинтересованных государств от 28 января 1995г. // Российская газета. 1995.5мая.. 

Результатом многосторонних переговоров правительств государств СНГ стало подписание Договора между  Республикой Беларусь, Республикой  Казахстан, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об учреждении Евразийского экономического сообщества Договор о создании Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000г.// СЗ РФ. 2002. (далее - ЕврАзЭС). Это новая международная организация, созданная согласно ст. Договора, «... для эффективного продвижения процесса формирования Договаривающимися Сторонами Таможенного союза и Единого экономического пространства». Структуру ЕврАзЭС составляют: Межгосударственный Совет - высший орган, состоящий из глав государств - участников Соглашения, рассматривающий принципиально важные вопросы организации; Интеграционный комитет - постоянно действующий орган, решающий конкретные вопросы, возникающие в процессе деятельности организации; Межпарламентская ассамблея - орган парламентского сотрудничества, который непосредственно реализует функцию по унификации таможенного законодательства участников организации, разрабатывает законодательные акты и их типовые проекты по таможенной проблематике; Суд Сообщества, обеспечивающий единообразное применение на территории государств - участников организации договоров и соглашений, решает споры между Договаривающимися сторонами по вопросам применения таких договоров; дает по ним разъяснения и представляет заключения. Вопросы организации работы и финансирования ЕврАзЭС также решены в рамках Договора Ершов А.Д. Международные таможенные отношения. СПб., 2000. С. 82. 

. 

В результате деятельности указанной международной организации  было рассмотрено более 15 проектов новых нормативных актов, принято  Решение Совета руководителей таможенных служб при Интеграционном комитете ЕврАзЭС «О принятии типовой технологической схемы таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перемещаемых физическими лицами в упрощенном льготном порядке через внутренние границы государств - членов ЕврАзЭС в пунктах пропуска, расположенных в аэропортах» Документ принят в г. Москве 19 декабря 2001 г. // Спр.-информ. система «Консультант-Плюс» 

. 

Особое значение для совместного проведения правоохранительных мероприятий с таможенными службами стран ближнего зарубежья имеет  нормативно- правовое регулирование такого сотрудничества. С момента подписания Соглашения о принципах таможенной политики Россия заключила с каждым государством СНГ и бывшими республиками СССР соглашения, касающиеся взаимной административной помощи по таможенным вопросам и предотвращению таможенных нарушений. 

Таким образом, страны- участники СНГ достаточно плодотворно продвигаются в направлении создания Таможенного союза, несмотря на непростую геополитическую ситуацию. 

В области таможенно - тарифного регулирования принятое соглашение об Общем таможенном тарифе от 17 февраля 2000 года является основой единой тарифной политики, содержит механизм согласования и принятия единых ставок ввозных таможенных пошлин. Этот документ упорядочивает и конкретизирует основные элементы и методы формирования единой тарифной политики, предусматривает сроки формирования и введения Общего таможенного тарифа. 

Создан Базовый  перечень единых ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на таможенные территории государств - Сторон из третьих стран, и систематизированный  в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической  деятельности Содружества Независимых  Государств (ТН ВЭД СНГ). Он охватывает около 60% единых ставок по ТН ВЭД СНГ  и распространяется на три государства-партнера: Беларусь, Казахстан и Россию. Указанные  ставки регулярно «увязываются»  сроком на шесть месяцев. Определено, что Кыргызстан и Таджикистан  будут присоединяться к формированию Общего таможенного тарифа поэтапно. 

Систематически пересматриваются и согласуются таможенные тарифы тех товаров, по которым расхождение  ставок ввозных таможенных пошлин не превышает, пять процентных пунктов, и  по которым расхождение ставок ввозных  таможенных пошлин превышает, пять процентных пунктов (их доля в ТН ВЭД СНГ составляет порядка 15 и 25% соответственно). 

Утвержден Перечень наименее развитых стран-пользователей  согласованной системы преференций  государств-участников Таможенного  союза. Товары, происходящие из 47 стран, вошедших в этот Перечень, при ввозе  в Республику Беларусь, Республику Казахстан и Российскую Федерацию  таможенными пошлинами облагаться не будут Исингарин Н.К. Таможенный союз: дела и планы. - Алма-Аты: Оф «Бис». - 2000. С. 99.. 

Завершая обзор  такой актуальной и важной в сфере  экономической интеграции темы о  таможенных союзах, заметим, что касается государств - членов Таможенного союза, то, оставаясь самостоятельными суверенными  субъектами международного права, они  сохраняют возможность участия  в управлении образованной ими общей  таможенной территорией и вместе с тем делегируют часть своих  суверенных прав Таможенному союзу  в лице создаваемого из представителей договаривающихся сторон органа, правомочного в пределах закрепленной за ним компетенции принимать решения, которые после их ратификации государствами - членами становятся юридически обязательными. 

В отношении практической работы по формированию Таможенного  союза: здесь есть и положительные, и отрицательные результаты. К  положительным можно отнести преодоление тенденции к падению взаимного товарооборота стран-участниц Таможенного союза. 

К нерешенным проблемам  на пути формирования Таможенного союза  следует отнести проблемы, затрагивающие  дисциплину выполнения обязательств по заключенным соглашениям в рамках Таможенного союза: его участники  изменяют ставки таможенного тарифа; не полностью устранены и существенные различия в нормативной базе, регулирующей внешнеэкономическую деятельность, и расхождения в торговых режимах  с третьими странами. 

2.3. Система механизмов  таможенно-тарифного регулирования ВЭД  
 

В процессе строительства  системы внешнеторгового регулирования  уже накоплен богатый опыт, и этот опыт заслуживает тщательного анализа. Рассматривая механизмы таможенно-тарифного регулирования ВЭД, необходимо учитывать, что механизм регулирования должен вписаться в международную торговую систему. Страна, которая не считается с действующими в мировом хозяйстве нормами и правилами, обречена на постоянные торговые конфликты и будет оставаться на периферии международного разделения труда. Только участие во Всемирной торговой организации откроет российским товарам доступ на ряд рынков, которые для них до сих пор фактически закрыты, позволит прекратить дискриминацию российского экспорта, даст возможность рассматривать спорные вопросы в международных инстанциях. Необходимо научиться отстаивать национальные интересы теми методами, которые сегодня признает ВТО. Постепенное приближение таможенного регулирования к этим требованиям нужно организовать таким образом, чтобы не нанести существенного ущерба национальным интересам Козырин А.Н. Таможенное право России. Общая часть. М.: 1995. С. 20. 

. 

С целью повышения  эффективности действия ставок ввозных  таможенных пошлин, в первую очередь  с точки зрения выполнения протекционистских  и фискальных функций таможенного  тарифа, ГТК России, начиная с 1992 г., активно разрабатывает предложения  о применении специфических и  комбинированных ставок ввозных  таможенных пошлин. 

Специфические и  комбинированные ставки ввозных  таможенных пошлин применяются в  отношении значительного количества продовольственных товаров, алкогольных  напитков, табачных изделий, одежды, обуви, телевизионной и видеотехники, легковых автомобилей, мебели. 
 

Применение данных видов ставок ввозных таможенных пошлин позволяет, во-первых, в значительной степени минимизировать потери по уплате таможенных платежей в случаях декларирования товаров с использованием умышленно  искаженных данных по таможенной стоимости, а во-вторых, в определенной степени  препятствовать ввозу товаров низкого  качества Никольский С.О внешних  таможенных пошлинах. М.: 1865. С. 8 9.. 

Необходимо, чтобы  дальнейшая работа в этой области  проводилась по следующим двум основным направлениям: 

первое - подготовка предложений по дальнейшему расширению номенклатуры товаров, облагаемых комбинированными и специфическими ставками ввозных  таможенных пошлин; 

второе - разработка предложений по оптимизации существующих комбинированных и специфических  ставок ввозных таможенных пошлин, в том числе и с целью  обеспечения максимально возможного фискального и протекционистского эффекта таможенного тарифа в  отношении отдельных товаров. 

Помимо протекционистской  функции таможенного тарифа, важное значение имеет его регулятивная функция, заключающаяся в создании благоприятных условий для ввоза на территорию Российской Федерации отсутствующих полностью или частично на внутреннем рынке сырья, комплектующих элементов, оборудования и других товаров, необходимых для организации успешного функционирования отечественного производства. Участвуя в разработке предложений по уровню ставок ввозных таможенных пошлин на товары, необходимые для успешного функционирования и дальнейшего развития отечественной промышленности, ГТК России, в частности, исходит из следующих соображений: 

- соблюдая принцип  эскалации таможенного тарифа, предполагается, что ставки ввозных таможенных  пошлин на большинство готовых  изделий должны быть выше ставок  на сырье или комплектующие  элементы, из которых они изготавливаются; 

- необходимость обложения  минимальными ставками ввозных  таможенных пошлин технологического  оборудования и сырьевых материалов, производство которых в Российской  Федерации отсутствует и в  ближайшей и среднесрочной перспективе  не планируется Пресняков В.Ю.  Таможенная политика России на  современном этапе. - М.: РИО РТА, 1996.- С.30.. 

Немаловажное значение в механизме таможенно-тарифного регулирования занимает схема преференций Российской Федерации, в соответствии с которой в отношении ряда товаров, происходящих из развивающихся стран, предоставляются тарифные преференции. Кроме этого, в соответствии с международными соглашениями, участницей которых является Российская Федерация, тарифные преференции предоставляются для товаров, происходящих из государств- участников СНГ Никольский С.О внешних таможенных пошлинах. М.: 1865. С. 8 9. 

Информация о работе Процесс таможенно-тарифного регулирования