Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 14:34, курсовая работа
К концу царствования Николая I уже все понимали, что Россия должна встать на путь реформ. Крепостной строй полностью дискредитировал себя. Лакмусовой бумажкой краха крепостной системы стало поражение России в Крымской войне (1853–1856 гг.).
Реформы Александра II
Александр II понимал, что общество могло выйти из оцепенения после поражения в Крымской войне только путём глубоких реформ. Для него было ясно, что ключевым вопросом является отмена крепостного права, о необходимости которой он заявил уже в 1856. Труднее было приступить к решению этой проблемы. В обществе много говорилось об изменении положения крестьян, но готовности к практическим действиям оно не выражало. Следовательно, отменить крепостничество одним росчерком пера не представлялось возможным. По мере того как осуществлялась практическая подготовка отмены крепостного права, становилось ясно, что она повлечёт за собой многие др.проблемы. Многовековое закабаление общества привело к тому, что все государственные институты, сословная структура, российское право основывались на крепостничестве. Необходимо было не только освободить крестьян, но и провести перемены практически во всех областях жизни. Россия была самодержавным государством, и поэтому выбор пути реформ ложился тяжёлым грузом ответственности на плечи императора.
Отмена крепостного права
1 ЯН 1864 были созданы земские учреждения (земства). Появление земств было для России фактом необычным. В их работе участвовали представители всех сословий. При выборах в земства определяющее значение имело не сословное происхождение человека, а его собственность - имущественный ценз. Все избиратели делились на три группы: землевладельцев, горожан и представителей от сельских крестьянских общин. Каждая группа избирала одну треть гласных, т.е. членов земского собрания. На практике это означало непропорциональное представительство от каждой категории. Первую группу преимущественно составляли помещики, но не все, а обладавшие необходимым цензом. Вторую - владельцы крупных торговых и промышленных заведений в городах. Третью - представители от крестьянских общин, которые необязательно были крестьянами. Крестьянские общины могли выбрать своими представителями лиц и из др.сословий. В обстановке, когда крестьяне ещё не осознали свои права и возможности, от их общин часто выбирались помещики. Вот почему, особенно на первых порах, в земствах преобладали помещики. В выборах совсем не участвовали рабочие, интеллигенция и мелкая буржуазия, не располагавшие необходимым цензом. Избирательная система формировала губернские и уездные земские собрания. Для представителей землевладельческой группы выборы были прямые, т.е. они выбирали непосредственно гласных. Во второй группе выборы были смешанными, т.е. самые крупные владельцы напрямую выбирали гласных, а те, кто располагал собственностью меньших размеров, - через своих представителей. Для крестьян выборы были многоступенчатыми: сельские общества выдвигали представителей на волостные сходы, где избирались выборщики, а те в свою очередь участвовали в уездном съезде. Выборы гласных в уездное земское собрание проводились на уездных съездах всех трёх групп избирателей. Губернские гласные избирались на уездных земских собраниях.
Отмена крепостного права
К н.1860-х число городов в
Поражение России в Крымской войне вызвало необходимость военных
3.
Земства – выборные органы местного самоуправления в России, созданные в соответствии с реформой местного самоуправления 1864 г. По принятому законодательству создаваемые земские учреждения состояли из распорядительных (уездных и губернских земских собраний) и исполнительных (уездных и губернских земских управ). Избирались они на трехлетний срок. Сфера деятельности земств ограничивалась исключительно хозяйственными вопросами местного значения.
Временнообязанные крестьяне — категория («разряд») бывших помещичьих крестьян, освобождённых от крепостной зависимости Положениями 19 февраля 1861 года, но не переведённых на выкуп.
Положениями 19 февраля 1861 года срок временнообязанных отношений установлен не был. За пользование землёй Временнообязанные крестьяне несли феодальные повинности (оброк или барщину). Помещик являлся «попечителем» сельского общества Временнообязанных крестьян, получал в нём права вотчинной полиции, мог требовать смены сельского старосты и других лиц сельской администрации. К 19 февраля 1870 года перешли на выкуп 66,59 % Временнообязанных крестьян. К 1 января 1881 года из 10 169 725 ревизских душ бывших помещичьих крестьян насчитывалось 1 552 403 (15,3 %) Временнообязанных крестьян. Наибольшее число Временнообязанных крестьян находилось в Ставропольской (68,4 %), Астраханской (64,4 %) и Курской (48,7 %) губерниях; наименьшее — в Оренбургской (1 %), Харьковской (2,3 %), Херсонской (5,2 %) губерниях. 28 декабря 1881 года был издан закон об обязательном выкупе наделов Временнообязанных крестьян с 1 января 1883 года.
Свод законов Российской империи (т. IX изд. 1876, примеч. к ст. 782), понимал под «временнообязанными крестьянами» сельских обывателей, «состоящих к владельцу земли в обязательных поземельных отношениях», и подводил под это понятие всех «обязанных крестьян, проживающих на землях владельческих по контрактам и договорам».
К концу XIX века разряд временнообязанных крестьян сохранился лишь в Закавказье. Временнообязанные крестьяне отличались от крестьян-собственников по поземельному своему устройству, но не по правам состояния.
Временнообязанничество было полностью отменено только в 1917.
ВОЛЬНООПРЕДЕЛЯЮЩИЙСЯ , военнослужащий в русской и иностранных армиях в 19 - нач. 20 вв., добровольно поступивший на военную службу после получения высшего или среднего образования и несший службу на льготных условиях.
Вольноопределяющийся - нижний чин Российской императорской армии, поступивший на воинскую службу добровольно и пользовавшийся определенными льготами. В эпоху рекрутской повинности (до 1874 года) вольноопределяющимися назывались лица, добровольно поступившие на службу из податных сословий, не подлежащих рекрутскому набору (купцы, мещане и др.), или же лица из податных сословий, не подлежавшие набору лично. После введения всеобщей воинской повинности статус вольноопределяющихся существенно изменился. Чтобы стать вольноопределяющимся, призывник должен был иметь определенный образовательный ценз и добровольно выбрать обязательную службу на льготных условиях вместо вероятного призыва по жребию на общих условиях. Льготы для вольноопределяющихся состояли в сокращенном сроке службы и праве на производство (при условии сдачи особого экзамена) в офицеры по окончании срока службы.
ВОЛЬНООПРЕДЕЛЯЮЩИЙСЯ, лицо с высш. или ср. образованием, добровольно поступившее на военную службу. Категория В. была введена в 1874. Различались В. 1-го и 2-го разрядов (в зависимости от образования). В. служили положенный им по образованию срок, по прошествии половины к-рого производились в унтер-офицеры, а по окончании и после сдачи экзаменов В. 1-го разряда производились в чин прапорщика запаса. В. несли службу наравне с прочими солдатами, не привлекаясь лишь к хоз. работам. В гвардии и кавалерии, а, по желанию, и в др. частях В. служили на собственном содержании, проживая на вольных квартирах. Отличались погонами, окантованными черно-оранжево - белым шнуром.
ВЫКУПНЫЕ ПЛАТЕЖИ, деньги, выплачивавшиеся быв. крепостными, удельными или гос. крестьянами по условиям Крестьянской реформы 1861. В. п. платили гос-ву в рассрочку на 49 лет для погашения ссуды, предоставленной гос-вом быв. владельцам в качестве выкупа за надельную землю. Фактич. включали и выкуп за личность крестьянина, т.к. сумма В. п. определялась исходя не из рыночной цены на землю, а из дохода помещика с имения. Уплачивались по 6% ежегодно.
земская гимназия представляет собой инновационный тип образовательного учреждения по нескольким основаниям. Во-первых, по характеру и статусу становления; во-вторых, по характеру организации и результативности управления, в-третьих, по участию общественности (родителей, попечителей, общественных организаций); в-четвертых, по преемственности российских национальных ценностей и традиций земства; в-пятых, по сочетанию универсализма получаемого учениками образования и дисциплинарной его глубины с практическими прикладными умениями; в-шестых, наличием самостоятельной сформированной для этой гимназии программы "Достоинство, самоуважение и ответственность личности".
По общим характеристикам
земская гимназия - это территориальное
образовательное учреждение, которое
имеет государственно-