Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 14:34, курсовая работа
К концу царствования Николая I уже все понимали, что Россия должна встать на путь реформ. Крепостной строй полностью дискредитировал себя. Лакмусовой бумажкой краха крепостной системы стало поражение России в Крымской войне (1853–1856 гг.).
«Прежняя система отжила свой век» -- таков был приговор одного из ее идеологов, М. П. Погодина, произнесенный им через три месяца после смерти Николая I. Захарова Л.Г. Россия на переломе
1.2. Реформа 1861 года
в современной исторической
Советские историки
писали о кризисе феодально-
В работах А. Криспа, А. Скерпана, Б. Линкольна
достаточно прояснен также вопрос об экономических
мотивах проведения реформы, как их понимали
сами реформаторы. В основе их взглядов
лежал экономический либерализм, признание
роли частной инициативы в развитии экономики.
В целом же благодаря в первую очередь
трудам Б. Линкольна ныне ясно, что важной
предпосылкой Великих реформ являлось
наличие кадров, тех редких людей, готовых
взять на себя грандиозный труд по преобразованию
России, труд, к которому пытались приступить,
но который не могли осилить их предшественники
в первой половине XIX в. Этот слой прогрессивно
мыслящих, интеллигентных людей, объединенных
общностью взглядов на задачи предстоящих
преобразований и методы их исполнения,
начал складываться в недрах бюрократического
аппарата николаевского царствования
в 1830-е и особенно в 1840-е гг. Очагами формирования
либеральной демократии были министерства
(государственных имуществ, внутренних
дел, юстиции, морское), разные ведомства,
канцелярия Государственного совета.
Либеральная бюрократия не была отгорожена
от общественных сил страны, она формировалась
в содружестве с либеральными общественными
деятелями, учеными, литераторами. Связь
поддерживалась через личные контакты,
общение в кружках и великосветских салонах
(особенно великой княгини Елены Павловны),
непосредственно на государственной службе.
К среде бюрократии в разное время были
близки Ю.Ф. Самарин, К.Д. Кавелин, М.Е. Салтыков-Щедрин,
П.И. Мельников (Печерский), В.И. Даль и др.
Это содружество чиновников (среди которых
выделялись Д.А. и Н.А. Милютины), общественных
и научных сил нашло выход в созданном
в 1845 г. Русском географическом обществе
под председательством великого князя
Константина Николаевича. Один из знатоков
крестьянской реформы 1861 г. Т. Эммонс убежден,
что «бюрократический “третий элемент”«,
сложившийся в недрах николаевского царствования,
«безусловно можно считать одной из предпосылок
реформ 1860-х годов» [13; 67].
2. Подготовка отмены крепостного права
Стоит отметить, что по Литваку Б. Г. текст Манифеста, возвещавшего освобождение крепостных крестьян, был написан по поручению Александра II московским митрополитом Филаретом (Дроздовым). По Зайончковскому П. А.., а также по Захаровой Л.Г. в написании Манифеста принимали участие Редакционные Комиссии (проекты и концепции, ими разработанные, легли в основу «Положений 19 февраля 1861 г.» Великие Реформы России. 1856 - 1874. С. 35). При написании этой главы я использовала как основной источник Захарову Л. Г. Россия на переломе.
Подготовка реформы началась
вполне традиционно -- открытием в
январе 1857 г. в Зимнем дворце очередного
Секретного комитета. Захарова Л.Г. Россия
на переломе Но в условиях «оттепели»
старая традиция дала вдруг неожиданный
эффект. Уже на втором заседании
государственные мужи николаевской
эпохи решили, что правительству
следует издать для всеобщего
сведения указ по крестьянскому вопросу,
отпечатать его, оформить в рамочку
под стекло и разослать во все
губернии, уезды, отдаленные утолки империи,
чтобы «успокоить взволнованные
умы». За эту меру высказался даже шеф
жандармов. Указ не состоялся, но эпизод
этот показывает, как неожиданно врывалась
жизнь в «святая святых»
Опыт конца 20--30-х годов XIX в. показал, что преобразованиями сначала в удельной деревне (принадлежавших императорской фамилии около 2 млн. крестьян, реформы Л. А. Перовского), затем в государственной (20 млн. крестьян, реформа П. Д. Киселева) не разрешился этот страшный для монархии вопрос. Центр его тяжести находился в помещичьей деревне (22 млн. крепостных). Учитывая это, с нее и начали в 1857 г. Захарова Л.Г. Россия на переломе
Реформирование помещичьей
деревни в первой половине XIX в. включало,
не считая указов о вольных хлебопашцах
и об обязанных крестьянах, еще
два варианта локального характера:
освобождение крестьян без земли
в трех прибалтийских (остзейских) губерниях
и введение в трех юго-западных губерниях
инвентарей -- правительственной
Когда в октябре 1857 Захарова Л.Г. Россия на переломе г. Назимов привез адрес дворянства северо-западных губерний на имя Александра II, царь потребовал срочно подготовить ответный рескрипт. Он и был одобрен Секретным комитетом 20 ноября 1857 г. Захарова Л.Г. Россия на переломе Со стороны столичных дворян инициативы так и не последовало. Тем не менее, воспользовавшись их прежними ходатайствами, правительство все-таки приписало эту инициативу им, и 5 декабря 1857 г. Захарова Л.Г. Россия на переломе был издан рескрипт на имя петербургского генерал-губернатора П. Н. Игнатьева. Это указывало на неизбежность распространения реформы на другие губернии.
Сразу же после подписания Александром II рескрипта Назимову текст его поездом был отправлен для рассылки всем начальникам губерний и губернским предводителям дворянства. Через неделю рескрипт Назимову был опубликован в «Le Nord», а еще спустя месяц оба первых рескрипта (Назимову и Игнатьеву) -- в «Журнале Министерства внутренних дел». Всем газетам и журналам разрешалось их перепечатать.
Они не отличались радикальностью, в них еще не говорилось об «освобождении крестьян», а только об «улучшении быта», хотя из сопутствующих рескриптам документов ясно, что этим выражением обозначалась отмена личной зависимости крестьян. Еще более неопределенной, противоречивой была постановка в рескриптах главного вопроса -- земельного. За помещиками сохранялась собственность на землю, крестьянам предоставлялись права выкупа только усадьбы и пользования наделом. Но каковы условия этого пользования, как надолго сохраняется надел и в каких размерах, и, главное, какова конечная цель -- «вечное» пользование аналогично инвентарям юго-западных губерний или обезземеливание по остзейскому типу,-- эти вопросы оставались открытыми.
Дворянство получало право
создать на местах губернские комитеты
и на основании рескриптов разработать
проекты реформы для данной губернии:
допускалось, что каждая из них будет
иметь свой проект и свой закон, и
вводиться они будут
Потрясенные гласностью крестьянского
дела и конкретностью приступа к
реформе, дворяне в массе не откликались
на меры правительства, побуждавшего их
к действиям. Только нижегородское
дворянство, где губернаторствовал
А. Н. Муравьев, в прошлом участник
первых декабристских организаций,
связанный с либеральной
После этого один за другим начали поступать адреса местного дворянства и принимались ответные рескрипты, создавались губернские дворянские комитеты. В 1858 -- начале 1859 г. открылись 46 губернских комитетов в Европейской России. Захарова Л.Г. Россия на переломе В выборах этих комитетов и составлении адресов на имя Александра II участвовало около 44 тыс. дворян -- владельцев крепостных (40% общего их числа). Захарова Л.Г. Россия на переломе Так стал создаваться механизм реформы. Чтобы контролировать деятельность дворянства, были назначены в каждый губернский комитет по два «члена от правительства».
Секретный комитет с опозданием
на три месяца после фактического
рассекречивания был
Одновременно на местах,
не дожидаясь инструкций, вводили
публичность заседаний
Гласность облекалась в неожиданные для правительства формы, давала непредвиденные последствия, но правительство бдительно следило за ситуацией в стране. После рескриптов, с декабря 1857 г. до отмены крепостного права в феврале 1861 г., министр внутренних дел еженедельно докладывал Александру II о настроениях дворянства и крестьян, о слухах и толках на местах, о деятельности губернских комитетов и всех случаях крестьянских волнений. Захарова Л.Г. Россия на переломе Доклады, содержащие наиболее важную информацию, поступали в Главный комитет.
Правительственная политика колебалась между «реаками» (реакционерами) и «прогрессистами» (либеральной бюрократией). Весной 1858 г. Захарова Л.Г. Россия на переломе Главный комитет склоняется к безземельному освобождению крестьян и одновременно к проекту повсеместного введения военного управления в форме генерал-губернаторств.
Царь предпринял попытку освободить удельных крестьян без земли, но ничего не получилось: только ничтожное число воспользовалось такой свободой, в массе же удельное крестьянство не приняло этого указа.
В официальной правительственной политике начинает пробиваться и завоевывать признание новое направление: конечная цель реформы -- превращение бывших крепостных в собственников своих наделов, уничтожение вотчинной власти помещиков и приобщение крестьянства к гражданской жизни и правам. Этот поворот в правительственной политике, происшедший в октябре -- ноябре 1858 г. Захарова Л.Г. Россия на переломе, связан с деятельностью члена Главного комитета генерал-адъютанта Я. И. Ростовцева, которому Александр II полностью доверял. Ростовцев отказался от варианта безземельного освобождения крестьян и фактически признал либеральные идеи и цели реформы, которые еще в апреле 1858 г. Захарова Л.Г. Россия на переломе правительство запрещало и преследовало.
Свои взгляды на цели крестьянской
реформы Ростовцев изложил в
четырех письмах царю в августе
-- сентябре 1858 г. Захарова Л.Г. Россия на
переломе Александр II повелел их обсудить
Главному комитету. На состоявшихся бурных
заседаниях столкнулись две принципиальные
позиции: либо сохранить всю земельную
собственность в руках
Принятие новой программы усилило позиции либеральной бюрократии. Ростовцев не был знатоком крестьянского вопроса, не имел проекта реформы и дальше самых общих формулировок ее целей пойти не мог. Только либеральная бюрократия во главе с Н. А. Милютиным создала к этому времени в содружестве с общественными деятелями и учеными новую модель реформы. Это был проект освобождения крестьян в Карловке. Отказ Александра II одобрить предварительный план этого проекта (октябрь 1856 г.) не остановил Милютина. Работа продолжалась два года с участием попавшего в опалу Кавелина, и к концу 1858 г. проект был готов, обсужден в Главном комитете и подписан царем 1 февраля 1859 г. Захарова Л.Г. Россия на переломе Теперь либеральной бюрократии предстояло самое трудное -- внести локальную модель в общее законодательство. Это требовало завоевания новых позиций в «верхах».
Пока в правительстве
утрясали программу реформы, губернские
комитеты начали посылать свои проекты
в Главный комитет. Поскольку
фракции «большинства» и «