Реформы 1861

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 14:34, курсовая работа

Описание

К концу царствования Николая I уже все понимали, что Россия должна встать на путь реформ. Крепостной строй полностью дискредитировал себя. Лакмусовой бумажкой краха крепостной системы стало поражение России в Крымской войне (1853–1856 гг.).

Работа состоит из  1 файл

Реформы 1861.docx

— 223.76 Кб (Скачать документ)

Основная часть

I. Предпосылки и подготовка  отмены крепостного права

1. Предпосылки  отмены крепостного права

II. Положения 19 февраля  1861г.

«Манифест о  всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных  сельских обывателей и об устройстве их быта».

Манифест 19 февраля явился основным документом реформы, именно он провозгласил реформу. На положения манифеста  опирались прочие законодательные  акты, регулирующие ход реформы, манифест определял также механизм ее реализации (правовые акты и государственные  органы).

Манифест определял цель реформы: «...крепостные люди получат в свое время полные права свободных  сельских обывателей», т.е. не просто отмену крепостного права, а наделение  бывших крепостных дополнительными  правами и возможностями, которые  на тот момент имелись у свободных  крестьян, и от которых крепостных отделяла не только личная зависимость  от помещика.

Помещики сохраняли право собственности  на землю - это было вторым ключевым пунктом реформы. Они обязывались  наделить своих бывших крепостных землей и жильем за выполнение теми повинностей - своеобразную арендную плату. Так  как создатели манифеста понимали, что отмена крепостной зависимости  сама по себе не делает крестьянина  свободным, для обозначения безземельных бывших крепостных было введено особое обозначение: «временно-обязанные».

Крестьянам предоставлялась возможность  выкупать усадьбы, а с согласия помещиков - приобретать пашню и другие угодья, отведенные им в постоянное пользование. С приобретением в собственность  определенного количества земли, крестьяне  освобождались от обязанностей к  помещикам по выкупленной земле  и вступали в состояние свободных  крестьян-собственников.

Особым положением о дворовых людях  определялось для них и переходное состояние, приспособленное к их занятиям и потребностям; по истечении  двухлетнего срока от дня издания  Положения, они получали полное освобождение и срочные льготы.

На этих главных началах составленными  Положениями определялось будущее  устройство жизни крестьян и дворовых людей, устанавливался порядок общественного  крестьянского управления, и указывались  подробно данные крестьянам и дворовым людям права и возлагаемые  на них обязанности в отношении  к государству и к помещикам.

Все Положения, общие, местные, и особые дополнительные правила для некоторых  местностей, для имений мелкопоместных владельцев и для крестьян, работавших на помещичьих фабриках и заводах, по возможности были приспособлены  к местным хозяйственным потребностям и обычаям. Чтобы сохранить обычный  порядок там, где он представляет «обоюдные выгоды» (в первую очередь, конечно, помещикам), помещикам предоставлялось  право заключать с крестьянами  добровольные соглашения о размере  поземельного надела крестьян и о  следующих за него повинностях, с  соблюдением правил, установленных  для обеспечения ненарушимости  таких договоров.

Манифест устанавливал, что новое  устройство не может быть введено  вдруг, а требует времени, примерно не менее двух лет; в течение этого  времени, «в отвращение замешательства, и для соблюдения общественной и  частной пользы», существовавший в  помещичьих имениях порядок должен был быть сохранен «дотоле, когда, по совершении надлежащих приготовлений, открыт будет новый порядок».

Для достижения этих целей постановлялось:

Открыть в каждой губернии Губернское Присутствие по крестьянским делам, которому вверялось высшее ведение  делами крестьянских обществ на помещичьих землях.

Для рассмотрения на местах недоразумений  и споров, могущих возникнуть при  исполнении Положений, назначить в  уездах Мировых Посредников, и образовать из них Уездные Мировые Съезды.

Образовать в помещичьих имениях  мирские управления, для чего, оставляя сельские общества в прежнем составе, открыть в значительных селениях волостные управления, а мелкие сельские общества соединить под одно волостное  управление.

Составить по каждому сельскому  обществу или имению уставную грамоту, в которой будет исчислено, на основании местного Положения, количество земли, предоставляемой крестьянам в постоянное пользование, и размер повинностей, причитающихся с них  в пользу помещика, как за землю, так и за другие выгоды.

Уставные грамоты приводить  в исполнение по мере утверждения  их для каждого имения, а окончательно по всем имениям ввести в действие в течение двух лет, со дня издания  Манифеста.

До истечения этого срока, крестьянам и дворовым людям пребывать в  прежнем повиновении помещикам  и беспрекословно исполнять прежние  их обязанности.

Помещикам сохранить наблюдение за порядком в их имениях, с правом суда и расправы, впредь до образования  волостей и открытия волостных судов.

В Манифесте доказывалась законность существовавшей до этого власти помещиков  над крестьянами, объяснялось, что  хотя прежние законы и не определяли пределы права помещика над крестьянами, однако они обязывали его устроить благосостояние крестьян. Рисовалась идиллическая картина первоначальных добрых патриархальных отношений искренней  правдивой попечительности и  благотворительности помещика и  добродушного повиновения крестьян, и лишь в дальнейшем, при уменьшении простоты нравов, при умножении разнообразия отношений добрые отношения ослабевали, и открывался путь произволу, отяготительному  для крестьян. Тем самым крестьянам внушалось, что их освобождение от крепостной зависимости -- акт благодеяния высшей власти (самодержавия), которая побудила помещиков к добровольному отказу от своих прав на личность крепостных людей.

По Манифесту, крестьянин сразу  получает личную свободу (полные права  свободных сельских обывателей).

Ликвидация феодальных отношений  в деревне -- не единовременный акт, а длительный процесс, растянувшийся  на несколько десятилетий. Полное освобождение крестьяне получали не сразу с  момента обнародования Манифеста  и Положений (т. е. 19 февраля 1861 г.). В  Манифесте объявлялось, что крестьяне  в течение двух лет (до 19 февраля 1863 г.) обязаны отбывать те же самые  повинности (барщину и оброк), что  и при крепостном праве, и находиться в прежнем повиновении помещикам. Помещики сохранили право наблюдения за порядком в их имениях, с правом суда и расправы, впредь до образования  волостей и открытия волостных судов. Таким образом, черты внеэкономического  принуждения продолжали сохраняться  и после объявления “воли”. Но и  по истечении двух переходных лет (т. е. после 19 февраля 1863 г.) крестьяне еще  длительное время находились на положении  временно-обязанных. В литературе иногда неверно указывается, будто срок временно-обязанного состояния крестьян заранее был определен в 20 лет (до 1881 года). В действительности ни в Манифесте, ни в Положениях 19 февраля 1861 г. никакого фиксированного срока  прекращения временно-обязанного состояния  крестьян не устанавливалось. Обязательный перевод крестьян на выкуп (т.е. прекращение  временно-обязанных отношений) был  установлен Положением о выкупе наделов  остающимися еще в обязательных отношениях к помещикам в губерниях, состоящих на Великороссийском и  Малороссийском местных положениях 19 февраля 1861 года от 28 декабря 1881 г., а  в девяти западных губерниях (Виленской, Гродненской, Ковенской, Минской, Витебской. Могилевгкой. Киевской, Подольской и  Волынской) крестьяне были переведены на обязательный выкуп в 1863 г.

Манифест провозглашал сохранение права помещика на всю землю в  их имениях, в том числе и на крестьянскую надельную, которую крестьяне  получали в пользование за определенные местными положениями повинности. Чтобы  стать собственником своего надела, крестьянин должен был выкупить его. Условия выкупа подробно изложены в  Положении о выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, их усадебной оседлости и о  содействии правительства к приобретению сими крестьянами в собственность  полевых угодий.

Цитируя «Послание апостола Павла  к римлянам» (глава 13, стихи 1-й и 7-й); «всякая душа должна повиноваться властям  предержащим» и «воздавать всем должное, и в особенности, кому должно, урок, дань, страх, честь», Манифест убеждал  крестьян сохранять полное повиновение  властям и помещикам.

Манифест предварял обнародование  утвержденных в тот же день 17-ти законодательных  актов, содержащих условия освобождения крестьян.

 

19 февраля 1861 г.  царем был подписан указ Правительствующему  сенату, которому повелевалось «сделать  зависящее распоряжение о немедленном  обнародовании и приведении в  действительное исполнение» Российское  законодательство X-XX вв.: в 9 т. препровожденных  в Сенат указанных 17-ти законодательных  актов о крестьянах, вышедших  из крепостной зависимости. Сенату  предписывалось «принять меры, чтобы  Положения общие, предназначенные  к исполнению повсеместному, были  доставлены помещикам и в сельские  общества крестьян, водворенных  на помещичьих землях, а Положения  местные и дополнительные к  оным правила были препровождены  по принадлежности к помещикам  и в сельские общества тех  местностей, до коих каждое из  сих узаконении касается» Российское  законодательство X-XX вв.: в 9 т.. Тексты  Положений и Манифеста 19 февраля  1861 г. были опубликованы также  в качестве Приложения к №  20 «Сенатских ведомостей» от 10 марта  1861 г. В начале марта 1861 г.  было принято постановление об  издании «Краткого изложения», чтобы  облегчить изучение Положений,  где содержались статьи: о личных  правах и обязанностях крестьян, правила о их поземельном устройстве  и правила о дворовых.

«Общее  положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»

Положение определяло в общих чертах личные и имущественные  права и обязанности вышедших из крепостной зависимости крестьян, образование и функции сельских и волостных органов крестьянского  самоуправления, характер «попечительства» над крестьянами их бывших помещиков  на период временно-обязанного состояния, а также порядок отбывания  казенных, земских и мирских повинностей. Прочие Положения и Дополнительные правила, утвержденные 19 февраля 1861 г., являлись развитием и детальной  конкретизацией норм, которые изложены в Общем положении.

Освобождение крестьян от крепостной зависимости и предоставление им права заводить торговые и промышленные предприятия, заключать имущественные  сделки, выступать от своего имени  в судах, возбуждать судебные иски, приобретать недвижимую собственность, переходить (хотя и с определенными  ограничениями) в другие сословия -- все это давало больший простор  крестьянскому предпринимательству, способствовало росту отхода крестьян на заработки, складыванию рынка  рабочей силы, т. е. в конечном счете  создавало более благоприятные  условия для развития капитализма  в России. Вместе с тем в течение  переходного периода еще продолжали сохраняться черты внеэкономического  принуждения: временно-обязанное состояние  крестьян, право вотчинной полиции  помещика, зависимость крестьян и  сельских органов крестьянского  самоуправления от местной администрации. Но и после переходного периода  сохранялась сословная неравноправность крестьян, прикрепление их к общине, к наделу. Крестьянство продолжало оставаться низшим, податным сословием, которое обязано было нести разного  рода денежные и натуральные повинности, подвергалось телесным наказаниям, от чего были освобождены привилегированные  сословия -- дворянство, духовенство, купечество.

В Общем положении  о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, отразился противоречивый характер реформы -- вводя нормы буржуазного  права, оно одновременно сохраняло  и ряд крепостнических черт.

Статьи 1, 2 Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т. предоставляют  личную свободу крепостным крестьянам, однако с теми ограничениями, которые  определялись нормами как данного  Положения, так и других актов  крестьянской реформы.

Личную свободу, а также ряд имущественных  прав, указанных в последующих  статьях Общего положения, крестьяне  получали с момента обнародования  Манифеста и Положений 19 февраля 1861г. Необходимо подчеркнуть большую  значимость акта предоставления крестьянам личной свободы и связанных с  ней гражданских и иных прав, предусмотренных  статьями 21 - 39 Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т. данного Положения. Борьба крестьян за «волю» была ведущим направлением в многовековой истории крестьянского  движения.

С момента обнародования  закона об отмене крепостного права  бывший крепостной крестьянин, у которого ранее помещик мог отобрать все  его достояние и его самого продать, заложить, подарить, проиграть  в карты (и т.п.), получал не только возможность свободно распоряжаться  своей личностью, но и приобретал ряд других личных и имущественных  прав. Последующие буржуазные реформы, предоставлявшие крестьянам право  участвовать в суде в качестве присяжных заседателей, избирать и  быть избранными в земские учреждения и т. д., еще более расширяли  права крестьян, а главное -- консолидировали  крестьянство, стирали грани между  бывшими помещичьими, удельными  и государственными крестьянами.

По 10-й ревизии (1858 год) Занойчковский П.А. Отмена крепостного  права в России. С. 47. в России насчитывалось 23069631 человек обоего пола крепостных крестьян, в том числе 22 563 086 находились в Европейской России и Сибири и 506 545 человек в Закавказском крае. Из числа 22 563 086 человек обоего пола крепостных Европейской России и  Сибири 542 599 человек числились «приписанными  к частным заводам и фабрикам»  и 40 544 человека -- крепостными «разных  ведомств». Собственно помещичьих крестьян в Европейской России и в Сибири числилось 21 979 933 человека обоего пола, из них «помещичьих крестьян на общем  праве» -- 21 625 609 человек и «на условном праве» -- 354324. Из 21625609 человек помещичьих крестьян 20 158 231 составляли «поселенные  крестьяне», т. е. имевшие свои наделы и исполнявшие феодальные повинности, и 1 467 378 человек обоего пола -- дворовые люди. Всех дворян, владевших крепостными  крестьянами в Европейской России и в Сибири, в 1858 году насчитывалось 106 897 (точнее, владельцев имений, а вместе с семьями численность помещичьего  класса составляла около 0,5 млн. человек  обоего пола). Беспоместных дворян, владевших  только дворовыми, насчитывалось 3703. У  них было 12286 мужского пола дворовых. Собственно помещиков, владевших землями  и поселенными на этих землях крестьянами, насчитывалось 103 194. У них крестьян и дворовых людей находилось во владении 10683853 души мужского пола.

Информация о работе Реформы 1861