Реформы 1861

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 14:34, курсовая работа

Описание

К концу царствования Николая I уже все понимали, что Россия должна встать на путь реформ. Крепостной строй полностью дискредитировал себя. Лакмусовой бумажкой краха крепостной системы стало поражение России в Крымской войне (1853–1856 гг.).

Работа состоит из  1 файл

Реформы 1861.docx

— 223.76 Кб (Скачать документ)

Александр II 17 февраля 1859 г. Захарова Л.Г. Россия на переломе санкционировал создание специальной комиссии -- с  единственным условием, чтобы в ней  председательствовал Ростовцев. Ее скромное название -- Редакционные комиссии -- вполне соответствовало представлению  членов Главного комитета, что создается  как бы его подкомиссия, и это  на первых порах совпадало с мнением  Александра II. Между тем вскоре к  Редакционным комиссиям было приковано  общественное внимание всей России и  Европы. По словам французского историка А. Леруа-Болье, первого исследователя  деятельности Редакционных комиссий, «никогда, быть может, в Европе ни одна законодательная комиссия не имела  перед собой столь нелегкое дело». Захарова Л.Г. Россия на переломе

Комплектование Редакционных комиссий шло целенаправленно: создавался «рабочий орган» по принципу общности идейно-политических убеждений большинства  его членов.

В Редакционные комиссии вошли 17 представителей министерств и  ведомств и 21 член-эксперт из местных  помещиков или специалистов (ученых, публицистов) по крестьянскому вопросу, приглашенных Ростовцевым от имени  царя,-- всего вместе с председателем 39 человек. Захарова Л.Г. Россия на переломе Это были дворяне, большинство -- помещики. В Комиссиях рядом сидели люди знатных фамилий и вовсе не титулованные, малоимущие, высшие сановники  и мелкие чиновники. Но в абсолютном большинстве это были люди высокообразованные, одного поколения. Многие из них являлись видными или даже выдающимися  государственными и общественными  деятелями (Ю. Ф. Самарин, В. А. Черкасский, П. П. Семенов-Тян-Шанский, Н. X. Бунге, М. X. Рейтерн, А. П. Заблоцкий-Десятовский).

Лидером Редакционных комиссий, по общему признанию, был Н. А. Милютин. Александр II испытывал к нему чувства  неприязни и недоверия и только под давлением обстоятельств  согласился на назначение его «временно  исполняющим должность» министра внутренних дел. Фактически политика Министерства внутренних дел направлялась им, и  Ланской допускал это сознательно.

Нетрадиционность нового учреждения заключалась в первую очередь в том, что большинство  его членов состояло из либеральных  деятелей. Все вопросы решались в  них большинством голосов, члены  Комиссий, несогласные с мнением  большинства, имели право выразить особое мнение, но подчинялись большинству. Факт создания либерального большинства  в Комиссиях приобретал особое значение ввиду общей расстановки сил  в губернских комитетах и в  дворянстве в целом, в среде бюрократии и чиновничества, в высших и центральных  органах власти и в местном  управлении, где либералы составляли меньшинство. Одной из серьезных  забот Редакционных комиссий стала  поэтому поддержка либеральных  меньшинств губернских комитетов.

В системе высших органов  власти Редакционные комиссии заняли особое место, подчиняясь через своего председателя непосредственно царю и представляя, по выражению одного из членов, «как бы отдельное в государстве  временное учреждение» Захарова Л.Г. Россия на переломе. Александр II считал Редакционные комиссии «органами правительства» Захарова Л.Г. Россия на переломе.

Гласность как метод политики самодержавия, ее новый инструмент приобрела в деятельности Редакционных комиссий огромное значение. В считанные  дни после их заседаний журналы (т. е. протоколы) Комиссий печатались в  трех тысячах экземпляров и рассылались  высшим сановникам, губернскому начальству, предводителям дворянства и разным знатным и чиновным лицам, но попадали и не по назначению, например к Герцену  и Чернышевскому. И все же эта  гласность не была еще проявлением  норм буржуазного правопорядка. Либеральное  большинство Редакционных комиссий ограничивало принцип гласности, публичности  в отношении к заявлениям оппозиции, консервативной и реакционной.

Труды Комиссий должны были подготовить «все умы». Гласность  сознательно использовалась лидерами комиссий для укрепления либеральных  сил, для распространения и утверждения  своей программы реформы, для  того, чтобы исключить возможность  ее пересмотра, попятного движения правительства.

Темпы работ Редакционных комиссий поразительны: 409 заседаний  в течение одного года и семи месяцев.

Большим новшеством в деятельности Редакционных комиссий была научная  обоснованность их трудов. Собиралась статистика поземельной собственности; экономическими расчетами занимались ученые и практики; была создана  библиотека по крестьянскому вопросу  в России и Европе.

Редакционные комиссии были введены в самодержавную государственную  систему на время, в критическую  полосу ее существования; по своему составу  и методам они были ей чужды. Редакционные комиссии не были допущены в помещения, предназначенные для правительственных  учреждений. Они заседали в зале первого кадетского корпуса (бывший Меншиковский дворец), на квартирах  и дачах Ростовцева и председателей  отделений, и не в форменной одежде. Отношения между членами Комиссий установились демократичные, атмосфера  заседаний была непринужденной -- и  при этом шел напряженный, вдохновенный творческий труд.

Чужеродность Редакционных комиссий существующему государственному строю выразилась в их закрытии сразу  же после составления и кодификации  ими проектов крестьянской реформы (октябрь 1860 г. Захарова Л.Г. Россия на переломе), закрытии, неожиданном для самих  их членов, собравшихся на очередное  заседание, причем иногородним было велено немедленно покинуть Петербург, что, однако, не было выполнено. Учреждений, подобных Редакционным комиссиям, никогда  больше в царской России не созывалось.

В концепции либерального большинства Редакционных комиссий крестьянская реформа -- это переворот, заключенный в единый законодательный  акт; начальная стадия -- освобождение помещичьих крестьян от личной зависимости, конечная -- превращение их (всех) в  мелких собственников-хозяев при сохранении значительной части дворянского  землевладения. Мыслилось достигнуть этой цели мирным путем, минуя революционные  потрясения, характерные для стран  Западной и Центральной Европы, в  чем и усматривалась особенность  реформы и будущего аграрного  развития России. В опыте европейских  стран положительным признавался  тот результат, к которому пришла Франция,-- создание «дробной поземельной  собственности», и тот путь законодательных  мер в Пруссии и Австрии, который  состоял в выкупе крестьянами  земли в собственность при  сохранении помещичьего землевладения. Но при этом ставилась задача избежать издержек прусского варианта -- «сосредоточения  поземельной собственности в  тесном кругу малочисленных владельцев и значительных фермеров» и развития батрачества.

Конкретно это означало сооружение здания реформы на основе «существующего факта»: сохранение в собственности  дворян земель, находящихся под барской  запашкой; сохранение за крестьянами  сначала в пользовании (за повинности), а потом в собственности (за выкуп) дореформенного надела; исчисление повинностей  от их дореформенных размеров, с  некоторым понижением, с облегчением  для крестьян; исчисление величины выкупа от принятой повинности; участие  государства в процессе выкупной операции в качестве кредитора. Выкуп -- центральная позиция реформы. Он не был обязателен для помещиков. Вынужденные считаться с этим непреодолимым препятствием, Редакционные комиссии создали внутренний механизм реформы, который обеспечивал непрерывность  и неукоснительность ее движения. Вечность пользования и неизменность повинности буквально толкали помещика к признанию выкупа -- единственной развязки туго затянутого государством узла. Враги Редакционной комиссии не без основания считали, что  обязательный для помещиков выкуп  заменен «вынудительным».

Для крестьян тоже фактически не оставалось выбора. Составители  проектов внесли в закон статью, запрещавшую крестьянам отказываться от надела в течение девяти лет. Той  же цели в значительной степени служило  и сохранение общины в роли землевладельца. Размер выкупа и сам по себе был  велик, но, возвращая полученную от государства ссуду в течение 46 лет, крестьянин расплачивался втридорога.

Более последовательным и  решительным было изменение правового  положения крестьянства. Уничтожение  личной зависимости и утрата помещиками вотчинной власти приобщали многомиллионное  крестьянство к гражданской жизни, хотя оно и оставалось податным сословием. Вводилось крестьянское общественное самоуправление: волостное общество и сельское общество (на основе общины) с выборными от крестьян должностными лицами, со сходами. Поставленное под  контроль местной администрации, выполнявшее  фискальные функции, оно вместе с  тем защищало интересы крестьян от помещиков, вчерашних крепостников, и явилось основой для участия  крестьян в других реформах -- в земстве, суде присяжных. Предполагалось, что  со временем выход из общины будет  облегчен, круговая порука отменена и  община постепенно утратит свою власть над личностью крестьянина; сословность  уступит место всесословности, неизбежное малоземелье части крестьян будет  облегчено прирезкой из казенных земель.

Инициативная роль монархии, т.е. функция инициаторов в прогрессивных  преобразованиях, была символом веры либеральной  бюрократии, своеобразной заменой конституции. И это делало программу либеральной  бюрократии приемлемой для монархии. Инициативная роль монархии являлась гарантией успеха преобразований, связанных  с отменой крепостного права. В этом заключалось наиболее уязвимое звено политической концепции либеральной  бюрократии, так как самодержавная  власть оставалась по-прежнему неограниченной. Но уязвимость этой позиции либеральной  бюрократии заключалась и в другом -- в связанном с ним представлением о возможности установить гражданское равенство крестьян с другими сословиями без подлинной свободы для «облагодетельствованных». Захарова Л.Г. Россия на переломе Отсюда -- запрет отказа от земли, обязательность круговой поруки, затруднительность выхода из общины, сохранение телесных наказаний.

Такой вариант аграрного  развития был разработан в основных звеньях большинством Редакционных комиссий за полгода, к осени 1859 г. Ожидая обсуждения своей программы депутатами губернских дворянских комитетов, Ростовцев  писал: «Россия стоит на пороге новой  жизни. В течение еще немногих дней будет окончательно кинут жребий: останется ли правительство верно  историческому ходу народной мысли, пойдет ли оно рука об руку с образованнейшей  частью среднего дворянства, сдержит  ли оно громко заявленные крестьянскому  сословию обещания свои... или оно, в  угоду отжившим и недозрелым мечтаниям  олигархическим, навеки внедрит в  Россию семена пролетариата и неразлучно связанных с ним революционных  движений». Захарова Л.Г. Россия на переломе

Программа Редакционных комиссий подверглась критике с разных сторон, но одинаково нетерпимой. Свой протест выразили прибывшие в  Петербург депутаты губернских комитетов  все без исключения -- либералы, консерваторы, реакционеры. Одни были против выкупа полевой земли крестьянами, их самоуправления и уничтожения вотчинной власти помещиков; другие -- за выкуп, при условии  отрезки половины надела и в это  же время за широкие реформы местного управления, суда, системы просвещения  и цензуры и т. д. Но все одинаково  энергично напали на присвоенную  государственной властью роль арбитра  в делах сословий, усиливавшую  ее воздействие на социально-экономическую  сферу. Этот протест они выражали в личных устных объяснениях с  Комиссиями, куда их вызывали поодиночке (вместе им собраться не разрешили: Александр II боялся конституционных  поползновений, а либеральная бюрократия опасалась за свою программу).

Не довольствуясь этим, дворянские депутаты подали свои коллективные письменные отзывы в Комиссии и -- через  Ростовцева -- всеподданнейшие адреса царю. Одни усмотрели в трудах Комиссий «коммунистические начала», защиту интересов крестьянства в ущерб  помещикам, другие намекали на необходимость  конституции, причем объявились сторонники и дворянско-аристократической олигархической конституционности, и либерально-буржуазной, возлагавшие надежды на широкие  преобразования во всех областях. Все  это депутаты губернских комитетов  делали разрозненно, неорганизованно, верноподданнически. Опрокинуть труды  Комиссий им не удалось, получилась только некоторая корректировка в интересах  помещиков. За робкие конституционные  заявления фрондеры подверглись  административным наказаниям: представители  олигархии -- более умеренным, либерализма -- вплоть до ссылки. Именно об этом времени  Головнин писал Д. А. Милютину 7 декабря 1859 г.: «Мы видим борьбу представителей старого поколения, прежних администраторов, и поколения нового, их будущих  преемников. Первые слишком упорно отстаивают прежний порядок и недоброжелательствуют всему новому, вторые, может быть, слишком горячо требуют скорых перемен» Захарова Л.Г. Россия на переломе.

После закрытия Редакционных комиссий кодифицированные проекты  крестьянской реформы были переданы на обсуждение сначала в Главный  комитет по крестьянскому делу, затем  в Государственный совет (октябрь 1860-- февраль 1861 г.), где они подверглись  натиску со стороны реакционных  сил. Прекратилась публикация материалов, сошла на нет гласность в подготовке реформы. На этой стадии в Главном  комитете возник даже контрпроект, но благодаря усилиям великого князя  Константина Николаевича, назначенного именно в это время председателем  комитета, большинством в один голос  проекты Комиссии прошли. В Государственном  совете они встретили оппозицию  большинства, но Александр II не принял ее в расчет, согласившись с меньшинством.

Проекты Редакционных комиссий в целом не были пересмотрены: для  этого просто не оставалось возможности. Даже шеф жандармов В. А. Долгоруков, который прежде, в 1857 г., всячески тормозил реформу, теперь торопил правительство, предупреждая, что дальнейшее промедление  невозможно, так как «терпению  при ожидании есть предел». Захарова Л.Г. Россия на переломе

Силы торможения все-таки существенно повлияли на решение  земельного вопроса. На разных стадиях  обсуждения размеры земельных наделов  были урезаны (надельный фонд уменьшился на 20%), повинности же повышены, отчего возросла стоимость выкупа каждой десятины и соответственно выкупного платежа. Выкупная операция всей тяжестью легла  на крестьянство, но оказалась выгодной для государства. Разорение значительной части крестьянства, сделалось неизбежным, основная цель реформы -- превращение  крестьян в мелких собственников  и самостоятельных хозяев -- отдалилась. И без того обремененный феодальными  нормами и пережитками, проект с  этими поправками вышел еще более  противоречивым, половинчатым, тяжелым, особенно для крестьянства, но в  некоторой степени и для дворянства.

Зато монархия вышла из кризиса обновленной и усиленной. 18 февраля 1861 г. последний раз собрался Государственный совет для подписания журналов, а на следующий день, в  шестую годовщину своего восшествия на престол, Александр II подписал «Положение 19 февраля».

 

 

 

Ос

новные положения  реформы 1861 г.

Реферат по экономической  истории

Самара 2007

Содержание

  • Содержание 2
  • Введение 3
  • Основная часть 5
    • I. Предпосылки и подготовка отмены крепостного права 5
    • II. Положения 19 февраля 1861г. 19
    • III. Обнародование Манифеста и Положений………………………….........45
  • Заключение 47
  • Список используемой литературы 19
  • Введение
  • В середине 19 в. в России были проведены исторические преобразования, кардинально изменились общественные условия развития страны, в том числе правовые, были созданы предпосылки для развития капитализма. Первой и ведущей реформой стала ликвидация крепостного права, освобождение крестьянства. Ее проведение было предопределено всем предшествующим ходом развития страны, существовали экономические и социальные предпосылки. Подготовка реформы проходила несколько лет. Проведение реформы затянулось на десятилетия. Ее ход был определен «Манифестом 19 февраля 1861 г.».
  • Кроме «Манифеста», были 5 марта 1861 г. опубликованы также документы трех разновидностей: «Общее положение», «Местные положения» и «Дополнительные правила». Литвак Б. Г. Советская историография реформы 19 февраля 1861.С.129Такой заметный разрыв между датой утверждения царем законодательных актов и их опубликованием для всеобщего сведения объясняется тем, что требовалось не только отпечатать необходимое количество экземпляров этих обширных документов, но и принять ряд превентивных мер на случай беспорядков, которые не без оснований прогнозировались властями.
  • После этого можно было и обнародовать все юридические акты по реформе 1861 г. Это прежде всего «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» Литвак Б. Г. Советская историография реформы 19 февраля 1861.С.129, провозгласившее отмену крепостного права и общие условия этой отмены. Затем «Положение об устройстве дворовых людей, вышедших из крепостной зависимости» Литвак Б. Г. Советская историография реформы 19 февраля 1861.С.129.
  • Важное значение имело «Положение о выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, их усадебной оседлости и о содействии правительства к приобретению сими крестьянами в собственность полевых угодий» Литвак Б. Г. Советская историография реформы 19 февраля 1861.С.130, определившее конечную цель реформы - создание общинной земельной собственности крестьян. «Положение в губернских и уездных по крестьянским делам учреждениях» Литвак Б. Г. Советская историография реформы 19 февраля 1861.С.130 создавало аппарат проведения реформы и пореформенного регулирования сельского быта. Общее для всех крестьян значение имели и «Правила о порядке приведения в действие Положений о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» Литвак Б. Г. Советская историография реформы 19 февраля 1861.С.130. Таковы те документы, под юридические нормы которых подпадала вся империя.
  • Но был ряд сепаратных актов, учитывающих особенности отдельных регионов страны. Это «Местное положение о поземельном устройстве крестьян, водворенных на помещичьих землях в губерниях: Великороссийских, Новороссийских и Белорусских»; «Местное положение о поземельном устройстве крестьян, водворенных на помещичьих землях в губерниях Малороссийских: Черниговской, Полтавской и части Харьковской»; «Местное положение о поземельном устройстве крестьян, водворенных на помещичьих землях в губерниях: Киевской, Подольской и Волынской»; «Местное положение о поземельном устройстве крестьян, водворенных на помещичьих землях в губерниях: Виленской, Гродненской, Ковенской, Минской и части Витебской» Литвак Б. Г. Советская историография реформы 19 февраля 1861.С.130. Два последних местных положения отражали тот факт, что эти губернии в предреформенное время жили по юридическим нормам так называемых инвентарных правил.
  • И третий массив юридических актов - «Дополнительные правила» Литвак Б. Г. Советская историография реформы 19 февраля 1861.С.130 - касался условий освобождения крестьян мелкопоместных владельцев, категорий «приписных» крестьян. Другие «Дополнительные правила» регулировали отмену крепостного права в Земле Войска Донского и Сибири, а также в Бесарабии.
  • Таким образом, эти акты охватывают всю территорию Российской империи, за исключение Эстляндской, Курляндской и Финляндской губерний (нынешних Эстонии и Латвии), где личное освобождение произошло в первые десятилетия XIX в.
  • Целью настоящей работы является рассмотрение сущности основных правовых актов. При написании реферата я использовала литературу Литвака Б. Г., Зайончковского П. А.., Захаровой Л.Г., Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т. Остальная литература вносит свой вклад в работу в виде многочисленных фактов, статистических данных, добавлений и уточнений.

Информация о работе Реформы 1861