Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 01:16, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение рыночных отношений, а также рассматриваются вопросы, связанные с инфраструктурой рынка, монополизации в России, а также проанализировать различия и взаимосвязь конкуренции и монополии.
Данная цель достигается посредством решения ряда конкретных задач:
1. Изучить понятие рынка, характеристику рынка можно раскрыть через его структуру и инфраструктуру.
2. Охарактеризовать конкуренцию на рынке, определить понятие ценовой дискриминации и рассмотреть поведение монополиста при влиянии налогов.
3. Выяснить возникновение монополии и как она проявляется себя в российской экономике.
Введение 3
1. Рынок, структура и инфраструктура рынка 6
1.1 Понятие и структура рынка 6
1.2 Функции рынка. Рыночный механизм и его элементы 11
1.3 Принципы функционирования рынка 25
1.4 Инфраструктура рынка и её функции 27
2. Характеристика и значение конкуренции на рынке 32
2.1 Понятие конкуренции, и её роль в экономике. Несовершенная
конкуренция 32
2.1.1 Ценовая дискриминация 37
2.1.2 Монополия и эффективность 39
2.1.3 Монополистическая конкуренция. Биржи и их роль в рыночной экономике 40
2.2 Виды конкуренции. Влияние налогов на поведение монополиста 51
3. Происхождение и формы монополии 54
3.1 Монополия. Виды монополии 54
3.2 Монополизм в России 56
4. Различия и взаимосвязь конкуренции и монополии 66
4.1 Входные барьеры, как причина различий между монополистическими и конкурентными рынками. 66
4.2 Динамика рыночных отношений в РФ в переходной период 69
Заключение 79
Список использованной литературы
Рынок труда, в отличие от рынка капитала, имеет большую социальную составляющую. Это означает необходимость учитывать и регламентировать социальные аспекты взаимоотношений между работниками и работодателями, используя для этого экономические, законотворческие и судебные возможности государства. Работники в нашей стране не имеют защиты в лице сильных и эффективных профсоюзов. Средняя зарплата в нашей стране в 15-20 раз ниже средней зарплаты в Западной Европе.
Эффективное использование трудовых ресурсов и борьба с безработицей требуют государственной политики занятости. До сих пор эта политика сводится в нашей стране к помощи безработным в поиске работы и выплате небольших пособий. Между тем политика занятости должна носить более активный характер. Трудовые отношения должны обрести прочную законодательную основу в виде Трудового кодекса.
Что касается других факторов производства природного характера – полезных ископаемых, то большинство из них тоже остаются в государственной собственности, но их добыча и переработка осуществляются частными компаниями. Речь идет, например, о нефти и газе. Добывающие компании рассчитываются с государством путем уплаты специальных налогов, после чего извлеченные полезные ископаемые поступают в их собственность. Сейчас в центре внимания государственных органов и добывающих компаний находятся соглашения о разделе продукции. Принципы раздела установлены специальным законом. Но поскольку предметом соглашений чаще всего являются нефть и газ, реализация которых на рынке приносит огромную прибыль, пропорции раздела в каждом конкретном случае устанавливаются в результате напряженной борьбы между сторонами.
Наконец,
последний фактор производства –
предпринимательская
Другой
тяжелой помехой развитию рынка
предпринимательской инициативы выступает
тяжелое налоговое бремя. Оно
часто вынуждает граждан, желающих
заниматься бизнесом, уходить в теневую
экономику. Это мешает государству
собирать налоги и контролировать бизнес
с точки зрения экономических и социальных
интересов общества.
Заключение
В данной курсовой работе я подробно раскрыл тему «структура рынка: конкуренции и монополии». Данный вопрос очень актуален в настоящее время, так как включает в себя множество аспектов и фактов современной экономики. По этой теме написано много книг, учебных пособий, статей как зарубежными, так и русскими экономистами.
Курсовая работа состоит из четырех глав, в каждой из которых внимание уделялось важным моментам этой темы. В первой говорилось подробно о самом рынке, что из себя он представляет, а также о его особенностях. Во второй главе рассматривалась конкуренция и ее элементы, и виды, а также их роль в экономике и как они влияют на экономику. Были использованы такие понятия как ценовая дискриминация, в каких условия она принимает участие в экономике, а также определили какую роль, играет дифференциация в монополистической конкуренции. В-третей главе рассмотрели сущность монополии, а также монополизм в России. В четвертой заключительной главе это курсовой работы я рассмотрел различия рынков между конкурентными и монополистическими, с помощью входных барьеров.
Рынок включает не только отношения по купле-продаже, но и социально-экономические отношения (собственности, производства, распределения, потребления…), а также организационно-экономические отношения (различные конкретные формы организации рынка и так далее), даёт основание рассматривать рынок в функционирующей экономической системе как самостоятельную подсистему, которая включает в себя множество элементов.
О каждом из элементов было рассказано в курсовой работе, также были даны определения. Основное свойство экономики рыночного типа состоит в распространении рыночных отношений на все хозяйственные сферы, проникновение их во все отрасли, охват всех регионов страны. Это свойство можно назвать всеобщностью рыночных отношений. Хотя глубина проникновения рыночных отношений, широта охвата ими социально-экономических явлений и процессов различны в разных отраслях и секторах экономики, практически ни один из них не оказывается вне зоны воздействия рынка.
Таким образом, вся экономика становится как бы совокупностью многообразных рынков, различающихся только степенью, мерой, глубиной проникновения рыночных отношений в отдельные части хозяйственной системы. Рынок существует уже не только в качестве территориально и функционально обособленной ячейки экономики, но проникает в виде рыночных отношений во все клетки экономического организма.
Рынок зависит от политических, социальных, географических и других условий. Вместе с тем, бесспорно, рынок не только является регулятором, но и служит критерием целесообразности затрат на производство тех или иных товаров. Поэтому очень важно понять сущность рынка и изучить его структуру и законы, действующие на нём.
Совершенная конкуренция представляется многим исследователям неким идеалом, своеобразным эталоном рынка к которому нужно стремиться, однако известно, что, как и монополии, этой рыночной структуре присущи свои недостатки. В экономической теории совершенной конкуренцией называют такую форму организации рынка, при которой исключены все виды соперничества, как между продавцами, так и между покупателями. Таким образом, теоретическое понятие совершенной конкуренции является фактически отрицанием обычного для деловой практики и повседневной жизни понимания конкуренции как острого соперничества экономических агентов. Совершенная конкуренция совершенна в том смысле, что при такой организации рынка каждое предприятие сможет продать по данной рыночной цене столько продукции, сколько оно пожелает, а на уровень рыночной цены не сможет повлиять ни отдельный продавец, ни отдельный покупатель.
Рынок совершенной конкуренции не стимулирует производителей к улучшению производимой продукции, так как продукция на этом рынке недифференцированная. Помимо этого, рынок совершенной конкуренции не способствует решению ряда важных проблем, порождая проблемы внешних эффектов и ухудшая экологию окружающей среды.
Монополией в экономической теории называют такой тип строения рынка, при котором существует один и только один продавец определенного товара. Будучи единственным поставщиком, предприятие-монополист (его также часто называют монополией) сталкивается с совокупным спросом всех потенциальных покупателей товара в пределах данного (национального или местного) рынка, и в этом смысле оно тождественно отрасли. Это предопределяет отличия поведения монополиста от поведения предприятия, функционирующего в условиях совершенной конкуренции.
Монополии
также присущи недостатки – она
в еще меньшей степени
Противоположные
черты монополии и совершенной
конкуренции проявляются даже при
анализе ее свойств: даже в названии
указанных структур заложены принципы
их полярности: монополия - «один продаю»
и конкуренция – «
Выявить полярные черты указанных рынков можно, сопоставив их основные сущностные характеристики: количество продавцов и покупателей, характер товара на рынке и его специфические свойства, условия хода в отрасль и число участников рынка. У указанных рыночных структур данные характеристики являются противоположными.
За исторически короткий срок после начала реформ в 1992 г. российская экономика проделала огромный путь. Результатом становится то, что в России успешно формируются основы рыночной системы.
И предполагается, что итогом этих процессов и реформ должно стать формирование рыночной экономики по типу тех, которые уже существуют в соседних странах. Насколько оправданы такие ожидания, покажет жизнь.
Исторический путь нашей страны в сочетании с универсальными конечной целью социально-экономическими тенденциями свидетельствует о том, что пост социалистической трансформации для России является смешанная либерально - регулируемая экономика с сильно выраженными социальными функциями государства.
Сущность и цели пост социалистической трансформации вытекают из особенностей планового хозяйства, которые должны исчезнуть в процессе перехода. К ним в первую очередь относится либерализация цен, ликвидация государственной собственности почти единственной формы собственности на реальный капитал, формирование инфраструктуры рыночных отношений, изменение форм социальных гарантий и методов их осуществления, структурная перестройка производства частных благ и, наконец, открытие экономики.
Список использованной литературы
Приложение 1
Рисунок 1. Спрос Рисунок 2. Предложение
Приложение 2
Приложение 3
Таблица 1
Формы конкуренции и их краткая характеристика
Количество и размер | Характер продукции | Условия выхода и входа | Доступность информации | |
Совершенная конкуренция | Множество мелких фирм | Однородная | Никаких затруднений | Равный доступ |
Монополистическая конкуренция | Множество мелких фирм | Разнородная | Никаких затруднений | Некоторые затруднения |
Олигополия | Число невелико | Разнородная или
однородная |
Возможны отдельные препятствия | Некоторые ограничения |
Монополия | Одна фирма | Уникальная | Непреодолимые барьеры | Некоторые ограничения |
Приложение 4
Рисунок 3. Влияние налога на цену и объем производства фирмы- монополиста.
D - спрос, MR - предельный доход; МС - предельные издержки без учета налога; МС 1 - предельные издержки с учетом налога.
Информация о работе Структура рынка: конкуренция и монополия