Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 13:41, курсовая работа
В курсовом проекте на основании отчетных данных проведен технико – экономический анализ работы отделения железной дороги. Подробно проанализированы эксплуатационные расходы, рассмотрена программа их снижения. Дана характеристика отделению, с точки зрения финансовых результатов, проанализированы мероприятия по повышению эффективности работы. По данным о работе отделения делается анализ по каждому показателю. В курсовом проекте произведен расчет влияния частных факторов на изменение основных показателей работы отделения. Произведено сравнение показателей с планом и с предшествующим периодом и сделаны выводы.
Введение.........................................................................................................
1 Анализ объемных показателей ……………………………………………
1.1 Анализ выполнения плана погрузки …………………………………….
1.2 Грузооборот, пассажирооборот, приведенная продукция……………...
2 Анализ качественных показателей………………………………………...
2.1 Анализ показателей использования вагонов …………………………..
2.2 Анализ показателей использования локомотивов………………………
3 Анализ эксплуатационных расходов и себестоимости…………………..
3.1 Анализ эксплуатационных расходов…………………………………….
3.2 Общая оценка выполнения плана себестоимости перевозок………….
4 План по труду…………………………………………………………….…
5 Анализ финансового состояния отделения дороги……………………….
5.1 Уплотненный аналитический баланс нетто. Вертикальный
и горизонтальный анализ………………………………………………
5.2 Анализ актива баланса…………………………………………………….
5.3 Анализ пассива баланса…………………………………………………...
5.4 Анализ ликвидности баланса……………………………………………..
5.5 Анализ финансовой устойчивости……………………………………….
Заключение……………………………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………
Рост отчислений на социальные нужды на 13,5% (ниже, чем по фонду заработной платы) объясняется введением единого социального налога в размере 35,6% (в 2002 году отчисления составили 39,9%). Кроме того отчисления на страхование от несчастного случая на производстве снизилось с 1,4% до 1%.
По материалам рост составил 27,3% (86,4 млн. руб.), что связано с ростом цен.
По топливу увеличение в 1,5 раза объясняется ростом удельного расхода топлива (4,7%) и ростом цен.
По электроэнергии рост на 12,9% (51,2 млн. руб.) объясняется увеличением тарифов в течение 2003 года.
По прочим материальным затратам рост составляет 35,8%. Оновная причина – 20% - отмена применения тарифной схемы №13 прейскуранта 10 – 01 с января 2001 года.
Кроме того, увеличились расходы по водоснабжению (25,3%), по обслуживанию и текущему ремонту зданий, сооружений, оборудованию производственного характера (90,2%) и др. Это связано с увеличением цен и тарифов, с высоким процентом износа основных фондов.
По амортизации – рост в 1,6 раза произошел в связи с переоценкой основных производственных фондов.
Прочие затраты в сопоставимых условиях (без учета сумм выплат вознаграждения по итогам работы за 2001 и 2002 гг.) увеличились на 18,2 млн. руб. (15,5%). Это связано с созданием в 2003 году резерва на оплату отпусков работников в размере 42,5 млн. руб., который в 2002 году не создавался.
Один
из важнейших экономических
Уровень себестоимости зависит от многих факторов: технической оснащенности, применяемой технологии производства, объема и структуры перевозок, эффективности использования трудовых, материальных и энергетических ресурсов, основных средств и т. д. Задачей анализа показателя себестоимости перевозок является определение влияния каждого фактора и разработка в дальнейшем мероприятий, направленных на ее снижение.
Прежде всего анализируются выполнение плана и динамика изменения себестоимости перевозок.
При анализе выполнения плана сопоставляются отчетные и плановые значения себестоимости текущего года, устанавливается степень отклонения от плана и от предыдущего года.
Из таблицы 1.10 видно, что объем эксплуатационной работы (приведенные т.км) к плану составили 31202,5 т/км (87,2%), а к факту 2002-ого года – 87,4%. Себестоимость 10 приведенных т – км составило 121,183 копеек, что выше плана на 23%, а по сравнению с прошлым годом выше на 41,019 копейки (51,2%).
Анализ данных таблицы 1.10 дает представление об уровне выполнения плана и позволяет определить абсолютное изменение себестоимости перевозок ∆с за анализируемый период:
где со – себестоимость по отчету за анализируемый год, к.;
сб – себестоимость по плану или по предыдущему году, к.
Финансовый результат Эс (сумма экономии или перерасхода), связанный со снижением (или увеличением) себестоимости по сравнению с планом и отчетом за предыдущий год по отдельным видам перевозок (пассажирские и грузовые) и приведенной продукции определяют умножением величины изменения себестоимости (спл – сотч или с - сотч) на объем перевозок в отчетном году. Так, по пассажирским перевозкам
;
по грузовым перевозкам
по приведенной продукции
.
В рассматриваемой таблице, перерасход по сравнению с планом в расчетах по приведенной продукции составил
(98,487 – 121,183) · 31202,5= – 708171,94 тыс. руб.;
по сравнению с предшествующим годом
(80,164 – 121,183) · 31202,5= – 1279895,35 тыс. руб.
Как
видно из расчетов себестоимость
на отделении увеличена по приведенной
продукции как по сравнению с планом, так
и отчетом за прошлый год. Это произошло
за счет увеличения расходов.
4 План по труду
При анализе показателей плана по труду основное внимание обращают на использование фонда заработной платы, рост производительности труда и средней заработной платы, на соотношение между темпами роста этих показателей.
Выполнение плана по труду анализируют по видам деятельности – эксплуатационной (перевозки), подсобно – вспомогательной и в целом по основной деятельности.
В процессе анализа рассматривают изменение численности работников, производительности труда, фонда заработной платы и средней ее величины, расхода фонда на единицу объемных показателей.
В плане по труду отделениям устанавливаются следующие контрольные цифры и экономические нормативы:
задание по росту производительности труда, исчисленное по приведенным т/км;
нормативное соотношение между приростом среднемесячной заработной платы и приростом производительности труда;
норматив прироста фонда заработной платы работников отделения, занятых на перевозках, за каждый процент прироста объема перевозок в приведенных тонно – километрах или доходов;
фонд заработной платы работников основных служб отделения, не занятых перевозками.
Анализу должны подвергаться все составные части плана по труду: производительность труда работников, их численность, фонд заработной платы и среднемесячная заработная плата, так как они связаны с утверждаемыми показателями.
Важнейшим
показателем эффективности
Отделение стремится уменьшить контингент, за счет внедрения автоматизации различных технологических процессов и улучшения условий труда, следовательно, высвобождаются часть рабочей силы.
В
таблице 4.1 приведены соответствующие
данные по НОД – 1.
Таблица 4.1 – Выполнение плана по труду
Наименование показателей |
Единицы измерения |
Выполнение
за 12 месяцев 2002 г. |
12 месяцев 2003 г. | Сравнение с 2002 годом | ||||
План | Факт | +,- |
% |
+ ,- | % | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Приведенные ткм | млн. | 35698 | 35785 | 31202,5 | -4582,5 | 87,2 | -4495,5 | 87,4 |
Контингент
всего
в т. ч. перевозки |
чел.
чел. |
21168
19157 |
19989
16960 |
20191
17438 |
202
478 |
101
102,8 |
-977
-1719 |
95,4
91,0 |
Производительность труда в т. ч. перевозки | тыс.т-км | 2018,5
1863,4 |
2275,4
2109,9 |
1950,4
1789,3 |
-325
-320,6 |
85,7
84,8 |
-68,1
-74,1 |
96,6
96,0 |
ФЗП всего
в т. ч. перевозки |
тыс.руб
тыс.руб |
780202
719346 |
901689
782610 |
996631
886121 |
94942
103511 |
110,5
113,2 |
216429
166775 |
127,1123,2 |
ФЗП на
единицу
перевозок, |
коп./10 пр. т-км | 20,15 | 21,87 | 28,4 | 6,53 | 1,29 | 8,25 | 1,41 |
Ср. зар.плата
в т. ч. перевозки |
руб.
руб. |
3071
3129 |
3759
3845 |
4113
4235 |
354,0
390,0 |
109,4
110,1 |
1042
1106 |
133,9
135,3 |
Из таблицы видно, что производительность труда в целом по основной деятельности на отделении не была выполнена и снизилась на 325 тыс.т/км (14,3%) по сравнению с запланированным показателем – 2275,4 тыс.тн – км, а также снизилась по отношению к 2002 году на 68,1 тыс.т/км (3,4%). Это произошло в основном из – за уменьшения объемов перевозок.
Так отделение запланировало уменьшить контингент работников, но это очень сложный процесс, поэтому удалось уволить только часть работников, из общего числа оставили на рабочих местах 202 работника (1%), работников, занятые перевозками 478 (2,8%). По сравнению с 2002 годом контингент уменьшился: из общего числа работников – на 977 (4,6%), а из числа работников, занятых перевозками – на 1719 (9%). Фонд заработной платы (ФЗП) по отношению к плану увеличился на 94942 тыс.рублей (10,5%), а также и к предыдущему периоду на 216429 тыс.рублей (27,7%). Среднемесячной заработная плата по сравнению с планом увеличилась на 354 рубля (9,4%), в т. ч. перевозки на 390 рублей (10,1%) и с фактом 2002 года на 1042 рубля (33,9%), в т. ч. перевозки на 1106 рублей (35,3%).
Кроме общей оценки уровня и динамики производительности труда, необходимо установить, насколько прирост (снижение) объёма перевозочной работы связан с увеличением (снижением) производительности труда и с изменением численности работников.
По видам работ основной деятельности анализируют использование фонда заработной платы. При этом фактический ФЗП сопоставляют с плановым и фактом 2002 года, откорректированным на выполненный объем перевозок, сначала в целом, а затем только в части зависящих расходов. Отклонение фонда заработной платы:
,
где – коэффициент, характеризующий отношение фактического объема
перевозок (приведенных т – км) к плановому или базисному.
Экономия фонда будет характеризоваться положительной величиной, перерасход – отрицательной.
Последовательность анализа рассматривается на примере эксплуатационной деятельности.
Перерасход по перевозкам составляет
– к плану 2003 года: 782610·0,872 – 886121= –203685 тыс. руб.;
– к факту 2002 года: 719346·0,874 – 886121= –257412,6 тыс. руб.
Выявленный таким расчетом результат характеризует экономию по элементу «Заработная плата», отразившуюся на себестоимости перевозок, а не на тот результат, который характеризует использование фонда заработной платы. Чтобы исключить влияние этого фактора, корректируют на фактически выполненный объем работ лишь зависящую часть планового фонда заработной платы.