Анализ технико – экономических показателей работы ФГУП «Пермское отделение Свердловской железной дороги»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 13:41, курсовая работа

Описание

В курсовом проекте на основании отчетных данных проведен технико – экономический анализ работы отделения железной дороги. Подробно проанализированы эксплуатационные расходы, рассмотрена программа их снижения. Дана характеристика отделению, с точки зрения финансовых результатов, проанализированы мероприятия по повышению эффективности работы. По данным о работе отделения делается анализ по каждому показателю. В курсовом проекте произведен расчет влияния частных факторов на изменение основных показателей работы отделения. Произведено сравнение показателей с планом и с предшествующим периодом и сделаны выводы.

Содержание

Введение.........................................................................................................

1 Анализ объемных показателей ……………………………………………

1.1 Анализ выполнения плана погрузки …………………………………….

1.2 Грузооборот, пассажирооборот, приведенная продукция……………...

2 Анализ качественных показателей………………………………………...

2.1 Анализ показателей использования вагонов …………………………..

2.2 Анализ показателей использования локомотивов………………………

3 Анализ эксплуатационных расходов и себестоимости…………………..

3.1 Анализ эксплуатационных расходов…………………………………….

3.2 Общая оценка выполнения плана себестоимости перевозок………….

4 План по труду…………………………………………………………….…

5 Анализ финансового состояния отделения дороги……………………….

5.1 Уплотненный аналитический баланс нетто. Вертикальный

и горизонтальный анализ………………………………………………

5.2 Анализ актива баланса…………………………………………………….

5.3 Анализ пассива баланса…………………………………………………...

5.4 Анализ ликвидности баланса……………………………………………..

5.5 Анализ финансовой устойчивости……………………………………….

Заключение……………………………………………………………………

Список использованных источников…………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Экономика предприятия.doc

— 607.00 Кб (Скачать документ)

     Рост  отчислений на социальные нужды на 13,5% (ниже, чем по фонду заработной платы) объясняется введением единого  социального налога в размере 35,6% (в 2002 году отчисления составили 39,9%). Кроме того отчисления на страхование от несчастного случая на производстве снизилось с 1,4% до 1%.

     По  материалам рост составил 27,3% (86,4 млн. руб.), что связано с ростом цен.

     По  топливу увеличение в 1,5 раза объясняется ростом удельного расхода топлива (4,7%) и ростом цен.

     По  электроэнергии рост на 12,9% (51,2 млн. руб.) объясняется увеличением тарифов в течение 2003 года.

     По  прочим материальным затратам рост составляет 35,8%. Оновная причина – 20% - отмена применения тарифной схемы №13 прейскуранта 10 – 01 с января 2001 года.

     Кроме того, увеличились расходы по водоснабжению (25,3%), по обслуживанию и текущему ремонту зданий, сооружений, оборудованию производственного характера (90,2%) и др. Это связано с увеличением цен и тарифов, с высоким процентом износа основных фондов.

     По  амортизации – рост в 1,6 раза произошел  в связи с переоценкой основных производственных фондов.

     Прочие  затраты в сопоставимых условиях (без учета сумм выплат вознаграждения по итогам работы за 2001 и 2002 гг.) увеличились на 18,2 млн. руб. (15,5%). Это связано с созданием в 2003 году резерва на оплату отпусков работников в размере 42,5 млн. руб., который в 2002 году не создавался.

     Один  из важнейших экономических показателей  работы НОД – себестоимость перевозок, то есть удельные расходы железных дорог, связанные с перемещением грузов и пассажиров. Для отделения дороги себестоимость находится делением эксплуатационных расходов на соответствующий объем перевозок в расчете на 10 тарифных тонно – километров, 10 пассажиро – километров и 10 приведенных тонно – километров.

     Уровень себестоимости зависит от многих факторов: технической оснащенности, применяемой технологии производства, объема и структуры перевозок, эффективности использования трудовых, материальных и энергетических ресурсов, основных средств и т. д. Задачей анализа показателя себестоимости перевозок является определение влияния каждого фактора и разработка в дальнейшем мероприятий, направленных на ее снижение.

     Прежде  всего анализируются выполнение плана и динамика изменения себестоимости перевозок.

     При анализе выполнения плана сопоставляются отчетные и плановые значения себестоимости текущего года, устанавливается степень отклонения от плана и от предыдущего года.

     Из  таблицы 1.10 видно, что объем эксплуатационной работы (приведенные т.км) к плану составили 31202,5 т/км (87,2%), а к факту 2002-ого года – 87,4%. Себестоимость 10 приведенных т – км составило 121,183 копеек, что выше плана на 23%, а по сравнению с прошлым годом выше на 41,019 копейки (51,2%).

     Анализ  данных таблицы 1.10 дает представление  об уровне выполнения плана  и позволяет определить абсолютное изменение себестоимости перевозок с за анализируемый период:   

                                             с=соб,                                                       (1.21)

где со – себестоимость по отчету за анализируемый год, к.;

      сб – себестоимость по плану или по предыдущему году, к.

      Финансовый  результат Эс (сумма экономии или перерасхода), связанный со снижением (или увеличением) себестоимости по сравнению с планом и отчетом за предыдущий год по отдельным видам перевозок (пассажирские и грузовые) и приведенной продукции определяют умножением величины изменения себестоимости (спл – сотч или с - сотч) на объем перевозок в отчетном году. Так, по пассажирским перевозкам

                                ;                                          (1.22)

по грузовым перевозкам

                                    ;                                          (1.23)

по приведенной  продукции 

                                    .                                    (1.24)

     В рассматриваемой таблице, перерасход по сравнению с планом в расчетах по приведенной продукции составил

                      (98,487 – 121,183) · 31202,5= – 708171,94 тыс. руб.;

по сравнению с предшествующим годом

                           (80,164 – 121,183) · 31202,5= – 1279895,35 тыс.  руб.

     Как видно из расчетов себестоимость  на отделении увеличена по приведенной продукции как по сравнению с планом, так и отчетом за прошлый год. Это произошло за счет увеличения расходов.               

   4 План по труду

              

     При анализе показателей плана по труду основное внимание обращают на использование фонда заработной платы, рост производительности труда и средней заработной платы, на соотношение между темпами роста этих показателей.

     Выполнение  плана по труду анализируют по видам деятельности – эксплуатационной (перевозки), подсобно – вспомогательной и в целом по основной деятельности. 

     В процессе анализа рассматривают  изменение численности работников, производительности труда, фонда заработной платы и средней ее величины, расхода фонда на единицу объемных показателей.

     В плане по труду отделениям устанавливаются  следующие контрольные цифры и экономические нормативы:

     задание по росту производительности труда, исчисленное по приведенным т/км;

     нормативное соотношение между приростом  среднемесячной заработной платы и приростом производительности труда;

     норматив  прироста фонда заработной платы  работников отделения, занятых на перевозках, за каждый процент прироста объема перевозок в приведенных тонно – километрах или доходов;

     фонд  заработной платы работников основных служб отделения, не занятых перевозками.

     Анализу должны подвергаться все составные  части плана по труду: производительность труда работников, их численность, фонд заработной платы и среднемесячная заработная плата, так как они связаны с утверждаемыми показателями.

     Важнейшим показателем эффективности работы отделения является производительность труда. Производительность труда – это эффективность производственной деятельности людей, выраженная соотношением затрат труда и количества произведенных материальных благ. По отрасли средний уровень производительности труда определяют через приведенные тонно – километры, приходящиеся на одного занятого на перевозках работника.

       Отделение стремится уменьшить  контингент, за счет внедрения  автоматизации различных технологических процессов и улучшения условий труда, следовательно, высвобождаются часть рабочей силы.

     В таблице 4.1 приведены соответствующие данные по НОД – 1. 
 
 
 
 
 
 

     Таблица 4.1 – Выполнение плана по труду  

 
Наименование

показателей

 
Единицы

измерения

Выполнение

за 12 месяцев

2002 г.

12  месяцев  2003 г. Сравнение с 2002 годом
План Факт  
+,-
 
%
+ ,- %
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Приведенные ткм млн. 35698 35785 31202,5 -4582,5 87,2 -4495,5 87,4
Контингент  всего 

в т. ч. перевозки

чел.

чел.

21168

19157

19989

16960

20191

17438

202

478

101

102,8

-977

-1719

95,4

91,0

Производительность  труда в т. ч. перевозки тыс.т-км 2018,5

1863,4

2275,4

2109,9

1950,4

1789,3

-325

-320,6

85,7

84,8

-68,1

-74,1

96,6

96,0

ФЗП всего 

в т. ч. перевозки

тыс.руб

тыс.руб

780202

719346

901689

782610

996631

886121

94942

103511

110,5

113,2

216429

166775

127,1123,2
ФЗП на единицу

перевозок,

коп./10 пр. т-км 20,15 21,87 28,4 6,53 1,29 8,25 1,41
Ср. зар.плата

в т. ч. перевозки

руб.

руб.

3071

3129

3759

3845

4113

4235

354,0

390,0

109,4

110,1

1042

1106

133,9

135,3

 

     Из  таблицы видно, что производительность труда в целом по основной деятельности на отделении не была выполнена и снизилась на 325 тыс.т/км (14,3%) по сравнению с запланированным показателем – 2275,4 тыс.тн – км, а также снизилась по отношению к 2002 году на 68,1 тыс.т/км (3,4%). Это произошло в основном из – за уменьшения объемов перевозок.

     Так отделение запланировало уменьшить контингент работников, но это очень сложный процесс, поэтому удалось уволить только часть работников, из общего числа оставили на рабочих местах 202 работника (1%), работников, занятые перевозками 478 (2,8%). По сравнению с 2002 годом контингент уменьшился: из общего числа работников – на 977 (4,6%), а из числа работников, занятых перевозками – на 1719 (9%). Фонд заработной платы (ФЗП) по отношению к плану увеличился на 94942 тыс.рублей (10,5%), а также и к предыдущему периоду на 216429 тыс.рублей (27,7%). Среднемесячной заработная плата по сравнению с планом увеличилась на 354 рубля (9,4%), в т. ч. перевозки на 390 рублей (10,1%) и с фактом 2002 года на 1042 рубля (33,9%), в т. ч. перевозки на 1106 рублей (35,3%).

      Кроме общей оценки  уровня и динамики производительности труда, необходимо установить, насколько прирост (снижение) объёма перевозочной работы связан с увеличением (снижением) производительности труда и с изменением численности работников.

      По  видам работ основной деятельности анализируют использование фонда заработной платы. При этом фактический ФЗП сопоставляют с плановым и фактом 2002 года, откорректированным на выполненный объем перевозок, сначала в целом, а затем только в части зависящих расходов. Отклонение фонда заработной платы:

                         ,                                          (4.1)

где – коэффициент, характеризующий отношение фактического объема

           перевозок (приведенных т –  км) к плановому или базисному.

     Экономия  фонда будет характеризоваться  положительной величиной, перерасход – отрицательной.

     Последовательность  анализа рассматривается на примере  эксплуатационной деятельности.

     Перерасход  по перевозкам составляет

     – к плану 2003 года:  782610·0,872 – 886121= –203685 тыс. руб.;

     – к факту 2002 года:  719346·0,874 – 886121= –257412,6 тыс. руб.

     Выявленный  таким расчетом результат характеризует  экономию по элементу «Заработная плата», отразившуюся на себестоимости перевозок, а не на тот результат, который характеризует использование фонда заработной платы. Чтобы исключить влияние этого фактора, корректируют на фактически выполненный объем работ лишь зависящую часть планового фонда заработной платы.

Информация о работе Анализ технико – экономических показателей работы ФГУП «Пермское отделение Свердловской железной дороги»