Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 00:24, курсовая работа
Целью исследования является выявление проблем и перспектив развития факторинга и его преимуществ перед кредитом.
Для достижения вышеуказанной цели в работе были поставлены следующие задачи:
- выявить предпосылки возникновения и основные этапы развития факторинга как полноценной финансовой услуги;
- показать понятие, содержание и виды факторинга.
- раскрыть преимущества и недостатки факторинга в сравнении с банковским кредитованием;
- выявит закономерности формирования и характерные черты рынка факторинговых услуг;
- определить проблемы нормативно-правового регулирования факторинговых операций
- оценить емкость факторингового рынка России, выявить проблемы и направления его дальнейшего развития.
Введение…………………………………..…………………………………………4
I Теоретические основы факторинговых операций….…………………..……….7
1.1 Понятие, содержание и виды факторинга……….…………………….…….7
1.2 История развития факторинга………………………………………………..13
1.3 Законодательное и нормативно-правовое регулирование отношений…….17
II Развитие рынка факторинговых услуг……………………………………….22
2.1 Анализ рынка факторинга в Российской Федерации и Ярославской области……………………………………………………………………………..22
2.2 Проблемы и перспективы развития российского рынка факторинга……...29
III Преимущество факторинга перед кредитом…………………………………..32
3.1 Преимущество перед кредитом……………………………………………….32
3.2 Сравнительный анализ факторинга с кредитом……………………………...34
Заключение…………………………………………………………………………39
Список литературы…………………………………………………………………42
43
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Ярославский государственный технический университет»
Кафедра «Экономики и управления»
З А Д А Н И Е №45
ПО КУРСОВОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ
Студенту Е.В.Яковлевой факультет ФДПО курс 2 группа ДСМТ-29
1 Тема проекта и исходные данные
Факторинг как форма финансирования оборотных средств предприятия
______________________________
______________________________
2 Представить следующие материалы
1) текстовые
а)____________________________
2)графические
а) таблицы
б) рисунки
3 Рекомендуемая литература и материалы
Учебники по дисциплине «Экономика предприятия», литература по анализу деятельности предприятия, экономические журналы.
4 Дата выдачи задания 01.03.2011
5 Срок сдачи законченного проекта 20.05.2011
6 Отметка о явке на консультацию:
1)____________________2)______
4)____________________5)______
Руководитель проекта
Г.В.Гобина
РЕФЕРАТ
42 страницы, 6 рисунков, 3 таблицы, 35 источников
Денежные требования — требования Клиента об уплате Дебитором денежной суммы в оплату отгруженных товаров, выполненных работ или оказанных услуг в соответствии с Контрактом. Фактор — это факторинговая компания или банк, предоставляющие факторинговые услуги. Поставщик — клиент факторинговой компании (банка), уступающий ей (ему) свои денежные требования в обмен на факторинговое финансирование. Покупатель (должник) — дебитор поставщика, денежные обязательства которого уступаются факторинговой компании (банку). Комиссия за факторинговое обслуживание - плата, взимаемая фактором с продавца из платежа дебитора, представляет собой плату за услуги фактора, такие как: управление дебиторской задолженностью, сбор долгов, покрытие рисков и т. д. Финансирование — денежные средства, предоставляемые Фактором Клиенту.
Объектом исследования выступает факторинг как форма предпринимательства в России.
Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие в процессе развития факторинга в России как способа ведения предпринимательской деятельности.
Целью исследования является выявление проблем и перспектив развития факторинга и его преимуществ перед кредитом.
В современных условиях факторинг как альтернативная форма финансирования является востребованным продуктом.
Использование поставщиками услуг факторинга дает возможность решения таких насущных проблем, как недостаток оборотных средств, ускорение оборачиваемости денежных средств, наращивание объемов продаж, превращение дебиторской задолженности в деньги, получение дополнительного финансирования, ликвидация кассового разрыва.
Ключевым преимуществом факторинга является то, что фактически это беззалоговый кредитный продукт, поэтому он доступен широкому кругу малых и средних компаний. Фактора интересует не прошлое, а будущее поставщика — сколько денег он получит за проданную продукцию и как будут развиваться его продажи в будущем. В этом заключается основное отличие факторинга от банковского кредитования
Практическая значимость работы определяется возможностью использования ее материалов для целей совершенствования гражданского законодательства Российской Федерации, кроме того, настоящая работа может представлять интерес для судей, работников банковской сферы, а также для лиц, профессионально осуществляющих операции финансирования под уступку.
Содержание
Введение…………………………………..…………………
I Теоретические основы факторинговых операций….…………………..……….7
1.1 Понятие, содержание и виды факторинга……….…………………….…….7
1.2 История развития факторинга………………………………………………..
1.3 Законодательное и нормативно-правовое регулирование отношений…….17
II Развитие рынка факторинговых услуг……………………………………….22
2.1 Анализ рынка факторинга в Российской Федерации и Ярославской области……………………………………………………………
2.2 Проблемы и перспективы развития российского рынка факторинга……...29
III Преимущество факторинга перед кредитом…………………………………..32
3.2 Сравнительный анализ факторинга с кредитом……………………………...34
Введение
В настоящее время одним из способов пополнения оборотных средств организаций является финансирование по договорам факторинга (финансирование под уступку денежного требования). Этот способ позволяет организациям без залога на короткий срок получить денежные средства для поддержания и развития бизнеса.
Актуальность темы исследования. Кардинальные изменения, происходящие в экономической жизни российского общества, со всей очевидностью выявили несоответствие дореформенного гражданского законодательства новым потребностям участников рыночных отношений. Одной из его областей, требующей соответствующего обновления, явилось законодательство об отдельных видах договоров.
В этой связи разработка и принятие второй части ГК РФ стали очередным шагом законодателя на пути к завершению новой кодификации российского гражданского права.
Наряду с серьезными изменениями в подходах к традиционным договорным конструкциям, вторая часть современного Гражданского кодекса привнесла в договорное право и новые договорные институты. Одним из таких институтов является договор финансирования под уступку денежного требования, в основе которого лежат обязательства факторинга, хорошо известные в мировой торговой практике. [15]
Факторинг – это финансирование под уступку денежного требования, комплекс услуг, направленных на активный рост компании. Факторинг позволяет за короткий срок увеличивать объем продаж в несколько раз и дает возможность компании развиваться более эффективно, чем при кредитовании. Основная цель факторингового обслуживания банком – обеспечить клиенту возможность заниматься основной деятельностью – продажами, не отвлекаясь на постоянное решение финансовых вопросов. [32]
Факторинг — комплекс услуг по авансированию и инкассированию дебиторской задолженности с последующим возможным информационным, страховым, бухгалтерским, консалтинговым и юридическим сопровождением клиента. [12, с. 16]
Экономическая эффективность факторинга проявляется в том, что он позволяет повысить ликвидность активов предприятия, оборачиваемость его капитала и тем самым рентабельность его деятельности.
Понятию "факторинг" в Российской Федерации соответствует термин "финансирование под уступку денежного требования". Данная деятельность регулируется в основном гл. 43 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). [2] В рамках настоящей работы будем называть вышеуказанные термины синонимами, так же как "договор финансирования под уступку денежного требования" и "договор факторинга".
Финансирование под уступку денежного требования (факторинг) является сравнительно новым институтом российского гражданского права, однако в период кризиса услуги факторинга стали пользоваться все большим спросом ввиду снижения доступности банковских кредитов. [16, с. 34]
В силу того, что договор факторинга вплоть до принятия второй части ГК РФ был мало известен, его регулирование еще не имеет сложившихся традиций и устоявшейся практики. В связи с этим возникает необходимость проведения более глубокого и системного анализа договора финансирования под уступку денежного требования.
Итак, гл. 43 ГК РФ целиком посвящена финансированию под уступку денежного требования, что, строго говоря, и есть факторинг. Если дать более широкое, подробное определение, то под термином "факторинг" обычно подразумевается целый комплекс услуг финансового толка, в который входят две и более из нижеперечисленных составляющих:
- снижение кредитного риска;
- обеспечение (финансирование) оборотного капитала компании;
- сбор дебиторской задолженности;
- учет задолженностей по оплате за поставки товара. [18, с. 2]
Главные действующие лица в договоре факторинга - это Фактор, Клиент (Поставщик) и Дебитор (дебиторы).
В настоящее время участники рынка сталкиваются с такими трудностями, как перебои с оплатой, недоступность кредитов, банкротство контрагентов, недостаток оборотных средств. Некоторые проблемы помогает решить такой признанный инструмент, как финансирование под уступку денежного требования (факторинг).
Договор факторинга можно заключить с любой коммерческой организацией (ст. 825 ГК РФ). Слово "факторинг" происходит от английского слова "factor" - посредник. Это договор финансирования под уступку денежного требования. Согласно п. 1 ст. 824 ГК РФ по договору финансирования под уступку денежного требования одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту, поставщику) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование. [23, с. 36]
Исследованию проблем, связанных с факторингом, уделено внимание рядом зарубежных исследователей, таких как Бикерс М, Биское П., Гилберт Дж., Джилберт И., Зомер Х.Ж., Кокс А., Мак-Кензи Дж., Сэлинджер Ф., Формен М., Хагенмюлер К.Ф., Ханн О., Чессер Д. и другие иностранные экономисты. В России данной проблематике посвящены исследовательские работы Афонина В.В., Букато В.И., Гамирова Г.М., Гончарова В.В., Жукова Е.Ф., Ивасенко А.Г., Лаврушина О.И., Леонтьева СВ., Мамонова И.Д., Масюковой Т.Д., Носкова И.Я., Орехова С.А., Халевинской Е.Д. и другие.
Информационной базой исследования послужили информационно-аналитические обзоры ведущих информационных агентств; материалы полученные непосредственно от профессиональных участников рынка факторинговых услуг (КБ «Промсвязьбанк», ЗАО ТК «Яршинторг»); данные сети Интернет; статистические и аналитические сведения, содержащиеся в справочных материалах, пресс-релизах, статистических сборниках, специализированных журналах, регулярной периодической печати
Объектом исследования выступает факторинг как форма предпринимательства в России.
Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие в процессе развития факторинга в России как способа ведения предпринимательской деятельности.
Целью исследования является выявление проблем и перспектив развития факторинга и его преимуществ перед кредитом.
Для достижения вышеуказанной цели в работе были поставлены следующие задачи:
- выявить предпосылки возникновения и основные этапы развития факторинга как полноценной финансовой услуги;
- показать понятие, содержание и виды факторинга.
- раскрыть преимущества и недостатки факторинга в сравнении с банковским кредитованием;
- выявит закономерности формирования и характерные черты рынка факторинговых услуг;
- определить проблемы нормативно-правового регулирования факторинговых операций
- оценить емкость факторингового рынка России, выявить проблемы и направления его дальнейшего развития.
I Теоретические основы факторинговых операций
1.1 Понятие, содержание и виды факторинга
Информация о работе Факторинг как форма финансирования оборотных средств предприятия