Факторинг как форма финансирования оборотных средств предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 00:24, курсовая работа

Описание

Целью исследования является выявление проблем и перспектив развития факторинга и его преимуществ перед кредитом.
Для достижения вышеуказанной цели в работе были поставлены следующие задачи:
- выявить предпосылки возникновения и основные этапы развития факторинга как полноценной финансовой услуги;
- показать понятие, содержание и виды факторинга.
- раскрыть преимущества и недостатки факторинга в сравнении с банковским кредитованием;
- выявит закономерности формирования и характерные черты рынка факторинговых услуг;
- определить проблемы нормативно-правового регулирования факторинговых операций
- оценить емкость факторингового рынка России, выявить проблемы и направления его дальнейшего развития.

Содержание

Введение…………………………………..…………………………………………4
I Теоретические основы факторинговых операций….…………………..……….7
1.1 Понятие, содержание и виды факторинга……….…………………….…….7
1.2 История развития факторинга………………………………………………..13
1.3 Законодательное и нормативно-правовое регулирование отношений…….17
II Развитие рынка факторинговых услуг……………………………………….22
2.1 Анализ рынка факторинга в Российской Федерации и Ярославской области……………………………………………………………………………..22
2.2 Проблемы и перспективы развития российского рынка факторинга……...29
III Преимущество факторинга перед кредитом…………………………………..32
3.1 Преимущество перед кредитом……………………………………………….32
3.2 Сравнительный анализ факторинга с кредитом……………………………...34
Заключение…………………………………………………………………………39
Список литературы…………………………………………………………………42

Работа состоит из  1 файл

факторинг (2).doc

— 555.50 Кб (Скачать документ)

Торговля и дальше будет оживать, расти, набирать обороты. Это обязательно повлечет за собой спрос на гибкие и оперативные финансовые инструменты. По итогам 2011 года мы рассчитываем на 40-процентный рост отечественного рынка факторинга. Безрегрессный факторинг будет вытеснять факторинговые сделки с регрессом — думаю, к концу года его доля способна увеличится до 20–30%. В 2012 году рынок будет расти сопоставимыми темпами, а вот доля безрегрессного факторинга, вероятнее всего, увеличится и приблизится к 35–40%.

Популярность факторинга растет, и это не случайно. Современный, высокотехнологичный продукт позволяет решать многие бизнес-задачи, прежде всего, в сфере оптовой торговли. Мы предлагаем практику ярославских предприятий по использованию такого банковского продукта, как факторинг. О своем опыте рассказывают индивидуальный предприниматель Юрий Лобанов, предприятие которого работает под маркой «Русский север», и финансовый директор ЗАО ТК «Яршинторг» Оксана Межерицкая.

«Русский север» - торговая марка, под которой производит и продает свою продукцию Индивидуальный предприниматель Юрий Лобанов. Это – различного рода пиломатериалы. Предприятие существует на рынке уже 6-ой год, стабильно работает и увеличивает свои обороты.
ИП Юрий Лобанов: «Основным потребителем нашей продукции являются сетевые компании, один из ведущих контрагентов моей компании – сеть «Леруа Мерлен», торговые филиалы которой расположены по всей России. Сотрудничество с таким крупным сетевиком имеет определенные сложности, в частности - отсрочка платежа от одного до полутора месяцев. При этом мы должны выполнять строгий график поставок и обеспечивать большой ассортимент поставляемых пиломатериалов. Таким образом, отсрочки платежей могут привести к нестабильным ситуациям в работе. Здесь нам на помощь пришел факторинг. С 2008 года я ежемесячно пользуюсь такой услугой, заключив тройственное соглашение между Промсвязьбанком, мною и моим потребителем. Если брать обычный кредит требуется залог. В факторинге по-другому, здесь основными гарантиями для банка являются стабильность поставщика и потребителя. Для осуществления оптовых торговых сделок факторинг - оптимальный продукт. Благодаря факторинговой услуге Промсвязьбанка нам удается поддерживать бесперебойное стабильное производство, иметь необходимый запас товаров на складе, что создает более широкие возможности для компании, в том числе – по увеличению поставок в крупные сетевые магазины.

Основным видом деятельности ЗАО ТК «Яршинторг» является оптовая торговля автомобильными шинами и дисками импортного и отечественного производства. Ассортимент продукции компании достаточно широк и представлен целым рядом известных брендов. Яршинторг имеет более 200 постоянных клиентов из числа средних и мелких оптовиков в различных регионах нашей страны.

Финансовый директор ЗАО ТК «Яршинторг» Оксана Межерицкая: «С 2005 года наше предприятие пользуется факторингом. При выборе банка-партнера мы учитывали размер ставки и скорость рассмотрения вопроса финансирования. Остановились на факторинге от Промсвязьбанка.
Эта услуга для нашего предприятия выгодна и удобна по ряду позиций. Во-первых, в условиях отсрочек платежей потребителями нашей продукции, мы всегда имеем деньги в обороте. А это, в свою очередь, позволяет нам наращивать объемы продаж. Кроме того, аналитическая работа специалистов банка позволяет нам получить объективную профессиональную оценку рисков сотрудничества с тем или иным потребителем. Это очень важный момент. Еще одно преимущество – благодаря факторинговым сделкам улучшается платежная дисциплина наших контрагентов. Сегодня через факторинг мы поставляем шинную продукцию компаниям «Старк», «Юнипол» и «Айс авто». Общий лимит факторинговых сделок - около 1,2 млн. долларов».

Ольга Попкова – руководитель по развитию факторинга Ярославского филиала ОАО «Промсвязьбанк»: Факторинг сегодня по праву считается одним из самых удобных, а в последнее время популярных финансовых инструментов. Факторинг подразумевает не только финансирование торговых сделок, но и комплекс услуг, включающий информационно-аналитическое сопровождение и контроль за платежной дисциплиной контрагентов предприятия. Факторинг может использовать любая компания, в договорах поставок которой предусмотрена отсрочка платежа, а сами поставки осуществляются на регулярной основе. В этом случае в залог компания отдает не товары, не недвижимость, а свою дебиторскую задолженность.

ОАО Промсвязьбанк предлагает своим клиентам различные виды факторинга. Внутренний факторинг - когда и поставщик, и покупатель находятся на территории России, международный - когда покупатель и продавец находятся в разных странах.

В целом по рынку, как и в ОАО Промсвязьбанке, наибольшая доля оборота по факторингу традиционно приходится на оптовую торговлю – 66% по итогам 2010 года. У компаний этого сегмента, как правило, нет залога для получения стандартного кредита. 31% занимают обрабатывающие производства. В группе «оптовая торговля» отраслевая разбивка такова: 42% занимают компании, специализирующие на торговле компьютерами и комплектующими, оргтехникой, мобильными телефонами, бытовой техникой, 25% приходится на торговлю продуктами питания и алкогольными напитками, 8% - доля непродовольственных товаров (бытовая химия, косметика, парфюмерия). Что касается ярославского региона, то спрос на факторинг растет. В прошлом году объем портфеля по факторингу в нашем банке вырос почти на 80 процентов.

 

2.2 Проблемы и перспективы развития российского рынка факторинга

 

Согласно мнениям ряда экспертов, высказанным в исследовании "Эксперта РА" и на V Ежегодной конференции "Факторинг в России - 2010: стратегии роста", основными "драйверами" роста рынка факторинга в 2010 г. должны стать безрегрессный факторинг и региональный факторинг. Однако, на наш взгляд, первый из данных факторов роста представляется сомнительным.

В Западной Европе успешное развитие факторинга без регресса связано с широким распространением страхования кредитных рисков. Страховщики на основе общедоступной информации о финансовом положении компаний легко выставляют на них лимиты, которыми пользуются факторинговые компании и банки, страхуя свои кредитные риски и зачастую отдавая кредитный анализ сделки на откуп страховщикам. В России этот сегмент страхового рынка развит слабо, на нем работают от силы 4 - 5 компаний, и подобные сделки можно считать единичными. Кроме того, тарифы страховщиков по подобному страхованию довольно высоки и составляют 0,5 - 1% от суммы страхового лимита.

В такой ситуации российские факторы могут предлагать факторинг без регресса лишь в том случае, если уверены в своих оценках рисков по сделке и готовы, за определенную плату, принимать их на себя. В 2009 г. лишь несколько компаний проводили подобные сделки, да и то в небольших количествах и для проверенных клиентов. Поэтому говорить о резком изменении в данном направлении и резком скачке качества риск-менеджмента у остальных факторов в течение 2010 г. вряд ли стоит.

Второй "локомотив" роста - региональный факторинг - представляется более реальным. По итогам 2009 г., по данным "Эксперта РА", доля Москвы и Санкт-Петербурга в общем объеме сделок составила 78%. Несомненно, это создает большой потенциал для роста факторинга в регионах. В первую очередь в этом должны преуспеть банки федерального значения с широкой региональной сетью, такие как Промсвязьбанк, Альфа-Банк, ФК "Лайф" (на базе Пробизнесбанка). [30]

Еще одним фактором роста могло бы стать расширение числа клиентов среди малого и среднего бизнеса. После кризиса в течение 2009 г. доля компаний малого бизнеса среди клиентов факторов довольно значительно снизилась - на 27%. Эта тенденция представляется довольно тревожной. Ее изменению может способствовать получение рядом факторов в 2009 г. целевых кредитных линий от Российского банка развития, направленных на финансирование факторинговых сделок с малым бизнесом. Но по-прежнему проблемой остается недоступность факторинга для малого и микробизнеса: большинство факторов не готово принимать на финансирование дебиторскую задолженность в размере менее 5 - 10 млн руб. в месяц.

Отметим также, что прошедший год оставил нерешенным ряд проблем, которые продолжают "тормозить" развитие отечественного рынка факторинга:

1) отсутствие должной законодательной базы.

До сих пор нет специального законодательного акта о факторинге, и пока даже не ведется работа по его разработке. В этой связи остается законодательно не урегулированным ряд важнейших моментов, касающихся уступки прав требований: уведомление должника, порядок действий при взаимозачетах и списаниях со стороны должника (дебитора) и др.;

2) слабое развитие страхования кредитных рисков.

Данный факт серьезно затрудняет развитие факторинга без регресса и увеличивает стоимость данной услуги для клиентов, делая ее зачастую нецелесообразной ввиду высокой цены;

3) низкий уровень риск-менеджмента факторов.

Отсутствие у многих участников рынка полноценной методологической базы и квалифицированного персонала ограничивает их возможности по совершенствованию имеющихся и созданию новых продуктов для клиентов;

4) общий негативный имидж рынка факторинга после дефолта ФК "Еврокоммерц".

Дефолт лидера рынка в 2007 - 2008 гг. отпугнул от факторинга как ряд действующих и потенциальных клиентов, которые испытали серьезные трудности с финансированием из-за банкротства данной факторинговой компании, так и инвесторов, которые приобрели ценные бумаги ФК "Еврокоммерц", по большинству из которых компания так и не расплатилась вследствие своего дефолта;

5) недостаточная информированность потенциальных клиентов-предпринимателей о данной услуге.

Уровень знаний о факторинге среди клиентов, особенно в регионах, остается на довольно низком уровне;

6) отсутствие консолидации среди факторов.

Совместные усилия по развитию рынка в рамках объединения его участников могли бы серьезно повысить конкурентоспособность факторинга в сравнении с другими финансовыми услугами, а также привлечь к рынку внимание законодателей и инвесторов.

Главный недостаток факторинга в том, что его использование обходится предприятию дороже, чем привлечение кредита. Факторинговая комиссия представляет собой общую плату за комплексную услугу и в общем случае складывается из следующих составляющих:

   сбор за обработку документов;

   собственно факторинговая комиссия;

   проценты за использование денежных средств, предоставленных банком клиенту сразу после отгрузки товара и получения от него товарно-транспортных документов.

Впрочем, при заключении договора на факторинговые услуги банки, как правило, готовы учитывать индивидуальные особенности своих клиентов. Так, на размер комиссии влияют количество дебиторов у предприятия, сумма оборота в рамках факторинговых услуг.

Итак, если тщательно проанализировать все преимущества и недостатки факторинга, сравните его с кредитованием, то, возможно, придете к выводу, что факторинг - именно тот инструмент, который позволит вашей компании увеличить продажи и лучше использовать ее оборотные средства. Хотя возможно, именно вашему предприятию выгоднее периодически брать кредиты или продавать товары по предоплате. Выбор за вами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III Преимущество факторинга перед кредитом

3.1 Преимущество перед кредитом

 

Малый бизнес заинтересован в финансировании, так как его источники ограничены. Ему нужен усеченный факторинг, представляющий собой кредитование под залог дебиторской задолженности. Средний же бизнес заинтересован в инструменте увеличения объема продаж, а потому ему нужен полный коммерческий факторинг. [27]

Факторинг – это финансирование под уступку денежного требования, комплекс услуг, направленных на активный рост компании. Факторинг позволяет за короткий срок увеличивать объем продаж в несколько раз и дает возможность компании развиваться более эффективно, чем при кредитовании. Основная цель факторингового обслуживания банком – обеспечить клиенту возможность заниматься основной деятельностью – продажами, не отвлекаясь на постоянное решение финансовых вопросов.

Эффект от факторингового обслуживания максимален в случае, если полученное финансирование направляется на закупку товара, который в свою очередь также отгружается с отсрочкой платежа, компания снова получает финансирование и т.д. «Такая работа позволяет бизнесу активно расти и приносит существенные конкурентные преимущества. Работа банка с покупателями тоже, как правило, приводит к сокращению сроков оплаты поставок покупателями. За счет факторинга минимизируется проектный риск, связанный с активным ростом компании», – объясняет Василий Белов, генеральный директор кредитного брокера «Фосборн Хоум». Он отмечает ряд преимуществ факторинга как для поставщиков, так и для покупателей.

Для поставщика

– Простой процесс получения финансовых средств.

– Минимальный пакет документов.

Информация о работе Факторинг как форма финансирования оборотных средств предприятия