Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 00:24, курсовая работа
Целью исследования является выявление проблем и перспектив развития факторинга и его преимуществ перед кредитом.
Для достижения вышеуказанной цели в работе были поставлены следующие задачи:
- выявить предпосылки возникновения и основные этапы развития факторинга как полноценной финансовой услуги;
- показать понятие, содержание и виды факторинга.
- раскрыть преимущества и недостатки факторинга в сравнении с банковским кредитованием;
- выявит закономерности формирования и характерные черты рынка факторинговых услуг;
- определить проблемы нормативно-правового регулирования факторинговых операций
- оценить емкость факторингового рынка России, выявить проблемы и направления его дальнейшего развития.
Введение…………………………………..…………………………………………4
I Теоретические основы факторинговых операций….…………………..……….7
1.1 Понятие, содержание и виды факторинга……….…………………….…….7
1.2 История развития факторинга………………………………………………..13
1.3 Законодательное и нормативно-правовое регулирование отношений…….17
II Развитие рынка факторинговых услуг……………………………………….22
2.1 Анализ рынка факторинга в Российской Федерации и Ярославской области……………………………………………………………………………..22
2.2 Проблемы и перспективы развития российского рынка факторинга……...29
III Преимущество факторинга перед кредитом…………………………………..32
3.1 Преимущество перед кредитом……………………………………………….32
3.2 Сравнительный анализ факторинга с кредитом……………………………...34
Заключение…………………………………………………………………………39
Список литературы…………………………………………………………………42
Торговля и дальше будет оживать, расти, набирать обороты. Это обязательно повлечет за собой спрос на гибкие и оперативные финансовые инструменты. По итогам 2011 года мы рассчитываем на 40-процентный рост отечественного рынка факторинга. Безрегрессный факторинг будет вытеснять факторинговые сделки с регрессом — думаю, к концу года его доля способна увеличится до 20–30%. В 2012 году рынок будет расти сопоставимыми темпами, а вот доля безрегрессного факторинга, вероятнее всего, увеличится и приблизится к 35–40%.
Популярность факторинга растет, и это не случайно. Современный, высокотехнологичный продукт позволяет решать многие бизнес-задачи, прежде всего, в сфере оптовой торговли. Мы предлагаем практику ярославских предприятий по использованию такого банковского продукта, как факторинг. О своем опыте рассказывают индивидуальный предприниматель Юрий Лобанов, предприятие которого работает под маркой «Русский север», и финансовый директор ЗАО ТК «Яршинторг» Оксана Межерицкая.
«Русский север» - торговая марка, под которой производит и продает свою продукцию Индивидуальный предприниматель Юрий Лобанов. Это – различного рода пиломатериалы. Предприятие существует на рынке уже 6-ой год, стабильно работает и увеличивает свои обороты.
ИП Юрий Лобанов: «Основным потребителем нашей продукции являются сетевые компании, один из ведущих контрагентов моей компании – сеть «Леруа Мерлен», торговые филиалы которой расположены по всей России. Сотрудничество с таким крупным сетевиком имеет определенные сложности, в частности - отсрочка платежа от одного до полутора месяцев. При этом мы должны выполнять строгий график поставок и обеспечивать большой ассортимент поставляемых пиломатериалов. Таким образом, отсрочки платежей могут привести к нестабильным ситуациям в работе. Здесь нам на помощь пришел факторинг. С 2008 года я ежемесячно пользуюсь такой услугой, заключив тройственное соглашение между Промсвязьбанком, мною и моим потребителем. Если брать обычный кредит требуется залог. В факторинге по-другому, здесь основными гарантиями для банка являются стабильность поставщика и потребителя. Для осуществления оптовых торговых сделок факторинг - оптимальный продукт. Благодаря факторинговой услуге Промсвязьбанка нам удается поддерживать бесперебойное стабильное производство, иметь необходимый запас товаров на складе, что создает более широкие возможности для компании, в том числе – по увеличению поставок в крупные сетевые магазины.
Основным видом деятельности ЗАО ТК «Яршинторг» является оптовая торговля автомобильными шинами и дисками импортного и отечественного производства. Ассортимент продукции компании достаточно широк и представлен целым рядом известных брендов. Яршинторг имеет более 200 постоянных клиентов из числа средних и мелких оптовиков в различных регионах нашей страны.
Финансовый директор ЗАО ТК «Яршинторг» Оксана Межерицкая: «С 2005 года наше предприятие пользуется факторингом. При выборе банка-партнера мы учитывали размер ставки и скорость рассмотрения вопроса финансирования. Остановились на факторинге от Промсвязьбанка.
Эта услуга для нашего предприятия выгодна и удобна по ряду позиций. Во-первых, в условиях отсрочек платежей потребителями нашей продукции, мы всегда имеем деньги в обороте. А это, в свою очередь, позволяет нам наращивать объемы продаж. Кроме того, аналитическая работа специалистов банка позволяет нам получить объективную профессиональную оценку рисков сотрудничества с тем или иным потребителем. Это очень важный момент. Еще одно преимущество – благодаря факторинговым сделкам улучшается платежная дисциплина наших контрагентов. Сегодня через факторинг мы поставляем шинную продукцию компаниям «Старк», «Юнипол» и «Айс авто». Общий лимит факторинговых сделок - около 1,2 млн. долларов».
Ольга Попкова – руководитель по развитию факторинга Ярославского филиала ОАО «Промсвязьбанк»: Факторинг сегодня по праву считается одним из самых удобных, а в последнее время популярных финансовых инструментов. Факторинг подразумевает не только финансирование торговых сделок, но и комплекс услуг, включающий информационно-аналитическое сопровождение и контроль за платежной дисциплиной контрагентов предприятия. Факторинг может использовать любая компания, в договорах поставок которой предусмотрена отсрочка платежа, а сами поставки осуществляются на регулярной основе. В этом случае в залог компания отдает не товары, не недвижимость, а свою дебиторскую задолженность.
ОАО Промсвязьбанк предлагает своим клиентам различные виды факторинга. Внутренний факторинг - когда и поставщик, и покупатель находятся на территории России, международный - когда покупатель и продавец находятся в разных странах.
В целом по рынку, как и в ОАО Промсвязьбанке, наибольшая доля оборота по факторингу традиционно приходится на оптовую торговлю – 66% по итогам 2010 года. У компаний этого сегмента, как правило, нет залога для получения стандартного кредита. 31% занимают обрабатывающие производства. В группе «оптовая торговля» отраслевая разбивка такова: 42% занимают компании, специализирующие на торговле компьютерами и комплектующими, оргтехникой, мобильными телефонами, бытовой техникой, 25% приходится на торговлю продуктами питания и алкогольными напитками, 8% - доля непродовольственных товаров (бытовая химия, косметика, парфюмерия). Что касается ярославского региона, то спрос на факторинг растет. В прошлом году объем портфеля по факторингу в нашем банке вырос почти на 80 процентов.
2.2 Проблемы и перспективы развития российского рынка факторинга
Согласно мнениям ряда экспертов, высказанным в исследовании "Эксперта РА" и на V Ежегодной конференции "Факторинг в России - 2010: стратегии роста", основными "драйверами" роста рынка факторинга в 2010 г. должны стать безрегрессный факторинг и региональный факторинг. Однако, на наш взгляд, первый из данных факторов роста представляется сомнительным.
В Западной Европе успешное развитие факторинга без регресса связано с широким распространением страхования кредитных рисков. Страховщики на основе общедоступной информации о финансовом положении компаний легко выставляют на них лимиты, которыми пользуются факторинговые компании и банки, страхуя свои кредитные риски и зачастую отдавая кредитный анализ сделки на откуп страховщикам. В России этот сегмент страхового рынка развит слабо, на нем работают от силы 4 - 5 компаний, и подобные сделки можно считать единичными. Кроме того, тарифы страховщиков по подобному страхованию довольно высоки и составляют 0,5 - 1% от суммы страхового лимита.
В такой ситуации российские факторы могут предлагать факторинг без регресса лишь в том случае, если уверены в своих оценках рисков по сделке и готовы, за определенную плату, принимать их на себя. В 2009 г. лишь несколько компаний проводили подобные сделки, да и то в небольших количествах и для проверенных клиентов. Поэтому говорить о резком изменении в данном направлении и резком скачке качества риск-менеджмента у остальных факторов в течение 2010 г. вряд ли стоит.
Второй "локомотив" роста - региональный факторинг - представляется более реальным. По итогам 2009 г., по данным "Эксперта РА", доля Москвы и Санкт-Петербурга в общем объеме сделок составила 78%. Несомненно, это создает большой потенциал для роста факторинга в регионах. В первую очередь в этом должны преуспеть банки федерального значения с широкой региональной сетью, такие как Промсвязьбанк, Альфа-Банк, ФК "Лайф" (на базе Пробизнесбанка). [30]
Еще одним фактором роста могло бы стать расширение числа клиентов среди малого и среднего бизнеса. После кризиса в течение 2009 г. доля компаний малого бизнеса среди клиентов факторов довольно значительно снизилась - на 27%. Эта тенденция представляется довольно тревожной. Ее изменению может способствовать получение рядом факторов в 2009 г. целевых кредитных линий от Российского банка развития, направленных на финансирование факторинговых сделок с малым бизнесом. Но по-прежнему проблемой остается недоступность факторинга для малого и микробизнеса: большинство факторов не готово принимать на финансирование дебиторскую задолженность в размере менее 5 - 10 млн руб. в месяц.
Отметим также, что прошедший год оставил нерешенным ряд проблем, которые продолжают "тормозить" развитие отечественного рынка факторинга:
1) отсутствие должной законодательной базы.
До сих пор нет специального законодательного акта о факторинге, и пока даже не ведется работа по его разработке. В этой связи остается законодательно не урегулированным ряд важнейших моментов, касающихся уступки прав требований: уведомление должника, порядок действий при взаимозачетах и списаниях со стороны должника (дебитора) и др.;
2) слабое развитие страхования кредитных рисков.
Данный факт серьезно затрудняет развитие факторинга без регресса и увеличивает стоимость данной услуги для клиентов, делая ее зачастую нецелесообразной ввиду высокой цены;
3) низкий уровень риск-менеджмента факторов.
Отсутствие у многих участников рынка полноценной методологической базы и квалифицированного персонала ограничивает их возможности по совершенствованию имеющихся и созданию новых продуктов для клиентов;
4) общий негативный имидж рынка факторинга после дефолта ФК "Еврокоммерц".
Дефолт лидера рынка в 2007 - 2008 гг. отпугнул от факторинга как ряд действующих и потенциальных клиентов, которые испытали серьезные трудности с финансированием из-за банкротства данной факторинговой компании, так и инвесторов, которые приобрели ценные бумаги ФК "Еврокоммерц", по большинству из которых компания так и не расплатилась вследствие своего дефолта;
5) недостаточная информированность потенциальных клиентов-предпринимателей о данной услуге.
Уровень знаний о факторинге среди клиентов, особенно в регионах, остается на довольно низком уровне;
6) отсутствие консолидации среди факторов.
Совместные усилия по развитию рынка в рамках объединения его участников могли бы серьезно повысить конкурентоспособность факторинга в сравнении с другими финансовыми услугами, а также привлечь к рынку внимание законодателей и инвесторов.
Главный недостаток факторинга в том, что его использование обходится предприятию дороже, чем привлечение кредита. Факторинговая комиссия представляет собой общую плату за комплексную услугу и в общем случае складывается из следующих составляющих:
сбор за обработку документов;
собственно факторинговая комиссия;
проценты за использование денежных средств, предоставленных банком клиенту сразу после отгрузки товара и получения от него товарно-транспортных документов.
Впрочем, при заключении договора на факторинговые услуги банки, как правило, готовы учитывать индивидуальные особенности своих клиентов. Так, на размер комиссии влияют количество дебиторов у предприятия, сумма оборота в рамках факторинговых услуг.
Итак, если тщательно проанализировать все преимущества и недостатки факторинга, сравните его с кредитованием, то, возможно, придете к выводу, что факторинг - именно тот инструмент, который позволит вашей компании увеличить продажи и лучше использовать ее оборотные средства. Хотя возможно, именно вашему предприятию выгоднее периодически брать кредиты или продавать товары по предоплате. Выбор за вами.
III Преимущество факторинга перед кредитом
Малый бизнес заинтересован в финансировании, так как его источники ограничены. Ему нужен усеченный факторинг, представляющий собой кредитование под залог дебиторской задолженности. Средний же бизнес заинтересован в инструменте увеличения объема продаж, а потому ему нужен полный коммерческий факторинг. [27]
Факторинг – это финансирование под уступку денежного требования, комплекс услуг, направленных на активный рост компании. Факторинг позволяет за короткий срок увеличивать объем продаж в несколько раз и дает возможность компании развиваться более эффективно, чем при кредитовании. Основная цель факторингового обслуживания банком – обеспечить клиенту возможность заниматься основной деятельностью – продажами, не отвлекаясь на постоянное решение финансовых вопросов.
Эффект от факторингового обслуживания максимален в случае, если полученное финансирование направляется на закупку товара, который в свою очередь также отгружается с отсрочкой платежа, компания снова получает финансирование и т.д. «Такая работа позволяет бизнесу активно расти и приносит существенные конкурентные преимущества. Работа банка с покупателями тоже, как правило, приводит к сокращению сроков оплаты поставок покупателями. За счет факторинга минимизируется проектный риск, связанный с активным ростом компании», – объясняет Василий Белов, генеральный директор кредитного брокера «Фосборн Хоум». Он отмечает ряд преимуществ факторинга как для поставщиков, так и для покупателей.
Для поставщика
– Простой процесс получения финансовых средств.
– Минимальный пакет документов.
Информация о работе Факторинг как форма финансирования оборотных средств предприятия